Дети Пурепеча на выставке Muestra de Indumentaria Tradicional de Ceremonias y Danzas de Michoacán в 2015 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
141 177 (Перепись 2015 г.) | |
Регионы со значительным населением | |
Мичоакан, Мексика | |
Языки | |
Пурепеча | |
Религия | |
Римский католицизм, Религия Пурепеча |
Пурепеча или тараски(эндоним Western Highland Purepecha : P'urhepecha) - это группа коренных народов с центром в северо-западном регионе Мичоакан, Мексика, в основном в районе городов Черан и Пацкуаро.
. известный под уничижительным словом «тараск », экзонимом, применяемым посторонними, а не тем, который они используют для себя.
Пурепеча занимала большую часть Мичоакана, но также некоторые из нижних долин как Гуанахуато, так и Халиско. Селайя, Акамбаро, Серано и Юрирапундаро. Сейчас Пурепеча живут в основном в высокогорьях центрального Мичоакана, вокруг озер Пацкуаро и Куйцео.
Это было одна из крупнейших империй доколумбовой эпохи. Столицей был Цинцунцан. Архитектура Пурепеча отмечена ступенчатыми пирамидами в форме буквы «Т». Ремесленники доколумбовой эпохи Пурепеча делали мозаику из перьев, в которой широко использовались перья колибри , которые во всем регионе считались предметом роскоши.
Империя Пурепеча никогда не была завоевана Империей ацтеков, на самом деле нет никаких свидетельств того, что ацтеки когда-либо побеждали их в битве. Скорее всего, это было связано с наличием металлических руд в пределах их империи и их познаниями в области металлургии, которые были намного выше, чем у ацтеков [1] ; такие навыки сохранились у их потомков и до сих пор широко известны, особенно их медное дело. Несмотря на то, что они были врагами ацтеков, ацтеки все еще торговали с ними, в основном, на металлические инструменты и оружие.
Узнав о испанском завоевании Империи ацтеков, коренное население значительно сократилось из-за эпидемии оспы, казонцы Тангасуан II присягнули вамсалом короля Испании без боя в 1525 году. Считается, что испанцы конкистадор Кристобаль де Олид, прибыв в государство тарасков, ныне на территории современного Мичоакан, исследовал некоторые части Гуанахуато в начало 1520-х гг. Легенда рассказывает о 16-17-летней Пурепеше, принцессе Эрендире, которая вела свой народ в жестокую войну против испанцев. Используя украденных испанских лошадей, ее люди научились ездить в бой. В 1529–1530 годах испанские войска вошли в Мичоакан и некоторые части Гуанахуато с армией из 500 испанских солдат и более 10 000 индийских воинов.
Затем, в 1530 году, президент Real Audiencia, Нуньо де Гусман, конкистадор, известный своей безжалостностью и жестокостью по отношению к туземцам, разграбил регион и казнил Tangaxuan II., разрушив государство Пурепеча и спровоцировав хаос и повсеместное насилие. В 1533 году корона послала опытного Ойдора (судьи Аудиенсии), а затем епископа Дона Васко де Кирога, который установил прочное колониальное правление. Земли Пурепеча подверглись серьезному обезлесению в течение испанского колониального периода.
После мексиканской революции (1910 -1920) Мичоакан пережил политические волнения. Когда бывший революционный генерал Лазаро Карденас, родом из небольшого городка в Мичоакане, был назначен губернатором своего штата, он начал амбициозную программу реформ и экономического развития, которую он продолжил, когда стал президентом Мексики (1934 г. –40). По его мнению, коренное наследие Мичоакана стало основой для построения постреволюционной идентичности Мексики. Хотя ацтеки играли важную роль в истории Мексики и в формировании идентичности, Карденас считал Пурепеча «более чистым» источником. Пурепеча никогда не был завоеван ацтеками, но в эпоху испанского завоевания сопротивление Пурепеча было предметом региональной гордости. В частности, Карденас продвигал историю о принцессе Эрендире, которая, как говорят, воевала против испанцев. Он назвал дом, который он построил в Пацкуаро, «Ла Кинта Эрендира» и поручил художникам-монументалистам изобразить историю Пурепеча в своей резиденции и в других местах. Традиции фольклорного исполнения Пурепеча стали предметом гордости коренных жителей.
Рыбаки на озере ПацкуароВ конце двадцатого и начале двадцать первого века социологи изучали Пурепеча вне его. миграция из региона.
Многие традиции живут, в том числе Джимбани Уэксурхина (Новый год), который отмечается 2 февраля. Он имеет как традиционные коренные, так и католические элементов. Община зажигает огонь, называемый чиджпири джимбани или «новый огонь», как часть церемонии, посвященной четырем стихиям. Месса также отмечается на языке Пурхепеча.
Пурепеча в основном занимаются натуральным хозяйством. Они также известны своим мастерством в ткачестве и гончарном деле. Многие живут в деревянных домиках внутри домов, окруженных каменными стенами. Однако многие из этих построек заменяются домами из кирпича и бетона. Одна из отличительных практик Пурепеча - крещение новорожденных после сорока дней отдельного отдыха матери и ребенка. Затем младенца пеленают в течение шести недель и поддерживают физический контакт с матерью или близкой родственницей.
На языке пурепеча говорят почти 200 000 человек в Мичоакане. После принятия в Мексике в 2000 г. закона о языках коренных народов таким языкам коренных народов, как Пурепеча, был предоставлен официальный статус, равный испанскому в тех регионах, где на них говорят. Недавно в местных школьных системах было введено преподавание в Пурепеча. Кроме того, многие сообщества Purépecha предлагают уроки и уроки языка.
Принцесса Эрендира Пурепеча была исключена в фильме 2006 года Эрендира Икикунари (Эрендира Неукротимая)
Люди Пурепеча в Мичоакане обладают низкой социально-экономической мобильностью. Люди редко ходят в школу после шестого класса, а доступные медицинские услуги очень ограничены. Народ Пурепеча в значительной степени полагается на рыбную ловлю, а также на туризм в этом районе. О народе Пурепеча остается мало исследований, поэтому ресурсов, которые можно было бы предоставить людям, мало. Коренные народы Мексики относятся к самым низким социально-экономическим классам.