Польская культура во время Второй мировой войны

редактировать
Культура Польши во время Второй мировой войны

Польская культура во время Вторая мировая война был подавлен оккупационными державами из нацистской Германии и Советским Союзом, оба из которых были враждебны Польше человек и культурное наследие. Политика, направленная на культурный геноцид, привела к гибели тысяч ученых и художников, а также к краже и уничтожению бесчисленных культурных артефактов. «Жестокое обращение с поляками было одним из многих способов, как нацистский и советский режимы стали похожи друг на друга», - писал британский историк Найл Фергюсон.

. Оккупанты разграбили и уничтожили большую часть культурного и исторического наследия Польши. преследуя и убивая представителей польской культурной элиты. Большинство польских школ было закрыто, а в оставшихся открытыми были арестованы учебные программы.

отдельные Тем не, подпольные и менее лица - в частности, Польское подпольное государство - спасли большую часть самых ценных ценностей Польши и постарались спасти как больше учреждений и артефактов. Католическая церковь и богатые люди способствовали выживанию некоторых художников и их произведений. Несмотря на суровое возмездие со стороны нацистов и Советов, польская подпольная культурная деятельность, включая концерты, театральные представления, образование и академические исследования, продолжалась на протяжении всей войны.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Уничтожение польской культуры
    • 2.1 Немецкая оккупация
      • 2.1.1 Политика
      • 2.1.2 Грабеж
      • 2.1.3 Уничтожение
      • 2.1.4 Цензура и пропаганда
    • 2.2 Советская оккупация
  • 3 Подпольная культура
    • 3.1 Покровители
    • 3.2 Образование
    • 3.3 Печать
    • 3.4 Изобразительное искусство и музыка
    • 3.5 Варшавское восстание
  • 4 Культура в изгнание
  • 5 Влияние на послевоенную культуру
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
История вопроса

В 1795 году Польша перестала существовать как суверенная нация и на весь период 19 века оставалась разделенной постепенно между Прусской, Австрийской и Российской империями. Лишь в конце Первой мировой войны была восстановлена ​​независимость и нация воссоединилась, хотя проведение линий границ было, по необходимости, спорным вопросом. Независимая Польша просуществовала всего 21 год, прежде чем снова подверглась нападению и был разделена между иностранными державами.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, развязав Вторую мировую войну в Европе, а 17 сентября в соответствии с пактом Молотова - Риббентропа, В Польшу вторгся Советский Союз. Впервые Польша была снова разделена - между этими двумя державами - и оставалась под оккупацией большую часть войны. К 1 октября Германия и Советский Союз полностью захватили Польшу, хотя польское правительство так и не сдалось формально, а Польское подпольное государство, подчиненное польскому правительству в изгнании, вскоре был сформирован. 8 октября нацистская Германия аннексировала западные районы довоенной Польши и на остальной части оккупированной территории учредила Генерал-губернаторство. Советскому Союзу пришлось временно отказаться от территориальных завоеваний, которые он получил в 1939 году из-за вторжения Германии в Советский Союз, но навсегда повторно аннексировал большую часть этой территории после завоевав его еще в середине 1944 г.. В ходе войны Польша потеряла более 20% своего довоенного населения в результате оккупации, ознаменовавшей конец Второй Польской республики.

Уничтожение польской культуры

Немецкая оккупация

Политика

Политика Германии в отношении польской нации и ее культуры претерпела изменения в ходе войны. Многим немецким чиновникам и военным изначально не давали четких указаний относительно обращения с польскими культурными учреждениями, но это быстро изменилось. Сразу после вторжения в Польшу в сентябре 1939 года правительство нацистской Германии реализовало первые этапы («небольшой план») Generalplan Ost. Основная политика была изложена Берлинским Управлением расовой политики в документе, озаглавленном «Об обращении с жителями бывших польских территорий с расово-политической точки зрения». Славянский народ живущий. к востоку от довоенной границы с Германией должны были быть германизированы, порабощены или искоренены, в зависимости от того, что они на территориях, присоединенных к германскому государству, или на генеральной Правительство.

Большая часть политики Германии в отношении польской культуры была сформулирована во время встречи между губернатором Генерал-губернаторства Хансом Франком и нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом в Лодзь 31 октября 1939 г. Геббельс заявил, что «польская нация недостойна называться культурной нацией». Он и Франк согласились, что возможности поляков познакомиться со своей культурой должны быть строго ограничены: никаких театров, кинотеатров или кабаре; нет доступа к радио и прессе; и никакого образования. Франк использует полякам периодически показывать фильмы, освещающие достижения Третьего рейха, и в конечном итоге использовать к ним можно только с помощью мегафона. В течение следующих недель были закрыты многие другие учреждения среднего профессионального образования. Единственная польскоязычная газета, издававшаяся в оккупированной Польше, также была закрыта, и начались аресты польских интеллектуалов.

В марте 1940 года вся культурная деятельность перешла под контроль Главного государственного управления отдела народного просвещения и пропаганды (Abteilung für Volksaufklärung und Propaganda), название которого через год было направлено на «Главное управление пропаганды». Дальнейшие директивы, изданные весной и в начале лета, отражали политику, намеченную Франком и Геббельсом предыдущей осенью. Один из самых ранних указов Департамента запрещает организацию всех культурных мероприятий, кроме самых «примитивных», без предварительного разрешения Департамента. Зрелища «низкое качество», в том числе из эротическая или порнографический природа, были, однако, исключение-те были популяризировать, чтобы успокоить население и показать мир «реальная« Польская культура, а также создание впечатлений, что Германия не мешает полякам выражать себя. Немецкие специалисты агитационных пригласил критик из нейтральных стран в специально организованных выступления «польский», которые были специально разработаны для скучного или порнографический, и представил их в качестве типичного польского культурных мероприятий. Польско-германское сотрудничество в области культуры, например, публичные публичные выступления, строго запрещено. Между тем, в августе 1940 года была введена система обязательной регистрации для писателей и художников. Затем, в камеру, было запрещено печатать новые книги на польском языке; обращаются титулы подвергались цензуре, часто конфисковывались и изымались.

В 1941 году политика Германии развивалась дальше, призывая к полному уничтожению польского народа, которого нацисты считали «недочеловеками» (Untermenschen ). В течение десяти-двадцати лет польской территории, находящиеся под немецкой оккупацией, были полностью очищены от этнических поляков и заселены немецкими колонистами. Политика была несколько смягчена в последние годы оккупации (1943–44) военных поражений Германии и приближающегося Восточного фронта. Немцы надеялись, что более мягкая культурная политика уменьшит беспорядки и ослабит польское сопротивление. Полякам разрешили вернуться в те музеи, которые теперь поддерживают пропаганду и идеологическую обработку, такие как новый музей Шопена, который подчеркивал изобретенные композитором немецкие корни. Были сняты ограничения на образование, театр и музыкальные представления.

Вторая война Германии, что Польская была мтикультурным государством, политика и пропаганда также стремились и протестовать конфликты группировками, разжигающие конфликты между поляками, а также между поляками и украинцами. В Лодзи немцы заставили евреев помочь разрушить памятник польскому герою Тадеушу Костюшко и засняли их совершение. Вскоре после этого немцы подожгли еврейскую синагогу и засняли прохожих из поляков, изображая их в пропагандистских выпусках как «мстительную толпу». Эта политика разногласий нашла отражение в решении немцев уничтожить польское образование, в то же время проявив относительную терпимость по отношению к украинской школьной системе. Как высокопоставленный нацистский поясник Эрих Кох : «Мы должны сделать все возможное, чтобы поляк, был готов убить украинца и, наоборот, Украинцы будут готовы убить поляка».

Грабят

Немцы грабят Захенту музей в Варшаве, лето 1944 г.

В 1939 г. Установился оккупационный режим, нацисты конфисковали польскую государственную собственность и значительную часть частной собственности. Бесчисленные предметы были разграблены и вывезены в Германию в соответствии с планом составленным задолго до вторжения. За мародерством наблюдали специалисты подразделений SS -Ahnenerbe, Einsatzgruppen, которые отвечали за искусство, и эксперты Haupttreuhandstelle Ost, которые отвечали за более мирские дела. объекты. Среди известных предметов, разграбленных нацистами, были Алтарь Вейта Стосса и картины Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Каналетто и Баччарелли. Большинство важных произведений были «сохранены» нацистами в течение шести месяцев с сентября 1939 года; К концу 1942 года немецкие официальные лица подсчитали, что «более 90%» искусства, ранее находившегося в Польше, находилось в их владении. Часть произведений искусства была отправлена ​​в немецкие музеи, например, в Führermuseum в Линце, в то время как другие произведения искусства стали частной собственностью нацистских чиновников. Было вывезено более 516 000 отдельных произведений искусства, в том числе 2 800 картин европейских художников; 11000 работ польских художников; 1 400 скульптур, 75 000 рукописей, 25 000 карт и 90 000 книг (в том числе более 20 000 напечатанных до 1800 г.); а также сотни тысяч других предметов, представляющих художественную и историческую ценность. Даже экзотические животные взяты из зоопарков.

Разрушения

Многие места обучения и культуры - университеты, школы, библиотеки, музеи, театры и кинотеатры - были либо закрыты, либо обозначены как «Nur für Deutsche "(Только для немцев). Во время войны было разрушено двадцать пять музеев и множество других учреждений. По некоторым оценкам, к концу войны 43% программных институтов и исследовательских учреждений Польши и 14% ее музеев были разрушены. Из 603 научных учреждений довоенной Польши около половины были полностью разрушены, и лишь немногие из них остались в целости и сохранности.

Портрет молодого молодого поколения. Человек Рафаэля, ок. 1514. Возможно, автопортрет , и если да, то самое ценное произведение искусства, похищенное нацистами в Польше. в Кракове, его местонахождение остается неизвестным.

Многие профессора университетов, а также учителя, юристы, художники, писатели, священники и другие члены польской интеллигенции были арестованы и казнены или отправлены в концлагеря во время таких операций, как АБ-Актион. Эта конкретная кампания привела к печально известному Sonderaktion Krakau и резне львовских профессоров. Во время Второй мировой войны потеряла Польша, от 39% до 45% врачей и стоматологов, от 26% до 57% своих юристов, от 15% до 30% преподавателей, от 30% до 40% ученых и профессоров университетов и 18% до 28% своего духовенства. Еврейская интеллигенция была полностью истреблена. Обоснование этой политики было четко сформулировано нацистским гауляйтером : «В моем районе [любой поляк, который] проявит признаки интеллекта, будет застрелен»

В рамках их программы по подавляя польскую культуру, немецкую нацисты пытались уничтожить христианство в Польше, особое внимание римско-католической церкви. В некоторых частях оккупированной Польши полякам было запрещено посещать религиозные службы. Были наложены запреты на использование польского языка в религиозных службах, связанных с католической церковью, были упразднены, и было запрещено исполнять религиозные песни или читать отрывки из Библия - публично. Наихудшие условия были обнаружены в Рейхсгау-Вартеланд, который нацисты рассматривали как лабораторию своей антирелигиозной политики. Польское духовенство и религиозные лидеры занимали видное место среди тех частей интеллигенции, которые подвергались истреблению.

Чтобы предотвратить появление нового поколения образованных поляков, немецкие власти постановили, что обучение польских детей будет ограничено до нескольких лет начального образования. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер писал в меморандуме от мая 1940 года: «Единственная цель этой школы - научить их простой арифметике, не превышающей числа 500; как писать имя; и доктрина, согласно которой подчиняться немцам - это божественный закон... Я не считаю умение читать желательным ". Ганс Франк повторил ему:" Полякам не нужны университеты или среднее образование. школы; польские земли должны быть превращены в интеллектуальную пустыню ». Ситуация была особенно тяжелой на бывших польских территориях за пределами генерал-губернаторства, которые были присоединены к Третьему рейху. Конкретная политика рассматривается от территории к территории, но в целом польского образования не было. Немецкая политика представляла собой крах-германизацию населения. Польские учителя были уволены, некоторые пригласили на «ознакомительные» встречи с новой администрацией, где их либо арестовали без суда, либо казнили на месте. Некоторых польских школьников отправили в немецкие школы, а других отправили в специальные школы, где они проводят часть своего времени в качестве неоплачиваемых рабочих, обычно на немецких фермах; говорение по-польски принесло суровое наказание. Ожидалось, что польские дети начнут работать, как только они закончат начальное образование в возрасте от 12 до 15 лет. На восточных территориях, не входящих в Генерал-губернаторство (Безирк Белосток, Рейхскомиссариат Остланд и Рейхскомиссариат Украины ) многие начальные школы были закрыты, и большая часть обучения велась на непольских языков, таких как украинский, белорусский и литовский. В районе Безирк-Белосток, например, 86% существовавших до войны, были закрыты в течение первых двух лет немецкой оккупации, а к концу следующего года эта цифра увеличилась до 93%.

Фотография самого раннего портрета Шопена, выполненного в 1829 году, работы Мерошевского. Разрушен в Варшава, сентябрь 1939 г.

Состояние польских начальных школ было несколько лучше в Генерал-губернаторстве, хотя к концу 1940 г. только 30% довоенных школ были действовали, и их посещения только 28% довоенных польских детей. В меморандуме полиции Германии от августа 1943 года ситуация описывалась следующим образом:

Ученики сидят тесными вместе без необходимых материалов и часто без квалифицированного преподавательского состава. Более того, польские школы закрываются как минимум на пять месяцев из десяти месяцев учебного года из-за нехватки угля или другого топлива. Из двадцати тридцати просторных школьных зданий, которые были в Кракове до 1939 года, сегодня используются два худших... Ежедневно ученикам приходится учиться в несколько смен. При таких обстоятельствах учебный день, который обычно длится пять часов, сокращается до одного часа.

В Генерал-губернаторстве оставшиеся школы были подчинены немецкой образовательной системе, а количество компетентности их польского персонала стабильно уменьшено. Все университеты и большинство средних школ были закрыты если не сразу после вторжения, то к середине 1940 года. К концу 1940 года не существовало официальных учебных заведений, более продвинутых, чем профессионально-техническая школа, и они не предлагали ничего, кроме элементарной торговли и технической подготовки, необходимой для нацистской экономики. Начальное образование должно было длиться семь лет, но классы в последние два года программы должны были быть ограничены собраниями один день в неделю. Денег на отопление школ зимой не было. Классы и школы должны были быть объединены, польские учителя уволены, а полученные сбережения были использованы для спонсирования создания школ для детей немецкого меньшинства или создания казарм для немецких войск. Новых польских учителей готовить не было. Образовательная учебная программа была подвергнута цензуре; такие предметы, как литература, история и география, были удалены. Были конфискованы старые учебники, закрыты школьные библиотеки. Новые образовательные цели для поляков включали убеждение их в безнадежности их национальной судьбы и обучение их покорности и уважению к немцам. Это было достигнуто с помощью преднамеренной тактики, такой как полицейские рейды в школах, полицейские проверки вещей учеников, массовые аресты учеников и учителей, а также использование учеников в качестве подневольных рабочих, часто путем их перевозки в Германию в качестве сезонных рабочих.

Королевы Боны. Королевская шкатулка XVI века, разграбленная и разрушенная немцами в 1939 г.

Немцы были особенно активны в уничтожении еврейской культуры в Польше; почти все деревянные синагоги были разрушены. Более того, продажа еврейской литературы была запрещена по всей Польше.

Польская литература постигла аналогичная участь на территориях, аннексированных Германией, где продажа польских книг была запрещена. Публичное уничтожение польских книг не ограничивалось изъятыми из библиотек, но также включало те книги, которые были конфискованы из частных домов. Последние названия польских книг, которые еще не были запрещены, были отозваны в 1943 году; конфисковали даже польские молитвенники. Вскоре после начала оккупации большинство библиотек было закрыто; в Кракове около 80% библиотек были немедленно закрыты, а в остальных библиотеках были уничтожены цензурой. Оккупационные власти уничтожили польские книжные коллекции, в том числе библиотеку Сейма и Сената, библиотеку имения Пшедзецких, библиотеку имения Замойских, Центральную военную библиотеку и Коллекция Рапперсвиль. В 1941 году последняя оставшаяся польская публичная библиотека на оккупированных немцами территориях была закрыта в Варшаве. Во время войны варшавские библиотеки потеряли около миллиона томов, или 30% своих фондов. Более 80% этих потерь были прямым результатом чисток, а не военного конфликта. Всего во время войны погибло около 10 миллионов томов из государственных библиотек и учреждений.

Польские флаги и другие символы были конфискованы. Война против польского языка включала снос знаков на польском языке и запрет польской речи в общественных местах. Лица, говорящие по-польски на улицах, часто подвергались оскорблениям и даже физическому насилию. Преобладала германизация географических названий. Многие сокровища польской культуры - в том числе мемориалы, мемориальные доски и памятники национальным героям ( например, Краковский памятник Адаму Мицкевичу ) - были уничтожены. В Торунь были снесены все польские памятники и мемориальные доски. Десятки памятников были разрушены по всей Польше. Нацисты планировали сравнять с землей целые города.

Цензуру и пропаганду

Краков, 1941. Объявление о художественной выставке в Сукеннице Сукеннице : «Как немецкие художники видят Генерал-губернаторство»

Немцы запретили публикацию любых регулярных книг на польском языке, литературных исследований или научных статей. В 1940 году в оккупированной Польше начали работать несколькими контролируемыми немцами типографий, опубликованные польско-немецкие словари, антисемитские и антикоммунистические романы.

Цензура сначала предназначалась для книг, считались "серьезными", включая научные и образовательные тексты и тексты, которые, как считалось, пропагандировали польский патриотизм; Разрешалась только художественная литература, лишенная антинемецкого подтекста. Запрещенная литература включала карты, атласы и русскоязычные - и французские публикации, включая словари. Было создано несколько закрытых указателей запрещенных книг, и более 1500 польских писателей были объявлены «опасными для немецкого государства и культуры». В указатель запрещенных авторов вошли такие польские авторы, как Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Станислав Выспянский, Болеслав Прус, Стефан Жеромский, Юзеф Игнаций Крашевский, Владислав Реймон, Станислав Выспянский, Юлиан Тувим, Корнел Макушинский, Леопольд Стафф, Элиза Ожешкова и Мария Конопницка. Простое хранение таких книг было незаконным и каралось тюремным заключением. Продажа книг от двери к двери была запрещена, либо книжные магазины, либо закрытые.

Вермахт солдаты уничтожили знаки польского правительства в Гдыне, сентябрь 1939 г.

под страхом смертной казни полякам было запрещено владеть радиоприемниками. Пресса сократилась с более чем 2000 публикаций до нескольких десятков, все подверглись цензуре немцами. Все довоенные газеты были закрыты, а те немногие, которые выходили во время оккупации, новыми творениями под полным контролем немцев. Такое полное уничтожение прессы было беспрецедентным в современной истории. Единственным официально доступным инструментом для чтения была пропагандистская пресса, распространяемая немецкой оккупационной администрацией. Кинотеатры, находящиеся под контролем немецкой пропагандистской машины, передала пропаганда кинохроника. Были отредактированы разрешенные к показу польских фильмов (около 20% от числа общего числа программ), чтобы исключить несколько упоминаний польских национальных символов, а также еврейских актеров и продюсеров. Несколько пропагандистских фильмов было снято на польском языке, хотя после 1943 года польские фильмы не показывались. Польское подполье не использует их посещение; известный андеграундный слоган гласил: «Tylko świnie siedzą w kinie» («В кино ходят только свиньи»). Похожая ситуация была в театрах, которыми немцы запретили ставить «серьезный» спектакли. Действительно, для театральных сцен был создан ряд пропагандистских произведений. Поэтому андерграунд бойкотировал и театральные постановки. Кроме того, актеров отговаривали выступать в них и предупреждали, что они считаться соучастниками, если они не подчиняются. По иронии судьбы, ограничения на культурные мероприятия были ослаблены в еврейских гетто, которые немцы привлекают жителей гетто и не им понять свою будущую судьбу.

Музыка была наименее ограниченным из культурных мероприятий, возможно потому, что Ганс Франк считал себя поклонником серьезной музыки. Со временем он приказал создать оркестр и симфонический оркестр Генерал-губернаторства в его столице, Кракове. В кафе и церквях были разрешены многочисленные музыкальные представления, а польское подполье бойкотировало только пропагандистские оперы. Художники изобразительного искусства, включая художников и скульпторов искусства, вынуждены зарегистрироваться в правительстве Германии; но их работа в целом терпимо относилась к подполью, если она не содержала пропагандистские темы. Закрытые музеи были заменены случайными художественными выставками, которые часто отражают пропагандистские темы.

Развитие нацистской пропаганды в оккупированной Польше можно разделить на два основных этапа. Первоначальные усилия были преодолены негативного воздействия на Польшу, а затем начали движение на создание антисоветских, антисемитских и прогерманских настроений.

Советская оккупация

советского вторжения в Польшу (начало 17 сентября 1939 г.), последовало за немецким вторжением, которое ознаменовало начало Второй мировой войны (начало 1 сентября 1939 г.) Советский Союз аннексировал восточные частиКреси ») Второй Польской Республики, площадью 201 015 кв. километров (77 612 квадратных миль) и население 13 299 миллионов человек. Гитлер и Сталин разделяли цель уничтожить политическую и культурную жизнь Польши, чтобы Польша, по словам историка Найла Фергюсона, «перестала существовать не только как место, но и как идея».

Четвертый Раздел Польши, 1939–41, в соответствии с нацистско-советским пактом Молотова-Риббентропа

Советские органы власти рассмотрели службу довоенному польскому государству как «преступление против революции» и «контрреволюционную деятельность» »И арестовали многих представителей польской интеллигенции, политиков, государственных служащих и ученых, а также обычных лиц, подозреваемых в создании советской власти. Более миллиона польских граждан были депортированы в Сибирь, многие - в концлагеря ГУЛАГ, на годы или десятилетия. Остальные погибли, в том числе более 20 000 офицеров, погибших в Катынской резне.

Советы быстро советизировали аннексированные земли, введя принудительную коллективизацию. Они приступили к конфискации, национализации и перераспределению частной и государственной польской собственности. При этом они запретили политические партии и общественные объединения и сажали в тюрьмы или казнили их лидеров как «противников народа». В соответствии с антирелигиозной политикой СССР церкви и религиозные организации подвергались преследованиям. 10 февраля 1940 г. НКВД развязал кампанию террора против «антисоветских» элементов в оккупированной Польше. Целью Советов были лица, которые часто выезжали за границу, лица, ведущие зарубежную переписку, эсперантисты, филателисты, рабочие Красного Креста, беженцы, контрабандисты, священники и члены общинных общин, знати, землевладельцев, богатых купцов, банкиров, промышленников, владельцев отелей и ресторанов. Сталин, как и Гитлер, работал над уничтожением польского общества.

Советские власти стремились стереть все следы польской истории на территории, которая теперь находится под их контролем. Название «Польша» было запрещено. Польские памятники снесли. Все учреждения разрушенного польского государства, в том числе Львовский университет, были закрыты, а затем снова открыты, в основном с новыми русскими директорами. Советская коммунистическая идеология стала главенствующей во всех учениях. Советские власти распустили польскую литературу и языковедение, а польский язык заменили русским или украинским. Книги на польском языке сжигались даже в начальных школах. Польских учителей не пускали в школы, многие были арестованы. Занятия проводились на белорусском, литовском и украинском языках по новой просоветской учебной программе. Как заметил польско-канадский историк Петр Врубель, цитируя британских историков М. Р. Д. Фут и I. C. B. Уважаемый, большинство ученых считают, что «в советской оккупационной зоне были лишь незначительно менее суровыми, чем при немцах». В сентябре 1939 года многие польские евреи бежали на восток; после нескольких месяцев жизни под советской властью некоторые из них хотели вернуться в немецкую оккупированную Польшу.

Карикатуры в советском стиле, опубликованные на польском языке в Львове в сентябре 1940 г., разоблачающие польских «средств» государства »- бизнесмены, армейские офицеры, аристократы

Все публикации и СМИ подвергались цензуре. Советы стремились завербовать польских левых интеллектуалов, которые были готовы к сотрудничеству. Вскоре после советского вторжения Союз писателей Советской Украины создал местное отделение во Львове; был польскоязычный театр и радиостанция. Польская культурная деятельность в Минске и Вильно была менее организованной. Эти действия строго контролировались советскими властями, которые следили за тем, чтобы эти действия изображали новый режим в позитивном свете и очерняли бывшее польское правительство.

Поддерживаемая советской пропагандой поддержка официальной языковой культуры, однако, противоречила политики русификации. Сначала Советы намеревались отказаться от польского языка и поэтому запретили употребление польского языка в школах, на уличных указателях и в других сферах жизни. Однако эта политика временами менялась - сначала перед выборами в октябре 1939 года; и позже, после немецкого завоевания Франции. В ноябре 1940 г. поляки Львова отметили 85-ю годовщину смерти Адама Мицкевича. Однако вскоре Сталин решил возобновить политику русификации. Однако он снова отменил свое решение, когда возникла необходимость в просоветской пропаганде на польском языке после немецкого вторжения в Советский Союз ; в результате Сталин разрешил создание польских войск на Востоке, а позже решил создать коммунистическую Польскую Народную Республику.

Многие польские писатели сотрудничали с Советами, создавая просоветскую пропаганду. Среди них были Ежи Борейша, Тадеуш Бой-Желеньский, Казимеж Брандис, Янина Броневская, Ян Брзоза, Теодор Буйницкий, Леон Хвистек, Зузанна Гинчанка, Галина Гурска, Мечислав Яструн, Стефан Ендрыховский, Станислав Ежи Лец, Тадеуш Лопалевский, Юлиуш Кляйнер, Ян Котт, Ялу Курек, Кароль Курылюк, Леопольд Левин, Ежи Пански, Леон Пастернак, Юлиан Пшибос, Ежи Путрамент, Адольф Рудницкий, Влодзимеж Слободник, Влодзимеж Сокорский, Эльжбета Шемплинская, Анатол Штерн, Юлиан Стрыйковский, Люциан Сзенвальд, Леопольд Тырманд, Ванда Василевска, Адам Ваник, Александр Вайнтрауб и Бруно Винавер.

Однако другие польские писатели отвергли советские убеждения и вместо этого опубликовали un дерграунд:, Ежи Гордынский, Герминия Наглерова, Беата Обертынская, Остап Ортвин, Тадеуш Пайпер, Теодор Парницкий, Юлиуш Петри. Некоторые писатели, такие как Владислав Броневский, после нескольких месяцев сотрудничества с Советским Союзом присоединились к антисоветской оппозиции. Аналогичным образом Александр Ват, изначально симпатизировавший коммунизму, был арестован советским НКВД тайной полицией и сослан в Казахстан.

Подпольная культура

Покровители

Польская культура сохранилась в подпольном образовании, публикациях, даже в театре. Польское подпольное государство создало Департамент образования и культуры (Станислав Лоренц ), который вместе с Департаментом труда и социального обеспечения (Ян Станислав Янковский и позже) и Департамент по ликвидации последствий войны (под и) стали подпольными покровителями польской культуры. Эти департаменты курировали усилия по спасению от разграбления и уничтожения произведений искусства в государственных и частных коллекциях (в первую очередь, гигантские картины Яна Матейко, которые были скрыты на протяжении всей войны). Они составляли отчеты о разграбленных и уничтоженных произведениях и предоставляли художникам и ученым средства для продолжения их работы и публикаций, а также для поддержки своих семей. Таким образом, они спонсировали подпольную публикацию (bibuła ) произведений Уинстона Черчилля и Аркадия Фидлера, а также 10 000 экземпляров польской первичной публикации. -школа букварь и поручил художникам создать произведения сопротивления (которые затем были распространены посредством Операции N и других подобных мероприятий). Также время от времени спонсировались секретные художественные выставки, театральные представления и концерты.

Другими важными покровителями польской культуры были Римско-католическая церковь и польские аристократы, которые также поддерживали художников и охраняли польское наследие (примечательно Среди покровителей были кардинал Адам Стефан Сапега и бывший политик Януш Радзивилл ). Некоторые частные издательства, в том числе издательство Ossolineum, платили писателям за книги, которые будут доставлены после войны.

Образование

В ответ на закрытие Германии и цензура польских школ, сопротивление учителей почти сразу привели к созданию широкомасштабной подпольной образовательной деятельности. В частности, Тайная обучающая организация (Tajna Organizacja Nauczycielska, TON) была создана еще в октябре 1939 года. Другие организации были созданы на местном уровне; после 1940 г. они все больше подчинялись и координировались TON, тесно сотрудничавшим с Государственным департаментом культуры и образования подполья, созданным осенью 1941 г. и возглавлявшимся Чеславом Вычехом, создателем TON. Занятия проводились либо под прикрытием официально разрешенной деятельности, либо в частных домах и других объектах. К 1942 г. подпольным начальным образованием занималось около 1 500 000 учащихся; в 1944 году система средней школы охватывала 100 000 человек, а курсы университетского уровня посещения около 10 000 студентов (для сравнения, довоенный набор в польские университеты составлял около 30 000 в 1938/1939 году). В период с 1943 по 1944 год по 1944 год более 90000 учеников средних школ посещали подпольные классы, которые правительства почти 6000 учителей в четырех районах Главного (сосредоточены в городах Варшава, Краков, Радом и Люблин ). В целом в тот период в Генерал-губернаторстве каждый третий ребенок получал какое-либо образование от подпольных организаций; это число выросло примерно до 70% для детей, достаточно взрослых, чтобы посещать среднюю школу. По некоторым рейтингам, включенным в систему, согласно рейтингу, улучшенному (наиболее вероятно, как курсы в некоторых случаях организовывались учителями, бежавшими или депортированными из городов). По сравнению с довоенными классами, отсутствие польских еврейских студентов было заметным, поскольку нацистские немцы поместили их в гетто ; Однако в гетто существовало подпольное еврейское образование, часто организованное при поддержке польских организаций, таких как TON. Учащиеся подпольных школ часто также были участниками польского сопротивления.

Польская Армия Крайовой медаль за службу в Операции Буря

В Варшава закончили 70 подпольных школ, 2 000 учителей и 21 000 учеников. Метрополитен Варшавский университет обучил 3700 студентов, получив 64 магистерских и 7 докторских степеней. Варшавский политехнический институт под оккупацией обучил 3000 студентов, получив 186 инженерных степеней, 18 докторских и 16 кандидатов наук. Ягеллонский университет выдал 468 магистров и 62 докторских степени, нанял более 100 профессоров и учителей и обслужил более 1000 студентов в год. По всей Польше многие другие университеты и высшие учебные заведения (музыкальные, театральные, художественные и другие) продолжали свои занятия на протяжении всей войны. Были проведены даже некоторые академические исследования (например, Владислав Татаркевич, ведущий польский философ, и Зенон Клеменсевич, лингвист). Около 1000 польских ученых получили средства от подпольного государства, продолжить свои исследования.

Отношение Германии к подпольному образовировалось в зависимости от того, проводилось ли оно в Генерал-губернаторстве на аннексированных территориях. Немцы почти наверняка осознали всю полноту польской подпольной системы образования примерно к 1943 году, но они не хватало ресурсов, чтобы положить конец, вероятно, отдавая приоритет ресурсам для борьбы с вооруженным сопротивлением. Генерал-губернаторство не было главным приоритетом для немцев. В 1943 году в немецком отчете об образовании признавалось, особенно, особенно, трудно из-захватки рабочей силы, транспорта и деятельности польского сопротивления. В некоторых школах полуоткрыто преподавали запрещенные предметы вопреки немецким властям. Ганс Франк отмечал в 1944 году, что, хотя польские учителя были «смертельным врагом» немецких государств, от всех их нельзя было сразу избавиться. На аннексированных территориях это воспринимается как гораздо более серьезная проблема. Участие в подпольном образовании на этих территориях гораздо большей вероятностью привело к заключению в концлагерь.

Печать

Дер Клабаутерманн, 3 января 1943 года - период издание Операции N для немцев. Слева: смерть. В центре: Гитлер. Справа: Гиммлер.

Было более 1000 подпольных газет; Среди наиболее важных были Бюлетинционный Информационный из Армии Крайовой и правительственная делегация Польши. Помимо публикации новостей (из перехваченных западных радиопередач), существовали сотни подпольных публикаций, посвященных экономике, образованию и литературе (например, Sztuka i Naród ). Самый высокий зарегистрированный объем публикаций - это выпуск «Биулетин информации» тиражом 43 000 экземпляров; средний объем более крупного составляющего издания 1 000–5 000 экземпляров. Польское подполье также издавало буклеты и листовки вымышленных антинацистских немецких организаций, распространение дезинформации и понижение морального духа немцев. Иногда печатались книги. Были напечатаны и другие материалы, такие как патриотические плакаты или фальшивые плакаты немецкой администрации, приказывающие немцам покинуть Польшу или установить поляков регистрировать домашних кошек.

Двумя крупнейшими подпольными издателями были Бюро информации и Пропаганда Армии Крайовой и правительственной партии в Польше. Тайне Войскове Заклады Wydawnicze (Тайное военное издательство) Ежи Рутковского (подчиняется Армии Крайовой), вероятно, была самой крупной подпольный издатель в мире. Помимо польских названий, «Армия Крайова» также печатала фальшивые немецкие газеты, призванные подорвать моральный дух немецких оккупационных войск (в рамках Действия N ). Большинство польских подпольных типографий располагалось в оккупированной Варшаве; до Варшавского восстания летом 1944 года немцы представили более 16 подпольных типографий (бригады обычно казнили или отправляли в концентрационные лагеря). Вторым по величине польского подпольного издательства был Краков. Там же, почти вся редакция подпольной сатирической газеты была арестована, и ее главные редакторы были казнены в Кракове 27 мая 1944 г. («На Учо» была самой долго издающейся польской подпольной газетой, посвященной сатира ; с октября 1943 года вышло 20 номеров.) Подпольная пресса поддерживалась большим количеством активистов; Публикации распространяли не только бригады печатных станков, но и десятки подпольных курьеров. Согласно некоторым статистическим данным, эти курьеры входили в число подпольщиков, наиболее часто арестовываемых немцами.

Под немецкой оккупацией профессии польских журналистов и писателей были практически ликвидированы, поскольку у них было мало возможностей публиковать свои работы. Департамент культуры подпольного государства спонсировал инициативы и отдельных лиц, давая возможность продолжать свою работу и помогая в публикации. Романы и антологии издавались подпольной прессой; За время войны подпольно было опубликовано более 1000 произведений. Были проведены литературные дискуссии, среди выдающихся писателей того периода, работавших в Польше, были, в частности, Кшиштоф Камил Бачиньский, Леслав Бартельский, Тадеуш Боровски, Тадеуш Бой-Желенский, Мария Домбровская, Тадеуш Гайцы, Зузанна Гинчанка, Ярослав Ивашкевич, будущая Нобелевская премия победитель Чеслав Милош, Зофия Налковская, Ян Парандовский, Леопольд Посох, Казимеж Вика и Ежи Завейский. Писатели писали о тяжелых условиях в лагерях для военнопленных (Константин Ильдефонс Галчинский, Стефан Флуковский, Леон Кручковский, Анджей Новицкий и), гетто и даже внутри концентрационных лагерей (Ян Мария Гисгес, Зофия Горска (Романовичова), Тадеуш Холуй, Казимеж Анджей Яворский и). Многие писатели не пережили войну, в том числе Кшиштоф Камил Бачиньский, Вацлав Берент, Тадеуш Бой-Желенский, Тадеуш Гайцы, Зузанна Гинчанка, Юлиуш Каден-Бандровски, <281rzy Stefanski, Януш Корчак, Галина Крахельска, Тадеуш Холлендер, Витольд Хулевич, Фердинанд Антони Оссендовский, Влодзимеж Петшак, Казимеж Пшерва-Тетмайер и Бруно Шульц.

Изобразительное искусство и музыка

Польское подпольное государство Информационный бюллетень, 15 июля 1943 г. г. сообщает о смерти генерала Сикорского и объявляет национальный день траура

с цензурой польского театра (и фактическим концом польского радио и киноиндустрии), Были созданы подземные театры, прежде всего в Варшаве и Кракове, спектакли которых проходили на различных подземных площадках. С 1940 г. деятельность театров координировал Тайный театральный совет. Четыре большие роты и более 40 небольших групп действовали на протяжении всей войны, даже вме гестапо Павяк в Варшаве и в Освенциме ; Были созданы созданные подпольные актерские школы. Подпольные актеры, многие из которых официально работали на обычных работах, включали Кароль Адвентович, Эльжбету Барщевскую, Хенрик Боровски, Войцех Бридзинский, Владислав Ганьча, Стефан Ярач, Тадеуш Кантор, Мечислав Котларчик, Ян Кречмар, Адам Муларчик, Анджей Пронашко, Леон Шиллер, Арнольд Шифман, Станислава Уминьска, Эдмунд Верцински, Кароль Войтыла (который стал использоваться Папой Иоанном Павлом II ), Марианом Выжиков, Ежи Завейским и другими. Театр действовал также в еврейских гетто и лагерях для польских военнопленных.

. Польская музыка, включая оркестры, также ушла в подполье. Лучшие польские музыканты и режиссеры (Адам Дидур, Збигнев Джевецкий, Ян Экьер, Барбара Костжевская, Зигмунт Латошевский, Ежи Лефельд, Витольд Лютославский, Анджей Пануфник, Петр Перковский, Евгения Уминьская, Ежи Вальдорф, Казимеж Вилкомирский, Болеслав Войтович, Мира Зиминская ) выступали в ресторанах, кафе и частных домах, причем самые смелые пели патриотические баллады на улицах, уклоняясь от немецких патрулей. Были написаны патриотические песни, такие как Siekiera, motyka, самая популярная песня оккупированной Варшавы. Ставились патриотические кукольные спектакли. Еврейские музыканты (например, Владислав Шпильман ) и артисты также выступали в гетто и даже в концентрационных лагерях. Хотя многие из них погибли, некоторые выжили за границей, например, Александр Тансман в США Штатах, Эдди Рознер и Хенрик Варс в Советском Союзе.

Изобразительное искусство также практиковалось в подполье. Кафе, рестораны и частные дома превратились в галереи или музеи; некоторые были закрыты, а их владельцы, сотрудники и покровители подвергались преследованиям, арестам или даже казням. Среди польских андеграундистов были Эрик Липинский, Станислав Медза-Томашевский, Станислав Оста-Хростовский и Константин Мария Сопочко. Некоторые художники работали непосредственно на подпольное государство, подделывая деньги и документы и создавая антинацистское искусство (сатирические плакаты и карикатуры ) или польские патриотические символы (для пример Котвица ). Эти работы перепечатывались на подземных прессах, а те, которые предназначались для публичного показа, были приклеены к стенам или нарисованы на них как граффити. Многие из этих мероприятий координировались в рамках Действия N Операции Бюро информации и пропаганды Армии Крайовой. В 1944 году три гигантские (6 м или 20 футов) куклы, карикатуры на Гитлера и Бенито Муссолини, были успешно выставлены в общественных местах Варшавы. Некоторые художники записали жизнь и смерть в оккупированной Польше; Несмотря на запрет Германии на использование фотоаппаратами поляков, были сделаны фотографии и даже фильмы. Хотя было невозможно управлять подпольной радиостанцией, подпольные прослушивания были записаны и введены в немецкое радио или системы громкоговорителей. Разработаны и выпущены подземные почтовые марки. Так как немцы также запретили польские спортивные мероприятия, были созданы подпольные спортивные клубы; подпольные футбольные матчи и даже турниры устраивались в Варшаве, Кракове и Познани, хотя их обычно разгоняли немцы. Вся эта деятельность проводилась при Департаменте культуры подпольного государства.

Варшавское восстание

Польское радио транслировалось на английском языке. Передавалась новостная программа на английском языке, описывающая ежедневные боевые действия во время Варшавского восстания. Польские повстанцы радиостанция Блыскавица.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Во время Варшавского восстания (август-октябрь 1944 г.) люди на территории, контролируемой Польшей, пытались воссоздать прежнюю повседневную жизнь своей свободной страны. Культурная жизнь кипела как среди солдат, так среди гражданского населения: были доступны театры, кинотеатры, почтовые отделения, газеты и другие подобные мероприятия. Во время Восстания был проведен 10-й подпольный поэтический турнир, призы которого были оружием (большинство польских поэтов молодого поколения также были участниками сопротивления). Под руководством Антонидзевича Бюро информации и пропаганды Армии Крайовой даже создало три кинохроники и более 30 000 метров (98 425 футов) фильма, документирующего борьбу Евгениуш Локайски сделал около 1000 фотографий перед своей смертью; Сильвестер Браун около 3000, из которых 1500 выжили; Ежи Томашевский около 1000, из которых 600 выжили. 516>

Культура в изгнании

Польские художники также работали за границей, за пределами оккупированной Европы. Аркадий Фидлер, базирующийся в Великобритании с Польскими вооруженными силами на Западе, писал о 303-й польской истребительной эскадрилье. Мельхиор Ванькович писал о вкладе Польши в захват Монте-Кассино в Италии. Среди других писателей, работающих за границей, были Ян Лехонь, Антони Слонимский, Казимеж Вежинский и Юлиан Тувим. Были артисты, которые выступали для польских войск на Западе, а также для польских войск на Востоке. Среди музыкантов, выступавших для II Польского корпуса в кабаре Polska Parada, были Хенрик Варс и Ирена Андерс. Самой известной песней солдат, сражавшихся под союзниками, была Czerwone maki na Monte Cassino (Красные маки на Монте-Кассино), сочиненная Феликсом Конарским и в 1944 году. Польские театры в изгнании существовали и на Востоке, и на Западе. Несколько польских художников, в основном солдаты II польского корпуса, продолжали работать на протяжении всей войны, в том числе Адам Коссовски и Стефан Кнапп.

Влияние на послевоенную культуру
Розстржелание V (Казнь Расстреливание V), V) (1949) Анджея Врублевского, действие происходит в оккупированной немцами Польше

Попытки во времени разрушить польскую культуру, возможно, вместо этого укрепили ее. Норман Дэвис писал в Божья площадка : «В 1945 году, в качестве приза за неисчислимые жертвы, привязанность выживших к своей родной культуре была сильнее, чем когда-либо прежде». Точно так же сплоченные подпольные классы, от начальных школ до университетов, славились своим высоким качеством, во многом благодаря более низкому использованию учащихся к учителям. Полученная культура, однако, отличалась от культуры межвоенной Польши по ряду причин. уничтожение еврейской общины Польши, послевоенные территориальные изменения Польши и послевоенные перемещения Польшу без ее этнических меньшинств. Мультикультурной нации больше не было.

Опыт Второй мировой войны наложил свой отпечаток на поколение польских художников, которое стало как «Поколение Колумба ». Этот термин обозначает целое поколение поляков, родившихся после восстановления Польши в 1918 году, юность которых была отмечена Второй мировой войной. В своем искусстве они «открыли новую Польшу» - навсегда измененную зверями Второй мировой войны и последующим созданием коммунистической Польши.

За прошедшие годы почти три четверти польского народа подчеркнули Второй мировой войны для польской национальной идентичности. Многие польские произведения, созданные после войны, посвящены искусствам войны. Книги Тадеуша Боровского, Адольфа Рудницкого, Генрика Гринберга, Мирона Бялошевского, Ханны Кралл и других; фильмы, в том числе фильмы Анджея Вайды (Поколение, Канал, Пепел и алмазы, Лотна, Любовь в Германии, Корчак, Катынь ); Сериал (Четыре танкиста и собака и Ставки больше жизни ); музыка (Powstanie Warszawskie ); и даже комиксы - все эти разноплановые произведения отразили те времена. Польский историк Томаш Шарота писал в 1996 году:

В образовательных и учебных программах особое внимание уделяется Второму мировой войны и оккупации. События и лица, связанные с войной, повсеместно освещаются на телевидении, радио и в печатных СМИ. Тема остается важной литературы и обучения, кино, театра и изобразительного искусства. Не говоря уже о том, что политика постоянно этим пользуется. Наверное, ни одна другая страна не отмечает юбилеи, связанные с событиями Второй мировой войны, так часто или так торжественно.

См. Также
  • флаг Польский портал
  • значок Общественный портал
  • Второй Мировой портал
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Польшей во время Второй мировой войны.
На Викискладе есть материалы, связанные с искусством, потерянным в Польше во время Второй мировой войны.

Последняя правка сделана 2021-06-02 09:55:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте