Статуя в церкви Святого Воскресения Арманитола | |
Всего населения | |
---|---|
неизвестно | |
Регионы со значительным населением | |
Дакка ( Арманитола ) | |
Языки | |
Армянский, английский, бенгальский | |
Религия | |
Армянский Апостольский | |
Родственные этнические группы | |
Армяне в Индии, армяне в Пакистане, армяне в Мьянме |
В Армяне в Бангладеш были этнические армяне, жившие в то, что сейчас называют Бангладеш. Их количество постепенно уменьшается, и теперь в стране нет армян.
В начале 18 века в Дакке существовала довольно большая армянская колония, сосредоточенная в окрестностях Арманитола. Армянская община играла значительную роль в бенгальской торговле и коммерции в 17-18 веках. Армянская апостольская церковь Святого Воскресения создана сообществом в 1781 году, вместе с прилегающим кладбищем, является важной вехой и туристической достопримечательностью старой Дакки.
Однако их напористое присутствие стало уменьшаться с начала британского правления. Майкл Джозеф Мартин (Микел Хаус Мартиросян), который, как сообщается, был последним армянином в Дакке, скончался 9 мая 2020 года.
Нет точных данных о том, когда армяне впервые пришли в Дакку. Некоторые историки предполагают, что они прибыли в Бенгалию в начале 17 века как часть миграции армян из Персии. После того, как правители Сефевидов завоевали Восточную Армению на Кавказе, шах Аббас депортировал около 40 000 армянских торговцев, специализирующихся на межевразийской торговле, в Исфахан и Новую Джульфу.
Армянские торговцы сначала приехали в Бенгалию из Исфахана и Новой Джульфы вслед за персидскими авантюристами, в конечном итоге основав свое собственное торговое сообщество. Правительство Великих Моголов признало их отдельным торговым сообществом с конца 17 века. Неизвестно, когда они приехали в Дакку, тогда еще один из торговых центров Бенгалии. Судя по датам на надгробиях, считается, что это начало 18 века.
Поскольку персидский язык был официальным языком двора Великих Моголов, говорящие на персидском языке армяне могли легко обосноваться в Империи Великих Моголов. Известно, что навабы Дакки привлекали их к ведению своего личного бизнеса открыто или тайно, а также европейские морские компании, которые использовали их в качестве местных представителей и своих вакилов (представителей или заявителей) в королевских судах. Хваджа Хафизулла, торговый принц, заложил основу для семьи Дакка Наваб, накопив богатство, ведя дела с греческими и армянскими купцами. Этой тенденции последовал его племянник и первый наваб из семьи Ходжа Алимулла.
Первоначально они жили в окрестностях Маулвибазара и Nolgola, прежде чем перейти к Арманитоле. В период с 1833 по 1918 год, в разгар армянского присутствия, в архивах Арманианской церкви в Дакке указано более 200 смертей, а также более 250 крещений и более 50 браков. Помимо Дакки, значительное присутствие армян было в Саидабаде (пригород столицы Муршидабада ), Хугли, Калькутте, Чинсуре, Патне и Касимбазаре.
Армянская община Дакки изначально занималась экспортной торговлей, уплачивая правительству пошлину в размере 3,5%. В то время Дакка была центром производства высококачественных тканей, что привлекло сюда персов и армян. Согласно оценке экспорта текстиля из Дакки (которая была крупным центром текстильного производства в Бенгалии), доля армян в 1747 году составляла 27%. На рынке шелка есть признаки того, что армяне были основными покупателями, а также с гуджаратцами и купцами из Дели, Агры и Бенареса.
Они также играли важную роль в торговле джутом. Большинство армян занималось торговлей джутом. Выдающиеся армянские торговцы джутом имели свои собственные компании, такие как господа Саркис и сыновья, господа Дэвид и компания и другие. Но постепенно джутовый бизнес был монополизирован более мощными и лучше организованными британскими фирмами. Помимо этого, они также занимались производством селитры, соли и ореха бетеля.
Армянская община в Арманитоле была небольшой, но богатой. Некоторые зажиточные армяне жили в бунгало в европейском стиле. было одно такое бунгало, которое было довольно популярно. Части садов Шахбага, Руплал Хаус (еще одна важная достопримечательность в старой Дакке) и земля, на которой стоит Бангабхабан (президентская резиденция), принадлежали армянским заминдарам (помещикам). Внутри Бангабхабана до сих пор существует дом Манук, носящий имя семьи первоначального владельца. Армяне представили Тикка-Гарри (повозку) в Дакке, и она стала популярным транспортом Дакки. Они также открыли универмаги в западном стиле в Дакке. В магазинах продавались в основном европейские и британские товары.
Они также играли важную роль в качестве покровителей образования и городского развития в Дакке. Школа Погосе, первая частная школа в стране, была основана купцом и заминдаром Николасом Погосом. П. Арафон был директором Педагогической школы. Согласно газете того времени « Дакка Пракаш », ученики его школы показали лучшие результаты на экзаменах, чем ученики других обычных школ в Бенгалии, включая школу в Хугли.
До строительства церкви в Арманитоле (широко известной как церковь Армани) они поклонялись в небольшой часовне в том же районе, в то время как умершие члены общины были похоронены в Римско-католической церкви в Теджгаоне, который находился в пяти милях от Дакки на время. Некоторые из армянских надгробий датируются 1714-1794 годами. Самая старая надгробная плита - «Аветис», армянский купец, умерший 15 августа 1714 года.
Переехав в Арманитола, армянские поселенцы построили небольшую часовню посреди кладбища своей общины. К концу 18 века армянская община значительно разрослась, и часовня оказалась непригодной для нужд общины. Затем его заменила Свято-Воскресенская церковь, построенная в 1781 году и освященная епископом Ефреем. Звонница на западе церкви была добавлена в 1837. Башня упала во время землетрясения 1897. А пастората добавляют и пол церкви был украшен мрамором и электрическими лампочками в 1910 году.
Армянское влияние на коммерческую жизнь Дакки оказали семьи Погосов, Агачи, Майкл, Стивен, Йоаким, Саркис, Арафон (также пишется как Аратун), Коджа (также пишется как Ходжа) и Манук (также пишется как Манук). К 1868 году пять из шести европейских заминдаров в Дакке были армянами - Дж. Г. Николас Погос, Г. К. Панеати, Дж. Стефан, Дж. Т. Лукас и У. Харни. Наряду с членами основных купеческих семейств, Маргар Дэвид, Маккертих Авраам Джордж, Майкл Саркис, Авраам Лукас, М. Хайказони, А.С. Макертич, Тигран Нахапиет, Таддеус Нахапьет, М. Дж. Катчатур, Джозеф Лазарус и М. Дэвид были другими выдающимися армянами Дакки.
Дакка была не единственным центром армянского влияния в регионе, и были армяне, которые стали известными во всей Бенгалии. В Калькутте есть Armanitola, а также Armanighat.