Аспекты теории синтаксиса

редактировать
Аспекты теории синтаксиса
AspectOfTheoryOfSyntax.jpg Обложка первого издания
АвторНоам Хомский
ЯзыкАнглийский
ТемаЕстественный язык синтаксис
ИздательMIT Press
Дата публикацииМай 1965 г.
СМИ типПечать
Страницы261
Перед нимиСинтаксические структуры
, за которыми следуетДекартова лингвистика

Аспекты теории синтаксиса (известная в лингвистических кругах просто как аспекты) - это книга по лингвистике, написанная американским лингвистом Ноамом Хомски, впервые опубликованная в 1965 году. В аспектах Хомский представил более глубокая и обширная переформулировка трансформационной порождающей грамматики (TGG), нового типа синтаксической теории, которую он представил в 1950-х годах с публикацией своей первой книги Синтаксические структуры. Аспекты широко считаются основополагающим документом и правильной формулировкой теоретической основы лингвистики Хомского, занимающей всю книгу. В нем представлены эпистемологические предположения Хомского с целью установления лингвистической теории как формальной (т. Е. Основанной на манипулировании символами и правилами) дисциплины, сопоставимой с физическими науками, т. Е. Сферой исследования, четко определенной в своем характер и масштаб. С философской точки зрения, он направил основные лингвистические исследования от бихевиоризма, конструктивизма, эмпиризма и структурализма в сторону ментализма, нативизм, рационализм и генеративизм, соответственно, взяв в качестве основного объекта исследования абстрактные внутренние механизмы человеческого разума, связанные с овладение языком и производство.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Обзор тем
    • 2.1 Цель лингвистической теории
      • 2.1.1 Компетентность и успеваемость: описательная адекватность
      • 2.1.2 Овладение языком, универсальная грамматика и адекватность объяснения
      • 2.1.3 Грамматичность и приемлемость
      • 2.1.4 Акцент на ментализме
    • 2.2 Структура грамматики: глубокая структура
      • 2.2.1 Базовый подкомпонент
    • 2.3 Сравнение с моделью синтаксических структур
    • 2.4 Синтаксические особенности
  • 3 Значимость
  • 4 Критика
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса

После публикации Хомского Синтаксические структуры, характер лингвистических исследований начал меняться, особенно в MIT и в других местах лингвистического сообщества, где TGG был хорошо принят. Моррис Халле, ученик Романа Якобсона и коллега Хомского из Исследовательской лаборатории электроники (RLE) при MIT, был решительный сторонник идей Хомского о TGG. Сначала Галле работал над генеративной фонологией русского языка и опубликовал свою работу в 1959 году. С 1956 по 1968 год вместе с Хомским (а также сначала с Фредом Луковым ) Галле разработал новую теорию фонологии, названную генеративная фонология. Их сотрудничество завершилось публикацией The Sound Pattern of English в 1968 году. Роберт Лис, лингвист традиционной школы структуралистов, в 1956 году поступил в Массачусетский технологический институт, чтобы работать в механическом переводческий проект в RLE, но был убежден подходом TGG Хомского и в 1960 году опубликовал, вероятно, самую первую книгу лингвистического анализа, основанную на TGG, под названием The Grammar of English Nominalizations. Этой работе предшествовала докторская диссертация Лиза по той же теме, за которую он получил степень доктора философии. в электротехнике. Лис был технически первым учеником новой парадигмы TGG. Эдвард С. Клима, выпускник магистерской программы Гарварда и нанятый Хомским в RLE в 1957 году, произвел новаторскую основанную на TGG работу по отрицанию. В 1959 году Хомский написал критическую рецензию на Б. Вербальное поведение Ф. Скиннера (1957) в журнале Language, в котором он подчеркивал фундаментальные человеческие характеристики вербального творчества, которые присутствуют даже у очень маленьких детей, и отвергал бихевиористскую способ описания языка двусмысленными терминами, такими как «стимул», «реакция», «привычка», «обусловливание» и «подкрепление».

Вместе с Моррисом Халле и другими Хомский основал аспирантуру по лингвистике в Массачусетском технологическом институте в 1961 году. Программа сразу же привлекла некоторых из самых ярких молодых американских лингвистов. Джерри Фодор и Джерролд Кац, оба имеют докторскую степень. программа в Принстоне и Пол Постал, доктор философии. из Йеля, были одними из первых студентов этой программы. Они внесли большой вклад в зарождающуюся область TGG., коллега Хомского по RLE в 1950-х годах, начал работать над докторской диссертацией. диссертация под руководством Хомского о лингвистических мыслях Вильгельма фон Гумбольдта, немецкого лингвиста XIX века. Английские переводы Фиртелем работ Гумбольдта повлияли на Хомского в это время и заставили его отказаться от соссюровских взглядов на лингвистику. Хомский также сотрудничал с приезжающим французским математиком Марселем-Полем Шютценбергером и смог сформулировать одну из самых важных теорем формальной лингвистики иерархию Хомского-Шютценбергера. В теоретических рамках TGG Г. Х. Мэтьюз, коллега Хомского по RLE, работал над грамматикой хидатса, языка коренных американцев. Дж. Р. Эпплгейт работал над немецкой существительной фразой. Лиз и Клима изучали местоимение английского языка. Мэтьюз и Лис работали над немецкой глагольной фразой. О характере лингвистических исследований в Массачусетском технологическом институте в те дни Джерри Фодор вспоминает, что «... общение было очень живым, и я полагаю, что мы поделились общей картиной методологии проведения не только лингвистических, но и поведенческих исследований. Мы все были более или менее нативистами, а все более или менее менталистами. Было много методологических разговоров, в которых не было необходимости. Можно было сразу перейти к основным вопросам. Так что, с этой точки зрения, это было очень интересно ». В 1962 году Хомский выступил с докладом на Девятом Международном конгрессе лингвистов под названием «Логические основы лингвистической теории», в котором он обрисовал в общих чертах трансформационный генеративный грамматический подход к лингвистике. В июне 1964 года он прочитал серию лекций в Лингвистическом институте Лингвистического общества Америки (позже они были опубликованы в 1966 году как «Темы теории порождающей грамматики»).

Все эти действия помогли развить то, что сейчас известно как «Стандартная теория» TGG, в которой основные формулировки синтаксических структур подверглись значительному пересмотру. В 1965 году, через восемь лет после публикации «Синтаксических структур», Хомский опубликовал «Аспекты» частично как признание этого развития, а частично как руководство для будущих направлений в этой области.

Обзор тем

Как заметил британский лингвист Питер Хьюго Мэтьюз в своем обзоре книги, содержание Аспектов можно разделить на две отдельные части: Глава 1 - это посвящены психологической реальности языка и философии языковых исследований, а остальные главы посвящены конкретным техническим деталям в рамках генеративной грамматики.

Цель лингвистической теории

Компетентность и эффективность: адекватность описания

В аспектах Хомский излагает абстрактный, идеализированный контекст, в котором теоретик-лингвист должен действовать его исследование: «Лингвистическая теория в первую очередь занимается идеальным говорящим-слушателем в полностью однородном речевом сообществе, который прекрасно знает свой язык и не подвержен влиянию таких грамматически несущественных условий, как ограничение памяти, отвлечение, смещение внимания и интереса и т. д. ошибки (случайные или характерные) в применении его знания языка в реальной работе ». Он проводит «фундаментальное различие между компетенцией (знанием говорящего-слушателем своего языка) и эффективностью (фактическое использование языка в конкретной ситуации)». «Грамматика языка» - это «описание внутренней компетенции идеального говорящего-слушателя», а эта «основная компетенция» представляет собой «систему порождающих процессов». «Адекватная грамматика» должна отражать основные закономерности и продуктивный характер языка. Хомский называет это «описательной адекватностью» лингвистической теории в том смысле, что «она правильно описывает свой объект, а именно лингвистическую интуицию - молчаливую компетенцию - носителя языка. В этом смысле грамматика оправдана внешними причинами., на основании соответствия лингвистическим фактам ".

Овладение языком, универсальная грамматика и объяснительная адекватность

Кроме того, Хомский ставит еще одну амбициозную цель лингвистической теории в аспектах: чтобы она была «достаточно богатой, чтобы учесть усвоение языка, но все же не настолько богат, чтобы противоречить известному разнообразию языков ". Другими словами, лингвистическая теория должна быть способна описать, как любой нормальный человеческий ребенок осваивает сложности своего родного языка в столь юном возрасте и как дети во всем мире осваивают языки, которые сильно отличаются друг от друга с точки зрения словарного запаса. порядок слов и морфо-синтаксические конструкции.

По мнению Хомского, для того, чтобы лингвистическая теория была обоснована «внутренними причинами» и достигла «объяснительной адекватности», она должна показать, как мозг ребенка, подвергаясь воздействию первичных лингвистических данных, использует специальные врожденные способности или стратегии (описанные как набор принципов, называемых «Универсальной грамматикой») и выбирает правильную грамматику языка среди множества других грамматик, совместимых с теми же данными.

Грамматичность и приемлемость

Для Хомского «грамматичность - это... вопрос степени». Когда предложения генерируются непосредственно системой грамматических правил, они называются «идеально» или «строго правильно построенными» грамматическими предложениями. Когда предложения «производно генерируются» путем «ослабления» некоторых грамматических правил (таких как «правила подкатегории» или «правила отбора»), они отклоняются от строго правильной формы. Хомский называет их грамматически «девиантными». Степень и характер их отклонения можно оценить, сравнив их структурное описание с описанием строго правильно построенных предложений. Таким образом, в конечном итоге может быть разработана теория «степени грамматичности».

Согласно Хомскому, «приемлемое» предложение - это предложение, которое «совершенно естественно», «сразу понятно» и «никоим образом» причудливым или диковинным ". Понятие приемлемости зависит от различных «параметров», таких как «быстрота, правильность и единообразие запоминания и узнавания, нормальность интонации». Хомский добавляет, что «приемлемость - это понятие, относящееся к изучению производительности, тогда как грамматика - к изучению компетентности». Таким образом, могут быть предложения, которые являются грамматическими, но, тем не менее, неприемлемыми из-за «ограничений памяти» или интонационных и стилистических факторов ».

Акцент на ментализме

В аспектах Хомский пишет, что« лингвистическая теория является менталистической., поскольку она связана с обнаружением ментальной реальности, лежащей в основе фактического поведения ». С этой менталистской интерпретацией лингвистической теории Хомский поднял лингвистику в область, которая является частью более широкой теории человеческого разума, то есть когнитивных наук. Согласно Хомскому, Разум человеческого ребенка снабжен «устройством для овладения языком», сформированным врожденными психическими свойствами, называемыми «лингвистическими универсалиями», которые в конечном итоге создают ментальную теорию родного языка ребенка. Основным объектом исследования лингвиста, по мнению Хомского, является эта основная психологическая реальность языка. Вместо того, чтобы делать каталоги и резюмировать лингвистические поведенческие данные, демонстрируемые на поверхности (т. е. бихевиоризм), лингвист Хомски должен быть заинтересован в использовании «интроспективных данных» для выяснения свойств более глубокой психической системы.

Менталистский подход к лингвистике, предложенный Хомским, также отличается от исследования нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе языка. Речь идет об абстрактном определении свойств и функций таких механизмов.

Структура грамматики: глубокая структура

Грамматическая модель, обсуждаемая в книге Ноама Хомского «Аспекты теории синтаксиса» (1965)

В аспектах Хомский резюмировал предложенную им структуру грамматики следующим образом: «Грамматика содержит синтаксический компонент, семантический компонент и фонологический компонент... Синтаксический компонент состоит из основы и трансформирующего компонента. База, в свою очередь, состоит из категориального подкомпонента и лексикона. База порождает глубокие структуры. Глубокая структура входит в семантический компонент и получает семантическую интерпретацию; она преобразуется с помощью правил преобразования в поверхностную структуру, которая затем получает фонетическую интерпретацию по правилам фонологический компонент ". В этой грамматической модели синтаксису отводится видная генеративная роль, тогда как фонологии и семантике отводятся второстепенные, интерпретирующие роли. Эта теория грамматики позже стала известна как «Стандартная теория» (СТ).

Базовый подкомпонент

Базовый в синтаксическом компоненте функционирует следующим образом: На первом этапе простой набор правил структуры фраз генерирует древовидные диаграммы (иногда называемые маркерами фраз), состоящие из узлов и ветвей, но с пустыми конечными узлами; их называют «долексическими структурами». На втором этапе пустые конечные узлы заполняются сложными символами, состоящими из морфем, сопровождаемых синтаксическими и семантическими особенностями, которые поступают из лексики через правила лексической вставки. Полученная древовидная диаграмма называется «глубокой структурой».

Сравнение с моделью синтаксических структур

Модель аспектов, или ST, отличалась от синтаксических структур (1957) во многих отношениях. Во-первых, понятие основных предложений (класса предложений, созданных путем применения обязательных трансформационных правил) было отказано и заменено понятием «глубоких структур», в которые встроены отрицательные, вопросительные маркеры и т. Это упростило создание "поверхностных" предложений, тогда как в предыдущей модели для получения того же результата к предложениям ядра нужно было применить ряд последовательных необязательных правил преобразования.

Во-вторых, добавление семантического компонента к грамматике ознаменовало важное концептуальное изменение по сравнению с «Синтаксическими структурами», где роль значения фактически игнорировалась и не рассматривалась как часть грамматической модели. Хомский упоминает, что семантический компонент по сути тот же, что описан у Каца и Постал (1964).

К ​​числу наиболее технических нововведений относятся использование правил рекурсивной структуры фраз и введение синтаксических функций в лексические статьи для решения проблемы подкатегории.

Синтаксические особенности

В главе 2 «Аспектов» Хомский обсуждает проблему подкатегории лексических категорий и то, как эта информация должна обобщенно фиксироваться в грамматике. Он считает, что правила перезаписи не подходят в этом отношении. В качестве решения он заимствует идею использования функций в фонологии. Лексическая категория, такая как существительное, глагол и т. Д., Представлена ​​символом, таким как N, V. и т. Д. Набор «правил подкатегории» затем анализирует эти символы в «сложные символы», каждый сложный символ является набором указанных » синтаксические особенности ", грамматические свойства с двоичными значениями.

Синтаксическая особенность - одно из важнейших технических нововведений модели аспектов. Большинство современных грамматических теорий сохранили его.

Значение
Лингвистика

Лингвист из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Тим Стоуэлл считает Аспекты «наиболее важным основополагающим документом в области трансформационной порождающей грамматики (TGG), предоставляя» исчерпывающее изложение классическая теория TGG - так называемая Стандартная теория ».

Лингвисты Кембриджского университета Иэн Робертс и Джеффри Ватумалл утверждают, что Аспекты положили начало« Второй когнитивной революции »- возрождению рационалистической философии, впервые изложенной в Просвещение », в частности Лейбниц.

Философия

Философ морали Джон Ролз сравнил построение теории морали с теорией генеративной грамматической модели, найденной в« Аспектах ». В Теории справедливости (1971) он отмечает, что так же, как грамматическая модель Хомского предполагает набор конечных основополагающих принципов, которые должны адекватно объяснять разнообразие предложений в языковом исполнении, наше чувство справедливости может быть изменено. определяется как набор моральных принципов, которые вызывают повседневные суждения.

Медицина

В своей лекции, получившей Нобелевскую премию «Генеративная грамматика иммунной системы», лауреат Нобелевской премии 1984 по медицине и физиологии Нильс К. Джерн использовал модель генеративной грамматики Хомского в «Аспектах» для объяснения иммунной системы человека, сравнивая «вариабельную область данной молекулы антитела» с «предложением». «Огромный репертуар иммунной системы становится... лексиконом предложений, способным реагировать на любое предложение, выраженное множеством антигенов, с которыми иммунная система может столкнуться». Джерн назвал сегменты ДНК в хромосомах, которые кодируют вариабельные области полипептидов антител, наследуемыми человеческими «глубокими структурами», которые могут объяснять врожденную сложную, но чудесно эффективную способность человеческих антител бороться со сложными антигенами. Это сопоставимо с гипотезой Хомского о том, что ребенок рождается с врожденными языковыми универсалиями, чтобы за очень короткое время овладеть сложным человеческим языком.

Искусственный интеллект

Нейробиолог Дэвид Марр писал, что цель искусственный интеллект - находить и решать проблемы обработки информации. Во-первых, необходимо построить вычислительную теорию проблемы (т.е. абстрактную формулировку «что» и «почему» проблемы). А затем нужно построить алгоритм, который его реализует (т.е. «как» проблемы). Марр сравнил вычислительную теорию проблемы обработки информации с понятием «компетентности», упомянутым в «Аспектах».

Критика

Некоторые теоретические конструкции и принципы порождающей грамматики, представленные в «Аспектах», такие как глубокие структуры, преобразования, автономия и первенство синтаксиса и т. д. были либо отброшены, либо существенно пересмотрены после того, как было показано, что они либо неадекватны, либо слишком сложны, чтобы просто и элегантно объяснить многие идиосинкразические примеры предложений из разных языков. В ответ на эти проблемы, возникающие в рамках Стандартной теории, в начале 1970-х некоторыми сотрудниками Хомского был изобретен новый подход, названный Генеративная семантика (в отличие от интерпретирующей семантики в аспектах) (в частности, Джордж Лакофф ) и был включен позже, в конце 1980-х, в то, что сейчас известно как школа когнитивной лингвистики, что противоречит школе Хомского генеративной лингвистики. Сам Хомский обратился к этим проблемам примерно в то же время (в начале 1970-х годов) и обновил модель до «Расширенной стандартной теории», где синтаксис был менее автономным, взаимодействие между синтаксическим и семантическим компонентами было гораздо более интерактивным, а преобразования были циклическими..

Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:35:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте