Пурепеча

редактировать
Пурепеча
MuestraIndumentaria 2015 53.JPG Дети Пурепеча на выставке Muestra de Indumentaria Tradicional de Ceremonias y Danzas de Michoacán в 2015 году
Общая численность населения
141 177 (Перепись 2015 г.)
Регионы со значительным населением
Мичоакан, Мексика
Языки
Пурепеча
Религия
Римский католицизм, Религия Пурепеча

Пурепеча или тараски(эндоним Western Highland Purepecha : P'urhepecha) - это группа коренных народов с центром в северо-западном регионе Мичоакан, Мексика, в основном в районе городов Черан и Пацкуаро.

. известный под уничижительным словом «тараск », экзонимом, применяемым посторонними, а не тем, который они используют для себя.

Пурепеча занимала большую часть Мичоакана, но также некоторые из нижних долин как Гуанахуато, так и Халиско. Селайя, Акамбаро, Серано и Юрирапундаро. Сейчас Пурепеча живут в основном в высокогорьях центрального Мичоакана, вокруг озер Пацкуаро и Куйцео.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Доиспанская история
    • 1.2 Испанская эра 1525- 1821
    • 1.3 История после обретения независимости
      • 1.3.1 Эпоха Карденаса
      • 1.3.2 Эмиграция из Мичоакана
  • 2 Религия
  • 3 Культура
  • 4 Язык
  • 5 В народной культуре
  • 6 Краткий социологический контекст
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История

Доиспанская история

Это было одна из крупнейших империй доколумбовой эпохи. Столицей был Цинцунцан. Архитектура Пурепеча отмечена ступенчатыми пирамидами в форме буквы «Т». Ремесленники доколумбовой эпохи Пурепеча делали мозаику из перьев, в которой широко использовались перья колибри , которые во всем регионе считались предметом роскоши.

Империя Пурепеча никогда не была завоевана Империей ацтеков, на самом деле нет никаких свидетельств того, что ацтеки когда-либо побеждали их в битве. Скорее всего, это было связано с наличием металлических руд в пределах их империи и их познаниями в области металлургии, которые были намного выше, чем у ацтеков [1] ; такие навыки сохранились у их потомков и до сих пор широко известны, особенно их медное дело. Несмотря на то, что они были врагами ацтеков, ацтеки все еще торговали с ними, в основном, на металлические инструменты и оружие.

Испанская эпоха 1525-1821 гг.

Кристобаль де Олид

Узнав о испанском завоевании Империи ацтеков, коренное население значительно сократилось из-за эпидемии оспы, казонцы Тангасуан II присягнули вамсалом короля Испании без боя в 1525 году. Считается, что испанцы конкистадор Кристобаль де Олид, прибыв в государство тарасков, ныне на территории современного Мичоакан, исследовал некоторые части Гуанахуато в начало 1520-х гг. Легенда рассказывает о 16-17-летней Пурепеше, принцессе Эрендире, которая вела свой народ в жестокую войну против испанцев. Используя украденных испанских лошадей, ее люди научились ездить в бой. В 1529–1530 годах испанские войска вошли в Мичоакан и некоторые части Гуанахуато с армией из 500 испанских солдат и более 10 000 индийских воинов.

флаг Пурепеча

Затем, в 1530 году, президент Real Audiencia, Нуньо де Гусман, конкистадор, известный своей безжалостностью и жестокостью по отношению к туземцам, разграбил регион и казнил Tangaxuan II., разрушив государство Пурепеча и спровоцировав хаос и повсеместное насилие. В 1533 году корона послала опытного Ойдора (судьи Аудиенсии), а затем епископа Дона Васко де Кирога, который установил прочное колониальное правление. Земли Пурепеча подверглись серьезному обезлесению в течение испанского колониального периода.

История после обретения независимости

эпоха Карденаса

"La Historia de Michoacán", фреска в Библиотеке Гертрудис Боканегра, Пацкуаро, Мичоакан (1941-1942) Ла Кинта Эрендира в Пацкуаро

После мексиканской революции (1910 -1920) Мичоакан пережил политические волнения. Когда бывший революционный генерал Лазаро Карденас, родом из небольшого городка в Мичоакане, был назначен губернатором своего штата, он начал амбициозную программу реформ и экономического развития, которую он продолжил, когда стал президентом Мексики (1934 г. –40). По его мнению, коренное наследие Мичоакана стало основой для построения постреволюционной идентичности Мексики. Хотя ацтеки играли важную роль в истории Мексики и в формировании идентичности, Карденас считал Пурепеча «более чистым» источником. Пурепеча никогда не был завоеван ацтеками, но в эпоху испанского завоевания сопротивление Пурепеча было предметом региональной гордости. В частности, Карденас продвигал историю о принцессе Эрендире, которая, как говорят, воевала против испанцев. Он назвал дом, который он построил в Пацкуаро, «Ла Кинта Эрендира» и поручил художникам-монументалистам изобразить историю Пурепеча в своей резиденции и в других местах. Традиции фольклорного исполнения Пурепеча стали предметом гордости коренных жителей.

Рыбаки на озере Пацкуаро

Миграция из Мичоакана

В конце двадцатого и начале двадцать первого века социологи изучали Пурепеча вне его. миграция из региона.

Религия

Многие традиции живут, в том числе Джимбани Уэксурхина (Новый год), который отмечается 2 февраля. Он имеет как традиционные коренные, так и католические элементов. Община зажигает огонь, называемый чиджпири джимбани или «новый огонь», как часть церемонии, посвященной четырем стихиям. Месса также отмечается на языке Пурхепеча.

Культура

Пурепеча в основном занимаются натуральным хозяйством. Они также известны своим мастерством в ткачестве и гончарном деле. Многие живут в деревянных домиках внутри домов, окруженных каменными стенами. Однако многие из этих построек заменяются домами из кирпича и бетона. Одна из отличительных практик Пурепеча - крещение новорожденных после сорока дней отдельного отдыха матери и ребенка. Затем младенца пеленают в течение шести недель и поддерживают физический контакт с матерью или близкой родственницей.

Язык

Двуязычная школа пурепеча / испанского языка в общине Пурепеча в Яницо, штат Мичоакан

На языке пурепеча говорят почти 200 000 человек в Мичоакане. После принятия в Мексике в 2000 г. закона о языках коренных народов таким языкам коренных народов, как Пурепеча, был предоставлен официальный статус, равный испанскому в тех регионах, где на них говорят. Недавно в местных школьных системах было введено преподавание в Пурепеча. Кроме того, многие сообщества Purépecha предлагают уроки и уроки языка.

В популярной культуре

Принцесса Эрендира Пурепеча была исключена в фильме 2006 года Эрендира Икикунари (Эрендира Неукротимая)

Краткий социологический контекст

Люди Пурепеча в Мичоакане обладают низкой социально-экономической мобильностью. Люди редко ходят в школу после шестого класса, а доступные медицинские услуги очень ограничены. Народ Пурепеча в значительной степени полагается на рыбную ловлю, а также на туризм в этом районе. О народе Пурепеча остается мало исследований, поэтому ресурсов, которые можно было бы предоставить людям, мало. Коренные народы Мексики относятся к самым низким социально-экономическим классам.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Андерсон, Уоррен. «Миграция пурепеча в сельский район Среднего Запада США: история и современные тенденции». Коренные мексиканские мигранты в Соединенных Штатах, под редакцией Джонатана Фокса и Гаспара Ривера-Сальгадо, Ла-Хойя: Калифорнийский университет, Сан-Диего, Центр сравнительных иммиграционных исследований / Центр американо-мексиканских исследований (2004 г.).
  • Беллами, К.Р. «О внешних связях Пурепеча: исследование классификации, контактов и схем словообразования». Дисс. 2018.
  • Бойд, Морис. Мифы и легенды тарасков: богатая и творческая история тарасков. No. 4. Texas Christian University Press, 1969.
  • Бойд, Морис. Восемь легенд тарасков. № 3. Университет Флориды, 1958.
  • Брэнд, Дональд Д. «Исторический очерк географии и антропологии в регионе Тараск: Часть I.» Антрополог из Нью-Мексико, 6.2 (1943): 37-108.
  • Буш, Джейсон В. «Архитектурное построение в центре Пурепеча: исследование внутриплощадочного поселения в городском центре Сакапу-Ангамуко, Мичоакан, Мексика». Дисс. Государственный университет Колорадо, 2012.
  • Каро, Патрисия и Мари-Арети Херс. «Эпос о тольтеке Чичимеке и Пурепеше на Древнем Юго-Западе». Археология без границ. Контакты, торговля и изменения в юго-западной и северо-западной Мексике США, Боулдер, Университетское издательство Колорадо (2008): 301–334.
  • Шаморо, Клодин. «Диалектология, типология, диахрония и контактная лингвистика: многослойная перспектива в Пурепеча». STUF-Language Typology and Universals Sprachtypologie und Universalienforschung 65.1 (2012): 6-25.
  • Коэн, Анна С. и Кристофер Фишер. «Империя Тарасков (Пурепеча)». Оксфордский справочник ацтеков.
  • Годинез, Исаура. «Результаты миграции и здоровья в сообществах, отправляющих Пурепечу». Канд. Дисс. Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, 2016 г.
  • Хаскелл, Дэвид Л. «От дани к общинному суверенитету: территории тарасков и каксканов в переходный период». Канадский журнал коренных исследований 35.2 (2015): 265.
  • Хаскелл, Дэвид Луис. «История и построение иерархии и этнической принадлежности в доиспанском государстве тарасков: синтагматический анализ Relación de Michoacán». Дисс. Университет Флориды, 2003.
  • Хеллье-Тиноко, Рут. Воплощая Мексику: туризм, национализм и производительность. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011.
  • Джолли, Дженнифер. Создание Пацкуаро, Создание Мексики: искусство, туризм и национальное строительство при Ласаро Карденасе. Остин: University of Texas Press, 2018. ISBN 978-1477-314203
  • Кемпер, Роберт В. и Джули Адкинс. «От« современного тараскского ареала »к« Patria Purépecha: меняющиеся концепции этнической и региональной идентичности ». (2006).
  • Криппнер-Мартинес, Джеймс. «Политика завоевания: интерпретация Relación de Michoacán». The Americas 47.2 (1990): 177–197.
  • Мальмстром, Винсент Х. «Географические истоки тарасков». Географическое обозрение (1995): 31–40.
  • Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Демографические изменения в районе Пурепеча штата Мичоакан, Мексика: 1970-2000». Журнал латиноамериканской географии (2004): 52–66.
  • Марр, Пол и Кристофер Саттон. «Влияние изменений в транспорте на деревообрабатывающую промышленность в регионе Пурепеча Мексики». Географический обзор 94.4 (2004): 440–461.
  • Поллард, Хелен Перлштейн. «Построение идеологии в возникновении доиспанского государства тарасков». Ancient Mesoamerica 2.2 (1991): 167–179.
  • Поллард, Хелен Перлштейн. «Модель возникновения государства тарасков». Ancient Mesoamerica 19.2 (2008): 217–230.
  • Рагон, Агнес и Пол Марр. «Поддержание языка в регионе Месета Пурепеча штата Мичоакан, Мексика». Антропологическая лингвистика (2006): 109–131.
  • Рамирес Баррето, Ана Кристина, «Eréndira a caballo»: Acoplamamiento de Cuerpos e historyias en un relato de conquista y resistencia ». E-misférica: Performance and Politics в Америке - 2 шт. 2 (2005) 1-19.
  • Роскамп, Ханс. «Империя тарасков (П'урхепеча)». Энциклопедия Империи (2016): 1–3.
  • Рот-Сенефф, Эндрю, Роберт В. Кемпер и Джули Адкинс, ред. От дань уважения к общинному суверенитету: территории тарасков и каксканов в переходный период. University of Arizona Press, 2016.
  • Сильверстайн, Джей Э. "Исследование границы между ацтеками и тарасками в позднем постклассическом периоде в Северном Герреро, Мексика: проект Озтума-Кутсамала". (2000).
  • Тертелл, Джоэл и Эмили Кланчер Мерчант. «Тараскские фамилии, дифференцированные по признаку пола в Мичоакане». Журнал междисциплинарной истории 48.4 (2018): 465–483.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 11:11:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте