Воробей (роман)

редактировать
Воробей
TheSparrow (1stEd).jpg Обложка первого издания (твердый переплет)
АвторМэри Дориа Рассел
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
ЖанрНаучная фантастика роман
ИздательВиллард
Дата публикации1996
Тип носителяПечать (в твердой и мягкой обложке)
Страницы408 стр.
ISBN 0-679-45150-1
OCLC 34281380
Десятичный формат Дьюи 813 /.54 20
Класс LC PS3568.U76678 S63 ​​1996
За ним следуютДети Бога

Воробей (1996) первый роман автора Мэри Дориа Рассел. Он получил премию Артура Кларка, премию Джеймса Типтри-младшего, Курд-Ласвиц-Прейс и премию Британской научно-фантастической ассоциации. За ним последовало продолжение, Дети Божьи, в 1998 году. Название относится к Евангелию от Матфея 10: 29–31, в котором говорится, что даже воробей падает на землю без ведома Бога.

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Сходство с другими произведениями
  • 3 Литературное значение и прием
  • 4 Награды и номинации
  • 5 Кино-, теле- и театральные адаптации
  • 6 Связанные работы
  • 7 История публикаций
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ссылки
Сюжет

В 2019 году программа SETI в Обсерватории Аресибо обнаруживает радио трансляции музыки из окрестностей Альфы Центавра. Первая экспедиция в Ракхат, мир, который посылает музыку, организована Обществом Иисуса (иезуиты), известным своей миссионерской, лингвистической и научной деятельностью со времен его основатель Игнатий Лойола. В 2060 году только один из экипажа, священник-иезуит Эмилио Сандос, выживет и вернется на Землю, и он будет поврежден физически и психологически. История рассказана с параллельными сюжетными линиями, в которых путешествие Сандоса и его друзей на Ракхат перемежается с переживаниями Сандоса после его возвращения на Землю.

Отец Сандос - талантливый пуэрториканец лингвист. Он описывается как смешанный Таино и Конкистадор наследие и характер. Сандос вырос в Ла Перла, бедном районе в Сан-Хуане. Он присоединился к иезуитам в подростковом возрасте. После нескольких лет работы в миссионерах-иезуитах по всему миру он возвращается в Пуэрто-Рико. Некоторые из его близких друзей и коллег, люди с различными уникальными навыками и талантами, по-видимому, случайно связаны с Аресибо. Один из них, молодой одаренный техник, первым услышал передачи; другая, София Мендес, турецкий еврей специалист по искусственному интеллекту, имеет связи и способности, чтобы получить космический корабль и помочь в пилотировании миссии. Сандос, который часто боролся со своей верой, приходит к убеждению, что только воля Бога могла объединить эту группу людей с идеальным сочетанием знаний и опыта в тот момент, когда был обнаружен инопланетный сигнал. Сандос и его друзья вместе с тремя другими священниками-иезуитами были выбраны Обществом Иисуса для тайного путешествия на планету с использованием межзвездного корабля, созданного из небольшого астероида.

. Ракхат, команда пытается акклиматизироваться в новом мире, экспериментируя с поеданием местной флоры и фауны, а затем вступает в контакт с деревней, населенной мирным племенем травоядные собиратели, руна. Хотя руна явно не являются певцами радиопередач, земляне поселяются среди них и начинают изучать свой язык руанджа и культуру. Хотя Сандос борется со своим влечением к Софии, он находит больший духовный смысл в своих взаимодействиях с рунами. Экипаж передает все свои выводы через компьютерный канал связи на корабль-астероид на орбите. Однажды, пытаясь забрать припасы со своего посадочного аппарата для больного члена экипажа, у десантного корабля не хватает топлива, необходимого для безопасного возвращения на корабль-астероид, и экипаж должен столкнуться с реальностью, что они могут никогда не вернуться на Землю..

Когда земляне наконец встречают представителя культуры, которая произвела радиопередачи, он оказывается представителем совершенно другого вида, нежели сельские аборигены, джанаата, амбициозного торговца по имени Супаари ВаГайджур. Супаари ВаГайджур видит в посетителях возможность улучшить свой статус, а команда надеется найти альтернативный источник топлива в городе Супаари, Гайджур. Тем временем команда начинает выращивать себе еду, знакомя жителей деревни с концепцией сельского хозяйства. Эти, казалось бы, невинные действия и сопутствующие им культурные недопонимания провоцируют вспышку насилия. Хотя джанаата не имеют близкого родства генетически, благодаря агрессивной мимикрии они эволюционировали, чтобы физически походить на руна, которые на самом деле являются их жертвой. Внедрение человеком земледелия приводит к бэби-буму руна , который собирают хищные джана'ата. Людей раздирает чувство вины за их ошибочные действия, и большинство, включая Софию, погибает при защите от нападения джанаата. Выживают только Сандос и еще один человек, а Сандос переживает захват, деградацию и кризис веры. В конце концов, Суупари обнаружил, что руки Сандоса изуродованы и стали бесполезными в практике джана'ата, предназначенной для выражения чести и привилегии быть зависимым от другого, увечья, аналогичного практике связывания ног. В результате увечья погиб другой выживший член экипажа; Сандос выживает, хотя он физически и духовно травмирован и считает себя виноватым в смерти своих друзей. Позже Супаари отдает Сандоса Рештару Галатны, поэту и музыканту, в обмен на право иметь жену и начать свою родословную. Плененный Рештаром, Сандос понимает, что Рештар является источником музыки, которая привела людей на Ракхат, и на мгновение восстанавливает его веру; однако Рештара интересует только Сандос как домашнее животное, которого заставляют сексуально удовлетворить музыканта вместе с его друзьями и коллегами. Позже выясняется, что Рештар транслирует песни о своих сексуальных подвигах, песни, которые, возможно, были слышны на Земле.

Когда Сандос возвращается на Землю в 2060 году, его друзья мертвы, и его вера, некогда считавшаяся достойной канонизации его начальством, превратилась в горький гнев на Бога кто вдохновил его пойти в Рахат. Из-за релятивистских эффектов пространства-времени прошли десятилетия, пока его не было, и в течение которых народ негодовал по поводу первоначального и весьма вырванного из контекста доклада Организации Объединенных Наций о миссия, и особенно роль Сандоса в трагедии, привели к тому, что Общество Иисуса было разрушено и почти вымерло. Иезуиты защищают Сандоса от средств массовой информации и помогают ему физически выздороветь, в то время как настоятель отбирает группу священников-иезуитов со всего мира, чтобы помочь Сандосу выйти из своей оболочки и объяснить, что на самом деле произошло. Изначально стремясь открыть истину, другие священники в конечном итоге осознают огромную личную цену, которой пришлось заплатить за это путешествие, и принимают эпическую борьбу Сандоса с его верой. В течение нескольких месяцев Сандос мучительно объясняет свою историю и начинает свое личное исцеление.

Сходства с другими произведениями

Воробей похож на научно-фантастический роман Джеймса Блиша Дело совести. В нем также участвует священник-иезуит, противостоящий инопланетной цивилизации. Мэри Дориа Рассел ответила на это предположение:

Я получаю этот вопрос все время, потому что рассказ Блиша 1958 года о испанском иезуите в космосе. Люди сказали мне, что главного героя зовут Руис-Санчес, поэтому они подумали, что я, должно быть, назвал Эмилио Сандос в честь Блиша. Фактически, Эмилио получил свое имя от фармацевтического производителя, который делал лекарство от простуды для моего сына. Дэнни простудился в 1992 году, когда я начал писать книгу, и я заметил имя Сандоз на этикетке лекарства и подумал, что оно звучит хорошо. Боюсь, никакой символики или уважения помимо этого!

Литературное значение и прием

Нэнси Перл, делая обзор в Библиотечном журнале, считает, что эта книга была ошибочно отнесена к категории научная фантастика, и что на самом деле это "философский роман о природе добра и зла и о том, что происходит, когда человек пытается поступать правильно, по правильным причинам и в конечном итоге вызывает неисчислимый вред ».

В католическом журнале Commonweal Пол К. Кейн пишет, что Рассел провела свое исследование ранних исторических миссий иезуитов и духовности иезуитов. Он продолжает, что она успешно обновляет истории других важных иезуитов, которые отправляли людей в далекие страны или сами отправлялись в чужие культуры, чтобы представлять христианство. «Рассел тонко выражает озабоченность по поводу того, как развитые культуры рассказывают себе прикрывающие истории, чтобы оправдать действия, совершенные за ужасную цену для других». Это также отражается в том, как София вынуждена покупать свою свободу от того, что она описывает как институт интеллектуальной проституции; а также различия между простыми руна, живущими в сельской местности, и джанаата, искушенными горожанами, создавшими прекрасную музыку, которая изначально инициировала миссию.

Награды и номинации
Фильм, теле- и театральные адаптации

В марте 2006 г. было объявлено, что Warner Bros. приобрела права на «Воробей» для производственной компании Брэда Питта, План B, и что сам Питт будет играть роль Сандоса со сценаристом Майклом Зейтцманом, адаптирующим роман к фильму.

С тех пор Мэри Рассел отозвала все права на экранизацию, полагая, что Голливуд не может и не будет делать киноверсию «Воробья», верную книге. Она написала свой собственный сценарий вместе со своей ассистенткой Карен Холл, но поняла, что у него мало шансов на производство.

В 2014 году AMC объявили, что разрабатывают телеадаптацию фильма.

Связанные работы
История публикаций
  • 1996, США, Виллард ISBN 978-0-679-45150-1, дата публикации 9 Сентябрь 1996 г., твердая обложка
  • 1996, США, Brilliance Corp ISBN 978-1-56100-708-0, дата публикации 1 октября 1996 г., аудиокассета
  • 1997, США, Ballantine Books ISBN 978-0-449-91255-3, дата публикации 8 сентября 1997 г., мягкая обложка
  • 1997, Великобритания, Black Swan ISBN 978-0-552-99777-5, дата публикации 1 ноября 1997 г., Мягкая обложка
  • 2008, США, Brilliance Audio ISBN 978-1-4233-5628-8, дата публикации 4 апреля 2008 г., Audio CD
Примечания
Внешние ссылки

Следующие ссылки ведут к подробным обзорам со многими подробностями сюжета.

Последняя правка сделана 2021-06-11 05:04:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте