| |
---|---|
Режиссер | Хайфа аль-Мансур |
Произведен |
|
Автор | Хайфа аль-Мансур |
В главной роли |
|
Музыка | Макс Рихтер |
Кинематография | [de ] |
Под редакцией | Андреас Водрашке |
Продюсер. компания |
|
Распространяется | Koch Media (Германия, все СМИ) |
Дата выпуска |
|
Продолжительность | 98 минут |
Страна | Саудовская Аравия |
Язык | Арабский |
Кассовые сборы | 14,5 миллионов долларов |
Ваджда (Арабский : وجدة, романизированный : Wajda, произносится ) - саудовский 2012 года Арабский драматический фильм по сценарию и режиссеру Хайфа аль-Манс наша (в ее полнометражном режиссерском дебюте). Это был первый полнометражный фильм, полностью снятый в Саудовской Аравии, и первый полнометражный фильм, созданный женщиной-режиссером из Саудовской Аравии. Он получил множество наград на кинофестивалях по всему миру. Фильм был выбран Саудовской Аравией в категории Лучший фильм на иностранном языке на 86-й церемонии вручения премии Оскар (страна впервые подала заявку на Оскар), но не назначен. Он успешно получил номинацию на Лучший зарубежный фильм на 2014 BAFTA Awards.
В 2000-х годах Ваджда, энергичная 10-летняя саудовская девочка, живущая в столице Эр-Рияде мечтает иметь зеленый велосипед, который она проезжает в магазине каждый день по дороге в школу. Она хочет состязаться со своим другом Абдуллой, мальчиком из ее района, но езда на велосипеде не одобряется для девочек, а мать Ваджды отказывается покупать один для нее. Велосипед дорогой, стоит SR 800 (~ 213 долларов).
Ваджа сама начинает зарабатывать деньги, продавая микстейпы, плетя вручную браслеты одноклассникам и выступая посредником в старшеклассник. Эти действия создают у нее проблемы со строгой директрисой. Тем временем ее мать выполняет работу, на которой приходится ужасно ездить на работу с водителем, который часто злится на нее за то, что он заставляет его ждать. Он говорит матери Ваджды, что больше не будет водить ее на работу, но Ваджда и Абдулла выясняют, где живет мужчина, и посещают его дом, чтобы сказать ему, чтобы он взял бизнес ее матери. После того, как Абдулла угрожает, что его «усатый дядя» выгонит мужчину из страны, водитель соглашается.
Тем временем бабушка Ваджды по отцовской линии ищет вторую жену для своего сына, потому что мать Ваджды не может иметь больше детей, а он хочет сына. Мать Ваджды злится и напугана этим, поэтому она примеряет красивое красное платье на свадьбу зятя, чтобы заручиться поддержкой и «отпугнуть» потенциальных женщин, которые могут подумать о том, чтобы выйти замуж за ее мужа.
В школе Ваджда решает принять участие в конкурсе сольных концертов Корана с денежным призом в размере SR 1000 (эквивалент примерно 270 долларов США). Между тем, две девушки в медресе были обвинены директрисой в лесбийских отношениях, а другие ученики избегали их, хотя они только читали журналы. Усилия Ваджды по запоминанию впечатляют ее учителя, и она побеждает в соревновании. Персонал и студенты были шокированы, когда Ваджа объявила о своем намерении купить велосипед на призовые деньги. Директриса говорит ей, что деньги вместо этого будут переданы Палестине от ее имени.
Она возвращается домой, чтобы найти своего отца, и начинает плакать, когда он говорит, что горд, что она выиграла соревнование. Однако разговаривает с ней недолго. Он говорит Ваджде сказать матери, что любит ее, и уходит из дома, отвечая на телефонный звонок. Позже Ваджа узнает, что ее отец взял вторую жену, и она вместе с матерью наблюдает за свадебной церемонией со своей крыши. Ваджа предлагает, чтобы ее мать могла купить красное платье и снова вернуть отца, но мать говорит ей, что вместо этого она потратила деньги на зеленый велосипед, который хотела ее дочь. Двое обнимаются, когда свадебный фейерверк освещает ночное небо позади них.
На следующий день Ваджда едет по улице на своем новом велосипеде. Хозяин веломагазина видит ее проезжающую и улыбается. Она соревнуется с Абдуллой и побеждает.
Согласно По мнению режиссера Хайфы аль-Мансура, на создание Ваджды ушло пять лет. Большую часть времени она пыталась найти финансовую поддержку и разрешение на съемку, поскольку настаивала на съемках в Саудовской Аравии из соображений достоверности. Ее поддержала Ротана, кинокомпания принца Алвалида бин Талала. Однако она очень хотела найти иностранного сопродюсера, потому что «в Саудовской Аравии нет кинотеатров, нет киноиндустрии, о которой можно было бы говорить, и, следовательно, мало денег для инвестиций». После отбора в писательскую лабораторию Института Сандэнса в Иордании, аль-Мансур связалась с немецкой продюсерской компанией Razor Film, которая ранее производила фильмы на ближневосточные темы (Paradise Now и Вальс с Баширом ). Производство осуществлялось в сотрудничестве с двумя немецкими общественными телекомпаниями: Norddeutscher Rundfunk и Bayerischer Rundfunk. Дополнительное финансирование поступило от [de ] (FFA, Берлин); Medienboard Berlin-Brandenburg GmbH (МББ, Потсдам); Mitteldeutsche Medienförderung GmbH (MDM, Лейпциг); и Filmfonds Babelsberg (ILB, Потсдам-Бабельсберг).
На сценарий Аль-Мансура повлияло неореалистическое кино, например, Витторио Де Сика «Воры велосипедов», Джафара Панахи Офсайд или Розетта. Финальная сцена напоминает финальную сцену фильма Франсуа Трюффо «400 ударов». Аль-Мансур говорит, что первоначальная версия ее сценария была намного мрачнее, чем готовый продукт: «Я решил, что не хочу, чтобы фильм содержал слоган и крик, а просто чтобы создать историю, где люди могут посмеяться и немного поплакать.. " Аль-Мансур основала образ Ваджды на одной из ее племянниц, а также на ее собственном опыте, когда она росла. Основные темы истории - свобода, представленная велосипедом, и страх эмоционального отказа, поскольку отец Ваджды хочет взять вторую жену, которая обеспечит ему сына.
Ваджда была снята на улицах Эр-Рияда, из-за чего режиссеру часто приходилось работать с задней стороны фургона, поскольку она не могла публично общаться с мужчинами в команде. Часто она могла общаться только по рации и должна была наблюдать за актерами на мониторе. Это затрудняло режиссуру: «Это заставило меня осознать необходимость репетировать и развивать понимание каждой сцены, прежде чем мы ее снимем».
Ваад Мохаммед, который играет Ваджду, впервые был актрисой.
Ваджда получил признание критиков. кинокритики совокупность Rotten Tomatoes сообщили, что 99% критиков дали фильму положительную рецензию на основе 102 рецензий со средней оценкой 8/10. Критический консенсус таков: «Трансгрессивный в лучшем виде, Wadjda представляет новый потрясающе уверенный голос из того уголка земного шара, где кино было почти замалчено». Metacritic, который присваивает стандартизированную оценку из 100, на основе 26 обзоров фильм получил оценку 81, что свидетельствует о «всеобщем признании».
Кинокритики ссылаются на то, как Ваджда может справляться с важными социальными проблемами, при этом точно понимая пределы масштабных изменений. Кинокритик NY Times А.О. Скотт заявляет: «Обладая впечатляющей ловкостью, Ваджда находит пространство для маневра между суровым реализмом и более обнадеживающим повествованием»; он точно показывает огромные проблемы, с которыми сталкиваются женщины в Саудовской Аравии, а также показывает, что есть место для изменений и роста. Кинокритик из Нью-Йорка Энтони Лейн чувствует то же самое, поскольку он утверждает, что есть много способов, которыми Ваджда мог оказать больше медвежьей услуги женщинам в Саудовской Аравии, вместо того, чтобы помогать разоблачать их неравенство. Он говорит, что Wadjda обеспечивает правильный баланс: на него приятно смотреть, а также он эффективен в призыве к социальным изменениям.
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале в августе 2012 года. Он был выпущен в Германии компанией Koch Media в 2013 году. Другие дистрибьюторы: Pretty Pictures (Франция, театральный), Sony Pictures Classics (США, театральный), Wild Bunch Benelux (Нидерланды), театральный), The Match Factory (не в США, все СМИ) и Soda Pictures (Великобритания, все СМИ). Он был показан на нескольких кинофестивалях:
Country | Дата выхода | Film Festival или полный релиз | Note |
---|---|---|---|
Италия | 31 Август 2012 | Венецианский кинофестиваль | |
США | 15 сентября 2012 | Теллуридский кинофестиваль | |
Польша | 28 ноября 2012 | Filmy Swiata ale kino + Festival | |
Исландия | 29 ноября 2012 г. | Полностью | |
Италия | 6 декабря 2012 г. | Полностью | |
Нидерланды | 26 января 2013 г. | Международный кинофестиваль в Роттердаме | |
Швеция | 30 января 2013 г. | Международный кинофестиваль в Гетеборге | |
Бельгия | 6 февраля 2013 г. | Полностью | |
Франция | 6 февраля 2013 г. | Полностью | |
Сербия | 23 февраля 2013 г. | Белградский кинофестиваль | |
Швеция | 8 марта 2013 года | Полностью | |
Нидерланды | 16 мая 2013 года | Полностью | |
Испания | 21 июня 2013 года в фестиваль,. с 28 июня 2013 года в кинотеатрах | Festival Internacional de Cinema de València - Cinema Jove. (Международный кинофестиваль в Валенсии - Молодежное кино) | |
Великобритания | 19 июля 2013 г. | Полностью | |
Германия | 25 июля 2013 г. | Fünf-Seen-Filmfestival | |
Германия | 15 августа 2013 | Полностью |
Другие показы включают в себя в качестве открытия 6-го фестиваля в Дубае (11–17 апреля) и на фестивале Кинофестиваль Tribeca в Нью-Йорке (21/25 апреля). Планировалось, что фильм выйдет на DVD в феврале 2014 года.
Награды | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Дата церемонии | Категория | Получатели и номинанты | Результат |
Asia Pacific Screen Awards | 12 декабря 2013 г. | Лучший детский художественный фильм | Назначен | |
Альянс женщин-киножурналистов | 19 декабря 2013 г. | Лучший фильм на неанглийском языке | Номинация | |
за выдающееся достижение в этом году женщины в киноиндустрии | Хааифа Аль-Мансур за преодоление ограничений, налагаемых на женщин в рамках ее культуры. | Выигран | ||
Британский институт кино | 20 октября 2012 | Трофей Сазерленда | Хайфа Аль-Мансур | Номинация |
Дубайский международный кинофестиваль | 18 декабря 2012 | Премия Мур Араб | Ваад Мохаммед (лучшая женская роль - полнометражный фильм). Роман Пол (лучший фильм - полнометражный фильм). Герхард Мейкснер (лучший фильм - полнометражный фильм)) | Выигран |
Международный кинофестиваль во Фрибурге | 23 марта 2013 г. | Grand Prix | Хайфа Аль-Мансур | Номинация |
Международный кинофестиваль | 1 июня 2013 | Südwind-Filmpreis | Хайфа Аль-Мансур | Выиграл |
награду Golden Reel Awards редакторами кинофильмов | 16 февраля 2014 г. | Лучший звуковой монтаж: звуковые эффекты, Фоли, диалоги и ADR в зарубежном художественном фильме | Себастьян Шмидт | Назначен |
Национальным контрольным советом | 4 декабря 2013 г. | NBR Свобода выражения | Хайфа Аль-Мансур | Вон |
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс | 13 января 2014 | Режиссеры, на которые стоит обратить внимание | Хайфа Аль-Мансур | Вон |
Роттердамский международный кинофестиваль | 2 февраля 2013 г. | Премия Диорафта | Хайфа Аль-Мансур | Выигран |
Круг кинокритиков Сан-Франциско | 15 декабря 2013 г. | Лучший иностранный фильм Language Film | Номинация | |
Таллиннский кинофестиваль «Черные ночи» | 27 ноября 2012 г. | Премия «Дон Кихот» | Хайфа Аль-Мансур | Специальное упоминание |
Премия Netpac | Специальное упоминание | |||
Гран-при | Номинация | |||
Международный кинофестиваль в Ванкувере | 12 октября 2013 г. | Премия за самый популярный международный фильм за первый полнометражный фильм | Хайфа Аль-Мансур | Выиграл |
Венецианский кинофестиваль | 8 сентября 2012 года | Премия CinemAvvenire | Хайфа Аль-Мансур (лучший фильм - Il Cerchio non è rotondo Award) | |
CICAE Премия | Хайфа аль-Мансур | |||
Премия Interfilm | ||||
British Academy Film Awards | 16 февраля 2014 | Лучший иностранный фильм | Хайфа аль-Мансур, Герхард Мейкснер, Роман Пол | Назначен |