Древнее искусство Южной Аравии

редактировать
Бронзовый лев со всадником, созданный катабанцами около 75-50 гг. До н.э.

Искусство Южной Аравии было искусством доисламских культур южной Аравийского полуострова, которое существовало с 3-го тысячелетия до нашей эры до 7-го века нашей эры.

Содержание
  • 1 История и развитие
  • 2 Периодизация
  • 3 Архитектура
    • 3.1 Методы строительства
    • 3.2 Светская архитектура
    • 3.3 Религиозная архитектура
  • 4 Скульптура
  • 5 Малые искусства
  • 6 Нумизматика
  • 7 Галерея
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
История и развитие
Древнеарабские надписи из Южной Аравии 3 века до н.э. на древнем южноаравийском языке. Стамбульские археологические музеи

Древнеарабское искусство пережило свой первый расцвет в начале 1-го тысячелетия до нашей эры во времена южноаравийской классической культуры, основанной на царствах сабеев. и Минеи в современном Йемене. V век до н.э. стал золотым веком Сабы, основными центрами которой были Мариб и Сирва. Этот регион был известен римлянам как «Аравия Феликс » (Удачливая Аравия) из-за своего богатства.

Геометрические стилизованные формы, типичные для искусства древней Южной Аравии, как в скульптуре, так и в архитектуре, приняли более плавные формы с V века до нашей эры. Царство набатейцев, основанное в северной части Аравийского полуострова в конце IV века до н.э., выступало посредником между арабскими культурами и культурами.

Цари Химьяра получили контроль над Южной Аравией в конце 3 века нашей эры. С исламской экспансией во второй половине VI века нашей эры искусство Южной Аравии было вытеснено ранним исламским искусством.

Периодизация

Поскольку исследования древней Южной Аравии уже давно сосредоточившись на филологическом исследовании древних южноаравийских надписей, материальной культуре Южной Аравии уделялось мало внимания со стороны ученых, поэтому мало было проведено исследований происхождения артефактов. Периодизации разработаны только для некоторых регионов, а общая периодизация искусства Южной Аравии пока невозможна. В результате древние южноаравийские артефакты классифицируются по стилистическим особенностям, а не по хронологии. Общее разделение искусства Южной Аравии на три периода было предложено А. По его словам, на первом этапе начинают развиваться отдельные мотивы, на втором этапе отдельные художественные формы становятся канонизированными, а в последний период наблюдается некоторое влияние иностранных стилей, особенно греческого искусства.

Архитектура

Методы строительства

Украшенная капитель колонны из королевского дворца Шабва ; стратиграфический контекст: первая половина III века до нашей эры.

В отличие от Месопотамии, в древней Южной Аравии преобладали каменные постройки. Только в прибрежных районах и в Хадрамауте столице Шабвы было также большое количество построек из сырцового кирпича. Для монументальных построек использовались большие обтесанные каменные блоки, которые соединялись без раствора, и неотесанный камень, для которого требовался раствор. Известковый раствор, грязь и асфальт использовались в качестве связующих материалов. В высокие стены также были вставлены вертикальные свинцовые стойки и горизонтальные штифты и кронштейны. Сглаживалась только внешняя поверхность камней. Стены большего размера часто имели двойные стенки, а грубые стороны камней упирались друг в друга внутри стены. Возможно, из эстетических соображений стены монументальных построек были наклонными, а контрфорсы или небольшие бастионы помогали поддерживать устойчивость стены.

В V веке до н.э. появился новый вид каменной обработки, при котором края камней шлифовали, а середины обнаженных граней заклевывались. Этот «слегка прорисованный» стиль со временем изменился, сделав возможным хронологическое расположение стен, построенных в этом стиле.

Внутренние стены были либо оштукатурены (иногда с росписью), либо покрыты каменной облицовкой с росписями, имитирующими тесаные блоки. а иногда даже трехмерные фризы. О конструкции потолка известно немного, хотя свод сохранился в дотах-могилах - простых остроконечных крышах, украшенных изображениями. Оконными стеклами служили полупрозрачные листы мрамора или алебастра толщиной 3 см, иногда с резным орнаментом.

Колонны были очень важным структурным элементом. До V в. До н.э. это были недекорированные монолиты прямоугольного или квадратного сечения. Такая колонна находится, например, в вестибюле храма Аввам и в Шарам-Билкис в Марибе. С V века до нашей эры углы были уменьшены, пока в конечном итоге они не превратились в круглые колонны. С V века колонны также имели капители - изначально простые цоколи, которые впоследствии приобрели различные формы. Начиная со II века до нашей эры, эти формы находились под значительным влиянием эллинистической архитектуры, а позже прослеживается влияние Сасанидов.

Светская архитектура

План внутренней части города Шабва

Археологические раскопки древних южноаравийских поселений выявили высокоразвитую гражданскую культуру со сложными методами орошения. Например, Марибская плотина восходит к IX веку до нашей эры, и ее остатки видны до сих пор. Значительные останки VI века до нашей эры все еще можно увидеть. Были города с общественными зданиями из полированных известняковых блоков с надписями с именами их строителей, а также городские ворота, укрепления, улицы, храмы, рынки и королевские резиденции.

Как видно из надписей, многочисленные укрепленные города (хагар)) существовали в доисламской Южной Аравии. Археология пока выявила только гражданские объекты; неукрепленные поселения еще не исследованы археологически. Города часто располагались в долинах на естественных или искусственно возвышенных территориях, защищавших их от наводнений. Города также были основаны на плато или у подножия гор, как в случае со столицей Химьяритов Зафаром. Большинство древних южноаравийских городов были прямоугольными или почти прямоугольными, как Мариб и Шабва. Ярким примером этого прямоугольного плана города является столица Минеи Карнаву. Прямоугольный план этого города имеет главную улицу, проходящую через центр, и переулки, делающие ее пополам перпендикулярно через равные промежутки времени, что указывает на центральную планировку либо во время первоначального основания, либо после события разрушения. Однако встречаются и круглые и совершенно неправильные планы города. По сравнению с другими городами Ближнего Востока, древние города Южной Аравии имели относительно небольшую общую площадь; Самый большой город Южной Аравии, Мариб, занимал всего 110 га.

Все города были защищены городской стеной (две последовательные стены в случае Шабвы), по крайней мере, с двумя воротами, которые могли быть защищены башнями. Трасса стен, которые были либо просто структурированы, либо включали бастионы, должны были соответствовать рельефу местности, особенно в горных регионах, и это создавало нерегулярные планы города. Иногда города были защищены цитаделями, как, например, в Шабва, Райдан, Кана ' и Цитадель Рады.

Руины Хор Рори

Из-за отсутствия археологических исследований общественные центры пока малоизвестны. В Тимне в Катабане внутри южных ворот было большое открытое пространство, от которого в разные стороны расходились улицы. Помимо обычных жилых построек, в разных городах были обнаружены крепости, дворцы и храмы. Существенные раскопки проводились только в Хор Рори и Шабва. В Шабве также было большое открытое пространство с внутренней стороны ворот, а с одной стороны от них располагался королевский дворец. Из этого открытого пространства прямо через город шла широкая улица, а меньшие улицы пересекали эту главную улицу под прямым углом.

Помимо гражданских укреплений, есть и другие укрепления, которые были расположены на важных перекрестках или ключевых точках оросительной системы. Значительные руины таких крепостей все еще существуют, но раскопок не проводилось. Тем не менее очевидно, что в этих крепостях были жилые помещения, а также храмы и источники воды. Чтобы обезопасить целые районы, были построены барьерные стены, которые блокировали проходы и аналогичные узкие места, например стена Либны, которая блокировала дорогу из Каны в Шабву.

Из-за климата ирригационные системы были необходимы для сельского хозяйства. Самыми простыми элементами этих систем были разного рода колодцы и цистерны. Самые большие цистерны могут вместить до 12 800 м³. Для эффективности этих колодцев и цитаделей сеть каналов была необходима. Они собирали и хранили воду из вади, когда шел дождь. Самым впечатляющим примером этих сооружений является плотина Мариб, которая перекрывала Вади Дхану на протяжении почти 600 м и направляла ее воду через два шлюзовых затвора в два «основных канала», которые распределяли ее по полям посредством сети меньших каналов. Такие структуры были обнаружены или засвидетельствованы надписями в других местах. В Наджране, акведуки были вырезаны в скалах, чтобы отводить воду.

В различных местах Южной Аравии, особенно на горных перевалах (манкал), строились дороги с твердым покрытием, которые иногда были много километров в длину и несколько метров в ширину.

Религиозная архитектура

3D-модель сабейского алтаря, найденная поблизости от храма Барран в Марибе

По сравнению со светскими постройками, храмы в целом более известны, так что Можно разработать возможную типологию и историю развития. Далее описаны системы, предложенные [de ] и (более подробно) М. Юнгом, которые учитывают как планы этажей, так и фактический внешний вид конструкции. На сегодняшний день раскопано сравнительно мало храмов, поэтому эти схемы остаются предварительными.

Самые старые южноаравийские святилища относятся к доисторическому периоду и представляли собой простые каменные монолиты, иногда окруженные каменными кругами или каменными стенами без раствора. На втором этапе были построены настоящие храмы. Эти храмы представляли собой простые прямоугольные каменные сооружения без крыш. Их интерьеры изначально сильно отличались друг от друга. Некоторые культовые здания в Джабаль Балак аль-Аусах к юго-западу от Мариба, которые состоят из внутреннего двора и трехчастной целлы, обеспечивают связь с типом храма, встречающимся только в Сабе, который имел прямоугольный план земли и пропилон и был разделен на две части - внутренний двор с колоннами с трех сторон и трехстороннюю целлу. Шмидт включает в этот тип храм бога луны Вадд, построенный около 700 г. до н.э. между Марибом и Сирвах в Вадд-Су-Масмах, а также храм, построенный Яда'ил Дхарих I в Аль-Масаджид, который окружен прямоугольной стеной. Более поздние примеры этой схемы можно найти в Карнаву (V век до нашей эры) и [de ] (I век до нашей эры). К этой группе мог принадлежать вестибюль большого Храма Аввам в Марибе. Этот храм датируется IX-V веками до нашей эры и представляет собой овальную каменную конструкцию длиной более 100 метров, соединенную с прямоугольным вестибюлем, окруженным перистилем, состоящим из 32 пятиметровых высокие монолитные столбы. Сегодня сохранилось лишь несколько следов этой структуры.

В других царствах этот тип контрастировал с гипостильными «многоопорными храмами», которые были построены с квадратным, прямоугольным или даже асимметричным основанием. планы и были окружены регулярно расположенными колоннами. В отличие от вышеупомянутых сабейских храмов, эти сооружения не располагались вокруг целлы или алтаря. Первоначально в этих храмах было шесть или восемь столбов, но позже их число увеличилось до тридцати пяти. выявил еще один тип: хадрамитский «храм на террасе», семь примеров которого известны на сегодняшний день. Ко всем этим храмам ведет большая лестница, которая ведет на закрытую террасу, на вершине которой находится целла с подиумом.

До сих пор неясно, были ли изображения божеств, но статуэтки людей, которые были посвящены в святилище Мариб, демонстрируют, что к середине I века существовали высокоразвитые бронзовые слепки, на которых индивидуального донора фиксировали с помощью надписи. Каменные постаменты с дарственными надписями показывают, что вотивные статуэтки из драгоценных металлов и бронзы создавались в Химьяре до поздней античности. Были также алебастровые статуэтки - фигуры в гладких одеждах до колен, с вытянутыми руками.

Скульптура
Погребальная стела, в верхней полосе: сцена банкета с тремя людьми, в нижней части: верблюд возница с двумя верблюдами; 1–3 вв. Н.э.; алебастр ; высота: 55 см (21 / 2 дюйма); Лувр-Ланс (Лэнс, Франция)

Самыми замечательными произведениями искусства, помимо архитектуры, из доисламской Южной Аравии являются скульптуры. Помимо бронзы (а иногда и золота и серебра), известняк был обычным материалом для скульптур, особенно алебастра и мрамора. Типичными чертами древней южно-арабской скульптуры являются кубические формы основания, пухлая общая форма и очень сильный акцент на голове. Остальную часть тела часто изображают только схематично и в уменьшенном виде; часто вообще изображается только верхняя часть тела. Для большей части искусства Южной Аравии характерно минимальное внимание к реалистичным пропорциям, что проявляется в больших ушах и длинном узком носу. В большинстве случаев скульптуры в круглой форме и рельефы обращены прямо на зрителя; в рельефах изредка встречается характерная для древнеегипетского искусства фронтальная перспектива, в которой голова и ноги изображены сбоку, а туловище спереди. Зрачки были сделаны из цветного материала, который вставлялся в отверстия для глаз. Первоначально драпировку не изображали, но позже обозначили глубокими бороздками или наслоениями. Общие характеристики в расположении рук и ног отсутствуют.

Примеров больших древних южноаравийских скульптур очень мало, поэтому особый интерес представляет надпись на бронзовой статуе в натуральную величину сына сабейского царя [де ].. Это показывает, что статуя была сделана греческим художником и его арабским помощником. Гораздо чаще встречаются небольшие алебастровые статуи, портреты и рельефы, на которых обычно изображены люди, реже животные или монстры (драконы и крылатые львы с человеческими головами), а также целые сцены в случае плоских рельефов. Особенно популярная сцена показывает виноградную лозу с виноградом, которую кусают животные или птицы, и человека, который направляет лук в животное (или его разновидности). Сцены из жизни также изображаются на рельефах, таких как застолья, сражения и музыкальные представления, а также сцены встречи мертвых с божеством.

Малые искусства
Геометрическая настенная живопись из храма Аль-Хукка (1 век до н.э.)

Наряду с более крупными произведениями искусства, древняя Южная Аравия также производила целый ряд различных более мелких артефактов. Как и везде, керамика была основным носителем, но пока не удалось систематизировать этот материал типологически или хронологически, поэтому, в отличие от остальной части Ближнего Востока, это не помогает датировать отдельные стратиграфические слои. Однако некоторые общие утверждения все же возможны. Изготовление керамики было очень простым; только часть сосуда вращалась на гончарном круге. Часто встречаются кувшины и миски различных размеров, в основном украшенные гравированными или пунктирными мотивами, но также встречаются нарисованные узоры и прикрепленные шишки, зубцы или даже головы животных. Помимо этих повседневных керамических изделий, были найдены и керамические фигурки.

Каменные артефакты меньшего размера включают бутылки, масляные лампы, вазы и сосуды с головами животных в качестве ручек. Инталий и имитации египетских скарабеев. В дополнение к этому, есть также различные фризы, прикрепленные к различным частям зданий, которые включают зигзагообразные узоры, мозаику, перпендикулярные линии, зубцы, ниши, небольшие ложные двери и меандры, а также цветочные и фигурные элементы, в том числе серии горных козлов. головы и виноградные лозы. Другие общие художественные элементы в зданиях включают розетки и завитки, початки кукурузы и гранаты. Во время двух раскопок также были обнаружены настенные росписи: геометрические рисунки в храме аль-Хукка и фигурные рисунки из французских раскопок в Шабвате. Артефактов из дерева не сохранилось, но каменные изображения мебели позволяют нам немного заглянуть в древнюю южноаравийскую обработку дерева.

Хадрамитовая металлическая чаша (II – III века нашей эры)

С другой стороны, часто встречаются небольшие бронзовые и медные артефакты, включая вазы и другие чеканные медные или бронзовые сосуды, лампы, ручки и животные статуэтки. Также распространены украшения, в том числе частично золотые ожерелья, золотые пластины с изображениями животных и небольшие золотые скульптуры.

Нумизматика
Химьяритская монета Райдана (Тип 9)

Как и в других культурах древней «периферии», чеканившие монеты, чеканка древних южно-арабских монет была основана на древнегреческой чеканке. Серебряные монеты хорошо известны в Южной Аравии, а бронзовые и золотые монеты сравнительно редки. Следующая типология обычно следует за типологией. Нумерация типов монет лишь частично отражает определенную хронологию.

  1. Самые старые монеты Южной Аравии, вероятно, были отчеканены около 300 г. до н.э. Он состоит из имитаций старинных афинских тетрадрахм, с головой Афины на лицевой стороне и совой, полумесяцем и оливковой веткой на оборотной стороне. Однако, в отличие от своих моделей, южноаравийские монеты были отмечены указанием их номинала: полные единицы с буквой n, половинки с ag, четверти с at и восьмые с s 2.
  2. Несколько более поздняя серия имеет различные монограммы и / или буквы на обороте, значение которых еще не понято.
  3. Третья, катабанская группа имеет голову на обеих сторонах с названием государства чеканки, Хариб в Тимне, на обороте.
  4. Следующая группа, вероятно, также катабанские. На реверсе снова появляется сова вместе с именем Шахр Хилал, буквами ḏ и ḥ и «монограммой Януф».
  5. Где-то во II веке до нашей эры появляется следующий тип, который имитирует Новый Составьте афинские тетрадрахмы, сохранив легенды и монограммы более ранних монет.
  6. Шестой тип отличается от предыдущего, поскольку на нем нет надписи, только символы или монограммы.
  7. Возможно, в В связи с экспедицией Элия Галла в 25 г. до н. э. на этой чеканке присутствуют элементы римской монеты.
  8. Кажется, что одна группа хадрамитов целиком и полностью разные. На них изображен бык, названный богом Син, название дворца s 2 qr, голова с сияющей короной или орел, в различных композициях.
  9. Этот тип особенно важен. по истории Южной Аравии. На реверсе изображена голова с именем короля и государством чеканки (обычно Raidan ) и монограммами.
  10. Есть несколько отдельных бронзовых монет с головой с буквами на аверс и орел на реверсе. Вероятно, они из Хадрамаута.

Окончание чеканки южно-арабских монет точно не датировано, но, вероятно, было где-то около 300 г. н.э.

Галерея
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с доисламским искусством.
Библиография
  • Кристиан Дарлес, «Гражданская архитектура в Шабве». Сирия. Revue d'art oriental et d ' Археология. 68 (1991) pp. 77 ff. ISSN 0039-7946
  • , «Die Münzen der Arabia Felix». В Вернер Даум (ред.), Джемен. Pinguin-Verlag, Innsbruck / Umschau-Verlag, Франкфурт a. М., 1987, с. 132–135, ISBN 3-7016-2251-5.
  • , «Probleme altsüdarabischer Plastik». Baghdader Mitteilungen. 10 (1979), pp. 145–167 ISSN 0418-9698.
  • : Handbuch der Altertumswissenschaft, Kulturgeschichte des Alten Orients, Dritter Abschnitt, Vierter Unterabschnitt: Arabien. München 1963.
  • : Geschichte der alt-südarabischen Reiche. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1998, ISBN 3-534-11623-2.
  • , «Altsüdarabische Kultbauten». В Вернер Даум (ред.), Jemen. Pinguin-Verlag, Innsbruck / Umschau-Verlag, Франкфурт a. М. 1987, стр. 81–101, ISBN 3-7016-2251-5.
  • Пол Алан Юл : Химьяр - Спатантике им Джемен / Поздний античный Йемен, Linden Soft Verlag, Aichwald 2007, ISBN 978-3-929290-35-6.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:58:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте