Древняя история Йемена

редактировать
Сабейская надпись, адресованная богу луны Алмаках, упоминающая пять южных арабских боги, два правящих правителя и два губернатора, 7 век до н.э. Грифон из королевского дворца в Шабве, столице Хадрамаута.

древняя история Йемена (Южная Аравия ) особенно важен, потому что Йемен является одним из старейших центров цивилизации на Ближнем Востоке. Его относительно плодородная земля и достаточное количество осадков во влажном климате помогли поддерживать стабильное население, что было признано древнегреческим географом Птолемеем, который описал Йемен как Eudaimon Arabia (более известный в его латинском переводе, Arabia Felix) что означает «Удачная Аравия» или «Счастливая Аравия». Между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры в нем доминировали шесть основных государств, которые соперничали друг с другом или были в союзе друг с другом и контролировали прибыльную торговлю пряностями : Саба ', Маин, Катабан, Хадрамаут, Королевство Авсан и Химьяритское королевство. Ислам пришел в 630 году нашей эры, и Йемен стал частью мусульманского царства.

Центры древних южноаравийских королевств современного Йемена лежали вокруг пустынной области, называемой Рамлат ас-Саб'атайн, известной средневековым арабским географам как Тайхад. Южное и западное нагорье и прибрежный регион были менее влиятельными политически. Однако прибрежные города с самого начала были очень важны для торговли. Помимо территории современного Йемена, королевства простирались на Оман, до северноаравийского оазиса Дедан, до Эфиопии и даже вдоль восточноафриканского От побережья до современности Танзания.

Содержание

  • 1 История археологических исследований в Йемене
  • 2 Письменные источники
  • 3 Хронология
  • 4 Исламские рассказы о додинастическом Кахтане (3-е тысячелетие до н. Э. - 8 век) До н.э.)
  • 5 Археология и предыстория Йемена
  • 6 Документированная история
    • 6.1 Королевство Саба (XII век до н.э. - 275 г. н.э.)
      • 6.1.1 Сабейская гегемония (800 г. до н.э. - 400 г. до н.э.)
    • 6.2 Королевство Чаграмавт (8 век до н.э. - 300 н.э.)
    • 6.3 Королевство Авсан (800 г. до н.э. - 500 г. до н.э.)
    • 6.4 Королевство Катабан (4 век до н.э. - 200 г. н.э.)
    • 6.5 Королевство Ма ' в (8 век до н.э. - 100 до н.э.)
    • 6.6 Царство Чимьяр (II век до н.э. - 525 г. н.э.)
    • 6.7 Царство Аксум (520-570 гг. н.э.)
    • 6,8 Период Сасанидов (570-630 гг. 300>7 См. Также
    • 8 Ссылки
    • 9 Источники
    • 10 Дополнительная литература
    • 11 Внешний l чернила

    История археологических исследований в Йемене

    Сабейские исследования, изучение культур древней Южной Аравии, относятся к более молодым отраслям археологии, поскольку в Европе древняя Южная Аравия оставалась неизвестной намного дольше, чем другие регионы Востока. В 1504 году европеец, а именно итальянец Лодовико ди Вартема, впервые сумел проникнуть внутрь. Две датские экспедиции, в которых участвовали Иоганн Давид Михаэлис (1717–1791) и Карстен Нибур (1733–1815) среди других, внесли свой вклад в научные исследования, хотя и весьма скромно. 287>Эдуард Глейзер.

    В первой половине XIX века европейские путешественники привезли сюда более сотни надписей. Этот этап исследования достиг своего апогея в путешествиях француза Жозефа Галеви 1869/70 и австрийца Эдуарда Глейзера 1882–1894 гг., Которые вместе либо скопировали, либо привезли в Европу около 2500 человек. надписи. На основе этого эпиграфического материала Глейзер и Фриц Хоммель особенно начали анализировать древне-южноаравийский язык и историю. После Первой мировой войны в Йемене наконец-то были проведены раскопки. С 1926 года сирийцы и египтяне также принимали участие в исследованиях древней Южной Аравии. Вторая мировая война привела к новому этапу научного интереса к древнему Йемену: в 1950–1952 годах Американский фонд изучения человека, основанный Венделлом Филлипсом, провел крупномасштабные раскопки в Тимне и Марибе <48.>, в котором Уильям Фоксвелл Олбрайт и о. Был замешан Альберт Джамме, опубликовавший корпус надписей. С 1959 года Джеральд Ланкастер Хардинг начал первую систематическую инвентаризацию археологических объектов в тогдашнем британском протекторате Аден. В это время Герман фон Виссманн был особенно вовлечен в изучение истории и географии древней Южной Аравии. Кроме того, французские раскопки 1975–1987 годов в Шабва и в других местах, итальянские исследования палеолитических останков и работы Немецкого археологического института в Особого внимания заслуживает район Мариб.

    Письменные источники

    Основные материалы по Старой Южной Аравии скудны. Помимо нескольких упоминаний в ассирийских, персидских, римских и арабских источниках, а также в Ветхом Завете, которые относятся к VIII веку до нашей эры вплоть до исламского периода, основным источником являются древние южноаравийские надписи. Однако они в основном очень короткие и, как следствие, ограничены в предоставляемой информации. Преобладающая часть надписей происходит из Саба и пришедшего к нему Сабаео-Химьяритского царства, реже всего - из Авсана, который существовал как независимое государство лишь короткое время. Большинство дошедших до нас текстов представляют собой строительные надписи или посвящения; исторические тексты встречаются редко.

    Хронология

    Хотя царство Саба уже упоминается в ассирийских источниках в 8 веке до н.э., этого критерия недостаточно для датировки ранняя история древней Южной Аравии, потому что первое абсолютно достоверное датирование начинается с военной кампании Элия Галла в 25 г. до н.э. и упоминания царя Иласара. Для более ранних времен хронология должна быть установлена ​​на основе сравнения древних южноаравийских находок с находками из других регионов, посредством палеографии, на основе реконструированной последовательности царей и радио углеродное датирование. Здесь по существу возникли две школы мысли: «Краткая хронология» и «Длинная хронология». В конце 19 века Эдуард Глейзер и Фриц Хоммель датировали начало древней южноаравийской цивилизации концом 2-го тысячелетия до нашей эры, и эта датировка сохранялась в течение многих лет.

    В 1955 Жаклин Пирен опубликовала сравнение древнего южноаравийского и греческого искусства и пришла к выводу, что южноаравийская цивилизация впервые возникла в V веке до нашей эры под влиянием Греции. Она также поддержала эту новую «Краткую хронологию» с помощью палеэографического анализа форм древних южноаравийских букв. Основываясь на американских раскопках в Тимне и Марибе в 1951–52, примерно в то же время возникла другая «Промежуточная хронология», которая положила начало Катабану и Маину в более позднее время. чем в «Длинной хронологии». На основании изучения наскальной надписи в Марибе («Глейзер 1703») А. Г. Лундин и Герман фон Виссманн датируют начало Сабы XII или VIII веком до нашей эры. Хотя позднее было показано, что их интерпретация частично неверна, «Краткая хронология» не была окончательно доказана, и в последнее время против нее было выдвинуто больше аргументов. Прежде всего из-за результатов новых археологических исследований, например, проведенных итальянцами в Яла / Хафари и французами в Шабва, «Длинная хронология» привлекает все больше и больше сторонников. Между тем большинство специалистов по сабейским исследованиям придерживаются «длинной хронологии» Виссмана, поэтому даты в этой статье скорректированы в соответствии с ней.

    Исламские отчеты о додинастическом Кахтане (3 тысячелетие до н. Э. - 8 век до н. Э.)

    Согласно некоторым гипотезам, основанным на рассказах средневековых мусульманских арабских историков, в 3-м тысячелетии до н. Семиты южной части Аравийского полуострова объединились под предводительством Кахтана. Каханиты начали строительство простых земляных дамб и каналов в районе Мариба в пустыне Сайхад. Позже эта территория станет местом Марибской плотины. Торговый путь начал процветать вдоль побережья Красного моря Тихамы. Этот период был свидетелем правления легендарной царицы Савской, упомянутой в Библии и названной Билкис или Балкис мусульманскими учеными. В конце этого периода, в 9 веке до нашей эры, был введен алфавит, теперь это означало, что история Южной Аравии может быть записана.

    Археология и предыстория Йемена

    Изучение предыстории Южной Аравии все еще находится в начале, хотя известны памятники, восходящие к палеолиту. Есть курганы и мегалитические оградки, относящиеся к неолиту. Непосредственно перед историческими царствами в 2500 году две культуры бронзового века вышли из Северного Йемена и с побережья Индийского океана. В середине второго тысячелетия до нашей эры в прибрежной зоне появляются первые важные городские центры, среди которых находятся города Сабир и Маалайбах. До сих пор не было адекватно объяснено, была ли древняя южноаравийская цивилизация Йемена прямым продолжением бронзового века, или же в начале железного века группы людей начал блуждать на юг из Палестины или Северной Аравии, как частично предполагается.

    Документированная история

    Пока невозможно определить с какой-либо уверенностью, когда появились великие южно-арабские королевства, диапазон оценок (в рамках длинной хронологии) от 12-го до 8-го века До н.э.

    Королевство Саба (XII век до н.э. - 275 г. н.э.)

    Во время правления Сабея торговля и сельское хозяйство процветали, принося много богатства и процветания. Сабейское королевство располагалось на территории нынешнего региона Асир на юго-западе Саудовской Аравии, а его столица Мариб находилась недалеко от современной столицы Йемена Саны. Согласно арабской традиции, старший сын Ноя, Сим, основал город Мариб.

    Сабейская гегемония (800 г. до н.э. - 400 г. до н.э.)

    Во времена самых ранних исторических источников, происходящих из Южной Аравии, территория находилась под властью Королевства Саба ', центры которых были расположены к востоку от современной Саны в Ширвах и Мариб. Политическая карта Южной Аравии в то время состояла из нескольких более крупных королевств или, скорее, племенных территорий: Авсан, Катабан и Чаграмавт; и, с другой стороны, неопределенное количество более мелких штатов, таких как города-государства Тарам и Нашак в аль-Джауф. Вскоре после того, как Йитаамар Ватар I объединил Катабан и некоторые районы в Аль-Джауфе с Сабой, Королевство достигло пика своего могущества при Кариб'иле Ватаре I, который, вероятно, правил некоторое время вокруг первой половине VII века до н.э. и правил всем регионом от Наджрана на юге современной Южной Аравии вплоть до Баб аль-Мандаба на Красном море. Образование Минайского царства в речном оазисе аль-Джауф, к северо-западу от Сабы в 6 веке до н.э., на самом деле представляло опасность для гегемонии Сабея, но Ита'амар Байин II, завершивший строительство большой плотины водохранилища Марибу удалось отвоевать северную часть Южной Аравии. Между 8-м и 4-м веками возникло государство Даамот под влиянием Сабея в Эфиопии, которое просуществовало самое позднее до начала христианской эры. Точная хронология Даамота и степень его политической независимости от Сабы в любом случае остается неопределенной.

    Успех Королевства был основан на выращивании и торговле пряностями и ароматическими веществами, включая ладан и мирру. Их экспортировали в Средиземное море, Индию и Абиссинию, где они высоко ценились многими культурами, используя верблюдов на маршрутах через Аравию и в Индию по морю.

    Сельское хозяйство в Йемене процветало в это время благодаря развитой ирригационной системе, которая состояла из больших водных туннелей в горах и плотин. Самый впечатляющий из этих земляных валов, известный как Плотина Мариб, был построен ок. 700 г. до н.э., орошение около 25 000 акров (101 км²) земли и простояло более тысячелетия, окончательно рухнув в 570 г. н.э. после столетий забвения. Окончательное разрушение плотины отмечено в Коране, и последующий отказ ирригационной системы спровоцировал миграцию до 50 000 человек.

    Сабейское царство со столицей в Мариб, где все еще можно увидеть остатки большого храма, процветало почти 14 веков. Некоторые утверждали, что это царство было Савой, описанным в Ветхом Завете.

    Царство Чаграмавт (8 век до н.э. - 300 г. н.э.)

    «Бронзовый человек», найденный в Ал. Байда ' (древний Нашкум). VI – V вв. До н. Э. Лувр.

    Первые известные надписи Чаграмаута известны с 8 века до нашей эры. Впервые на него ссылается внешняя цивилизация в древнесабейской надписи Карабил Ватар начала VII века до н.э., в которой царь Чаграмавта Ядаил упоминается как один из его союзников.. Однако, когда минеи взяли под свой контроль караванные пути в 4 веке до н.э., Чаграмавт стал одним из его союзников, вероятно, из-за коммерческих интересов. Позже он стал независимым и был захвачен растущим королевством Чимьяр в конце I века до н.э., но смог отбить нападение. Чаграмавт присоединил Катабан во второй половине II века н.э., достигнув своего наибольшего размера. В течение этого периода Чаграмавт постоянно находился в состоянии войны с Химьяром и Сабой, и сабейский царь Шаирум Автар даже смог взять его столицу, Шабва, в 225 году. В этот период Королевство Аксума стал вмешиваться в дела Южной Аравии. Король Аксума ГДРТ направил войска под своим сыном, БЮГТ, послав их с западного побережья, чтобы занять Тифар, столицу Шимьярита, а также с южного побережья против Чаграмавта. Сабейские союзники. Королевство Чаграмавт было в конечном итоге завоевано шимьяритским царем Шаммаром Юхаришем около 300 г. н.э., объединив все южно-арабские королевства.

    Королевство Авсан (800 г. до н.э. - 500 г. до н.э.)

    Древнее Королевство Авсан в Южной Аравии (современный Йемен ) со столицей в Хаджар Ягирре в Вади Мархах, к югу от Вади Байхана, теперь отмечено знаком телл или искусственный холм, который в местном масштабе назван в шабвах. Когда-то это было одно из самых важных небольших королевств Южной Аравии. Город был разрушен в VII веке до н. Э. Королем и мукаррибом из Саба Карибил Ватар, согласно сабейскому тексту, который сообщает победа в терминах, свидетельствующих о ее значении для сабеев.

    Королевство Катабан (4 век до н.э. - 200 г. н.э.)

    Бронзовый лев со всадником, сделанный катабанцами ок. 75–50 г. до н.э.

    Катабан был одним из древних йеменских королевств, процветавших в долине Байан. Как и другие южно-арабские королевства, он получил большое богатство от торговли ладаном и мирровыми благовониями, которые сжигались на алтарах. Столица Катабана была названа Тимна и располагалась на торговом пути, проходившем через другие королевства Чаграмавт, Саба и Маин. Главным божеством катабанцев был Амм, или «дядя», и люди называли себя «детьми Амма».

    Королевство Маин (VIII век до н.э. - 100 г. до н.э.)

    Во время правления Минаев столица находилась в Карнаву (ныне известный как Маин ). Другим важным их городом был Ятиль (сабейский йул: теперь известный как Баракиш ). Другие части современного Йемена включают Катаба и прибрежную цепочку водопоев, известную как Хадрамаут. Хотя Саба доминировал в более ранний период истории Южной Аравии, минаические надписи относятся к тому же периоду, что и первые сабейские надписи. Они предшествуют появлению самих минаев и, следовательно, теперь более уместно называются «мадхабик», по названию вади, в котором они находятся, а не «минаик». Минеское королевство было сосредоточено на северо-западе Йемена, а большинство его городов располагалось вдоль побережья. Минаические надписи были найдены далеко за пределами Королевства Маин, вплоть до аль-Ала на северо-западе Саудовской Аравии и даже на острове Делос и в Египте. Это было первое из южно-арабских королевств, которое закончилось, и минский язык умер около 100 г. н.э.

    Королевство Чимьяр (II век до н.э. - 525 г. н.э.)

    Статуя, 1 век до н. Э., Йемен

    Шимьяриты в конечном итоге объединили Юго-Западную Аравию, контролируя Красное море, а также побережье Аденского залива. Из своей столицы цари Шимьярита начали успешные военные кампании, и временами их владения простирались на восток до Персидского залива и на север до Аравийской пустыни.

    В течение 3 века н.э. южноаравийские королевства находились в постоянном конфликте друг с другом. ГДРТ Аксума начала вмешиваться в дела Южной Аравии, подписав союз с Сабой, и в шимьяритском тексте отмечается, что Чаграмавт и Катабан также были союзниками против королевства. В результате Аксумское царство смогло захватить шимьяритскую столицу Шифар в первой четверти III века. Однако союзы длились недолго, и Шаир Автар из Сабы неожиданно напал на Шадрамавт, снова объединившись с Аксумом и взяв его столицу в 225 году. Затем Шимьяр вступил в союз с Сабой и вторгся на недавно захваченные аксумские территории, отвоевав Шифар, который находились под контролем сына ГДРТ BYGT, и оттеснив Аксум обратно в Тихама.

    Они основали свою столицу в Тифаре (сейчас это всего лишь небольшая деревня в Ибб регион) и постепенно поглотил Сабейское царство. Они торговали из порта на Красном море. Дху Нувас, царь Шимьярита, изменил государственную религию на иудаизм в начале VI века и начал резню христиан. Возмущенный Калеб, христианский король Аксума с одобрения византийского императора Юстина I вторгся в Йемен и аннексировал его. Примерно пятьдесят лет спустя Йемен пал Персией.

    Аксумским королевством (520-570 гг. Н. Э.)

    Около 517/8 г. еврейский царь по имени Юсуф Асар Ятар (также известный как Дху Нувас) узурпировал царство Шимьяра. Псевдо-Захария из Митилини (fl. Конец VI века) говорит, что Юсуф стал царем, потому что предыдущий царь умер зимой, когда аксумиты не могли пересечь Красное море. и назначить другого короля. Однако длинное название Маадкариба Яфура ставит под сомнение его истинность. Придя к власти, Юсуф атаковал аксумский гарнизон в Зафаре, столице Химьяритов, убив многих и разрушив там церковь. Христианский король Калеб Аксумский узнал о преследованиях Дху Нувасом христиан и аксумитов, и, согласно Прокопию, его еще больше воодушевил его союзник и соратник-христианин Юстин I Византии, который запросил Аксума помощи, чтобы отрезать шелк поставки в рамках своей экономической войны против персов.

    , Калеб послал флот через Красное море и был смог победить Дху Нуваса, который был убит в битве согласно надписи Хусн аль-Гураб, в то время как в более поздних арабских традициях он скачет на лошади в море. Калеб поставил местного шимьярита наместником, Саму Яфа, который правил с 525–27 по 531 год, когда он был свергнут аксумским генералом (или солдатом и бывшим рабом) Авраах при поддержке недовольных Аксумнских солдат. В современной надписи Сумьяфа Ашва упоминается как «наместник царей Аксума. Согласно более поздним арабским источникам, Калеб в ответ послал отряд из 3000 человек под руководством родственника, но войска дезертировали и убили своего лидера, а второй попытка править мятежным Авраахом также потерпела неудачу. Позднее эфиопские источники утверждают, что Калеб отрекся от престола, чтобы дожить свои годы в монастыре и послал свою корону для повешения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Хотя это и не определено, это, по-видимому, подтверждается связями между его монетами и монетами его преемника, Алла Амидас. В надписи Сумьяфа «Ашва» также упоминаются два царя (нагашт) Аксум, указывая на то, что эти двое могли быть со-правителями какое-то время до того, как Калеб отрекся от престола в пользу Аллы Амидаса.

    Прокопий отмечает, что Авраах позже подчинился преемнику Калеба, что подтверждается надписью первого в 543 г. территории, непосредственно находящиеся под его контролем. во время своего правления Авраах отремонтировал дамбу Мариб в 543 году и принял посольства из Персии и Византии, включая просьбу освободить некоторых епископов, которые были заключены в тюрьму в Нисибис (согласно Иоанна Эфесского "Жизнь Симеона"). Авраа правил до 547 года, после чего его сменил его сын Аксум. Аксум (называемый «Яксум» в арабских источниках) озадаченно упоминался как «Маафир » (ḏū maʻāfir), юго-западное побережье Йемена, в надписи Абраха на дамбе Мариб, и ему наследовал его брат Масрук. Контроль аксумитов в Йемене закончился в 570 году вторжением старшего сасанидского генерала Вахриза, который, согласно более поздним легендам, убил Масрука своей меткой стрелой.

    Более поздние арабские источники также говорят. что Авраах построил большую церковь под названием «аль-Кулайс» в Сане, чтобы отвлечь паломников от Каабы и заставить его умереть в Год Слона (570) после возвращения после неудачной атаки на Мекку (хотя считается, что он умер раньше этого времени). Точная хронология ранних войн сомнительна, так как в надписи 525 г. упоминается смерть царя Шимьяра, что может относиться либо к шимьяритскому наместнику Аксума Сумьяфа Ашва, либо к Юсуфу Асар Ятару. В более поздних арабских историях также упоминается конфликт между Абрахахом и другим аксумским полководцем по имени Арят, произошедший в 525 году, как приведший к восстанию.

    Период Сасанидов (570–630 гг. Н. Э.)

    персидский царь Хосров I послал войска под командованием Вахриза, который помог полулегендарному Сайфу ибн Зи Язану изгнать аксумитов из Йемена. Южная Аравия стала персидским владычеством под вассалом Йемена и, таким образом, попала в сферу влияния империи Сасанидов. Позже другая армия была отправлена ​​в Йемен, и в 597/8 г. Южная Аравия стала провинцией Сасанидской империи под властью персидского сатрапа. По названию это была персидская провинция, но после того, как персы убили Дхи Язан, Йемен разделился на несколько автономных королевств.

    Это развитие явилось следствием экспансионистской политики, проводимой сасанидским царем Хосровом II Парвизом (590–628), целью которого было обезопасить персидские пограничные районы, такие как Йемен, от Римские / Византийские набеги. После смерти Хосрова II в 628 году персидский наместник в Южной Аравии Бадхан принял ислам, и Йемен исповедовал новую религию.

    См. Также

    Ссылки

    Источники

    • de Мегре, Алессандро (2002). Аравия Феликс: исследование археологической истории Йемена. переведено Ребеккой Томпсон. Лондон: Стейси Интернэшнл. ISBN 1-900988-07-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Dostal, Walter (1990). Eduard Glaser: Forschungen im Йемен: Eine quellenkritische Untersuchung in ethnologischer Sicht (на немецком языке). Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. ISBN 978-3-7001-1746-9. CS1 maint : ref = harv (ссылка )
    • Görsdorf, Jochen; Vogt, Burkhardt (2001). «Раскопки в Ма'лайбе и Сабире, Республика Йемен: радиоуглеродные датировки в период с 1900 по 800 год до нашей эры». Радиоуглерод. 43 (3): 1353–1361. doi : 10.1017 / S0033822200038595. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Галеви, Жозеф (1872). Rapport sur une archéologique dans le Yémen (на французском языке). Париж: Imprimerie Nationale. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Хардинг, Джеральд Ланкестер (1964). Археология в протекторатах Адена. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 5040761. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
    • Джонс, Джон Ви нтер, изд. и пер. (1863). Путешествия Людовико ди Вартема по Египту, Сирии, Аравийской пустыне и Аравии Феликс, по Персии, Индии и Эфиопии. 1503–1508 гг. Нашей эры. Перевод итальянского издания 1510 г.. Лондон: Общество Хайлюк. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Михаэлис, Иоганн Давид (1762). Fragen an eine Gesellschaft Gelehrter Männer, die auf Befehl Ihro Majestät des Königes von Dännemark nach Arabien reisen [Вопросы, заданные группе ученых, прибывших в Аравию по приказу Его Величества короля Дании] (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Müller, Walter W. (2003). "aḍramawt". In Uhlig, Siegbert (ed.). Encyclopaedia Aethiopica. Volume 2: D-Ha. Wiesbaden: Otto Harrassowitz. pp. 965–966. ISBN 978-3-447-05238-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Манро-Хей, Стюарт К. (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности (PDF). Эдинбург: Edinburgh University Press. ISBN 978-0-7486-0209-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) Ссылка на текст без номеров страниц.
    • Манро-Хей, Стюарт (2003). «Аравия». В Улиге, Зигберте (ред.). Энциклопедия Aethiopica. Том 1: AC. Висбаден: Отто Харрасовиц. С. 294–300. ISBN 978-3-447-04746-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Норберт Небес (2003). «Эпиграфический Юг Arabian ». In Uhlig, Siegbert (ed.). Encyclopaedia Aethiopica. Volume 2: D-Ha. Wiesbaden: Otto Harrassowitz. Pp. 334–336. ISBN 978-3-447-05238 -2. CS1 maint: ref = harv (link )
    • Niehbuhr, Carsten (1772). Beschreibung von Arabien. Aus eigenen Beobachtungen und im Lande selbst gesammleten Nachrichten abgefasset (на немецком языке). Копенгаген: Möller. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Филлипс, Венделл (1955). Катабан и Шеба: исследование древних королевств на маршрутах библейских пряностей в Аравии. Йорк: Harcourt Brace. OCLC 408743. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Сима, Александр (2003a). "Abraha". In Uhlig, Siegbert (ed.). Encyclopaedia Aethiopica. Volume 1: AC. Wiesbaden: Otto Harrassowitz. Pp. 42–43. ISBN 978-3-447-04746-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Сима, Александр (2003b). "GDR (T) ". В Улиге, Зигберт (ред.). Энциклопедия Aethiopica. Том 2: D-Ha. Висбаден: Отто Харрасовиц. С. 718–719. ISBN 978-3-447-05238-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

    Дополнительная литература

    Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 23:02:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте