Армяне в Грузии

редактировать

Армяне в Грузии
Общая численность населения
168,191–220,000. включая абхазцев оценки (2014)
Регионы со значительным количеством населения
Самцхе-Джавахети (Джавахети ), Тбилиси, Абхазия
Языки
Армянский
Религия
Армянская Апостольская Церковь
Родственные этнические группы
Армяне в Самцхе-Джавахети, Армяне в Тбилиси, Армяне в Абхазии, Армяне в Азербайджане, Армяне в России

Армяне в Грузии (Армяне : Վիրահայեր, романизированные : Вирахайер) Армянский народ, проживающий в стране Грузия. Армянская община в основном сосредоточена в столице Тбилиси, Автономной Республике Абхазия и регионе Самцхе-Джавахети. Согласно официальной грузинской статистике, армяне в Самцхе-Джавахети составляют около 54% ​​населения. В Абхазии армяне являются третьей по численности этнической группой в регионе после грузин и абхазов большинства.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Архитектура
    • 1.2 Грузино-армянская война 1918 года
  • 2 армяне в Советской Грузии
  • 3 армяне в Республике Грузия
    • 3.1 Армяне в Тбилиси
      • 3.1.1 Споры по поводу разрушения и присвоения армянских церквей
    • 3.2 Армяне в Самцхе-Джавахети
    • 3.3 Армяне в Абхазии
    • 3.4 Армяне в Аджарии
  • 4 Религия
    • 4.1 Ранняя история
    • 4.2 Современная ситуация
    • 4.3 Армянская Апостольская Церковь в Грузии
    • 4.4 Армяне-католики в Грузии
    • 4.5 Грузинские католики византийского обряда и армянский обряд
  • 5 Образование
  • 6 СМИ
  • 7 Организации
  • 8 Список известных армян в Грузии
    • 8.1 Политические и общественные деятели
    • 8.2 Искусство
    • 8.3 Науки
    • 8.4 Спорт
  • 9 Армяно-грузинские отношения
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Библиография
  • 13 Внешние ссылки
История

Присутствие армян в Грузии описано с поздней античности в трудах средневековых армянских историков и летописцев, таких как Мовсес Хоренаци, Газар Парпеци, Павстос Бузанд и другие; в Джавахке (Джавахети) и Северном Ташире (Борчалу). Большая волна армянских поселенцев в столице страны Тбилиси произошла в XII-XIII веках, особенно после 1122 года, после освобождения Кавказа от турок-сельджуков грузинскими и армянскими войсками под властью Грузии. руководство царя Давида IV и Тамар Грузинского.

В XVIII и XIX веках армянские купцы, в том числе известные ювелиры и нефтяные промышленники, вкладывали значительные средства в бизнес в Грузии и помогали строить торговые дома, культурные центры, школы и церкви. Число армян постепенно увеличивалось, так что к началу 19 века армяне намного превосходили численностью грузин в столице Тбилиси. Тбилиси стал настоящим культурным центром для восточных армян («аревелахайер», обычно называемый русскими армянами «русахайер»), так же как Стамбул в Турция стал культурным центром для западных армян («аревмедахайер» ", которых в то время обычно называли турецкими армянами" туркахайер ").

В результате борьбы Российской Империи с османами и завоевания Кавказа над Каджарским Ираном, российские власти оказались в состоянии расселить христианских армянских и греческих беженцев в этом районе после 1828 года, после ратифицированного Туркменчайского договора с Каджарским Ираном 1828 года и Адрианопольского договора с Османской Турцией 1829 года.

Переселение армян в Российскую Империю, включая Джавахетию

Архитектура

Дом армянского купца Мелик-Азарянца в Тбилиси

Армяне оставили богатый архитектурный отпечаток в Грузии, В Тбилиси много архитектурных зданий, построенных армянскими архитекторами последних веков. Есть много особняков, которые были построены влиятельными армянами и являются одними из самых привлекательных исторических зданий в Тбилиси.

Примером армянского присутствия является дом Мелик-Азарянца в Тбилиси на главном проспекте Тбилиси, который называется проспект Руставели.

Купола армянских церквей видны во всех частях города; однако их колокола уже много лет молчат. В начале ХХ века в Тбилиси было 30 армянских церквей.

Армянская церковь Норашен, памятник архитектуры 1701 года, находится в руинах. Стены Норашена, что в переводе означает «новое сооружение», были украшены фресками Овнатана Овнатаняна, придворного художника грузинского царя Ираклия II, но сейчас они разрушаются.

Грузино-армянская война 1918 года

Грузино-армянская война была пограничной войной, которая велась в декабре 1918 года между Демократической Республикой Грузия и Первая Республика Армения на части тогдашних спорных областей Лори, Джавахети и Марнеули, которые исторически были двухкультурными армяно-грузинскими территории, но были в основном заселены армянами (и азербайджанцами в случае Борчало) в 19 веке. К концу Первой мировой войны некоторые из этих территорий были оккупированы Османской империей, они покинули регион, и грузины и армяне претендовали на контроль. Военные действия продолжались до тех пор, пока Соединенное Королевство не подписало перемирие, в результате чего спорная часть района Борчало оставалась под совместной грузино-армянской администрацией, которая продолжалась до установления советской власти в Армении в 1920 году.

Армяне в Советской Грузии
Армянские беженцы из Турции кардуют шерсть в Тифлисе. Фотография Мелвилла Чатера из журнала National Geographic, 1920 год.

После создания Грузинской Советской Социалистической Республики и несмотря на создание Армянской Советской Социалистической Республики, большинство армян решили остаться и жили достаточно благополучной жизнью, за исключением их религиозных свобод, поскольку коммунистическое правительство фактически национализировало большинство армянских церквей и культурных памятников и подавило религиозные свободы населения в целом, включая армян.

Это привело к закрытию десятков церквей. К концу советской эпохи только две армянские церкви оставались действующими.

Армяне в Республике Грузия

Армяне приветствовали создание Республики Грузия в надежде на улучшение условий жизни после падения советской власти. Однако экономические и социальные условия не были особенно благоприятными для армянской грузинской общины.

Одна из самых больших проблем - неспособность армян Грузии использовать свой язык в общественной жизни. Новая языковая политика правительства вызывает сильное недовольство, и правительство обвиняется в отмене прежних прав меньшинств на использование армянского или русского языка и, таким образом, в ограничении доступа к работе и образованию. Президент Армении, Роберт Кочарян призвал этнических армян изучать грузинский язык, который, по его словам, необходим для их интеграции в грузинское общество.

Армянам в этом регионе Грузии следует подумать об изучении грузинского, а не о том, как они могли бы заменить его армянским. Без знания грузинского языка армяне в Грузии не смогут добиваться высоких и высоких должностей в правительстве и не смогут вести успешный бизнес.

В Тбилиси всего три строго армянских школы и две действующие церкви.

Некоторые армяне считают себя жертвами политики изменения демографического баланса региона Самцхе-Джавахети, поскольку там поселились несколько грузинских семей. Армяне также недостаточно представлены в правительстве (например, занимают 5 мест в парламенте, состоящем из 235 членов), что создает ощущение дискриминации и взаимного недоверия. Было несколько протестов, некоторые из которых переросли в насилие после столкновений с сотрудниками правоохранительных органов.

Армяне в Тбилиси

Этнические группы в Тбилиси по годам.

История Армении и ее вклад в развитие города Тбилиси очень важно. После завоевания этой территории Россией армяне, бежавшие от преследований в Османской империи и Каджарском Иране, вызвали резкий рост армянского населения, пока оно не достигло примерно 40% от общего населения города. Многие мэры и представители бизнес-класса были армянами, и большая часть старого города была построена армянами. До недавнего времени кварталы Авлабари и территория за рекой были в значительной степени армянскими, но за последние два десятилетия ситуация сильно изменилась.

Споры по поводу разрушения и присвоения армянских церквей

Из 29 армянских церквей в Тбилиси в начале ХХ века сегодня действуют только две - собор Святого Георгия в Старом армянском квартале и церковь Эчмиадзин в квартале Авлабар (Грузия); остальные были уничтожены или превращены в грузинские. Не далее как 16 ноября 2008 г. скандальный грузинский священник организовал раскопки вокруг церкви Норашен, в ходе которых были сняты надгробия армянских меценатов Тбилиси, похороненных на кладбище.

Армяне в Самцхе -Джавахети

Армянская церковь в Ахалкалаки

Этнические армяне составляют большинство населения в регионе Самцхе-Джавахети (Джавахк по-армянски).

В конце 1980-х и начале 1990-х годов в регионе была напряженность в связи с тем, что местный армянский Демократический альянс «Объединенный Джавахк» предлагал Джавахети в составе Грузии местную автономию. И грузинское, и армянское правительства проводят осторожную и успокаивающую политику в отношении местных националистических движений, которые помогли снизить напряженность в регионе.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и Юг Кавказские трубопроводы, которые проходят через регион, встретили сопротивление со стороны местных армян, а также запланированной железной дороги Карс-Тбилиси-Баку, поскольку это изолирует Армению.

Армяне в Абхазии

Автономная Республика Абхазия также имеет значительную часть армянского населения, где они составляют примерно 20% населения. Они являются второй по численности этнической группой в регионе Абхазии после абхазов. Армяне поселились в Абхазии в конце 19-го и начале 20-го веков и в настоящее время являются крупнейшей этнической группой в Гагрском, Сухумском и Гулрипшинском районах, составляя 20% населения. Население Абхазии - 45 000 из 215 000.

Во время недавнего конфликта они поддержали Абхазию после военных действий Грузии против армянского населения, что привело к росту антиармянских настроений в грузинском обществе. Однако местные армянские НПО обвиняют де-факто власти Абхазии в преднамеренном сокращении численности абхазских армян.

Армяне в Аджарии

Аджария - одна из двух автономных республик Грузии ( остальное - Абхазия). Этнические грузины (63% грузинские православные и 30% мусульмане) составляют большинство, а армяне составляют 2,3% населения региона. После грузин (104 313), армяне (7 517) составляют вторую по величине этническую группу в столице Батуми.

Религия

Ранняя история

Армянская церковь в Грузии насчитывает 15 веков церковного присутствия, поскольку она существовала еще в 5 веке нашей эры. Средневековый армянский историк Оухтаннес сообщил, что в грузинском городе Цуртави находилась армянская святыня под юрисдикцией армянского патриарха во главе с епископом по имени Мовсес.

Другой историк, Матеос Урха, сообщает, что во время правления царя Грузии Давида IV армянской церкви был предоставлен статус признанной епархии. Армянский кафедральный собор Тбилиси Сурб Геворк был тогда его административным центром. Задокументировано более 600 религиозных и культурных объектов, таких как церкви, семинарии, монастыри, хотя большая часть этих мест вымерла из-за стихийных бедствий, вандализма и других факторов.

Нынешняя ситуация

Армяне в Грузии принадлежат в основном к армянской апостольской вере, при этом значительное количество армян-католиков также сосредоточено в Самцхе-Джавахети.

Армянская Апостольская Церковь в Грузии

Большинство армян, проживающих в Грузии, принадлежат к Армянской Апостольской церкви и находятся под юрисдикцией Первопрестольной Святой Эчмиадзин.

Местными делами армянских грузин занимается Епархия Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии. Он также известен как армянский : Վիրահայոց Թեմ (Virahayots 'T'em). Глава епархии - епископ Вазген Мирзаханян.

Сегодня в Тбилиси действуют всего две армянские церкви. Несколько армянских церквей уже были разрушены, преобразованы в грузинские, по поводу их «грузинизации» ведутся споры или скоро начнутся споры. Армянская церковь в Грузии потребовала возврата и права собственности на шесть армянских церквей. Пять из них находятся в Тбилиси:

Еще одна - Церковь Святой Печати - находится в городе Ахалцихе в Самцхе-Джавахети, регионе с большинством армянского населения. Все эти церкви, веками служившие армянской общине, сегодня закрыты и не используются ни одной деноминацией. В советское время коммунистическое правительство национализировало большинство христианских храмов, но после восстановления суверенитета Грузии эти армянские храмы не были возвращены Армянской церкви.

Восстановление церквей требует огромных инвестиций, и пока ни правительство Армении, ни Святой Престол Эчмиадзин, ни армянская община Тбилиси не могут себе этого позволить.

Несколько армянских церквей в Грузии были отремонтированы, чтобы удалить все характерные армянские архитектурные особенности, и теперь они принадлежат грузинским православным или другим конфессиям.

Армяне-католики в Грузии

В Грузии также есть значительная часть армян-католиков, принадлежащих к Армянской католической церкви, особенно в Самцхе-Джавахети с меньшим количеством армян-католиков в остальная часть страны, включая Тбилиси.

Армянскими католиками управляет «Католическая епархия Армении, Грузии и Восточной Европы», которая была вновь открыта в 1991 году после длительного перерыва в советское время. Архиепископ Нерсес Тер-Нерсесян, член Мечитаристов Венецианской Конгрегации руководил епархией в течение многих лет, но позже был заменен по возрасту архиепископом Ншаном Гаракехэяном.

Верующие Армянской католической церкви используют армянский обряд литургии; однако есть также армяно-католики, которые практикуют латинский обряд из Божественной литургии (Святой Мессы ). Тем не менее, такие армяно-католики рассматриваются Ватиканом как принадлежащие к Армянской католической церкви.

Грузинские католики византийского обряда и армянский обряд

К концу девятнадцатого века, когда почти все грузинские католики придерживались латинского обряда, некоторые хотели использовать византийский обряд, используемый Грузинская Православная Церковь. Российская Империя, которая контролировала Грузию с начала того века, использовала этот обряд исключительно в Восточной Православной Церкви.

Соответственно, некоторые из этих грузин-католиков, духовенство, а также миряне приняли Армянский обряд и присоединились к армянско-католической епархии Артвин, которая была создана в российском Закавказье в 1850 году. Только после предоставления в России религиозной свободы в 1905 году некоторые католики в Грузии со временем перенимают византийский обряд.

Образование

В столице Тбилиси есть три строго армянских школы. Также есть пять армяно-русских и армяно-грузинских школ. Все они помимо официальной учебной программы преподают армянский язык и литературу. Но общая жалоба заключается в том, что часы истории Армении не включены. Правительство Армении отправляет в школы тысячи учебников на армянском языке. Но по-прежнему в школах не хватает книг, мебели, все нуждается в срочном ремонте. Ежегодно около 50 армянских студентов грузинской национальности поступают в армянские вузы.

СМИ

Тбилиси был важным центром публикаций на армянском языке, включая издание «Харача» Армянской революционной федерацией в период с 1906 по 1909 годы. писатели с известными политическими и литературными именами.

После ограничений со стороны российских властей газета была заменена на газету «Горизонт», которая не была связана с какой-либо конкретной политической партией и продолжала выходить до 1918 года.

В настоящее время армянская газета «Врастан» издано в Тбилиси на армянском. В 2014 году в Тбилиси начала выходить новая газета «Ардзаганк». [1]

Организации

В Грузии существует ряд армянских организаций и ассоциаций. Среди них:

Список известных армян Грузии
Василий Осипович Бебутов

Политические и общественные деятели

Ходжаминасишвили (грузин : ხოჯამინასიშვილი) был зажиточной армянской купеческой семьей в Грузии, получившей титул князя (тавади ) благодаря грузинский царь Ираклий II Грузинский в 1775 году и подтвержденный в своем титуле Российской империей в 1857 году.

Бебутов (грузинский : ბებუთოვი, русский : Бебутовы), также известный как Бебуташвили (грузин : ბებუთაშვილი), был грузинской дворянской семьей армянской национальности, сыгравшей важную роль в экономической и социальной жизни города Тбилиси на протяжении XVII века. и 18 века, позже служил в вооруженных силах Российской империи в 19 веке.

Александр Хатисян (армянин : Ալեքսանդր Խատիսյան) был армянским политиком и журналистом. Он был мэром Тбилиси с 1910 по 1917 годы. Во время основания Первой Республики Армения он был членом от Армянского национального совета Тифлиса до Армянский национальный конгресс (1917 г.), а затем в постоянный исполнительный комитет, избранный Армянским национальным конгрессом. После провозглашения Первой Республики Армения он занимал пост министра иностранных дел и подписал Батумский договор с Османской империей. Он был избран премьер-министром с 1919 по 1920 гг.

Ованес Каджазнуни (армянин : Յովհաննէս Քաջազնունի (Yovhannēs Kajaznuni)) (Ахалцихе, Грузия 1868 - Ереван, Армения 1938) был первым премьер-министром Первой Республики Армения с 30 мая 1918 г. по 28 мая 1919 г. Он был членом Армянской революционной федерации.

Искусство

Надгробие Ованеса Туманяна в Тбилиси, Грузия

Саят-Нова (армянский : Սայաթ-Նովա (Sayat'-Nova); персидский / азербайджанский : سایات‌نووا; грузинский : საიათ-ნოვა) родился в Тбилиси (Тифлис) на армянском языке) 14 июня 1712 г. и умер в Ахпате 22 сентября 1795 г. и известен у армян как «Царь песен». Настоящее имя - Арутюн Саятян, а его мать Сара была грузинской армянкой, хотя отцом был Карапет из Алеппо или Адана. Саят-Нова умел писать стихи, пел и играл на каманчех. Выступал при дворе Ираклия II Грузинского, где также работал дипломатом. Он потерял свое политическое влияние при королевском дворе, когда влюбился в дочь грузинского царя, и провел остаток своей жизни странствующим бардом. В 1795 году он был убит в монастыре Ахпат армией Ага Мохаммед-хана. Саят-Нова можно отнести к 220 песням, хотя всего он написал тысячи. Большинство его песен на армянском, грузинском, азербайджанском и персидском. Некоторые из них поются и по сей день. Он также свободно владел арабским. Саят-Нова считается многими величайшими ашуами (народными певцами и авторами песен), когда-либо жившими на Кавказе (территория между Черным и Каспийским морем ). В Армении Саят-Нова также считается поэтом, внесшим значительный вклад в армянскую поэзию своего века. Его могила находится на территории главного армянского собора Сурб Геворк в Тбилиси.

Раффи (армянин : Րաֆֆի), псевдоним Акопа Мелик Акопян (армянин : Յակոբ Մելիք-Յակոբեան) - известный армянский писатель, родившийся в 1835 году в Паяджуке, армянское село, расположенное к северу от Ирана, но всю свою продуктивную литературную жизнь провел в Тбилиси (Тифлис по-армянски), где он умер в 1888 году. Раффи - видный деятель армянской литературы.

Габриэль Сундукян (армянин : Գաբրիել Սունդուկյան (Габриэль Сундукян) родился в Тбилиси в 1825 году и умер там в 1912 году. Он был выдающимся армянским писателем и драматургом, Основоположник современной армянской драмы. Происходивший из богатой армянской семьи, Сундукян изучал классический и современный армянский, французский, итальянский и русский языки, учился в Санкт-Петербургском университете, где написал диссертацию по основам персидского стихосложения. Затем он вернулся в Тифлис и поступил на государственную службу. В 1863 г. тифлисская армянская театральная труппа поставила его первую пьесу «Чихание на удачу ночи». Знаменитая пьеса «Пепо» ( 1871) был превращен в первую армянскую радиостанцию ​​в 1935 году. Другой известный фильм по его произведению - «Хатабала» (1971). В его честь назван Армянский государственный театр в Ереване.

Ованес Туманян (Армянский : Հովհաննես Թումանյան (Ованес Тьюманян)) (1869–1923) считается одним из величайших Армян. энианские поэты и писатели. Он родился в селе Дсех в области Лори, Армения, но жил и писал в Тбилиси. В армянских кругах его обычно считают «всеармянским поэтом». Создал лирику, басни, эпические поэмы и переводы на армянский Байрона, Гете и Пушкина.

Арама Хачатуряна (Армянский : Արամ Խաչատրյան (Арам Хачатрян)); Русский : Аpaм Ильич Хачатыпян) (1903–1978) был советским -армянским композитором, на творчество которого часто оказывала влияние армянская народная музыка. Он родился в Тбилиси, Грузия, в бедной армянской семье и иммигрировал в Москву.

Гаяне Хачатурян (армянский: Գայանե Խաչատուրյան (Gayane Khachaturyan)) (9 мая 1942 - 1 мая 2009), плодовитый грузинско-армянский живописец и график, связанный с магическим реализмом и Сюрреализм, родился в армянской семье в Тбилиси.

Сергей Параджанов (армянский : Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան, (Саргис Овсепи Параджанян); грузинский : სერგეი (სერგო) ფარაჯანოვი; русский : Серге́й Иосифович Параджанов), родился в Тбилиси в 1924 году, был советским армянским режиссером и художником, широко известен как один из величайших мастеров кино 20 века. Несколько раз его арестовывали за работу. Только в середине 80-х, когда политический климат начал меняться, он смог возобновить режиссуру. Однако для того, чтобы его последние полнометражные фильмы получили зеленый свет, потребовалась помощь влиятельного грузинского актера Давида (Додо) Абашидзе и других друзей. Его здоровье серьезно ослабло после 4 лет в трудовых лагерях и 9 месяцев в тбилисской тюрьме, Параджанов умер от рака легких в 1990 году, в то время, когда после почти 20 лет подавления его фильмы, наконец, снова получили разрешение на показ на зарубежных кинофестивалях..

Микаэл Таривердиев (русский : Микаэл Таривердиев (1931–1996, родился в Тбилиси и был выдающимся советским композитором армянского происхождения. Он возглавлял Гильдию композиторов Союза кинематографистов СССР с момента ее создания.

Науки

Себастьян Шаумян (1916–2007) был советским и американским теоретиком. из лингвистики и страстный сторонник структуралистского анализа. Выучил немецкий и английский в дополнение к своим армянскому, грузинскому и русский язык, Шаумян получил степень филолога в Тбилисском государственном университете. Шаумян опубликовал «Структурную лингвистику» в 1965 году и основал секцию структурной лингвистики в Институте русского языка в Москве. - написал «Основы порождающей грамматики русского языка» (1958 г.) и «Прикладную порождающую модель и трансформационное исчисление русского языка» (1963 г.) совместно с Соболевой.

Спорт

Тигран Петросян (Армянский : Տիգրան Պետրոսյան (Тигран Петросян)) родился в Тбилиси в 1929 году и умер в 1984 году). Большую часть детства он провел в Грузии. Он научился игре в шахматы в возрасте восьми лет, поступив в местную шахматную школу при Тбилисском дворце пионеров (ныне Тбилисский дворец детей). Первым тренером Петросяна был Арчил Эбралидзе. Он стал чемпионом мира по шахматам с 1963 по 1969 год. Его прозвали «Железным Тиграном» из-за его стиля игры из-за его почти непробиваемой защиты, которая подчеркивала безопасность превыше всего. Он был кандидатом на чемпионат мира восемь раз (1953, 1956, 1959, 1962, 1971, 1974, 1977 и 1980), выигрывал чемпионат мира в 1963 году (против Ботвинника ) и 1966 (против Спасского ), таким образом, он был защищающимся чемпионом мира или кандидатом в чемпионы мира в десяти последовательных трехлетних циклах. Он выигрывал чемпионат СССР четыре раза (1959, 1961, 1969 и 1975). Возможно, он был самым сложным игроком в истории шахмат.

Армяно-грузинские отношения

Армения и Грузия имеют давнюю историю культурных и политических отношений. Взаимодействие достигло пика в средние века, когда обе нации вели плодотворный культурный диалог и объединились против соседних мусульманских империй. Между армянскими и грузинскими царскими и дворянскими семьями часто заключались смешанные браки, и оба этноса смешивались в нескольких приграничных районах.

Армяно-грузинские отношения всегда были содержательными, но в постсоветские годы независимости они стали еще более заметными. Между правительствами Армении и Грузии в целом были положительные отношения, но были и некоторые проблемы в прошлом. В Грузии проживает большое количество армян, хотя в Армении проживает незначительное количество грузин.

Несмотря на то, что в Грузии проживает большое количество армян и в нем 5 армянских депутатов, парламент Грузии еще не принял закон о признании Геноцида армян. Некоторые говорят, что по крайней мере одной из причин непризнания является большое количество азербайджанцев в Грузии (значительное меньшинство в Республике Грузия).

См. Также
Список литературы
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 18:57:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте