Zydeco | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
культурное происхождение | начало 20 века, Луизиана, США |
жанры фьюжн | |
Болотный поп |
Zydeco (или, французский : Zarico) - музыкальный жанр, который развился на юго-западе Луизианы благодаря французским креольским спикерам, сочетающим блюз, ритм-энд-блюз и музыка, характерная для креолов Луизианы и коренных американцев Луизианы. Хотя эти две формы отличаются по происхождению от музыки Cajun Луизианы, они оказали влияние друг на друга, образуя комплекс родных для Луизианы жанров.
Происхождение слова «zydeco» неясно. Одна из теорий состоит в том, что это происходит от французской фразы Les haricots ne sont pas salés, которая на креольском французском Луизианы звучит как [lez‿a.ɾi.ko nə sɔ̃ pa saˈle]. Это буквально переводится как «фасоль не соленая», но идиоматически «времена тяжелые» означают усталость говорящего или недостаток энергии. Самым ранним зарегистрированным использованием этого термина могло быть кантри и вестерн музыкальная группа под названием Zydeco Skillet Lickers, которая записала песню «It Ain't Gonna Rain No Mo» в 1929 году.
Первоначально существовало несколько различных вариантов написания этого слова, в том числе «zarico» и «zodico» (в некоторых диалектах французского языка r имеет то же произношение, что и в некоторых диалектах американского английского языка для конкретных случаев d). В 1960 году музыковед Роберт «Мак» Маккормик написал заметки на обложке сборника «Сокровищница полевых записей» и использовал написание «zydeco». Это слово использовалось в обзорах, и Маккормик начал рекламировать его в Хьюстоне как стандартное написание. Его использование было также принято музыкантом Клифтоном Шенье - который ранее записал "Zodico Stomp" в 1955 году - в его записи "Zydeco Sont Pas Salés", после чего сам Шенье заявил, что придумал это слово.
В альтернативной теории этот термин происходит от народа Атакапа, чьи порабощенные женщины были хорошо известны тем, что в начале 1700-х годов образовывали брачные союзы с мужчинами африканскими рабами. Слово Атакапа, обозначающее «танец», - «ши» (рифмуется с «небом»), а их слово, обозначающее «молодежь», - «ишол». В 1528 г. испанцы, первые европейцы, соприкоснувшиеся с Атакапой, перевели «ши ишол» как «зы иколь». Четыреста лет спустя смешанные потомки Атакапа и африканцев по-прежнему будут раскачиваться синхронно с их хриплой музыкой, но с несколько измененным названием: zydeco.
Еще одно возможное корневое слово для zydeco - это западноафриканский термин, обозначающий «музыку». Недавние исследования, основанные на ранних записях Луизианы, сделанных Аланом и Джоном Ломаксом, предполагают, что этот термин, как и традиция, может иметь африканское происхождение. Языки западноафриканских племен, затронутых работорговлей, дают некоторые подсказки о происхождении заидеко. По крайней мере, в десятке языков этого культурного ареала Африки фонемы «za», «re» и «go» часто ассоциируются с танцами и / или исполнением музыки ».
Обычно быстрый темп, в котором доминирует кнопка или фортепиано аккордеон и форма стиральной доски, известной как «мочалка», «мочалка», «стирка». -board, или frottoir, музыка zydeco изначально создавалась во время домашних танцев, когда семьи и друзья собирались для общения.
В результате в музыку интегрировали вальс, перемешивает, двухэтапный, блюз, рок-н-ролл и другие формы танцевальной музыки той эпохи. Сегодня zydeco объединяет такие жанры, как RB, соул, духовой оркестр, регги, хип-хоп, ска, рок, афро-карибский и другие стили, помимо традиционных.
Первые французские поселенцы прибыли в Луизиану в конце 1600-х годов, посланные регентом Франции, Филипп Орлеанский, герцог Орлеанский, чтобы помочь заселить территорию Луизианы. Прибыв в Новый Орлеан на семи кораблях, поселенцы быстро двинулись в заливы и болота. Там французская культура проникла в культуру ирландцев, испанцев, коренных индейцев и немцев, уже населявших этот район.
В течение 150 лет креолы Луизианы вели замкнутый образ жизни, процветая, самообучаясь без правительство и строят свои невидимые сообщества согласно Code Noir. Французы создали Кодекс Нуар в 1724 году, чтобы установить правила обращения с рабами, а также ограничения и права для gens de couleur libres, растущего класса свободных цветных людей. У них было право владеть землей, что было у немногих чернокожих американского Юга в то время.
Распад креольского сообщества Луизианы начался, когда Соединенные Штаты совершили Покупку Луизианы и американцы начали селиться в штате. Новые поселенцы обычно признавали только ту систему рас, которая преобладала там, откуда они пришли. Когда Гражданская война закончилась и черные рабы были освобождены, креолы Луизианы часто занимали руководящие должности. Однако сегрегационистские демократы в Луизиане причислили креолов к вольноотпущенникам и к концу XIX века лишили избирательных прав большинство чернокожих и многих белых бедняков в соответствии с правилами, запрещающими голосование чернокожих (хотя федеральный закон гласил, что все чернокожие имеют право голоса с 1870 года). Креолы продолжали настаивать на образовании и продвижении по службе, ведя переговоры о новом обществе.
Сельское начало Zydeco и преобладающие экономические условия на момент его создания отражены в названиях песен, текстах и блюзовом вокале. Музыка возникла как синтез традиционной креольской музыки, некоторых влияний каджунской музыки и афроамериканских традиций, включая RB, блюз, джаз и госпел. Ее также часто называли просто французской музыкой или креольской музыкой, известной как «ля-ля». Амеде Ардуан, второй музыкант, записавший креольскую музыку юго-запада Луизианы и ее самого влиятельного человека, сделал свои первые записи в 1929 году. Эта креольская музыка послужила основой для того, что позже стало известно как zydeco. Иногда музыку исполняли в общинных центрах католической церкви, поскольку креолы в основном были католиками. Позже он переместился в сельские танцевальные залы и ночные клубы.
Во время Второй мировой войны с Великой миграцией, многие франкоязычные и луизианские креольскоязычные креолы из области вокруг Марксвилля и Опелусас, Луизиана покинул бедный и предвзятый штат ради лучших экономических возможностей Техаса. Еще больше чернокожих с юга мигрировали в Калифорнию, где развитие оборонной промышленности обеспечивало хорошие рабочие места без ограничений сегрегированного Юга. В Калифорнии негры из Луизианы смогли проголосовать и начали участвовать в политической жизни. Сегодня в США проводится множество фестивалей каджуна и зидеко.
Пионер музыки Zydeco Клифтон Шенье "The King of Zydeco" сделал zydeco популярным на региональных радиостанциях своим блюзовым стилем и клавишным аккордеоном. В середине 1950-х годов популярность Шенье вывела zydeco на периферию американского мейнстрима. Он подписал контракт с Specialty Records, тем же лейблом, который впервые записал Little Richard и Sam Cooke для широкой аудитории. Шенье, которого считают архитектором современного зидеко, стал первой крупной звездой музыки с такими ранними хитами, как "Les Haricots Sont Pas Salés" ("Snap Beans Ain't Salty" - отсылка к певцу, который был слишком беден, чтобы позволить себе соленую свинину. заправить фасоль).
В середине 1980-х Rockin 'Sidney привлек международное внимание к музыке zydeco своим хитом «My Toot Toot ». Клифтон Шенье, Rockin 'Sidney и Queen Ida - все они получили премии Грэмми в этот поворотный период, открывая двери для начинающих артистов, которые продолжат традиции. Ида - единственный ныне живущий обладатель премии Грэмми в этом жанре. Rockin 'Dopsie записывались с Полом Саймоном, а также в это время подписали контракт с крупным лейблом.
Джон Делафос был чрезвычайно популярен в регионе. Музыка достигла больших успехов, когда новые группы бурно ворвались на национальную сцену, сочетая с музыкой новые звуки и стили. Бузу Чавис, Рой Кэрриер, Зайдеко Форс, Натан и Зайдеко Ча Час, братья Сэм, Терренс Симиен, Chubby Carrier и многие другие вдохнули новую жизнь в музыку. Суперзвезда Zydeco Buckwheat Zydeco уже начал свою карьеру, а также подписал контракт с Island Records в середине 1980-х. В сочетании с национальной популярностью креольской и каджунской кухни и художественным фильмом The Big Easy, действие которого происходит в Новом Орлеане, музыка zydeco возродилась. Появились новые артисты, музыка приняла более инновационное направление и стала популярной среди мейнстримов.
С. Дж. Шенье выступает в эстраде РоссаМолодые музыканты zydeco, такие как К. Дж. Шенье (сын Клифтона Шенье), Чабби Кэрриер, Джено Делафос, Терренс Симиен, Натан Уильямс и другие начали гастролировать по всему миру в течение 1980-х. Бо Жок был монументальным автором песен и новатором, который в 90-х наполнил zydeco мощными битами и басовыми партиями, добавив яркую продукцию и элементы фанка, хип-хопа и рэпа. Молодые исполнители, такие как Chris Ardoin, Keith Frank и Zydeco Force, добавили еще, привязав звук к ритму бас-барабана, чтобы еще больше подчеркнуть или синкопировать ритм. Этот стиль иногда называют «двойным сцеплением».
Сотни групп zydeco продолжают музыкальные традиции в США и Европе, Японии, Великобритании и Австралии. Не по годам развитый семилетний аккордеонист zydeco, Guyland Leday, был показан в документальном фильме HBO о музыке и молодежи.
В 2007 году zydeco получил отдельную категорию на премии Grammy. Грэмми за лучший музыкальный альбом Zydeco или Cajun в категории. Но в 2011 году присуждение Грэмми исключило эту категорию и включило жанр в новую категорию «Лучший региональный альбом».
Среди недавних исполнителей zydeco - Лил Нейт, Леон Чавис, Мо 'Моджо и Кенн Уэйн. Уэйн соединил zydeco с темпом южного соула и гладкими балладами, чтобы создать звук, который он называет zydesoul, в то время как факелоносец Андре Тьерри сохранил традицию на Западном побережье.
Сегодня мир традиционных Zydeco возглавляет Дуэйн Допси (сын Rockin 'Dopsie ) и его группа Zydeco Hellraisers. Они были номинированы на лучший региональный альбом на церемонии вручения награды Grammy в 2017 году. Дуэйн и его группа путешествуют по миру, давая более 250 концертов в год, сохраняя настоящую музыку zydeco.
Хотя zydeco - это жанр, который стал синонимом культурной и музыкальной идентичности Луизианы и стал важной частью мюзикла пейзажи Соединенных Штатов, эта южная музыкальная традиция чернокожих теперь также получила гораздо более широкое признание. Из-за миграции франкоязычных чернокожих и многорасовых креолов, смешения музыкантов каджунской и креольской музыки и теплых объятий людей из-за пределов этих культур существует множество очагов заидеко: Луизиана, Техас, Орегон, Калифорния и Европа. на север до Скандинавии. Фестивали зидеко проходят по всей Америке и Европе. Музыка Zydeco исполняется на фестивалях, в школах, центрах исполнительского искусства и на крупных корпоративных мероприятиях. Его исполняют для президентов и знаменитостей, звучат в саундтреках в кино и рекламируют все, от автомобилей до зубной пасты и антацидов, фармацевтических препаратов и шоколадных батончиков. Rolling Stone, Los Angeles Times, Time и многие другие опубликовали его. Его играют на радиостанциях по всему миру и на Интернет-радио.
Первый зидеко жилет-фроттуар (резиновая доска) был разработан Клифтоном Шенье, «королем» компании Zydeco "в 1946 году, когда он и его брат Кливленд работали на нефтеперерабатывающем заводе в Порт-Артуре, штат Техас. Первая резиновая плита zydeco, изготовленная по проекту Шенье, была изготовлена по просьбе Шенье их соотечественником из Луизианы Вилли Ландри, мастером-сварщиком-изготовителем, который также работал на нефтеперерабатывающем заводе. Пластина zydeco, разработанная специально для этого жанра исключительно как ударный инструмент, находится в постоянной коллекции Смитсоновского института.
Другие инструменты, распространенные в zydeco, включают старый мир аккордеон, который встречается в фолк и традиционная музыка во всем мире, гитара, бас-гитара, барабаны и иногда валторны, клавишные и ложки. Хотя скрипка обычно использовалась в ранней креольской музыке, группы zydeco редко использовали этот инструмент.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Zydeco. |