Кино Азербайджана

редактировать
Кино Азербайджана
Азербайджан фильм clapperboard.svg
№ из экранов 17 (2011)
• На душу населения0,2 на 100 000 (2011)
Созданные художественные фильмы (2010)
Художественные9 (45,0%)
Анимированные2 (10,0%)
Документальное9 (45,0%)
Количество просмотров (2011)
Всего77000
Национальные фильмы6600 (8,6%)
Валовые сборы (2011)
Всегоманатов 364,800
Национальные фильмы6000 манатов (1,6%)
Содержание
  • 1 Ранняя история
  • 2 Начало 20 века
  • 3 Советский период
  • 4 1940-е годы
  • 5 1950-е годы
  • 6 Кино в Азербайджанской Республике
  • 7 См. Также
  • 8 Список литературы
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Ранняя история
Пожар нефтяного фонтана в Бибихейбате режиссер Александр Мишон Первая киностудия в Баку, основанная в 1920-х годах. Студия располагалась за зданием правительства в Баку. Здания больше нет. Фильм «Севиль» 1932 года. Фильм «Игра любви» 1935 года. Фильм «Фатали хан» 1947 года.

Киноиндустрия в Азербайджане восходит к 1898 году. Фактически, Азербайджан был одной из первых стран, начавших кинематограф. Когда братья Люмьер из Франции представили свою первую киносъемку в Париже 28 декабря 1895 года, они мало знали, насколько быстро это положит начало новой эре фотографической документации. Эти братья изобрели аппарат, запатентованный в феврале 1895 года, который они назвали «Cinématographe » (от которого происходит слово «кинематография»). Неудивительно, что этот аппарат вскоре обнаружился в Баку - на рубеже 19-го века этот заливный город на Каспийском производил более 50 процентов мировых запасов масло. Как и сегодня, нефтяная промышленность привлекала иностранцев, желающих инвестировать и работать.

Француз по имени Александр Мишон был одним из первых предпринимателей, которые приехали и поселились в Баку. По профессии фотограф и оператор, он, как полагают, более 25 лет прожил в Баку, где открыл фотостудию. Мишон стал активным участником создания научного фотокружка в Баку и стал его секретарем. С 1879 по 1905 год он задокументировал пейзажи, эпизоды добычи нефти, процесса ее переработки, а также нефтяные фонтаны и ужасающие пожары, вспыхнувшие на нефтяных месторождениях. В 1898 году Мишон начал снимать кинофильмы, изображающие повседневную жизнь Баку. Он намеревался выставить их в Париже.

Кадры Мишона до сих пор хранятся в архивах Союза кинематографистов Азербайджана. Народный танец Кавказа позже был использован в документальном фильме, а сцены из Нефтяной фонтан в Бибихейбате были показаны во Франции в 1995 году в фильме, посвященном 100-летию мира. кино.

Объявление в газете о фильмах Мишона:

«В воскресенье, 2 августа 1898 года, А. Мишон покажет несколько фильмов, которые он снял на кинокамеру Люмьера и которые усовершенствован инженером Жюлем Карпантье. Эти фильмы Кавказа и Средней Азии подготовлены к предстоящей Международной Парижской выставке и будут представлены только один раз в Баку в Цирковом театре им. В. И. Васильева-Вятского.

«Следующее Будут показаны фильмы: Пожар в результате нефтяного фонтана на нефтяном месторождении Биби-Эйбат, Церемония прощания с Его Величеством Эмиром Бухары на пароходе «Великий князь Алексей», народный танец Кавказа, и сцены из комедия «Итак, тебя поймали», которая недавно была показана в одном из парков Баку. Более подробная информация на плакатах. Мероприятие начнется в 21:00 (21:00) ».

Мероприятие имело огромный успех, и Мишон повторила его 5 августа, заменив последние две работы на те, которые показывают жизнь в Балаханах за пределами Баку.

Кадры Мишон все еще существуют. «Народный танец Кавказа» позже был использован в документальном фильме, а сцены из «Пожара нефтяного фонтана в Биби-Эйбате» были показаны во Франции в 1995 году в фильме, посвященном 100-летию мира. 27 ноября 1899 г. писатель, ученый и общественный деятель Хасан Зардаби в «Каспи» озаглавил статью, в которой написал: «Теперь у нас в руках игрушечная машинка под названием« кинематограф ». Эта замечательная машинка была выпущена совсем недавно и производит впечатление просто игрушки. Вы можете найти этот аппарат, который называется «стробоскоп», во многих магазинах оптики ».

Начало 20 века

В 1915 году Бельгия открыла лабораторию по производству фильмов в Баку. Они пригласили кинорежиссера Бориса Светлова из Санкт-Петербурга (Россия ), чтобы он поработал у них и поставил «Женщину, час». «Перед смертью» и «Старая история в новом свете». Именно Светлов снял фильм «В Царстве нефти и миллионов », который впоследствии стал так широко известен. Известный азербайджанский актер Гусейн Араблинский сыграл главную роль в этом фильме Лутфали.

В 1916 году Светлов поставил первую версию оперетты «Аршин мал алан ». В эту эпоху «немого» В фильме музыкальные отборы исполняли штатные музыканты. Две женские роли в фильме сыграли мужчины. Гульчохру сыграл Ахмад Агдамский, а тетю Джахан - Ю. Нариманов.

В 1919 г. Недолговечный Азербайджанская Демократическая Республика, документальный фильм под названием был снят в день независимости Азербайджана, 28 мая, и был показан в июне 1919 года в нескольких театрах в Баку.

Советский период
Первый азербайджанец Советский фильм (1924)

После установления советской власти в 1920 году Нариман Нариманов, председатель КНР, подписал указ о национализации азербайджанского кино. Институт, который функционировал как министерство, создал художественный отдел, в который входил отдел кино, возглавляемый Муслимом Магомаевым, известным композитором и оперным певцом. В 1922 году правительство Азербайджана решило создать первую кинофабрику, которая стала предшественницей сегодняшней киностудии Azerbaijanfilm.

В 1923 году (APFI) была создана специальным постановлением Совета Народных Комиссаров. Учреждение контролировало все кинотеатры и прокатные бюро. Таким образом, началась новая эпоха в истории азербайджанского кино - период, когда в киноиндустрии доминировала советская идеология, а не индивидуальное предпринимательство.

APFI сняла свой первый фильм в 1924 году. Этот фильм был первым азербайджанским советским и основан на легенде о Девичьей башне.

В 1930-х годах российский режиссер Борис Барнет снят у синего моря в Азербайджане. Фильм, действие которого происходит на одном из островов страны в Каспийском море, получил признание современных кинокритиков.

1940-е

В 1940 году режиссеры [az ] и Владимир Еремеев снял документальный фильм под названием [az ] по случаю 20-летия установления Советской власти в Азербайджане. Во время Великой Отечественной войны 1941 и 1942 годов были сняты короткометражные звуковые фильмы «Сын Родины» и [az ] (режиссер А. Гулиев), посвященные героям Камала Гасымова и Бахтияра Каримова. В эти же годы «Сабухи», отражающие жизнь и деятельность Мирзы Фатали Ахундова, создали кинорежиссеры А.И. Бек-Назаров и Рза Тахмасиб. В 1943 году режиссеры Г. В. Александров, Р. Тахмасиб и М. Микаилов сняли трехсерийные «Одна семья» и «Подводная лодка Т-9». Эти фильмы были посвящены героизму моряков во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы группа режиссеров-документалистов и операторов выезжала на фронт и снимала солдатский героизм. С 1943 по 1945 год были посвящены героизму каспийских моряков «За Родину» (И.Афандиев), «Заботу» (А.Гулиев), «Ответ на письмо» и «Каспийцы» (Г.В.Александров, Н.И.Большаков). В 1945 году режиссер Гусейн Сеидзаде снял полнометражный документальный фильм «Страна вечных огней», посвященный 25-летию образования правительства Советского Союза. В том же году музыкальная комедия «Аршин Мал Алан » У.Гаджибеков снова вышел на экран. Режиссеры Рза Тахмасиб и Николай Лещенко сняли блестящую реалити-комедию, сохранив национальный стиль и чувство юмора Азербайджана. Фильм имел успех не только в Азербайджане и СССР, но и во многих странах мира. «Аршин мал алан» был доставлен режиссерам Р. Тахмасибу и Н. Лещенко, композитору Узеиру Гаджибекову и актерам Рашиду Бехбудову, Лейле Бадирбейли, Адила Гусейнзаде, Муневвер Калантарли и Лутфали Абдуллаеву Государственная премия СССР после войны 1946 года. летняя кинохроника " Молодое поколение »и« Советский Азербайджан »(прежнее название« Орден-медведь Азербайджан »).

1950-е

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. стиль был художественно-документальным и публицистическим. В этот период снимались «Фатали-хан» (1947, режиссер В. И. Дзиган) и «Огни Баку» (1950, режиссеры И. В. Хейфиц, А. Г. Зархи, Р. Тахмасиб). В середине 1950-х годов начался новый этап развития азербайджанского кино. Развитие киноиндустрии привело к расширению их тематики в те годы. Сюжеты фильмов касались в основном труда и быта рабочих, колхозников и др. «Под палящим солнцем» (1957, режиссер Л. Сафаров), «Черные камни» (1958, кинорежиссер А. Кулиев), «Тени ползут» (1958, режиссеры И. Афандиев и Шейхов)., «Его большое сердце» (1959, кинорежиссер А. Ибрагимов), «Верный друг» (1959, Т. Тагизаде), «Мог ли он быть прощенным» (1960, кинорежиссер Тахмасиб), «Наша улица» (1961, г. кинорежиссер А. Атакишиев), «Большой пирс» (1962, кинорежиссер Х. Исмаилов), «Телефонистка», «Есть и такой остров» 1962,1963, кинорежиссер Х. Сейидбейли), «Мачеха» «(1959, кинорежиссер Х.Исмайлов) - яркие образцы азербайджанского кино, снятого в эти годы. В 1950 году к 30-летию Победы Советской власти в Азербайджане был снят цветной полнометражный документальный фильм «Советский Азербайджан» (режиссеры М. Дадашов, Ф. Киселев). Этот фильм получил специальный приз Каннского (Франция) международного кинофестиваля в 1951 году. «В заливе имени С.М.Кирова», «Кто ищет, тот найдет» (1955, 1969, режиссер С.Мамедов), «По дороге счастья». «Наш Азербайджан» (1957, 1959, кинорежиссер М. Дадашов). «Баку и его жители» (1957, режиссер Л. Сафаров), «Весна азербайджанской культуры» (1960, режиссеры Ч. Мамедов, Х. Бабаев), «М. Ф. Ахундов» (1962, режиссер Н. Бадалов). «Эпос о каспийском нефтянике» (1953) и «Морские покорители» (1959) снят всемирно известным кинорежиссером Р.Л.Карменом в «Бакы киностудияси» (Бакинская киностудия). За эти работы ему была присуждена Ленинская премия (1960). «Два мальчика из одного блока» (режиссеры А.Ибрагимов и И.В. Гурин, операторы М.М. Пилихина и Р.Оджагов, композитор Г.Гараев) - о борьбе восточного народа за свободу и демократию. «На дальних берегах», посвященный отважному партизану Мехди Гусейнзаде (1958, кинорежиссер Т.Тагизаде), является одним из достижений Азербайджана, как и бывший советский фильм.

Кино в Азербайджанской Республике

В 1991 году, после обретения Азербайджаном независимости от Советского Союза, первый Восток-Запад прошел в Баку. В декабре 2000 года бывший президент Азербайджана, Гейдар Алиев подписал указ о провозглашении 2 августа профессиональным праздником кинематографистов Азербайджана.

Теперь, когда СССР больше не существует, азербайджанские кинематографисты снова сталкиваются с проблемами, аналогичными тем, с которыми сталкивались кинематографисты до создания Советского Союза в 1920 году. И снова выбор контента и спонсорство фильмов в значительной степени оставлены на усмотрение инициатива режиссера.

В 1995 году режиссер Рустам Ибрагимбеков получил премию Американской киноакадемии за фильм Утомленные солнцем как лучший зарубежный фильм. Этот момент называют одним из самых ярких событий в истории азербайджанского кинематографа.

См. Также
Список литературы
Библиография
  • Майкл Г. Смит, «Кино для советского Востока: национальный факт и революционная фантастика в раннем азербайджанском кино», Slavic Review Vol. 56 No. 4 (Winter 1997), pp. 645–678.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кино Азербайджана.
Последняя правка сделана 2021-05-15 08:07:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте