Грюнвальдская битва | |
---|---|
Художник | Ян Матейко |
Год | 1878 |
Средний | Холст, масло |
Размеры | 426 см × 987 см (168 дюймов × 389 дюймов) |
Местоположение | Национальный музей, Варшава |
Грюнвальдская битва - картина художника Ян Матейко с изображением Грюнвальдской битвы и победы союзной Короны Польского королевства и Великого княжества Литовского над Тевтонский орден в 1410 году. Полотно датируется 1878 годом и является одним из самых героических изображений истории Польши и Литвы. Экспонируется в Национальном музее в Варшаве.
. В центре внимания картины - сцена смерти Великого магистра Тевтонского ордена, Ульриха фон Юнгингена. ; другая центральная фигура - великий князь литовский Витаутас Великий, одетый в красное, с поднятым мечом. Картина получила высокую оценку и критику за ее сложность. Это одна из самых узнаваемых работ Матейко, которая, вероятно, внесла свой вклад в популярный образ Грюнвальдской битвы и ее непреходящую известность в сознании поляков.
Матейко начал собирать материалы для картины в 1871 году. Он начал писать полотно где-то в 1872 году и закончил его в 1878 году. Вскоре после этого он получил скипетр от совета Краков на официальной церемонии в знак признания его работы и его положения как одного из самых уважаемых польских художников. Картина была продана в том же году Давиду Розенблюму, частному лицу из Варшавы. Выставленная на многочисленных международных выставках, в 1902 году картина была куплена у наследников Розенблюма Обществом поощрения изящных искусств (Towarzystwo Zachęty Sztuk Pięknych) и выставлена в Варшаве.
Как и многие другие. работ, Грюнвальдская битва была скрыта во время оккупации Польши нацистской Германией. Вместе с Prussian Homage, это было одно из двух произведений искусства, возглавивших список «самых разыскиваемых» картин, составленный нацистами, которые участвовали в систематической акции физического уничтожения. всех артефактов польской культуры. Геббельс предложил за это награду в 10 миллионов марок, и несколько членов Польского подполья были казнены Немцы отказались назвать его местонахождение, несмотря на допросы и пытки. Картина пережила военные годы, спрятанная недалеко от Люблина.
Восстановленная после Второй мировой войны, эта картина маслом с 1949 года экспонируется в Национальном музее в Варшаве. В 1999 году Грюнвальдская битва была передана в аренду Литве, где получила положительный отклик, поскольку в ней заметно фигурирует Витаутас, которого в этой стране считают национальным героем. К 2000-м картинам потребовалась реставрация. В 2010 году плохое состояние картины не позволило включить ее в специальную выставку в Вавельском замке, приуроченную к 600-летию битвы. Картина была отреставрирована, и работы были завершены в 2012 году. После реставрации картина снова выставлена в Национальном музее.
Грюнвальдская битва - картина Матейко, изображающая события из истории Польши и Литвы, Великого княжества Литовского и борьбы восточноевропейских княжеств против тевтонских рыцарей в целом. В центре картины - великий князь литовский Витаутас Великий (Витольд), одетый в красное, с поднятым мечом. Витаутас занимает более заметное место в картине, чем его двоюродный брат, польский король Владислав Ягелло (Ягайла), который виден на втором плане, смонтированном в правом верхнем углу. По словам Скейлса и Циммера, сосредоточив внимание на Витаутасе, а не на Ягелло, Матейко подчеркнул важность Литвы для Польши и ценность сотрудничества между двумя странами в польско-литовском союзе. Другие отмечали, что на это размещение, вероятно, повлияло то, что Матейко полагался на сочинения Яна Длугоша, который придавал большее значение Витаутасу, чем Ягелло, который, согласно некоторым польским источникам, командовал битвой. Литовские источники утверждают, что Витаутас Великий сыграл очень важную роль в битве, фактически командуя войсками. В небе над кровавой бойней Святой Станислав, покровитель Польши, смотрит на сражение.
Другая центральная сцена изображает смерть Великого Магистра Тевтонского Ордена, Ульрих фон Юнгинген. Фон Юнгинген, одетый в белую орденскую одежду и верхом на белом коне, убит двумя анонимными фигурами, которых историк искусства называет «литовскими крестьянами дикаря». У одного из них есть (один из объектов, претендующих на звание Копья Судьбы ), что, по мнению историка искусства, означает, что Матейко видел смерть Юнгингена как возмездие за то, что он взял оружие против другого христианского правителя. Рядом с копьеносцем находится палач, который символизирует наказание, которое Юнгинген получает за набеги и грабежи Ордена против простого народа. Эти символические фигуры - одна из многих либеральных интерпретаций, которые Матейко использовал в своей картине; кроме того, современная наука указывает на то, что он погиб в кавалерийской дуэли, а не от руки крестьянина.
Другие известные фигуры, изображенные на картине:
Матейко объединил три ключевые части битвы в одну картину: оппортунистическая атака немецкого рыцаря Кёкерица на Ягелло, смерть Великого Магистра и взятие Тевтонского лагеря (в верхнем левом углу). В отличие от многих других картин сражений, Грюнвальдская битва не отделяет зрителя от действия; вместо этого он помещает его в центр. Матейко сказал, что чувствовал себя «одержимым», когда писал картину.
Матейко частично основал картину на описании битвы в хрониках Длугоша, что объясняет несколько исторических неточностей. В то же время, он тщательно изобразил местность сражения, посетив место конфликта в 1877 году.
Картина была названа шедевральное изображение батальной сцены и намного больше, чем простое изображение кровавой битвы. Это сложная картина, требующая большего, чем беглый взгляд; французский критик, рассматривая его в Париже в 1879 году, заявил, что это был самостоятельный музей, требующий восьми дней изучения, прежде чем его можно будет должным образом оценить. В то же время критики указали на нереалистичное изображение битвы и некоторые анахроничные аксессуары, присутствующие в картине. Другие критиковали картину за то, что она слишком многолюдна и хаотична.
Картина может рассматриваться как предупреждение Матейко Отто фон Бисмарку, чья политика германизации (Kulturkampf ) нацелился на польскую культуру, напоминая ему о победе Польши над тевтонцами. В целом картина была призвана поднять настроение польскому народу в период, когда Польша была разделена и больше не существовала как независимое государство.
Картина, одна из самых ярких работ Матейко. узнаваемые работы и одна из самых известных картин в Польше, вероятно, внесла свой вклад в популярный образ Грюнвальдской битвы и ее непреходящую известность в сознании поляков. Картина вдохновила Станислава Выспянского, который упомянул ее в нескольких своих работах.
На Викискладе есть материалы, связанные с Грюнвальдская битва, Ян Матейко. |