Александр Зуся Фридман

редактировать
Раввин. Александр Зуся Фридман
Zush friedman.jpg Александр Зуся Фридман
Личный
РодилсяАлександр Зуся Фридман. 9 августа 1897 г.. Сохачев, Польша
Умерноябрь 1943 г. (возраст 46). концлагерь Травники
РелигияИудаизм
НациональностьПольша
РодителиАарон Иегошуа Фридман
КонфессияПравославие
Альма-матер Сохачев ешива
ДолжностьГенеральный секретарь
ОрганизацияАгудат Исраэль Польши
Начало1925
Закончилось1943
РезиденцияВаршава

Александр Зуся Фридман (Иврит : אלכסנדר זושא פרידמן) (9 августа 1897 - ноябрь 1943) был видным польским православным Еврей раввин, общественный деятель, педагог, журналист и знаток Торы. Он был редактором-основателем первого журнала Agudath Israel Hebrew Digleinu (Наше знамя) и автором Ma'ayanah shel Torah (Источники Торы), антологии комментариев к еженедельная глава Торы, которая популярна и сегодня. Он был заключен в Варшавское гетто и депортирован в концлагерь Травники, где он был выбран для депортации в лагеря смерти и убит примерно в ноябре 1943 года.

Содержание
  • 1 Молодость
  • 2 Коммунальный деятель
  • 3 Варшавское гетто
  • 4 Работы
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Ранние годы

Фридман родился в Сохачеве (Сохачев), Польша, 1899 год. Его отец, Аарон Иегошуа Фридман, был бедным шамашем (смотрителем синагоги ); его мать пополняла семейный доход, продавая товары на различных ярмарках и рынках. Александр Зуся, их единственный сын, проявил себя illui (выдающийся ученик) в очень молодом возрасте. Когда ему было 3 года, он знал наизусть всю Книгу Бытия. Когда ему было 9 лет, его меламед сообщил отцу, что ему нечему учить его. Затем его отец организовал для него обучение у талмудистского талмудиста, которого три богатые семьи привезли из другого города для обучения своих одаренных сыновей. Плата за обучение составляла три рубля в неделю - огромная сумма по тем временам. Когда эти семьи услышали, что Александр Зуся присоединится к их группе, они предложили заплатить его отцу три рубля за привилегию обучать Александра Зуся и мотивировать их сыновей. Но его отец настоял на том, чтобы самому оплачивать обучение, которое составляло всю его недельную заработную плату.

После своей бар-мицвы Александр Зуся поступил в Сочачевер ешиву.. Летом 1914 года он обручился с девушкой из соседнего городка. С началом Первой мировой войны он, его невеста и родители бежали в Варшаву, где он учился у раввина Баруха Гелбарта, состоятельного знатока Талмуда, который предложил ему свою поддержку. он отказался. Фридман также посетил лекции, прочитанные раввином доктором Эмануэлем Карлебахом для молодых еврейских беженцев в Варшаве.

Коммунальный активист

Послевоенная Польша была полна новых реформ и политических движений, которые заставили многих еврейскую молодежь восстать против традиционное соблюдение Торы. Фридман основал Православную Федерацию, чтобы укрепить молодежь, которая все еще была верна лагерю Торы. На Первой Кнесии Хагедола в 1923 году он зачитал вслух заявление от имени молодежи харедим, присягнувшей на верность Моэцес Гедолей ХаТора. Его организация, как и другие православные, объединилась под знаменем Zeirei Agudath Israel, молодежного движения Agudah. Впоследствии Фридман поднялся в рядах молодежного движения Агуда и стал его ведущей фигурой и советником.

В 1925 году Фридман был назначен генеральным секретарем Польского Агудат Исраэль, и эту должность он занимал до своей смерти. Он представлял Агудат Исраэль в Совете еврейской общины Варшавы и был избран в последний орган трижды, в 1926, 1930 и 1936 годах. Он также был председателем Керен а-Тора (образовательное подразделение Агудат Исраэль по сбору средств), глава Федерации школ Йесодей Ха-Тора (сеть школ для мальчиков, управляемая Агудат Исраэль), член национального исполнительного комитета движения Байс Яаков в Польше и директор учительской семинарии Байс Яаков в Краков. Он также был основателем семинарии для религиозных учителей в Варшаве и читал лекции в этом педагогическом институте.

В дополнение к другим своим дарам Фридман был прекрасным оратором и писателем. Его речи сочетали в себе глубокое знание Торы с оригинальными идеями, и он был вторым по популярности оратором Агудат Исраэль в Польше, уступая только раввину Меиру Шапиро, раву Люблина. Он написал много статей для религиозной прессы, излагая точку зрения Торы. В 1919 году он основал и отредактировал «Диглейну» («Наше знамя»), издание «Агудат Исраэль» для молодежи. Эта статья была опубликована в период с 1919 по 1924 год, а затем с 1930 по 1931 год. С 1936 по 1938 год он был соредактором Darkeinu (Наш путь), официального журнала Agudath Israel of Poland. Он также писал стихи.

Фридман посетил Палестину в 1934 году в составе делегации во главе с активистом Всемирного Агудат Исраэль раввином Ицхак-Меиром Левином. Его сестра, вышедшая замуж за раввина Авраама Мокатовского (известного под псевдонимом Элиягу Китов ), иммигрировала в Палестину перед Второй мировой войной, как и его родители, но он решил остаться в Польше из-за своей общинной жизни.

Варшавское гетто
Руины здания юденрата в Варшаве

20 ноября 1939 года Фридман был арестован вместе с 21 другим польским еврейским лидером и заключен в тюрьму за одного неделю, чтобы помешать им сопротивляться строительству Варшавского гетто. После освобождения он стал единственным представителем «Агудат Исраэль» в варшавском юденрате (Совет еврейской общины), который консультировал Американский еврейский объединенный распределительный комитет в отношении усилий последнего по оказанию помощи. В то время религиозные евреи сталкивались с большой дискриминацией со стороны светских еврейских благотворительных организаций. Фридман успешно настаивал на открытии первой кошерной столовой в Варшаве, за которой последовало открытие нескольких других бесплатных кухонь, которыми управляли работники Agudath Israel. Джойнт и юденрат доверили ему стипендии на сотни тысяч долларов для раздачи сотням семей беженцев, прибывших в Варшаву без гроша в кармане, и он выполнил эту задачу со смирением и чуткостью.

Фридман был одним из представителей Торы. лидеры Варшавского гетто. Он организовал подпольную сеть религиозных школ, в том числе «школу Есодей а-Тора для мальчиков, школу Байс Яаков для девочек, школу начального еврейского обучения и три учреждения углубленного изучения иудаизма». Эти школы, действовавшие под видом детских садов, медицинских центров и столовых, были убежищем для тысяч детей и подростков и сотен учителей. В 1941 году, когда немцы дали официальное разрешение варшавскому юденрату на открытие еврейских школ, эти школы вышли из укрытия и начали получать финансовую поддержку от официальной еврейской общины. Хотя президент юденрата Адам Черняков часто просил Фридмана стать членом юденрата, Фридман только согласился организовать религиозный комитет юденрата, в который он укомплектовал представителей всех религиозных политических партий

. 22 июля 1942 года немцы начали массовую депортацию из Варшавского гетто в лагеря смерти. Среди депортированных были жена Фридмана и 13-летняя дочь, их единственный ребенок, который родился у них после 11 лет брака. Фридман предупредил мировое еврейство о начале депортации в закодированном сообщении. Его телеграмма гласила: «Мистер Амос сдержал свое обещание с пятой трети». Он имел в виду Книгу Амоса, глава 5, стих 3, в которой говорится: «В городе, который выходит тысячу сильных, останется сто, а у того, кто выйдет из сотни сильных, будет десять ушли в Дом Израиля ».

На общем политическом митинге в Варшавском гетто 25 июля 1942 года, на котором присутствовали члены« Джойнта », Бунд, генеральные сионисты, левые сионисты, коммунисты, еврейские социалисты и члены «Агудат Исраэль», Фридман был одним из немногих еврейских лидеров, которые выступали против вооруженного сопротивления. Он сказал: «Бог не допустит уничтожения Своего народа. Мы должны подождать, и чудо непременно произойдет». Историки считают, что эта позиция выросла из убеждения Агудат Исраэль, что вооруженная оппозиция заставит немцев ликвидировать гетто.

С началом массовых депортаций Джойнт прекратил свою деятельность в гетто, и Фридман потерял свою финансовую поддержку за его деятельность. Приложив немалые усилия, он устроился сапожником на крупную фабрику Шульца, где работал 12-часовую смену. Другими лидерами Торы, работавшими на том же заводе, были раввин Калонимус Калман Шапира, Пясетценер Ребе; Раввин Моше Бецалель Альтер, брат Геррера Ребе ; Раввин Авраам Альтер, рав Пабианице ; и раввин Давид Альберштадт, рав Сосновца. Когда «Джойнт» тайно возобновил свою деятельность в период с октября 1942 года по январь 1943 года, Фридман присоединился к организации, чтобы помочь религиозным евреям.

В марте 1943 года Фридман получил парагвайский паспорт от раввина Хаима Исроэля. Эйсс, активист спасения Агуда в Цюрихе, Швейцария, но он не показал это властям Германии. После восстания в Варшавском гетто в апреле Фридман был среди депортированных в концлагерь Травники в Люблинском районе. Он был выбран для депортации в лагеря смерти где-то после сентября 1943 года; Предполагается, что датой его смерти является ноябрь 1943 года, в том же месяце, когда лагерь Травинки был ликвидирован.

Работы

Его популярный труд, Der Torah Kval (1937), переведенный на иврит как Ma ' «аяна шель Тора», переведенная на английский как «Источники Торы», сочетает в себе идеи классических и хасидских комментаторов Торы с чиддушим (новыми идеями Торы) Фридмана о еженедельной главе Торы и Хафтарой. Фридман написал эту работу на идиш, а не на иврите, и в более легком, легком для понимания стиле кратких учений, чтобы обратиться ко многим евреям, которые больше не разбирались в сложном языке и понятиях иврита. сефарим. Эта работа продолжает оставаться популярной сегодня и часто цитируется авторами Торы.

Среди других опубликованных работ - «Кесеф Мезукак» («Очищенное серебро») (1923), книга чиддушим о принципах изучения Талмуда, и «Криах ЛеИша Иегудит». (Чтения для еврейской женщины) (1921). Фридман также опубликовал несколько учебников для религиозных школ, в том числе «Иддиш лашон» (язык идиш), букварь на идиш . Он написал много других брошюр и сборников чиддушим, в том числе сборник талмудических трактатов из Гиттин, Киддушин и Йома, который он под названием Авней Эзель (Путеводные камни) - которые были потеряны во время войны.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:25:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте