В музыке мотив БАХа - это мотив, последовательность нот важны или характерны для предмета, B плоский, A, C, B натуральный. В немецкой музыкальной номенклатуре, в которой нота B natural названа H, а си-бемоль названа B, она образует фамилию Иоганна Себастьяна Баха. Один из наиболее часто встречающихся примеров музыкальной криптограммы, этот мотив использовался бесчисленным количеством композиторов, особенно после Возрождения Баха в первой половине 19 века.
Musicalisches Lexikon Иоганна Готфрида Вальтера (1732) содержит единственный биографический очерк Иоганна Себастьяна Баха, опубликованный при жизни композитора. Здесь мотив упоминается так:
... все носившие имя [Бах], насколько известно, были приверженцами музыки, что может быть объяснено тем, что даже буквы бах в этот порядок формирует мелодию. (Эта особенность была обнаружена г-ном Бахом из Лейпцига.)
Таким образом, эта справочная работа указывает на Баха как на изобретателя мотива.
В подробном исследовании, опубликованном в каталоге для выставки 1985 года «300 яхре Иоганна Себастьяна Баха» («300 лет Иоганна Себастьяна Баха») в Штутгарте, Германия Ульрих Принц перечисляет 409 произведений 330 композиторов с 17 по 20 века, использующих БАХ мотив. Похожий список имеется в томе Малкольма Бойда о Бахе: он также содержит около 400 работ.
Бах использовал этот мотив в ряде своих работ, наиболее известный как тема фуги в последнем Контрапункт из Искусство фуги. Мотив также встречается в конце четвертой вариации Канонических вариаций Баха на тему «Vom Himmel hoch da komm 'ich her», а также в других произведениях. Например, первый такт Симфонии фа минор BWV 795 включает транспонированную версию мотива (a ♭ '-g'-b ♭' -a '), за которой следует оригинал такта 17.
Более поздние комментаторы писали: «Эта фигура так часто встречается в басовых партиях Баха, что не могла быть случайной». Ганс Генрих Эггебрехт доходит до реконструкции предполагаемых намерений Баха как выражения Лютеран думал, воображая, что Бах говорит: «Я отождествлен с тонизирующим средством, и мое желание достичь его... Как и вы, я человек. Я нуждаюсь в спасении; я уверен в том, что надежду на спасение, и были спасены по благодати "благодаря использованию им мотива, а не стандартной изменяющейся тона фигуры (B ♭ -ACB) в двойном дисканте clausula в четвертой фуге Искусство фуги.
Мотив использовался в качестве сюжета фуги сыном Баха Иоганном Кристианом и его учеником Иоганном Людвигом Кребсом. Он также появляется в работе Георга Филиппа Телемана.
Широкая популярность этого мотива наступила только после начала Возрождения Баха в первой половине XIX века. Несколько произведений середины XIX века, в которых этот мотив явно используется:
Композиторы обнаружили, что этот мотив можно легко включить не только в передовое гармоническое письмо XIX века, но также и в полностью хроматическом идиоме Второй венской школы ; поэтому его использовали Арнольд Шенберг, Антон Веберн, а также их ученики и последователи. Несколько работ 20-го века, в которых используется этот мотив:
В 21 веке композиторы продолжают писать произведения с использованием этого мотива, часто в честь Иоганна Себастьяна Баха.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с мотивом БАХа. |