Азербайджанская традиционная одежда ( азербайджанский : Azərbaycan milli geyimi) - традиционная одежда азербайджанского народа. Он тесно связан с его историей, религиозной культурой и национальной самобытностью.
Часть серии о |
Азербайджанцы |
---|
Культура |
Традиционные поселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
|
|
Костюмы и платья имеют большое значение в азербайджанской культуре. Азербайджанский стиль просматривается в орнаменте костюмов с художественной вышивкой в ткачестве и вязании. В 17 веке территория современного Азербайджана имела большое значение для шелковой промышленности. Шелк производился в городах Шамаха, Баскаль, Гянджа, Шеки, Шуша и др.
Стиль одежды и ее цвета отражали семейное положение, достаток и другую информацию. С 20 века традиционная азербайджанская одежда в основном сохранялась в сельской местности. Национальные танцы обычно исполняются в соответствующем костюме.
Мужская народная одежда была очень похожа от региона к региону, но всегда отражала социальный класс.
Национальная верхняя одежда для мужчин состояла из усть koyney (рубашки) или чепкен, архалука, Габа, Чуха и Kurk.
Русский этнограф так пишет об азербайджанском мужском костюме:
{{blockquote | Нижнее белье состоит из прямых и коротких рубашек из бязи, белого и преимущественно темно-синего цветов с трусами из этого же материала, которые застегиваются тесьмой на талии; зимой их надевают поверх шерстяных больших штанов, которые также застегиваются тесьмой. Поверх рубашки надевается архалиг из хлопка. Архалиг - это русское мужское длинное облегающее пальто с короткой талией и короткой юбкой со сборками на поясе; он всегда застегивается плотно либо посередине, либо сбоку от груди. Чуха надевается поверх архалига с короткой талией и юбкой длиной ниже колен, но на голову круглый год накрывается небольшая шляпка конической формы из меха ягненка. На ноги надевают короткие шерстяные носки.
Papaq считался символом силы духа, чести и достоинства людей Азербайджана и проигравшей считался позором. Кража папака считалась враждебным действием против его владельца, а сбивание папака с ног считалось серьезным оскорблением. Социальное достоинство владельца Папака определялось его формой. Мужчины никогда не снимали папак, даже во время обеда), кроме как перед намазом. Появление на публике без головного убора считалось неуместным.
Национальный женский костюм Азербайджана состоит из верхней одежды и нижнего белья. Он включает в себя чадру - шарф в форме присоски - и рубенд, вуаль, которую женщины носили на улице. Женская верхняя одежда изготавливалась из ярких и красочных тканей, качество которых зависело от достатка человека или ее семьи. В одежде также были украшения, такие как золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под семена ордеума, монеты, изящные подвески и ожерелья. Молодые женщины носили яркую одежду с яркими цветами, в отличие от старших.
Женская верхняя одежда состоит из рубашки с широкими рукавами, широких брюк до щиколотки и рубашек в форме колокола такой же длины. Женщины также носили трикотажную рубашку с длинными рукавами ( архалиг, куладжа), которая плотно облегала спину и грудь и имела широкий разрез спереди. На талии носили плотный пояс. В холодную погоду надевали стеганую куртку без рукавов. Верхняя одежда часто представляла собой плащ, который был длиннее рубашки. Женские рубашки в Газахском уезде были длинными, с разрезами по бокам.
Женщины Карабаха носили обтягивающий чепкен ( чафкен) до пояса и с длинными потайными рукавами. Женщины носили узкие брюки с широкими юбками. В Нахчыване носили длинные рубашки до колен. Длинные рубашки носили также в Шуше, Шамахе и других районах. Длинные куладжи носили только богатые женщины в Нахчыване и Гяндже.
Головные уборы в основном состояли из кожи в виде лохов или шапок разной формы. Поверх них было надето несколько платков. Женщины прятали волосы в специальный мешочек, называемый чутгой. Головы закрывались цилиндрической шляпкой дота, сделанной большей частью из бархата. Поверх него была повязана халма и несколько головных платков, называемых келагайи.
Джорабы были обычным явлением среди женщин.
Азербайджанская девушка из Шуши. Фотограф Константин Занис. 1898 г.
Молодой азербайджанец из Шамахи. 1883 г.
Азербайджанец из Баку. 1883 г.
Бакинские азербайджанцы в опрятных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 г.
Азербайджанец из Баку. Фотограф Ф.Орден. 1897 г.
Хуршидбану Натаван с сыном Мехдигулу Хан Вафа и дочерью Ханбике.
Сын и дочь Мусы Нагиева (сын чуха, дочь Чепкена).
Сара Ашурбейли с сестрами.
Юсиф Вазир Чаманзаминли с семьей.
Марка СССР, 1963 г.
Азербайджанская марка, 1996 г.
Азербайджанская марка, 1997 г.
Азербайджанская марка, 1997 г.