Традиция шахтных могил Западной Мексики относится к набору взаимосвязанных культурных черт, обнаруженных в западных мексиканских штатах Халиско, Наярит, и, в меньшей степени, Колима к югу от него, приблизительно датируемый периодом между 300 до н.э. и 400 н.э., хотя широкого согласия нет. в эту дату окончания. Почти все артефакты, связанные с этой традицией шахтных гробниц, были обнаружены грабителями и не имеют происхождения, что делает датировку проблематичной.
Первая крупная нетронутая шахтная гробница, связанная с традицией, не была обнаружена до 1993 года в Уицилапе, Халиско.
Первоначально считавшийся Пурепеча, современник ацтеков, он стал очевиден в середине 20-го века как В результате дальнейших исследований выяснилось, что артефакты и гробницы были старше на тысячу лет. До недавнего времени украденные артефакты были всем, что было известно о людях, культурах и культурах, создавших шахтные гробницы. На самом деле было известно так мало, что основная выставка 1998 года, посвященная этим артефактам, была названа: «Искусство и археология неизвестного прошлого».
Сейчас считается, что, хотя шахтные гробницы широко разбросаны по территории, регион не был единым культурным ареалом. Однако археологи все еще пытаются идентифицировать и назвать древние культуры Западной Мексики этого периода.
Считается, что традиция шахтных гробниц возникла примерно в 300 г. до н.э. Некоторые шахтные гробницы предшествуют традиции более чем на 1000 лет - например, шахтная гробница в Эль Опеньо в Мичоакан датируется 1500 годом до н.э., но связана с Центральной, а не с западной, Мексика. Как и многое другое в отношении традиции, его происхождение не хорошо изучены, хотя долины вокруг Текила, Халиско, которые включают в себя археологические памятники Huitzilapa и Teuchitlan, составляют его «бесспорное ядро». Традиция просуществовала, по крайней мере, до 300 г. н.э., хотя единого мнения о дате окончания нет.
Западная Мексика гробницы характеризуются вертикальной или почти вертикальной шахтой, выкопанной 3-20 метров в то, что часто находится под вулканическим туфом. Основание шахты открывается в одну или две (иногда больше) горизонтальные камеры, размером примерно 4 на 4 метра (в разной степени), с низким потолком. Шахтные могилы часто ассоциировались с вышележащим зданием.
В каждой камере обнаружено несколько захоронений, и свидетельства указывают на то, что гробницы с течением времени использовались для семей или родословных. Труд, затраченный на создание шахтных гробниц, а также количество и качество погребального инвентаря, указывают на то, что гробницы использовались исключительно элитой общества, и демонстрируют, что культуры шахтных гробниц были сильно расслоены при этом раннее свидание.
На стоянках Эль Опеньо и Ла Кампана в Колима есть несколько шахтных гробниц, которые часто связаны с культурой Капача.
Могильный инвентарь в этих гробницах включает полые керамические фигуры, обсидиан и украшения из ракушек, полудрагоценные камни, керамика (которые часто содержали пищу) и другие предметы домашнего обихода, такие как веретенообразные мутовки и метаты (см. этот Flickr фото на реконструкцию). Более необычными являются ракушки, покрытые лепниной, и другие аппликации. В отличие от артефактов других мезоамериканских культур, таких как ольмеков и майя, артефакты шахтных гробниц практически не несут иконографии и поэтому, по-видимому, лишены символического или религиозного значения.
Предок Пара из Наярита, 100 г. до н.э. - 200 г. н.э., выполненная в стиле Икстлан-дель-Рио.Большое количество керамических фигурок привлекли наибольшее внимание и являются одними из самых ярких и интересных, произведенных в Мезоамерике. Фактически, эта керамика, по-видимому, была основным средством художественного выражения культур шахтных гробниц, и почти нет сведений о связанной с ней монументальной архитектуре, стелах или другом публичном искусстве.
Поскольку подавляющее большинство этой керамики не имеет происхождения, анализ в основном сосредоточен на стилях и предметах керамики.
Основные стилистические группы включают:
Другие стили включают Эль-Ареналь, Сан-Себастьян и Сакатекас. Хотя существует общее согласие по поводу названий и характеристик стилей, оно не единодушно. Более того, эти стили часто пересекаются в той или иной степени, и многие фигурки не поддаются классификации.
Обычными предметами керамики традиции древних гробниц являются:
Некоторые картины почти фотографичны в своих деталях и даже ассоциируются с архитектурными руинами в полевых условиях.
Характерная круглая керамическая таблица, на которой изображены более десятка музыкантов и танцоровХотя эта керамика, очевидно, была обнаружена как погребальный инвентарь, возникает вопрос, были ли они созданы специально для погребального обряда или же они использовались до захоронения, возможно, покойным. Хотя на некоторых керамических изделиях есть признаки износа, пока неясно, было ли это исключением или правилом.
Были предприняты значительные усилия соединяя традицию шахтных гробниц с традицией Теучитлана, сложным обществом, которое занимает почти ту же географию, что и традиция шахтных гробниц.
В отличие от типичных мезоамериканских пирамид и прямоугольных центральных площадей, традиция Теучитлана отмечена центральными круглыми площадями и уникальными коническими пирамидами. Этот круговой архитектурный стиль, по-видимому, отражен во многих сценах круглых шахтных гробниц. Известная прежде всего благодаря этой архитектуре, традиция Теучитлана берет свое начало примерно в то же время, что и традиция шахтных гробниц, 300 г. до н.э., но длится до 900 г. н.э., то есть через много веков после окончания традиции шахтных гробниц. Традиция Теучитлана, кажется, является результатом и развитием традиции шахтных гробниц.
Поскольку западная Мексика находится на самой периферии Мезоамерики, она издавна считается вне основного мезоамериканского направления, и культуры в это время, по-видимому, особенно изолированы от многих основных мезоамериканских влияний. Например, никаких ольмеков артефактов из шахтных гробниц не было обнаружено, равно как и каких-либо мезоамериканских календарей или систем письма, хотя некоторые мезоамериканские культурные маркеры, особенно мезоамериканская игра в мяч.
Фигурка в стиле Амека из Халиско. Рог - не редкость для многих традиционных статуэток. Судя по всему, мяч связывает предмет с мезоамериканской игрой в мяч.Несмотря на это, жители этой области жили так же, как и их мезоамериканские коллеги в других местах. Обычное трио из бобов, тыквы и кукурузы было дополнено перцем чили, маниока и другими клубнями, различными зернами, а также животным белком домашних собак, индеек, уток и охота. Они жили в домах с соломенной крышей из плетеной глины, выращивали хлопок и табак и вели небольшую торговлю на большие расстояния обсидианом и другими товарами.
Сами гробницы в шахтах не встречаются в других местах Мезоамерика и их ближайшие аналоги происходят из северо-запада Южной Америки.
Шахтные гробницы также появляются на северо-западе Южной Америки несколько позже, чем в западной Мексике (например, 200-300 гг. север Перу, позже в других районах). По словам Дороти Хослер, профессора археологии и древних технологий в Массачусетском технологическом институте, «физическое сходство между типами гробниц северной части Южной Америки и Западной Мексики безошибочно». в то время как историк искусства Джордж Кублер находит, что западные мексиканские палаты «напоминают гробницы в верхнем течении реки Каука в Колумбии». Однако другие не согласны с тем, что сходство форм демонстрирует культурные связи - Карен Олсен Брунс утверждает, что «такого рода контакт... кажется, в основном, в (запутанном) глазу синтезатора».
Однако другие связи между Были предложены западная Мексика и северо-западная часть Южной Америки, в частности развитие металлургии. См. Металлургия в доколумбовой Мезоамерике.
Керамический дом с характерной крышей, связанной не только с культурами шахтных гробниц, но и с последующей традицией Теучитлана. Было высказано предположение, что эти модели показывают дом живых наверху и прикреплены к дому мертвых.Первой важной работой, посвященной артефактам, связанным с традицией шахтных гробниц, была Работа Карла Софуса Люмгольца 1902 г., Неизвестная Мексика. Наряду с иллюстрациями нескольких погребальных принадлежностей норвежский исследователь описал разграбленную гробницу, которую посетил в 1896 году. Он также посетил и описал руины Цинцунцана, резиденции тараскского государства примерно в 250 километрах (160 миль) к востоку, и был одним из первых, кто неправильно использовал термин «тараск» (Purépecha) для описания артефактов шахтной гробницы.
В 1930-х годах художник Диего Ривера начал собирать множество артефактов Западной Мексики для своей частной коллекции, личный интерес, который вызвал широкий общественный интерес к западно-мексиканским могилам. Это было в конце 1930-х годов, когда одна из самых выдающихся археологов Западной Мексики, Изабель Трусделл Келли, начала свои исследования. В период с 1944 по 1985 год Келли опубликовала более десятка научных статей о своей работе в этом регионе. В 1948 году она была первой, кто выдвинул гипотезу о существовании «дуги шахтных могил», географическом распределении мест захоронения шахт на западе Мексики (см. Карту выше).
В 1946 году Сальвадор Тоскано оспорил атрибуцию Артефакты шахтных гробниц для Пурепеча, вызов, который повторил в 1957 году Мигель Коваррубиас, который твердо заявил, что культура Пурепеча появилась только «после 10 века». Взгляды Тоскано и Коваррубиаса были позже подтверждены радиоуглеродным датированием угля из разграбленных шахтных гробниц и других органических останков, спасенных в 1960-х годах Диего Дельгадо и Питером Ферстом. В результате этих раскопок и своих этнологических исследований современных коренных уичоль и кора народов Наярит, Фурст предположил, что артефакты были не только просто изображениями древних народов, но и также содержал более глубокое значение. Например, в модельных домах живые жилища изображены в контексте с мертвыми - миниатюрная космограмма - и рогатые воины (как обсуждалось выше) были шаманами, сражавшимися с мистическими силами.
В 1974 г., Хассо фон Виннинг опубликовал исчерпывающую классификацию артефактов шахтных гробниц Западной Мексики (включая, например, упомянутые выше типы Chinesco от A до D), классификация, которая широко используется и сегодня.
Открытие в 1993 году нераскрытой Шахтная гробница в Уицилапе является последней важной вехой, дающей «самую подробную на сегодняшний день информацию о погребальных обычаях», связанную с традицией шахтных гробниц.
Викискладе есть материалы, связанные с культурой шахтных гробниц Западной Мексики. |