Anandamaya kosha или «ножны из блаженство »(ананда ) в ведантической философии является наиболее тонким или духовным из пяти уровней воплощенного я. Оно интерпретировалось по-разному в зависимости от конкретных школ индийской (а также теософской) мысли.
В Адвайта Веданте Анандамая коша является сокровенной из пяти коша или «оболочек». "которые скрывают Атман или Высшее Я. В отличие от следующих трех внешних кошей , он составляет карана шарира или причинное тело. Это связано с состоянием сна без сновидений и самадхи.
Индийский Теософ Т. Субба Роу коррелировал пять кошей с принципом семеричности Блаватской. Анандамая-коша (оболочка блаженства или каранопадхи - причинное тело) здесь связана с духовной душой или принципом буддхи (шестым из семи принципов)
В учении Сатгуру Шивая Субрамуниясвами (Гималайская академия ), коша Анандамая не является оболочкой в том же смысле, что и четыре внешних коша, а скорее составляет душу сам по себе, тело света. Это не только причинное тело и вместилище кармы, но и Карана читта, «причинный ум» или сверхсознательный ум, субстратом которого является Парашакти (или Сатчидананда). Эта коша Анандамая эволюционирует во всех воплощениях до окончательного слияния с Изначальной Душой, Парамешварой. Затем оно становится Шивамаякошей, телом Шивы.
В отличие от других ведантических философов, Шри Ауробиндо не рассматривает пять Я как кошас, «оболочки», но вместо этого рассматривает их как эволюционные принципы Внутреннего или Истинного Божественного Я на каждом плане существования. Таким образом, Самость Анандамайи - это индивидуализированное Божественное Я, которое проявится с актуализацией Плана Ананды, после Супраментальной стадии эволюции и даже превзойдя ее.
.