Закон о водных ресурсах (в некоторых юрисдикциях сокращенно «водное право») - это область права, регулирующая владение, контроль и использование воды в качестве ресурса. Он наиболее тесно связан с законом о собственности и отличается от законов, регулирующих качество воды.
Вода повсеместна и не признает политических границ. Законы о водных ресурсах могут применяться к любой части гидросферы, в отношении которой могут быть заявлены требования о присвоении или поддержании воды для использования в определенных целях. К таким водам относятся, помимо прочего:
История отношения людей к воде иллюстрирует различные подходы к управлению водными ресурсами. «И Липит Иштар, и Ур Намму содержат запасы воды, предшествующие Хаммурапи, по крайней мере, на 250 лет, и четко обеспечивают нормативную основу, на которой был построен Кодекс Хаммурапи». Кодекс Хаммурапи был одним из первых письменных законов, регулирующих вопросы воды, и этот кодекс включал управление водопользованием. Кодекс был разработан около 3800 лет назад царем Вавилонии Хаммурапи.
Воду однозначно трудно регулировать, потому что законы разработаны в основном для земли. Вода мобильна, ее запасы варьируются в зависимости от года, сезона и местоположения, и она может использоваться одновременно многими организациями. Как и в случае с законом о собственности, права на воду можно описать как «связку прутьев», состоящую из множества отдельных видов деятельности, которые могут иметь различные уровни регулирования. Например, некоторые виды использования воды отклоняют ее от естественного русла, но возвращают большую часть или всю ее (например, гидроэлектростанции ), в то время как другие потребляют большую часть того, что они потребляют (лед, сельское хозяйство ), а третьи используют воду, не отводя ее вообще (например, катание на лодке ). Каждый вид деятельности имеет свои потребности и теоретически может регулироваться отдельно. Вероятно возникновение конфликтов нескольких типов: абсолютная нехватка; нехватка воды в определенное время или в определенном месте, отвод воды, уменьшающий доступный для других поток, загрязняющие вещества или другие изменения (например, температура или мутность ), которые делают воду непригодной для использования другими людьми, и необходимость поддерживать «притоки» воды для защиты естественной экосистемы.
Одна историческая теория, выдвинутая в книге Карла Августа Виттфогеля Восточный деспотизм: сравнительное исследование всего Power утверждает, что многие империи были организованы вокруг центральной власти, которая контролировала население посредством монополизации водоснабжения. Такая гидравлическая империя создает потенциал для деспотизма и служит предостережением для разработки правил водоснабжения.
Закон о воде вызывает споры в некоторых частях мира, где растущее население сталкивается с растущей конкуренцией из-за ограниченного количества природных ресурсов. Споры по поводу рек, озер и подземных водоносных горизонтов пересекают национальные границы. Хотя водное право по-прежнему регулируется в основном отдельными странами, существуют международные наборы предлагаемых правил, такие как Хельсинкские правила использования вод международных рек и Гаагская декларация о водной безопасности в 21 век.
К долгосрочным проблемам водного права относятся возможные последствия глобального потепления на характер выпадения осадков и испарение; наличие и стоимость технологии опреснения ; контроль загрязнения и рост аквакультуры.
Законное право на использование определенного водоснабжения известно как право на воду. Есть две основные модели, используемые для прав на воду. Первый - это права прибрежных территорий, когда владелец прилегающей земли имеет право на воду в водоеме рядом с ним. Другая важная модель - это модель предварительных ассигнований, первая сторона, которая воспользуется водоснабжением, имеет первые права на него, независимо от того, находится ли собственность рядом с источником воды. Прибрежные системы обычно более распространены в районах, где много воды, тогда как системы ассигнований более распространены в засушливом климате. Поскольку закон о водных ресурсах сложен, во многих областях используется комбинация этих двух моделей.
Право на использование воды для удовлетворения основных потребностей человека в личных и домашних целях защищено международным правом прав человека.. При включении в национальную нормативно-правовую базу это право закреплено за другими правами на воду в рамках более широкого объема водного законодательства. Право человека на воду было признано в международном праве в целом ряде международных документов, включая международные договоры о правах человека, декларации и другие стандарты.
Право человека на воду возлагает основные обязанности на правительства по обеспечению того, чтобы люди могли пользоваться «достаточным, безопасным, доступным и доступным по цене водой без дискриминации». В частности, ожидается, что правительства предпримут разумные шаги, чтобы избежать загрязненного водоснабжения и обеспечить отсутствие различий в доступе к воде среди граждан. Сегодня все государства ратифицировали по крайней мере одну конвенцию о правах человека, которая прямо или косвенно признает это право, и все они подписали по крайней мере одну политическую декларацию, признающую это право.
Согласно Акту о Конституции 1867 года юрисдикция в отношении водных путей разделена между федеральным и провинциальным правительствами. Федеральная юрисдикция проистекает из полномочий по регулированию судоходства и судоходства, рыболовства и управления северными территориями, в результате чего были приняты:
Провинциальная юрисдикция проистекает из полномочий в отношении имущественных и гражданских прав, вопросов местного и частный характер, и управление Коронными землями. В Онтарио, Квебеке и других провинциях русла всех судоходных вод принадлежат Короне, в отличие от Английское право. Все провинциальные правительства также регулируют качество воды посредством законов об охране окружающей среды и питьевой воды, таких как Закон о чистой воде в Онтарио.
Водное законодательство Австралии различается в зависимости от штата.
Недавно созданная Тасманская водная корпорация в обязательном порядке приобрела всю инфраструктуру питьевого водоснабжения без оплаты и не несет прямой ответственности
В Соединенных Штатах существуют сложные правовые системы для распределения прав на воду, которые различаются в зависимости от региона. Эти различные системы существуют как по историческим, так и по географическим причинам. Водное право включает в себя широкий спектр предметов или категорий, призванных обеспечить основу для разрешения споров и политических вопросов, касающихся воды:
Закон, регулирующий эти темы, исходит из всех уровней права. Некоторые из них основаны на принципах общего права, которые складывались веками и развиваются по мере изменения характера споров, представляемых в суды. Например, судебный подход к правам землевладельцев на отвод поверхностных вод существенно изменился за последнее столетие, поскольку изменилось отношение общества к земле и воде. Некоторые из них вытекают из государственного статутного права. Некоторые из них получены из первоначальных государственных грантов на землю штатам и из документов их происхождения. Некоторые из них вытекают из государственного, федерального и местного регулирования водных ресурсов посредством зонирования, общественного здравоохранения и других правил. Не признанные на федеральном уровне индейские племена не имеют прав на воду.
Частные компании обязаны ежегодно публиковать объемный отчет, содержащий соответствующий объем общенациональных сопоставимых данных о затратах, доходах, прибылях и уровнях эффективности. Независимый регулирующий орган водного сектора анализирует результаты частных компаний и устанавливает допустимый уровень доходности, который не является фиксированным и основан на стимулах. Приватизация в Великобритании была вызвана исторически недоинвестированием в активный сектор.
Для стран, входящих в Европейский Союз, директивы , связанные с водой, важны для управления водными ресурсами и экологических стандартов и качества воды. Ключевые директивы включают Директиву по городским сточным водам 1992 г. (требующую от большинства городов обрабатывать сточные воды в соответствии с установленными стандартами) и Рамочную директиву по воде 2000/60 / EC, которая требует воды планы ресурсов, основанные на речных бассейнах, включая участие общественности на основе принципов Орхусской конвенции. См. Watertime - международный контекст, раздел 2.