![]() | |
![]() | |
![]() | |
Создана | 13 декабря 1860 (1860-12-13) |
---|---|
Местоположение | Варшава, Польша |
Тип | Музей современного польского искусства |
Директор | Ханна Врублевска |
Веб-сайт | www.zacheta.art.pl |
Национальная художественная галерея Захента (польский : Zachęta Narodowa Galeria Sztuki ) - музей современного искусства в центре Варшавы, Польша. Главная цель галереи - представлять и поддерживать польское современное искусство и художников. Благодаря многочисленным временным выставкам известных зарубежных художников галерея также зарекомендовала себя на международном уровне.
Слово «zachęta» означает ободрение. Галерея Zachęta получила свое название от Towarzystwo Zachęty do Sztuk Pięknych (Общества поощрения изящных искусств), основанного в Варшаве в 1860 году.
До 1860 г. ни публичные музеи, ни библиотеки, ни другие общедоступные учреждения, допускающие обмен между художниками. Репрессии, последовавшие за Ноябрьским восстанием, сделали практически невозможным получение высшего художественного образования. Последняя крупная выставка состоялась в 1845 году. После протестов художников в 1850-х годах в 1858 году была утверждена выставка Wystawa Krajowa Sztuk Pięknych (Национальная выставка изящных искусств), которая привела к переговорам с российскими правителями, которые в конце концов разрешили основание Общество поощрения изящных искусств в 1860 году. Устав Общества устанавливали художники и искусствоведы. Первое официальное собрание и выборы совета директоров состоялись 13 декабря 1860 года. Совет состоял из двенадцати членов, шести художников и шести экспертов по искусству и избирался ежегодно. Члены оставались у власти не менее одного месяца, но не более одного года.
Основной целью Общества было распространение изящных искусств, а также поддержка и поощрение художников. Кроме того, его целью было создать общее понимание искусства среди польского общества. В 1860 г. в Обществе было 234 официально зарегистрированных члена. Всего через год их число увеличилось до 1464.
Первоначально все произведения искусства выставлялись на обозрение, пока не были проданы. Достаточно скоро это привело к переполненным стенам и монотонной постоянной экспозиции. После кардинальных изменений, внесенных между 1900 и 1939 годами, постоянная экспозиция была показана только в дополнение к временно меняющимся выставкам.
Общество ежегодно проводило салоны, финансировало стипендии и предлагало другую помощь молодым художникам, как членам, так и кандидатам.
Первые тендеры на проектирование нового здания были объявлены в 1862 году. Однако из-за нехватки финансовых ресурсов планы не были реализованы. После того, как муниципалитет передал Обществу землю, в 1894 году был объявлен еще один конкурс, в котором победил варшавский архитектор Стефан Шиллер. Он представил архитектурный дизайн в стиле неоренессанса с элементами классики. портал украшен аллегорическими фигурами и скульптурными работами Зигмунта Отто. На архитраве здания выгравировано латинское слово Artibus.
Строительные работы начались в 1898 году. В декабре 1900 года было официально открыто переднее здание, а в 1903 году - открытие южного крыла. Открытие и пристройка здания были тщательно продуманы. Первоначально в планы Шиллера входило строительство еще двух крыльев, что в то время не могло быть реализовано.
В 1958 году Министерство искусства и культуры приняло решение о реконструкции здания. Окрестные дома были разрушены во время войны и, таким образом, невольно уступили место пристройке здания. Реконструкция была поручена варшавским архитекторам Оскару Хансену, Леху Томашевскому и Станиславу Замечникову, но запланированная реконструкция была отложена.
В 1982 г. планы реконструкции были вновь приняты и выполнены Цехом сохранения памятников. С 1991 по 1993 годы реконструкцию контролировала и выполняла компания Dom i Miasto (Дом и город). Компания также отвечала за расширение лестничных клеток внутри здания, что позволило получить прямой доступ к выставочным залам в новой части здания. Получившаяся монументальная перспектива подчеркнута работой польского скульптора Пия Велонского «Гладиатор», которая осталась из бывшей коллекции Общества.
Расширение здания позволило создать более просторную выставочную площадь, хранилище произведений искусства, площадку для разгрузки и офисное крыло с отдельным входом. Самый большой выставочный зал был назван в честь польского художника Яна Матейко. Другая комната названа в честь Габриэля Нарутовича, первого президента Второй Польской республики, который был убит в Захенте 16 декабря 1922 года Элигиушем Невядомским, поляком. художник и критик. В память президента и Войцеха Герсона, одного из основателей Общества поощрения изящных искусств, во время празднования годовщины галереи в 2000 году были обнаружены две мемориальные доски.
С момента официального открытия в 1900 г. в здании Захенты размещалось несколько учреждений:
Здание «Захента» зарегистрировано как исторический памятник в 1965 году.
Во время вторжения в Польшу в начале Второй мировой войны почти все здания вокруг музея были разрушены, а здание Захенты осталось сравнительно неповрежденным. После капитуляции Польши немецкие части заняли здание и превратили его в Haus der Deutschen Kultur (Дом немецкой культуры), который в основном использовался в пропагандистских целях. Общество поощрения изящных искусств было распущено. Произведения искусства, а также другие документы, принадлежащие Обществу, в основном были привезены в Muzeum Narodowe или конфискованы и отправлены в Германию. Транспортировка осуществлялась на открытых грузовиках без соответствующей документации. Во время Варшавского восстания здание Захенты было сильно повреждено артиллерией и бомбами, поэтому в конце войны его нужно было полностью отремонтировать. Были обнаружены следы легковоспламеняющегося вещества, что свидетельствует о том, что немецкие подразделения планировали поджечь здание перед своим уходом.
После войны Общество поощрения изящных искусств не был повторно активирован. На смену ему пришло Centralne Biuro Wystaw Artystycznych (Центральное бюро художественных выставок), которое было основано в 1949 году Министерством искусства и культуры по запросу Ассоциации изящных искусств Польши. В 1951 году бюро стало проводить выставки. Первым директором (1949–1954) был Арманд Ветулани.
Центральное бюро отвечало за организацию художественных выставок и всю другую художественную деятельность по всей стране. Филиалы были открыты в Краков, Катовице, Познань, Лодзь, Закопане, Гданьск, Щецин, Вроцлав, Ольштын и Ополе. Со временем Центральное бюро художественных выставок стало важнейшим учреждением в области культурной политики.
1980-е годы характеризовались радикальными политическими изменениями, связанными с объявлением военного положения, что привело к бойкоту всех официальных галерей. На самом деле центральное бюро так и не оправилось от этих серьезных неудач.
Падение Берлинской стены и падение железного занавеса в корне изменили политические обстоятельства, а также повлияли на структуру центральное бюро. Барбара Маевска, директор бюро, перенесла бюро из его бывших старых и централистских структур, и 30 мая 1994 года Центральное бюро художественных выставок было закрыто и преобразовано в Государственную галерею Захента.
В 2003 г. польский министр культуры Вальдемар Домбровски переименовал галерею Narodowa Galeria Sztuki (Национальная художественная галерея).
В 2000 году галерея отметила свое 100-летие выставкой «Полония - Полония». На выставке было представлено более 100 предметов из разных времен и из разных медиа. Все работы представлены национальной тематикой.
В том же году галерея открыла выставку Słońce i inne Gwiazdy (Солнце и другие звезды) на основе опроса, проведенного в 1999 году. Опрос был адресован в первую очередь польским искусствоведам, критикам и кураторам, а также спросили самых важных художников 20 века. В результате были составлены два списка: в одном представлены наиболее известные польские художники, а в другом - наиболее известные зарубежные художники. Słońce i inne Gwiazdy выставили десять избранных польских художников: Магдалена Абаканович, Тадеуш Кантор, Катаржина Кобро, Роман Опалка, Хенрик Ставевский, Владислав Стржеминский, Алина Шапочников, Виткаций, Витольд Войткевич и Анджей Врублевский.
Также в 2000 году десять самых известных зарубежных художников были представлены на другой выставке, в которую вошли: Пабло Пикассо, Фрэнсис Бэкон, Джозеф Бойс, Марсель Дюшан., Василий Кандинский, Энди Уорхол, Казимир Малевич, Сальвадор Дали, Пит Мондриан и Константин Бранкузи.
В 2000 году швейцарский историк искусства Харальд Зееманн организовал выставку с участием Маурицио Каттеланса, «Ла Нона Ора» (Девятый час). На иллюстрации изображен Папа Иоанн Павел II, сбитый метеоритом и похороненный им. Поскольку влияние католической церкви в Польше все еще очень велико, презентация работ Каттелана привела к публичному скандалу.
Коллекция началась с картины Юзефа Зиммлера Смерть Барбары Радзивилл. Предметы поступили в основном из пожертвований и завещаний. В конце 19 века коллекция уже насчитывала более тысячи единиц хранения.
Постоянная коллекция Национальной художественной галереи Захента сегодня насчитывает 3600 предметов, из которых около 700 - картины, почти 80 - видеоработы и около 100 - скульптуры и инсталляции. Кроме того, галерее принадлежит обширная коллекция из более чем 2600 работ на бумаге, таких как графические работы, рисунки и фотографии. В коллекции представлены польские художники 20 века, такие как Тадеуш Кантор, Хенрик Ставевский и Алина Шапочникова, а также современные польские художники, такие как Мирослав Балка, Катажина Козыра, Збигнев Либера, Вильгельм Саснал и Кшиштоф Водичко.
Произведения коллекции не только отражают часто сложное прошлое учреждения, но также показывает фокус галереи. Сегодня он концентрируется на работах современных польских художников, как работ, представленных в галерее, так и работ, созданных в сотрудничестве с галереей. Некоторые из этих проектов выставлены в других местах, например, в Польском павильоне на Биеннале в Венеции. Постоянной экспозиции коллекции нет. Работы либо интегрируются во временные выставки, либо передаются в аренду для выставок в других польских учреждениях или за рубежом.
Решения об изменениях в коллекции принимаются Комиссией по закупкам, пожертвованиям и депозитам, сформированной в 1990 году. С 2008 года Департамент коллекций и инвентаризации отвечает за заботу о коллекции Захенты.
Павел Альтхамер Лодка и космический костюм
Матка Уистлера
Збигнев Длубак Учебная доска I / 1-4 /
Марлен Дюма Нарутович. Президент
Тадеуш Кантор Зонтик и женщина
Гошка Макуга Собака (Пироги)
Ежи Новосельский Город у подножия гор (Пейзаж)
Анета Гжешиковска » YMCA "
Библиотека Zachęta включает:
Департамент документации архивирует жизни и творчество польских художников с 1945 года. В дополнение к биографическим заметкам, имеется список выставок, в которых принимали участие соответствующие художники, а также газетные вырезки и каталоги выставок. Архив доступен, но может использоваться только на месте.
Книги галереи hop находится на первом этаже здания и предлагает каталоги, книги и журналы польских и зарубежных художников, а также каталоги выставок, которые проходили в Захенте и Кордегарде.
В галерее также есть отдельный педагогический отдел, который отвечает за организацию лекций, встреч и бесед с художниками и историками искусства, концертов, экскурсий, а также образовательных программ.
Галерея Кордегарда (буквально: караульное помещение) была основана в 1956 году как филиал Захенты и расположена на Краковском предместье в Варшаве. Это было дополнительное выставочное пространство, управляемое и организованное Zachęta, но в некоторой степени независимое от его выставочной программы.
В 2010 году Галерея Кордегарда переехала на улицу Галчинского, недалеко от исторической улицы Новы Свят (улица Нового Света). Находясь под руководством Захенты, Галерея Кордегарда стала более независимой, уделяя внимание молодым художникам, как польским, так и иностранным. Основная идея - представить художников в контексте городских структур и подчеркнуть сотрудничество художника и галереи. Фактически, выставочный зал так же важен, как и искусство внутри, поэтому каждого художника просят индивидуально работать с выставочным залом и создавать произведения искусства, особенно для данного пространства.
В настоящее время Захента обновляет концепцию и программу галереи Кордегарда.
В прошлом влияние католической церкви в Польше демонстрировалось цензурой различных выставок из-за богохульства. В декабре 2000 г. польский политик правого толка Витольд Томчак повредил скульптуру Маурицио Каттелана, La Nona Ora, и вызвал увольнение директора Анды Роттенберг. В письме, адресованном премьер-министру, Томчак осудил Роттенберг, предложил ей быть куратором «скорее в Израиле, чем в Польше», а затем потребовал уволить «государственного служащего Еврейское происхождение ". Он также предложил судебное преследование за нарушение религиозных убеждений.
| coauthors =
()| coauthors =
() Средства массовой информации, относящиеся к Национальной галерее искусств Захента на Wikimedia Commons
Координаты : 52 ° 14′20 ″ N 21 ° 00′40 ″ E / 52,239 ° N 21,011 ° E / 52,239; 21,011