Конвенция ЕЭК ООН о доступе к Информация, участие общественности в принятии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, обычно известная как Орхусская конвенция, была подписана 25 июня 1998 года в датском городе Орхус. Он вступил в силу 30 октября 2001 года. По состоянию на март 2014 года он насчитывает 47 сторон - 46 государств и Европейский Союз. Все ратифицировавшие его государства находятся в Европе и Центральной Азии. ЕС начал применять принципы Орхусского типа в своем законодательстве, в частности, Рамочную директиву по воде (Директива 2000/60 / EC). Лихтенштейн и Монако подписали конвенцию, но не ратифицировали ее.
Орхусская конвенция предоставляет общественности права в отношении доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию в процессах принятия государственных решений по вопросам, касающимся местной, национальной и трансграничной окружающей среды. Он фокусируется на взаимодействии между общественностью и государственными органами.
Орхусская конвенция - это многостороннее природоохранное соглашение, благодаря которому возможности доступа граждан расширяются и обеспечивается прозрачная и надежная процедура регулирования. Это способ улучшения сети экологического руководства, введения реактивных и доверительных отношений между гражданским обществом и правительствами и добавления новизны механизма, созданного для повышения ценности участия общественности в процесс принятия решений и гарантировать доступ к правосудию: «управление путем раскрытия информации», которое ведет к переходу к экологически ответственному обществу. Орхусская конвенция была разработана правительствами при крайне необходимом участии НПО и имеет обязательную юридическую силу для всех ратифицировавших ее государств, ставших участниками. В число последних входит ЕС, который поэтому должен обеспечивать соблюдение не только в государствах-членах, но и для своих институтов, всех тех органов, которые выполняют государственные административные обязанности. Каждая Сторона обязана продвигать принципы, содержащиеся в конвенции, и заполнять национальный отчет, всегда используя консультативный и прозрачный процесс
Орхусская конвенция основана на правах человека. подход: общественность как в настоящем, так и в будущих поколениях имеет право знать и жить в здоровой окружающей среде.
Различают «общественность», всех субъектов гражданского общества и «заинтересованную общественность», а именно тех лиц или организаций, которые влияют или заинтересованы в принятии экологических решений (например, экологические НПО). «Органы государственной власти » - это адресаты конвенции, а именно правительства, международные учреждения и приватизированные органы, которые несут общественную ответственность или действуют под контролем государственных органов. Частный сектор, для которого раскрытие информации зависит от добровольной, необязательной практики, и органы, действующие в судебном или законодательном качестве, исключены.
Другими важными положениями являются принцип «недискриминации» (все информация должна быть предоставлена без учета национальности или гражданства заявителя), международного характера конвенции и важности, приписываемой продвижению экологического образования общественности.
Орхусская конвенция представляет собой «процедурное оформление экологических норм», она больше фокусируется на установлении и включении процедур, а не на установлении стандарты и определение результатов, позволяя вовлеченным сторонам интерпретировать и применять конвенцию в отношении систем и обстоятельств, которые характеризуют их нацию. Эта модель представляет собой прекрасный пример многоуровневого управления.
Риск может заключаться в потере времени и ресурсов, которые в противном случае можно было бы вложить в определение результатов, несмотря на то, что это делает конвенцию расплывчатой, слабой. и открыт для множества интерпретаций. В других критических замечаниях отмечается тот факт, что частные организации исключены из обязательных процедур (Mason, 2010), и что, кроме того, можно также обсудить, добросовестно ли вовлеченные НПО представляют интересы окружающей среды, обычные граждане часто не имеют финансовых средств для участвуют эффективно, и поэтому у них нет другого выбора, кроме как быть представленными этими более крупными организациями. Относительные различия между участниками и неравенством ресурсов социальных групп также предполагают возможность нерегулярной и несбалансированной охраны окружающей среды.
Комитет по соблюдению Орхусской конвенциибыл создан для выполнить требование статьи 15 Конвенции о рассмотрении соблюдения, чтобы установить механизмы для проверки соблюдения Конвенции.
Конвенция имеет уникальный механизм обзора соблюдения, который может быть задействован четырьмя способами:
Механизм соблюдения является уникальным в международном экологическом праве, поскольку он позволяет представителям общественности напрямую выражать озабоченность по поводу соблюдения Стороной в комитет международных юридических экспертов, уполномоченный рассматривать дело по существу (Комитет по соблюдению Орхусской конвенции). Тем не менее, Комитет по соблюдению не может принимать обязательные решения, а скорее выносит рекомендации для всего Совещания Сторон (СС). Однако на практике, поскольку МП проводятся нечасто, Стороны стараются выполнять рекомендации Комитета по соблюдению. По состоянию на август 2009 года в Комитет по соблюдению Конвенции было подано 41 сообщение от общественности, многие из которых исходят от неправительственных организаций, и одно сообщение от Стороны.
Киевский протокол по Регистры выбросов и переноса загрязнителейОрхусской конвенции были приняты на внеочередном совещании Сторон 21 мая 2003 года в Киеве, Украина. Протокол подписали 36 государств и Европейское сообщество. По состоянию на май 2016 года Протокол ратифицировали 34 государства плюс Европейский Союз.
Киевский протокол является первым имеющим обязательную юридическую силу международным документом по регистрам выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ). РВПЗ - это инвентаризация загрязнения от промышленных объектов и других источников, таких как сельское хозяйство и транспорт. Целью Протокола является «расширение доступа общественности к информации посредством создания согласованных общенациональных регистров выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ)». Протокол возлагает на частные предприятия косвенные обязательства по ежегодной отчетности перед своими национальными правительствами о выбросах и переносе загрязнителей.
Стороны Протокола не обязательно должны быть Сторонами Конвенции. В этом смысле Протокол является самостоятельным международным соглашением. Киевский протокол о РВПЗ вступит в силу через 90 дней после того, как шестнадцатое государство ратифицирует соглашение или присоединится к нему.
Поправка к Орхусской конвенции «Об участии общественности в принятии решений о преднамеренном выпуске в окружающую среду и размещении на рынке генетически модифицированных организмов» была принята на втором совещании сторон 27 мая 2005 г. в Алматы, Казахстан. По состоянию на август 2009 года его ратифицировала 21 страна. Поправка о ГИО вступит в силу через 90 дней после того, как по крайней мере три четверти Сторон Орхусской конвенции ратифицируют ее.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997–2006 гг.) сказал: «Хотя Орхусская конвенция носит региональный характер, она имеет глобальное значение. Это, безусловно, наиболее впечатляющая разработка принципа 10 Рио-де-Жанейрской декларации, в котором подчеркивается необходимость участия граждан в решении экологических проблем. а также для доступа к информации об окружающей среде, находящейся в ведении государственных органов. Как таковая, это наиболее амбициозное предприятие в области экологической демократии, до сих пор осуществлявшееся под эгидой Организации Объединенных Наций ".
Влияние Орхусской конвенции распространяется не только на экологию. На 2-м Форуме по управлению Интернетом, состоявшемся 12–15 мая 2007 г. в Рио-де-Жанейро, Конвенция была представлена как образец участия общественности и прозрачности в работе международных форумов..