Меламед, Меламмед (на иврите : מלמד, Учитель) в библейские времена обозначал религиозного учителя или наставника в целом (например, в Псалме 118: 99 и Притчах 5:13), но в талмудический период этот термин применялся особенно к учителю дети, и почти всегда за ним следовало слово « тинокот » (дети). Арамейский эквивалент был « makre dardeke ».
Меламед назначается общиной, и существуют особые правила, определяющие, сколько детей он может обучать, а также правила, регулирующие выбор претендентов на должность и увольнение меламеда. Эти правила были расширены и дополнены в посталмудический период.
Помимо учителей, назначенных общиной, были и другие, которые были наняты родителями детей в частном порядке; поэтому возникла необходимость точно определить взаимные права и обязанности меламеда и родителей.
Во время инструктажа меламед не мог заниматься другой работой. Если он был болен и, следовательно, не мог учить какое-то время, из его заработной платы вычиталась столько, сколько стоили уроки для этого времени; но если, с другой стороны, ученик болел и не мог брать уроки, меламед получал полную оплату.
Меламеду не разрешалось слишком строго наказывать своих учеников; и он должен был преподавать и днем, и ночью. Он не мог оставлять своих учеников одних или пренебрегать своими обязанностями; и от него требовалось быть набожным и понимать свое призвание. Меламедом может быть только женатый мужчина. В дополнение к этим правилам, многие другие правила, касающиеся меламеда, даны в Йоре Де'а, а также в Хошен Мишпат, но некоторые из них в настоящее время не соблюдаются.
Заработок меламеда чаще всего был невысоким. Многие меламеды жили очень бедной жизнью.
Было проведено различие между деревенским меламедом, который был нанят в качестве частного учителя евреем, живущим в деревне, и тем, кто учит ребенка в доме его родителей, и меламедом в городе, который учит в своем собственном доме., который одновременно служит классной комнатой (см. хедер ).
Также проводится различие между «меламед дардеки» и «меламед гемара». Первый учил детей обоих полов читать и писать на иврите, а также одну или две главы каждого еженедельного урока из Пятикнижия, и у него обычно есть один или несколько помощников (по-немецки « behelfer »). Гемара меламед, с другой стороны, преподает мальчикам Библию и Талмуд, а когда они вырастут, также преподает Шулхан Арух.
В России и Польше слово «меламед» является синонимом «уважаемый» и «рав». У караимов этот термин обозначает, как и у раввинитов « рав », «учитель» и «господин» и считается почетным титулом. Следовательно, среди караимов есть много ученых мужей, которых называют «ха-меламмед ха-гадол» (великий учитель) или просто «ха-меламмед» (мастер; ср. Пинскер, « Люте чадмонийет », Индекс; Готлобер, " Biḳḳoret ле-Toledot ха-Ḳara'im ", стр 195, 207,. Вильна, 1865).