Битва при Лагосе

редактировать
Морское сражение между Францией и Великобританией в 1759 г.

Битва при Лагосе
Часть Семерки Многолетняя война
Картина маслом, изображающая сражение нескольких военных кораблей XVIII века. Британский флагман HMS Namur . Британский королевский флот разгромил французский Средиземноморский флот в битве при Лагосе. Ричард Перре
Дата18–19 августа 1759 г.
МестоположениеАтлантический океан между Гибралтаром и Лагосом, Португалия 36 ° 18'N 7 ° 18'W / 36,3 ° N 7,3 ° W / 36,3; -7.3
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Великобритания Франция
Командиры и лидеры
Эдвард Боскавен Жан-Франсуа де ла Клю-Сабран
Численность
15 линейных кораблей. 10 фрегатов. 2 шлюпа. 2 боевых корабля12 линейных кораблей. 3 фрегата
Потери и потери
252 убитых и раненых1000 убитых и раненых. 2 линейных корабля уничтожены. 3 линейных корабля захвачены

Военно-морское сражение при Лагосе произошло между британский флот под командованием сэра Эдварда Боскавена и французский флот под командованием Жана-Франсуа де ла Клю-Сабрана в течение двух дней в 1759 году во время Семилетней войны. 18 августа они сражались к юго-западу от Кадисского залива и к востоку от небольшого португальского порта Лагос, в честь которого названо сражение, 19 августа.

Ла Клю пытался уклониться от Боскавена и вывести французский средиземноморский флот в Атлантику, по возможности избегая боя; тогда ему было приказано плыть в Вест-Индию. Боскавен получил приказ не допустить прорыва французов в Атлантику, а также преследовать французов и сражаться с ними, если они это сделают. Вечером 17 августа французский флот успешно прошел Гибралтарский пролив, но вскоре после входа в Атлантику был замечен британским кораблем. Британский флот находился в близлежащем Гибралтаре и подвергался капитальному ремонту. Он покинул порт в большой суматохе, большинство кораблей еще не закончили переоборудование, многие задержались и отправились во второй эскадре. Зная, что его преследуют, Ла Клю изменил свой план и изменил курс; половина его кораблей не последовала за ним в темноте, но британцы сделали это.

18-го англичане догнали французов, и последовали ожесточенные бои, в ходе которых несколько кораблей были сильно повреждены, а один французский корабль был захвачен. Британцы, численность которых значительно превосходила оставшиеся шесть французских кораблей, преследовали их в лунную ночь 18–19 августа, в течение которой еще два французских корабля совершили побег. 19-го остатки французского флота попытались укрыться в нейтральных португальских водах около Лагуша, но Боскавен нарушил этот нейтралитет, захватив еще два французских корабля и уничтожив два других.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Прелюдия
  • 2 Битва
    • 2.1 В море
    • 2.2 Off Lagos
  • 3 Aftermath
  • 4 Боевой порядок
    • 4.1 Великобритания
    • 4.2 Франция
  • 5 Примечания, цитаты и источники
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Цитаты
    • 5.3 Источники
  • 6 Дополнительная литература
Общие сведения

Ощущение эндемического заболевания между Франция и Великобритания в XVIII веке переросли в открытую войну в 1754 и 1755 годах. В 1756 году в Европе разразилась так называемая Семилетняя война. Франция, Австрия и Россия против Великобритании и Пруссии. Франция поддержала Австрию и Россию в сухопутной кампании против Пруссии и предприняла то, что она считала своим главным усилием - морское и колониальное наступление против Британии.

К началу 1759 г. ни один из союзов не имел преимущества ни в одной из стран. сухопутные или морские кампании, и у обоих были серьезные проблемы с финансированием войны. В 1759 году более 60 процентов доходов Франции пошло на обслуживание ее долга, что привело к многочисленным дефицитам. Французский флот, в частности, был перегружен и страдал от отсутствия последовательной доктрины, усугубляемой неопытностью, граничащей с некомпетентностью государственного секретаря военно-морского флота, Николя Рене Берье, бывший начальник полиции. Между тем военные усилия Британии до начала 1757 года потерпели неудачу с неудачами в Европе, Северной Америке, Индии и на море. С июня он перешел под контроль нового напористого государственного секретаря южного департамента (министра иностранных дел) Уильяма Питта, который навязал скоординированную стратегию. К началу 1759 года это начало приносить плоды.

В ответ на успехи Британии министры французского короля Людовика XV запланировали прямое вторжение в Британию, которое в случае успеха, решили бы войну в свою пользу. Армия численностью 17000 человек была собрана в Ванне, на юго-востоке Бретани, и около 100 транспортов было собрано около залива Киберон. В окончательной форме французский план требовал, чтобы эти транспорты сопровождал французский флот. Однако в лучшие времена французы изо всех сил пытались укомплектовать свой флот опытными моряками; можно было использовать наземных солдат, но даже небольшой недостаток в управлении кораблем приводил к заметным затруднениям в бою. За три года войны тысячи французских моряков были взяты в плен англичанами; многие другие были заняты умозрительной, а иногда и прибыльной, каперской карьерой; а нездоровые условия труда, обременительная дисциплина на борту и низкая заработная плата, выплачиваемая с опозданием, были сильным препятствием для службы. Транспортам также требовалось, по крайней мере, кадры квалифицированных людей.

У французов было 73 линейных корабля, крупнейших военных кораблей того времени: 30 служили за границей и 43 в домашних водах. Последние были разделены между атлантическим портом Брест (22 корабля) и средиземноморским портом Тулон, с небольшим количеством в двух портах в Бискайском заливе : Лорьян и Рошфор. Всего на эти корабли требовалось экипаж около 25 000 человек; им не хватало более 9000 человек. У британцев было 40 линейных кораблей в домашних водах и еще 15 в их Средиземноморском флоте, который базировался в Гибралтаре.

Prelude

картина маслом мужчины 18 века мантия на фоне моря Сэр Эдвард Боскавен

В мае 1759 г. Эдвард Боскавен принял командование британским флотом в Средиземном море. Помимо 15 линейных кораблей у него также было 12 фрегатов - меньших и более быстрых, чем линейные корабли, и предназначенных в первую очередь для рейдов, разведки и обмена сообщениями. Ему было поручено преследовать французов, защищать британское торговое судоходство и обеспечивать безопасность британского форпоста и военно-морской базы в Гибралтаре. К концу июля корабли британского флота испытывали нехватку запасов и нуждались в срочном ремонте после длительного пребывания в море, в течение которого некоторые корабли были повреждены в результате действий противника. Флот удалился в Гибралтар, прибыв 4 августа. Там они начали сложный процесс очистки днища кораблей от ракушек и водорослей, ремонта и замены их такелажа и замены лонжеронов. Пока шла реконструкция, поступили новые приказы, предупредившие Боскавена о вероятности того, что французский Средиземноморский флот попытается соединиться с их Атлантическим флотом, вероятно, в Бресте, и проинструктировали его предотвратить это. Он приказал первым двум из своих фрегатов быть готовыми к выходу в море для патрулирования на восток, где Средиземное море сужается до узкого места Гибралтарского пролива, чтобы предупредить, если французы попытаются прорваться..

Ранее в этом году аспект британской стратегии разыгрался в Вест-Индии. В феврале 4 000 британских солдат высадились во французских Вест-Индских владениях Гваделупа. Предполагалось, что колоссальное производство сахара на этом острове будет превышать производство всех британских Подветренных островов вместе взятых. После больших трудностей при подготовке их к выходу в море девять линейных французских кораблей под командованием Максимина де Бомпара были отправлены для освобождения острова. Они прибыли на следующий день после того, как 1 мая французский губернатор сдался британцам.

Новости об этой катастрофе были переданы в Париж, где после обсуждения было решено усилить силы Бомпарта Средиземноморским флотом. Приказ о отплытии достиг его командира адмирала Жан-Франсуа де ла Клю-Сабрана в конце июля, и он покинул Тулон 5 августа. В его состав входили двенадцать линейных кораблей и три фрегата. Ла Клю намеревался пройти через Гибралтарский пролив ночью, чтобы держать британцев в неведении о его отсутствии в Средиземном море. Он ожидал, что это может рассеять его флот, и приказал своим кораблям встретиться у испанского порта Кадиса. Поздним вечером 17 августа французы прошли через пролив, но вскоре были замечены британским фрегатом. Французы знали, что их заметили, и, поняв к этому моменту, что британский флот находится в Гибралтаре, ожидали быстрого преследования.

Карта, показывающая расположение основных названных мест рядом с местом битвы

Приближение Гибралтара, стреляющего из своих орудий, чтобы указать, что враг был обнаружен, захватил британцев. врасплох. Была драка, чтобы тронуться. Большинство капитанов и многие члены экипажа были на берегу; некоторые, в том числе Боскавен, обедали за несколько миль. Большинство кораблей шли без капитанов, некоторые под командованием младших офицеров. Их старшие следовали, как могли - флагман, HMS Namur, плыл с тремя капитанами и адмиралом на борту - и разобрались, как позволяли обстоятельства. Многие офицеры и солдаты остались на берегу. Некоторые корабли были едва ли мореходными. Процесс подгонки или «сгибания» парусов к мачтам больших военных кораблей того времени был сложным, и большинство британских кораблей были вынуждены делать это, когда они шли в темноте. с небольшим количеством офицеров. Некоторые также устанавливали лонжероны или даже наступали на верхних мачтах. Корабли были завалены материалами для переоборудования и незагруженными припасами. HMS Prince на одной из ее орудийных палуб было так много бочек, что они не могли управлять орудиями этой палубы; Экипаж HMS America выбросил за борт большое количество сыпучих материалов. Несмотря на эти трудности, к 23:00, в течение трех часов после появления Гибралтара, восемь линейных британских кораблей вытеснили из гавани и направились в Атлантику. Несколько кораблей остались позади под командованием вице-адмирала Томаса Бродрика, получившего приказ отплыть, как только они будут готовы к выходу в море.

Ночные корабли. обычно выставляли фонари со своих кормов и мачт, чтобы избежать столкновений и позволить группам кораблей поддерживать контакт. Желая быть максимально незаметными, французские корабли, вероятно, не следовали этой практике. Все французские корабли получили запечатанные приказы, которые они должны были открыть при переходе через Гибралтарский пролив; они проинструктировали их, что флот должен встретиться в Кадис. Зная, что за ними наблюдали англичане, Ла Клю изменил свой план. Вместо того чтобы отправиться в Кадис, где он опасался, что британцы могут его легко заблокировать, он решил плыть западнее, очистить мыс Сент-Винсент и направиться в Северную Атлантику. Однако во французском флоте не было эффективной системы ночной сигнализации. Итак, около полуночи Ла Клю приказал своему флагману Océan зажег кормовой фонарь, повернул налево (налево или на запад) и снизил скорость. Обычно такие действия сопровождаются выстрелом из пушки для привлечения внимания. Военно-морской историк Сэм Уиллис предполагает, что, возможно, Ла Клю, которому было приказано избегать сражения любой ценой, зная, что весь флот был относительно близко, и не желая рекламировать свой маневр британцам, упустил

Битва

В море

картина маслом, на которой изображено сражение нескольких военных кораблей XVIII века Битва при Лагосе. Томас Луни

Восемь из пятнадцати кораблей французского флота продолжили путь в Кадис. Неясно, произошло ли это потому, что они, конечно, не заметили смены курса флагмана, потому что они не понимали его последствий, или потому, что они чувствовали, что их недавно открытые приказы имеют приоритет. На рассвете 18 августа Ла Клю увидел только шесть других кораблей. Он приказал им сплотиться на флагмане и подняться на и ждать ожидаемого появления остальной части флота. Примерно в 6 часов утра в поле зрения появилась группа больших кораблей, и Ла Клю остался стоять, полагая, что это пропавший компонент своего флота. Только когда марсалы девяти кораблей второй британской эскадры, отставшие под командованием Бродрика, были замечены дальше, стало ясно, что все эти корабли были британскими.

Семь французских кораблей плыли со скоростью их самый медленный член, Souverain. Боскавен приказал своим кораблям сохранять строй, чтобы его самые быстрые корабли не достигли и не вступили в бой с французской эскадрой в индивидуальном порядке и не были разбиты в деталях. Британские корабли оказались более быстрыми, и им немного благоприятствовали переменные ветры, что позволило им постепенно провести капитальный ремонт французов к полудню 18 августа. Боскавен неоднократно давал понять своим кораблям: «Увеличьте скорость». Некоторым британским кораблям мешали расколоть только что покоробленные паруса или сломались только что смонтированные лонжероны, так как они были перенапряжены экипажами, стремившимися поймать французов. В 13:00 французские корабли подняли свои боевые прапорщики и открыли огонь с дальней дистанции. Линейные корабли имели большую часть своих орудий, установленных на бортах, чтобы они могли вести огонь бортовыми стволами, но у них было небольшое количество более легких орудий, установленных на кормах, способных вести огонь в заднюю часть. Впереди такие корабли вести эффективный огонь не удавалось. Таким образом, французы могли стрелять по британцам, когда они приближались, в то время как британцы не могли дать особого ответа. Французы попытались вывести из строя паруса и оснастку британских кораблей, но без особого успеха.

Картина маслом большого военного корабля XVIII века Британский флагман, HMS Namur

В 14:30 британский Каллоден вступил в бой с последним французским кораблем, Centaure ; они были равны, каждый был оснащен 74 тяжелыми орудиями, по 37 с каждой стороны. К этому времени французы сформировали линию впереди, со своим флагманом в центре. Боскавен утверждал, что хотел бы, чтобы его ведущие и, следовательно, самые быстрые корабли вступили в бой с первыми французскими кораблями, с которыми они столкнулись; затем, когда прибыл следующий британский корабль, обойдите эту битву, чтобы атаковать следующий французский корабль в очереди. Он считал, что любые обойденные французские корабли можно было безопасно оставить эскадре Бродрика. Однако только его собственный флагман принял такой подход, и только четыре из семи французских кораблей были задействованы. Centaure была атакована пятью британскими кораблями, которые продолжались пять часов и серьезно задерживали британское преследование, прежде чем сдаться после того, как потерпели крушение и потеряли более трети своей команды, убитой или раненой.

Между тем, Boscawen был продолжал наступление на своем 90-пушечном флагмане, решив атаковать самый большой корабль французского флота, флагман Ла-Клю, 80-пушечный Océan. Намюр миновал три французских корабля, получив залп от каждого; Боскавен приказал не вести ответного огня, а вместо этого уложить свою команду, чтобы минимизировать потери. К 16:00 Намюр был достаточно близко к Осеану, чтобы открыть огонь, и завязался короткий, резкий бой. У Осеана было убито или ранено около 200 человек, в том числе Ла Клю; в то время как Намюр отстрелял одну из своих трех мачт вместе с topsail ярдов обеих оставшихся мачт. Поскольку Намюр не мог маневрировать, Океан, также сильно пострадавший, бежал. Боскавен перенес свой флаг в Ньюарк.

. Когда солнце село, шесть уцелевших французских кораблей продолжали бежать на северо-запад, а британские корабли, не замедленные боевыми повреждениями, находились рядом с ними. Лунного света было достаточно, чтобы британские корабли могли поддерживать связь, хотя два самых быстрых французских корабля, Souverain и Guerrier, ночью ускользнули в Атлантику. Историк военно-морского флота Николас Трейси предполагает, что Ла-Клю пошла неправильным курсом, не смогла погоду на мысе Сент-Винсент и оказалась в ловушке на подветренном берегу. Тяжело раненый Ла Клю теперь командовал только своим флагманом и тремя другими линейными кораблями, Téméraire и Modeste, ни один из которых еще не был задействован. Отчаявшись спастись бегством, он повел остатки своего флота к небольшой реке к западу от Лагоса в Португалии. Португалия была нейтральной, и Боскавену было запрещено нападать на него там. Был также небольшой португальский форт с видом на якорную стоянку, и Ла Клю, возможно, надеялась, что это будет сдерживающим фактором.

У берегов Лагоса

упрощенное изображение военного корабля XVIII века, окутанного пушечным дымом Линейный французский корабль

Когда Боскавен подошел к Ньюарку, португальцы открыл огонь и подлетел к вне досягаемости пушек и выбрал несколько кораблей для атаки французов «безо всякого уважения к законам нейтралитета». Британская Америка атаковала Океан, выпустила залп с близкого расстояния и потребовала ее капитуляции. Французы, покидавшие корабль, ударили своим флагом. Британцы не смогли отбуксировать «Океан», так как она была выброшена на берег с некоторой силой, чтобы предотвратить это. Поэтому они эвакуировали оставшихся членов экипажа и подожгли ее; несколько часов спустя, около полуночи, огонь достиг ее магазина, и она взорвалась.

Три корабля из тыловой эскадры Бродрика были посланы вслед за Redoutable. HMS Prince несколько раз выстрелил в нее, а затем сел на нее. Она также была сильно выброшена на берег, поэтому, как и Océan, она была сожжена, а через несколько часов взорвалась. Наблюдая за поджогом Océan и Redoutable и увидев плывущий к ним HMS Jersey, команда Modeste сбежала или сдалась, и судно было отбуксировано, немного повреждено, британскому флоту; Во время этой операции по Джерси обстреляли португальские форты. Последний французский корабль, Téméraire, был атакован WarsPite в 14:45, но его команда отказалась сдаться. Варспайт маневрировал так, чтобы иметь возможность стрелять в корму Темерэра, где французы мало что могли сделать для ответного огня, и через час Темерэр также нанес удар и был отбуксирован.

Последствия

У французов было 500 человек убитыми, ранеными или взятыми в плен; против 56 британцев погибших и 196 раненых. Тяжело раненого Ла Клю вынесли на берег раньше, чем прибыли англичане, и он выжил; пять лет спустя он получил звание генерал-лейтенанта. Битва никак не повлияла на планы французов вторгнуться в Британию. Два французских корабля, которые ускользнули из боя, в конце концов достигли Рошфора. Пять французских кораблей в Кадисе были заблокированы заместителем командира Боскавена адмиралом Бродриком. Им было приказано направиться во французские порты в Атлантике, если они смогут прорвать эту блокаду, с целью усиления флота в Бресте. Но к тому времени, когда они уклонились от Бродрика во время зимнего шторма в январе 1760 года, французский атлантический флот был уничтожен в битве при Киберон-Бей, и вместо этого они вернулись в Тулон.

Известие о победе, печально известный нервный премьер-министр Великобритании, герцог Ньюкасл, сказал: «Я до сих пор боялся вторжения». Нарушение Боскавеном португальского нейтралитета было полностью поддержано его правительством, которое успокоило португальцев, убедив их, что это было непреднамеренным результатом общего приказа Боскавена о преследовании. Три года спустя правительства Испании и Франции использовали это нарушение нейтралитета как один из предлогов для объявления войны и вторжения в Португалию. Боскавен, его капитаны и их команды были отмечены в Великобритании. После завершения прерванного ремонта несколько победоносных кораблей Боскавена были переданы флоту адмирала Эдварда Хоука у Бреста, а пять были с Хоуком, когда он уничтожил брестский флот в заливе Киберон в ноябре.

Историк описывает битву при Лагосе как «окончательную» победу. Историк Джеффри Блейни описывает Боскавена как, возможно, самого успешного флотоводца 18 века, «когда безрезультатные сражения на море были нормальным явлением». Сражение было одной из серии британских побед в 1759 году, в результате чего этот год был известен как annus mirabilis (латинское слово «год чудес»).

Три захваченных французских корабля продолжал службу в британском флоте как HMS Centaur, Modeste и Temeraire. На борту «Осеана» младшим офицером служил Пьер Андре де Сюффрен, впоследствии прославившийся как адмирал, возглавлявший французский флот в Индийском океане. Молодой раб по имени Олауда Эквиано, который впоследствии стал известным аболиционистом в Англии, участвовал в бою на британской стороне. Он включил рассказ о битве в свою автобиографию Интересный рассказ о жизни Олауда Эквиано.

Боевой порядок

Британия

Линейные корабли :. Намюр 90 (флаг). Принц 90. Ньюарк 80. Варспайт 74. Каллоден 74. Завоеватель 70. Swiftsure 70. Эдгар 64. Сент-Олбанс 64. Бесстрашный 60. Америка 60. Принцесса Луиза 60. Джерси 60. Гернси 50. Портленд 50

Фрегаты :

Засада 40. 40. Шеннон 36. Активный 36. 32. Лайм 24. 24. Глазго 24. Sheerness 24. Приз Тартара 24

Шлюпы :

16. 16

Два боевых корабля

8. 8.

Франция

Корабли, участвовавшие в сражении:

Линейные корабли :

Centaure 74 - захвачен 18 августа

Océan 80 (флаг) - сел на мель и сгорел 19 августа. [fr ] 74 - сел на мель и сожжен 19 августа. Téméraire 74 - захвачен 19 августа. Modeste 64 - взят в плен 19 августа

Souverain 74 - сбежал. Guerrier 74 - сбежавший..

Корабли, которые разделились ночью и отправились в Кадис:

Линейные корабли :

Triton 64. [fr ] 64. Fantasque 64. 50. Oriflamme 50

Фрегаты :. 26. 26. 26

Примечания, цитаты и источники

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
Викискладе есть медиафайлы, связанные с битвой при Лагосе.

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:39:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте