Йом-Тов Липманн Хеллер

редактировать

Раввин Гершон Шауль Йом-Тов Липманн бен Натан ха-Леви Хеллер (ок. 1579-19 августа 1654), был богемским раввином и талмудистом, наиболее известным своими комментариями к Мишне, называемой Тосефет. Йом-Тов (1614–1617). Хеллер был одним из главных талмудистов в Праге и в Польше во время «Золотого века» до 1648 года.

Содержание
  • 1 Образование и раввинская карьера
  • 2 Заключение
  • 3 Семья
  • 4 Произведения и мнения
  • 5 Народные сказки и художественная литература
  • 6 Ссылки
Образование и раввинская карьера

После того, как Хеллер родился в Валлерстайне, Бавария, он вырос его дедушка, раввин Моисей Ха-Леви Хеллер, так как его отец умер в возрасте 18 лет еще до его рождения. Подростком Хеллера отправили во Фридберг, недалеко от Валлерстайна, где он учился в ешиве раввина. Оттуда он переехал в Прагу, где стал учеником Махарала, главы ешивы Праги. В 1597 году, когда Геллеру едва исполнилось 18 лет, он получил Семича (назначение) Даяном (раввинским судьей) в этом городе.

В октябре 1624 года Хеллер был призван в раввинат Микулов, Моравия, а в марте 1625 года стал раввином Вены. Леопольдштадт тогда был пригородом Вены. Когда он прибыл, евреи Вены были разбросаны по всему городу, не имея центральной общины. Геллер получил право евреев основать центральную еврейскую общину в Леопольдштадте. Он сыграл важную роль в реорганизации общины и составил ее конституцию.

С 1627 по 1629 год он был главным раввином в Праги.

В 1631 году он переехал в Украина, где он три года был раввином Немирова. В 1634 году он переехал в более крупный город Людмир (Владимир ) на Волыни. Во время пребывания на Волыни и в Польше Хеллер был одним из раввинских лидеров Совета Четырех земель. В 1640 году он добился возобновления постановлений синода против симонии в раввинате.

Наконец, в 1643 году он был избран главой раввинского суда Кракова, одним из двух главных раввинов этой общины. Раввин Иегошуа Хешель из Кракова, автор Maginei Shelomo, был главой ешивы там. Четыре года спустя Хешель умер, и Хеллер стал его преемником и также руководил ешивой. Хеллер был главным раввином Кракова во время восстания Хмельницкого 1648 года и до своей смерти в 1654 году.

Заключение

Летом 1629 года Геллер был арестован в приказ императорского двора императора Священной Римской империи Фердинанда II. Хеллера обвинили в оскорблении христианства и заключили в Вену. Вскоре была назначена комиссия по расследованию виновности Хеллера. Он ловко защищался, но вердикт комиссии заключался в том, что Хеллера приговорили к смертной казни. После вмешательства король согласился вместо этого наложить штраф в размере 12 000 талеров. После переговоров он был уменьшен до 10 000 талеров (все равно огромная сумма). Впоследствии король заявил, что рабби Хеллер больше не может служить раввином. Проведя более месяца в тюрьме, раввин Хеллер был освобожден. Затем он потратил два года на выплату штрафа. В 1631 году Хеллер покинул Прагу и провел вторую часть своей карьеры в Речи Посполитой.

Несколько факторов объясняют заключение Хеллера в тюрьму. Его арест положил начало короткой Габсбургской антиеврейской кампании, поощряемой папством. У Геллера были враги и в пражской еврейской общине. В связи с Тридцатилетней войной правительство обложило высокими налогами еврейские общины Богемии, в том числе пражские, которые должны были платить ежегодный налог в размере 40 000 талеров. Комиссия, возглавляемая главным раввином Хеллером, единогласно проголосовала за то, чтобы обложить налогом каждую еврейскую семью в Праге. Чем богаче семья, тем выше налог. Бремя упало в основном на богатых купцов, которые могли позволить себе платить свои взносы. Однако они пожаловались и потребовали пересмотра решения. Раввин Хеллер и его комитет рассмотрели проблему и пришли к выводу, что такой подход справедлив. Комитет встретился с представителями ассоциации торговцев, чтобы объяснить сложную ситуацию, в которой оказалась еврейская община Праги. Разгневанные торговцы отказались иметь дело с Кахалом, который отвечал за доставку денег правительству. Вместо этого они решили обратиться к правительству. В своей петиции они обвинили главного раввина в том, что он враг христианства. Их доказательство: «Его произведения полны обвинений против религии страны». Раввин Хеллер был связан с богатым лидером пражской общины в то время Яковом Бассеви. Он был союзником великого полководца Альбрехта фон Валленштейна, у которого также были враги при дворе Габсбургов. Отношения Хеллера с Бассеви и арест Хеллера сыграли роль в более крупных политических махинациях.

Семья

Йом-Тов Хеллер основал длинную линию раввинов. Его отец Натан, который умер за несколько дней до своего рождения, был сыном рабби Моисея. Хеллер был женат на Рэйчел, дочери богатого пражского купца Аарона Мозеса Ашкенази (Мунка). Через свою жену он был связан с семьей Горовиц. Со стороны матери он был родственником семьи Гюнцбург ; со стороны отца - семье Франкель из Вены.

Несмотря на то, что его отец умер в возрасте 18 лет, у Йом-Това было трое братьев и сестер: брат Джозеф д. 1659 г., сестра Перель и еще одна неизвестная сестра. Возможно, но неясно, означает ли добавление Эттингена и Валлерстайна к их именам, что его предки были связаны браком с благородными семьями Дома Эттинген-Валлерстайнов.

Йом-Тов и Рэйчел, вероятно, имели 16 детей. минимум шесть сыновей и минимум восемь дочерей. Сыновья, которых он упоминает в своих произведениях, были: Моисей Пражский, Самуил Немировский (ныне Немиров, Украина), Авраам Люблинский (ныне в Польше) и Леб Брест-Литовский (ныне Брест, Беларусь). Дочери, о которых мы точно знаем, были: Нехле, Нисель, Добериш, Эстер, Ребекка и Райзель.

Вероятно, его самым известным потомком был Арье Лейб Хеллер (р. 1745), известный как Кецо (в честь его величайшего произведения «Кецос Хахошен»). Его брат Иегуда Хеллер Кахана (р. 1738), известный как Кунтрас Ха'Сфейкос, часто появлялся с К'цос Хачошен. Другие известные родственники: Соломон Джуда Лоэб Рапопорт (р. 1790), религиозный деятель, поэт, писатель, чей внук Арнольд Эдлер фон Порада Рапопорт (р. 1840) был юристом, депутатом парламента, предпринимателем по добыче угля и филантроп.

В ознаменование своего заключения и освобождения из тюрьмы Хеллер установил два особых дня памяти для своей семьи и потомков. Он установил 5-е число Таммуза, день, когда начались его беды, как ежегодный пост, а 1-е число Адара как день празднования годовщины его назначения. раввинату Кракова. Чтение написанной Хеллером Мегилы, называемой Мегилат Эйва (Свиток враждебности), в которой рассказывается история его заключения и освобождения, стало традицией для потомков раввина Хеллера. По сей день они отмечают историю его жизни в особом празднике Пурим.

В 1984 году, в 330-ю годовщину Яхрцайта со дня смерти рабби Хеллера, его автобиографический рассказ о его заключении в тюрьму Мегиллат Эйва и подробное генеалогическое древо были опубликованы на английском языке раввином К.У. Липшица и доктора Нила Розенштейна под названием «Пир и пост», издано Moznaim Publishing Corporation, Нью-Йорк и Иерусалим. Книга содержит 40 страниц схем с подробным описанием генеалогического древа и сотен семей, происходящих от раввина Хеллера.

Сочинения и мнения

Между 1614 и 1617 годами рабби Хеллер опубликовал комментарий Мишны в трех томах. Первоначально он назывался Тосефет Йом Тов, но теперь его часто называют ошибочным названием Тосафот Йом Тов. Комментарий быстро стал одним из стандартных комментариев к Мишне и изучается по сей день. Его комментарий является важным дополнением к комментарию Бартенура (Тосефет [дополнение] к Бартенуре - отсюда и название.)

Главной галахической работой Хеллера был Мааданей Йом Тов, комментарий к краткому изложению Вавилонского Талмуда раввина Ашера бен Иехиэля. Резюме рабби Ашера часто воспринималось немецкими евреями времен Хеллера как наиболее авторитетное изложение еврейского закона, даже в сравнении с Шулхан Арух. Введение Хеллера подтверждает эту точку зрения. Галахические взгляды Хеллера, в основном касающиеся ритуалов, цитировались многими более поздними раввинами, особенно пражскими.

Среди множества второстепенных работ Хеллера - проповеди и респонсы. Он также написал два комплекта пийютим. Первый набор из 1621 года посвящен дефенестрации Праги и началу Тридцатилетней войны, а также побегу пражских евреев из разграбления Праги войсками Габсбургов после Белой битвы. Гора в 1620 году. Второй сборник стихов, написанных в 1650 году, посвящен казачьей резне 1648–1649 годов.

Хеллер был каббалистом и даже написал каббалистический труд, комментарий к Раббену Бахья бен Ашер, основанный на каббалистических взглядах Моисея Кордоверо. Но на протяжении большей части своей жизни Хеллер был против популяризации каббалы и использования каббалистических рассуждений в вопросах еврейского закона.

Среди раввинов своего поколения Геллер был исключительно хорошо сведущ в светских науках. Его талмудические труды и его проповеди показывают, что он интересовался вопросами арифметики, астрономии и естествознания. Его записи о Гиват ха-Море, которые сами по себе являются комментарием к работе Маймонида Морех Невучим, написанные одним из его учителей, доказывают, что он был занят философией. Он хвалил Ме'ор Эйнаим Азарии деи Росси, несмотря на анафему, которую его господин Иуда бен Бецалель, которого он очень уважал, обрушил на книгу и ее автора. Его заявление о всеобщем достоинстве человечества также примечательно, как и его открытость для изучения произведений неевреев. Одна из его проповедей ссылается на новую астрономию Коперника и Тихо Браге.

Народные сказки и вымыслы

Начиная с 1881 года, Megilat Eivah Хеллера обычно публикуется со вторым разделом, который приписывается его сыну Самуилу. Самуил рассказывает историю заключения и суда над Хеллером со своей точки зрения. По его версии, раввину помог французский генерал Тюрен, посол двора короля Франции Людовика XIV, после драматического спасения Самуэлем жизни жены и дочери Тюренна в парк в Вене, когда на них напал разъяренный бык. Анекдот основан на рассказе Людвига Филипсона.

Бениша Ашкенази, одного из главных персонажей романа Сатана в Горае Исаака Башевиса Сингера, беллетризованного версия раввина Хеллера.

Могила Йом-Това Липмана Хеллера на кладбище Ремах, Краков

Хеллер также является предметом ряда сказок и легенд. Одна хорошо известная история о нем касается Иоселе Священного Скупого, который умер в Кракове. Рабби Хеллера спросили, где его похоронить. Городские руководители были возмущены отсутствием милосердия у этого человека и приказали похоронить его тело в дальнем углу кладбища. Через несколько дней после смерти скряги в городе раздался громкий крик, потому что бедные и голодные были лишены тайной щедрости скупца. «Скупой» раздает милостыню самым благородным образом - тайно раздавая деньги местным купцам, которые, в свою очередь, раздавали еду, одежду и деньги бедным. Когда это привлекло внимание раввина Хеллера, он был заметно потрясен. Он приказал городу похоронить его рядом с Йоселе после его собственной смерти. Это объясняет, почему раввин Хеллер, один из величайших знатоков Талмуда, похоронен на столь неприметной части кладбища.

Ссылки
  1. ^Введение раввина Хеллера в его работу Lechem Chamudos
  2. ^См. Дополнение к Megilas Eiva от раввина Шмуэля Хеллера, сына раввина Йом Това, который описывает, как ему удалось добиться вмешательства французского министра от имени своего отца. Интересно, что сам раввин Хеллер не упоминает об этом. Возможно, рабби Хеллер чувствовал, что это всего лишь Божий способ помочь ему. Он не хотел, чтобы его спасение воспринималось как совпадение.
  3. ^Мегилас Эйва, автором которой является раввин Хеллер, подробно описывает события его заключения
  4. ^Имя Тосефет Йом Тов видно на титульном листе и впереди 3-го издания здесь и в Каталог Еврейской национальной библиотеки. Позже, в некоторых томах Виленского роммского издания Мишны (например, в томе Моэда) типографии «забыли» изменить название оригинального «Тосефет».
  5. ^א ראיתי כי נאות לקרוא חבור זה בשם תוספת יום טוב על שם ועל והפעול כי זה נושאו שהוסיף ביאור על ביאור ז"ל".
  6. ^Доступно в HebrewBooks по адресу https://beta.hebrewbooks.org/24777

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Ричард Готтейл и М. Селигсон (1901–1906). «ХЕЛЛЕР, ЙОМ-ТОБ ЛИПМАНН БЕН НАТАН БЕН МОЗЕС ЛЕВИ». В Певец Исидор ; и другие. (ред.). Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. CS1 maint: использует параметр авторов (ссылка )

  • , Yom-Tov Lipmann Heller (Oxford:, 2004)
  • Lipschitz, CU; Rosenstein, Neil, Праздник и пост (Нью-Йорк и Иерусалим: Moznaim Publishing, 1984)
Последняя правка сделана 2021-06-22 14:09:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте