Станислав Лем

редактировать
Польский писатель-фантаст, футуролог 1921–2006)

Станислав Лем
Лем в 1966 году Лем в 1966 году
РодилсяСтанислав Герман Лем. 13.12.1921 г.. Львов, Польша. (ныне Львов, Украина )
Умер27 марта 2006 г. (2006-03-27) (84 года). Краков, Польша
Род занятийПисатель
НациональностьПольский
Период1946–2005
ЖанрНаучная фантастика, философия, футурология
СупругБарбара Лесняк (1953–2006; его смерть; 1 ребенок)

Подпись
Веб-сайт
lem.pl

Stanisław Herman Lem (Польский: (Об этом звуке слушайте ); 12/13 сентября 1921 - 27 марта 2006) был польским писателем научной фантастикой и эссе на различные темы, включая философию, футурологию и литературоведение. Многие его фантастические рассказы носят сатирический и юмористический характер. Книги Лема переведены более чем на 40 языков и продано более 45 миллионов экземпляров. Во всем мире он наиболее известен как автор романа 1961 года Солярис, по которому трижды был снят художественный фильм . В 1976 году Теодор Стерджен писал, что Лем был самым читаемым писателем-фантастом в мире. В работах Лема исследуются философские темы через размышления о технологиях, природе интеллекта, невозможности общения и понимания инопланетного разума, отчаяния по поводу человеческих ограничений и места человечества во вселенной. Иногда они представлены как художественная литература, а другие - в форме эссе или философских книг.

Перевод его произведений затруднен из-за сложных неологизмов Лема, идиоматической игры слов, инопланетной или роботизированной поэзии и каламбуров.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Подъем к славе
    • 1.3 Последние годы
  • 2 Писания
    • 2.1 Научная фантастика
      • 2.1.1 Повторяющиеся темы
    • 2.2 Прочие произведения
    • 2.3 Очерки
    • 2.4 Взгляды в дальнейшей жизни
  • 3 Отношения с американской научной фантастикой
    • 3.1 SFWA
    • 3.2 Филип К. Дик
  • 4 Значение
    • 4.1 Написание
    • 4.2 Использование в фильмах
    • 4.3 Использование в образовании и философии
    • 4.4 Другое влияние
  • 5 Достижения
    • 5.1 Награды
    • 5.2 Признание
  • 6 Политические взгляды
  • 7 Личная жизнь
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Жизнь

Ранняя жизнь

Дом № 4 на Богдана Лепки улица во Львове, где, согласно его автобиографии Хайкасл, Лем провел свое детство

Лем родился в 1921 году в Львове, межвоенной Польше (ныне Львов, Украина ) еврейской семье. По его собственным словам, он действительно родился 13 сентября, но в его свидетельстве о рождении дата была изменена на 12-е число из-за суеверий. Он был сыном Сабины, урожденной Воллер (1892–1979) и Сэмюэля Лема (1879–1954), богатого ларинголога и бывшего врача в австро-венгерской армии, и двоюродного брата польскому поэту Мариану Хемару (сын сестры отца Лема). В последующие годы Лем иногда утверждал, что был воспитан католиком, но в школьные годы он ходил на уроки еврейской религии. Позже он стал атеистом «по моральным соображениям... мне кажется, что мир устроен таким мучительным образом, что я предпочитаю верить, что он не был создан... намеренно». В последующие годы он называл себя и агностиком, и атеистом.

После 1939 года советской оккупации Восточной Польши ему не разрешили учиться в Львовский политехнический институт, как он и хотел из-за своего «буржуазного происхождения», и только благодаря связям своего отца он был принят на изучение медицины в Львовский университет в 1940 году. Нацистская оккупация (1941–1944), еврейская семья Лема избежала помещения в нацистское гетто, выживая с фальшивыми документами. Позже он вспоминал:

В тот период я ​​узнал очень личным, практическим образом, что я не «арийец ». Я знал, что мои предки были евреями, но я ничего не знал о вере Моисея и, к сожалению, вообще ничего о еврейской культуре. Так что, строго говоря, только нацистское законодательство заставило меня осознать, что в моих жилах текла еврейская кровь.

В то время Лем зарабатывал себе на жизнь как автомеханик и сварщик., и иногда воровал боеприпасы со складов (к которым он имел доступ как сотрудник немецкой компании), чтобы передать их польскому сопротивлению.

В 1945 году Львов был присоединен к Советской Украине, и семья вместе со многими другими польскими гражданами была переселена в Краков, где Лем, по настоянию своего отца, начал медицинское образование в Ягеллонском университете. Он не сдавал выпускных экзаменов специально, чтобы избежать карьеры военного врача, которая, как он подозревал, могла стать пожизненной. После получения absolutorium (польский термин для обозначения завершения учебы без диплома) он ежемесячно работал в больнице, в родильном отделении , где оказывал помощь при нескольких родах и кесарево сечение. Лем сказал, что вид крови был одной из причин, по которой он решил отказаться от лекарств.

Прославление

Станислав Лем и игрушка космонавт, 1966

Лем начал свою литературную деятельность. в 1946 году работал с рядом публикаций в разных жанрах, включая поэзию, а также над своим первым научно-фантастическим романом Человек с Марса (Człowiek z Marsa), сериализованным в [pl ] (Новый мир приключений). Между 1948 и 1950 годами Лем работал научным сотрудником в Ягеллонском университете и опубликовал ряд рассказов, стихов, рецензий и т. Д., В частности в Tygodnik Powszechny. В 1951 году он опубликовал свою первую книгу Астронавты (Astronauci). В 1953 году он познакомился и женился (гражданский брак ) на Барбаре Лесняк, студентке-медике. Их церковная церемония бракосочетания состоялась в феврале 1954 года. В 1954 году он опубликовал сборник рассказов [pl ] [Сезам и другие рассказы]. В следующем, 1955 году, был опубликован другой научно-фантастический роман, Магелланово Облако (Облок Магеллана).

В эпоху сталинизма в Польше, который началось в конце 1940-х, все опубликованные работы должны были быть напрямую одобрены коммунистическим государством. Таким образом, «Астронавты» на самом деле не были первым романом, законченным Лемом, а только первым, прошедшим государственную цензуру. Судя по дате написания рукописи, первой книгой Лема был частично автобиографический роман Преображенская больница (Szpital Przemienienia), законченный в 1948 году. Он будет опубликован семь лет спустя, в 1955 году, как часть. трилогии Czas nieutracony (Время не потеряно). Опыт попытки протолкнуть Czas nieutracony через цензуру был одной из главных причин, по которым Лем решил сосредоточиться на менее цензурированном жанре научной фантастики. Тем не менее, большинство работ Лема, опубликованных в 1950-х годах, также содержат - навязанные ему цензорами и редакторами - различные элементы социалистического реализма, а также «славного будущего коммунизма». Позже Лем критиковал некоторые из своих ранних работ как скомпрометированные идеологическим давлением.

Лем стал по-настоящему продуктивным после 1956 года, когда период десталинизации в Советском Союзе привело к «польскому октябрю », когда в Польше свобода слова возросла. Между 1956 и 1968 годами Лем написал семнадцать книг. В течение следующих трех десятилетий он писал научную фантастику и эссе о науке и культуре.

В 1957 году он опубликовал свою первую научно-популярную философскую книгу Диалоги, а также а также антологию научной фантастики Звездные дневники (Dzienniki gwiazdowe), в которой собраны рассказы об одном из его самых популярных персонажей, Иджоне Тихи. В 1959 году были опубликованы три книги: Иден, Расследование (Śledztwo) и антология рассказов «Вторжение из Альдебарана» (Inwazja z Aldebarana). В 1961 году вышли романы: Мемуары, найденные в ванне (Pamiętnik znaleziony w wannie), Solaris и Return from the Stars (Powrót z gwiazd), с Solaris быть среди его лучших работ. Затем последовали сборник его эссе и научно-популярной прозы Wejście na orbitę (1962) и сборник рассказов Noc księżycowa (1963). В 1964 году Лем опубликовал большой труд на стыке философии, социологии науки и футурологии Summa Technologiae, а также роман Непобедимый (Niezwyciężony)

. Лем подписывает контракт в Краков, 30 октября 2005 г.

В 1965 г. была опубликована Кибериада (Кибериада) и антология рассказов Охота ([pl ]). 1966 год - это год Высокого замка (польское название: Wysoki Zamek), за которым в 1968 году последовали Голос Его Учителя (Głos Pana) и Сказки о Пирксе-летчике ( Opowieści o pilocie Pirxie). Хайкасл был еще одним автобиографическим произведением Лема и затрагивал тему, которая обычно не одобрялась цензорами: юность Лема в довоенном, тогда еще польском Львове. В 1968 и 1970 годах вышли еще два научно-популярных трактата: Философия случая (Filozofia przypadku) и Научная фантастика и футурология (Фантастика и футурология). Иджон Тихи вернулся в 1971 году в фильме Футурологический конгресс Kongres futurologiczny; в том же году Лем выпустил эксперимент по смешиванию жанров, Doskonała prónia, сборник рецензий на несуществующие книги. В 1973 году была опубликована аналогичная работа Воображаемая величина (Wielkość urojona). В 1976 году Лем опубликовал два романа: «Маска» («Маска» ) и «Катар» (в переводе: «Цепь шанса» ). В 1980 году он опубликовал еще один набор обзоров несуществующих произведений, Prowokacja. В следующем году выходит еще один роман Тихи, Wizja lokalna и Golem XIV. Позже в том же десятилетии Лем опубликовал свой последний научно-фантастический роман Pokój na Ziemi (1984) и Fiasco (1986).

В конце 1970-х - начале 1980-х годов, Лем осторожно поддерживал польское диссидентское движение и начал публиковать очерки в парижской Культуре. В 1982 г., с объявлением военного положения в Польше, Лем переехал в Западный Берлин, где стал сотрудником Института перспективных исследований в Берлине (Wissenschaftskolleg zu Берлин). После этого он поселился в Вене. Он вернулся в Польшу в 1988 году.

Последние годы

С конца 1980-х годов он имел тенденцию концентрироваться на философских текстах и ​​эссе, опубликованных в ряде польских журналов (Tygodnik Powszechny, Одра, Пшеглед и другие). Позже они были собраны в несколько антологий.

В начале 1980-х литературный критик и историк Станислав Бересь провел длинное интервью с Лемом, которое было опубликовано в книжном формате в 1987 году как Rozmowy ze Stanisławem Lemem (Беседы со Станиславом Лемом). Это издание подверглось цензуре. Исправленное, полное издание было опубликовано в 2002 году под названием Tako rzecze… Lem (Так говорил… Lem).

В начале 1990-х Лем встретился с литературным критиком и ученым Питером Свирски за серию обширных интервью, опубликованных вместе с другими критическими материалами и переводами как A Stanislaw Lem Reader (1997); В книге Лем говорит о ряде вопросов, которые редко затрагивались в его предыдущих интервью. В книгу также включен перевод Свирски ретроспективного эссе Лема «Тридцать лет спустя», посвященного научно-популярному трактату Лема Summa Technologiae. Во время более поздних интервью в 2005 году Лем выразил свое разочарование жанром научной фантастики и свой общий пессимизм в отношении технического прогресса. Он считал человеческое тело непригодным для космических путешествий, считал, что информационные технологии топят людей в избытке некачественной информации, и считал действительно умных роботов нежелательными и невозможными для создания.

Писания

Научная фантастика

Проза Лема демонстрирует владение множеством жанров и тем.

Повторяющиеся темы

Одна из основных повторяющихся тем Лема, начиная с его самого первого романа Человек с Марса был невозможностью общения между глубоко инопланетными существами, которые могут не иметь общего с человеческим разумом, и людьми. Самый известный пример - живой планетарный океан в романе Лема Солярис. Другие примеры включают разумные рои механических насекомых микромашинThe Invincible ) и странно упорядоченные общества более человекоподобных существ в Fiasco и Иден, описывающий провал первого контакта.

Другая ключевая повторяющаяся тема - недостатки людей. В Голос его Учителя Лем описывает неспособность человеческого разума расшифровать и по-настоящему понять очевидное послание из космоса. Две перекрывающиеся части рассказов, Басни для роботов (Bajki Robotów), переведенные в сборнике Mortal Engines ), и The Cyberiad (Cyberiada) содержат комментарии. о человечестве в виде серии гротескных, юмористических, сказочных рассказов о механической вселенной, населенной роботами (которые время от времени контактируют с биологическими «слизнями» и людьми » бледнолицые "). Лем также подчеркивает неопределенность эволюции, в том числе то, что она не может продвигаться вверх по интеллекту.

Другие произведения

ledztwo и Katar - криминальные романы (последний без убийцы); Паментник... психологическая драма, вдохновленная Кафкой. Doskonała prónia и Wielkość urojona - это сборники обзоров несуществующих книг и введения к ним. Точно так же Prowokacja намеревается рецензировать (несуществующую) работу на тему Холокост.

Essays

Dialogues и Summa Technologiae (1964) Два самых известных философских текста Лема. Summa примечательна тем, что представляет собой уникальный анализ перспективных социальных, кибернетических и биологических достижений; В этой работе Лем обсуждает философские последствия технологий, которые в то время полностью относились к сфере научной фантастики, но приобретают все большее значение сегодня - например, виртуальная реальность и нанотехнология.

Взгляды в более поздняя жизнь

Критика Лема большей части научной фантастики всплыла в литературных и философских эссе Научная фантастика и футурология и в интервью. В 1990-х Лем отказался от научной фантастики и вернулся к футурологическим предсказаниям, в первую очередь к тем, что изложены в [pl ] [Мгновение ока].

Лем сказал, что после успеха Солидарности и краха советской империи он чувствовал, что его безумные мечты о будущем больше не могут сравниться с реальностью.

Он стал все более критически относиться к современным технологиям в дальнейшей жизни, критикуя такие изобретения, как Интернет, который, по его словам, «облегчает причинение вреда нашим соседям».

Отношения с американской научной фантастикой.

SFWA

Лем был удостоен почетного членства в Писатели научной фантастики Америки (SFWA) в 1973 году. Почетное членство SFWA дается людям, которые не соответствуют требованиям критерии публикации для присоединения к регулярному членству, но кто будет приветствоваться в качестве членов, чтобы их работы появлялись в соответствующих англоязычных публикациях. Лем никогда не был высокого мнения о американской научной фантастике, описывая ее как плохо продуманную, плохо написанную и заинтересованную больше в зарабатывании денег, чем в идеях или новых литературных формах. После его возможной американской публикации, когда он получил право на регулярное членство, его почетное членство было аннулировано. Это формальное действие было истолковано некоторыми членами SFWA как упрек его позиции, и, похоже, Лем интерпретировал это как таковое. Лему предложили остаться в организации с постоянным членством, но он отказался. После того, как многие участники (включая Урсулу К. Ле Гуин, которая вышла из членства и затем отказалась от премии Nebula за лучшую новеллетку за Дневник розы ) выступили с протестом. Против обращения с Лемом в SFWA один из членов предложил заплатить ему членский взнос. Лем так и не принял это предложение.

Филип К. Дик

Лем удостоил похвалы только одного американского писателя-фантаста, Филипа К. Дика, в английском издании 1984 года. языковая антология его критических эссе, Микромиры: сочинения о научной фантастике и фэнтези. Первоначально Лем плохо относился к Филиппу К. Дику (как и к большей части американской научной фантастики), а позже сказал, что это было связано с ограниченным знакомством с работами Дика, поскольку западную литературу трудно было найти в Коммунистическая Польша.

Дик утверждал, что Станислав Лем, вероятно, было вымышленным именем, используемым составным комитетом, действующим по приказу Коммунистической партии для получения контроля над общественным мнением, и написал письмо в ФБР в этом отношении. Было несколько попыток объяснить поступок Дика. Лем отвечал за польский перевод работы Дика Убик в 1972 году, и когда Дик почувствовал финансовую нехватку средств со стороны издателя, он возложил на Лема личную ответственность (см. Микромиры ). Также было высказано предположение, что Дик находился под воздействием сильнодействующих лекарств, в том числе опиоидов, и, возможно, испытал «небольшое отрыв от реальности» за некоторое время до написания письма. «Защитный патриотизм» Дика против нападок Лема на американскую научную фантастику, возможно, также сыграл некоторую роль.

Значение

Написание

Полка с книгами Станислав Лем на девяти разных языках

Лем - один из самых известных писателей-фантастов, которого критики считают равным таким классическим авторам, как Х. Дж. Уэллс и Олаф Стейплдон. В 1976 году Теодор Стерджен писал, что Лем был самым читаемым писателем-фантастом в мире. В Польше в 1960-х и 1970-х годах Лем оставался вне поля зрения основных критиков, которые отвергали его как «массового», скромного писателя, ориентированного на молодежь; такое увольнение могло дать ему некую форму невидимости от цензуры. Его работы были широко переведены за границу, появившись более чем на 40 языках. Франц Роттенштайнер, бывший агент Лема за границей, так сказал о приеме Лема на международных рынках:

[количество переводов и проданных копий], Лем - самый успешный автор современной польской фантастики; тем не менее его коммерческий успех в мире ограничен, и большая часть его больших тиражей была вызвана особыми условиями публикации в коммунистических странах : Польше, Советском Союзе и Германская Демократическая Республика ). Только в Западной Германии Лем действительно имел успех у критиков и коммерческий успех [... и везде...] в последние годы интерес к нему ослаб. Лем - единственный писатель европейской [научной фантастики, большинство книг которого переведено на английский язык и [...] хранится в печати в США. Критический успех Лема на английском языке в основном объясняется прекрасными переводами Майкла Кандела.

Использование в фильмах

«Солярис» был превращен в фильм в 1968 году русским режиссером Борисом Ниренбургом. фильм 1972 года российского режиссера Андрея Тарковского, получивший специальный приз жюри на Каннском кинофестивале в 1972 году, и американский фильм в 2002 г., автор Стивен Содерберг. «Солярис» - не единственная работа Лема, которую снимали. Существует более десяти экранизаций его работ для фильмов и телевидения, таких как адаптации «Астронавтов» (Первый космический корабль на Венере, 1960) и Магелланова туманность (Икари XB-1, 1963 г.). Сам Лем, однако, критически относился к большинству экранизаций, за единственным исключением Пшекладанца в 1968 году Анджея Вайды. Совсем недавно, в 2013 году, была выпущена совместная израильско-польская продукция Конгресс, вдохновленная романом Лема Футурологический конгресс.

Использование в образовании и философии

Работы Лема использовались в образовании как учебные пособия для студентов-философов.

В 1981 году философы Дуглас Р. Хофштадтер и Дэниел К. Деннет включили три отрывка из художественной литературы Лема. в их аннотированной антологии The Mind's I, сопровождаемой комментарием Хофштадтера, в котором частично говорится, что «литературный и интуитивный подход Лема... помогает убедить читателей в его взглядах лучше, чем любая твердолобая научная статья.... может сделать ".

Другое влияние

Другие влияния, оказанные работами Лема, включают популярную игру Уилла Райта о городском планировании SimCity, который частично был вдохновлен рассказом Лема Седьмая Салли.

Главный герой фильма Планета 51, инопланетянин Лем, был назван сценаристом Джо Стилом lman в честь Станислава Лема. Поскольку фильм задумывался как пародия на американскую научную фантастику, снятую в Восточной Европе, Стиллман подумал, что было бы забавно намекнуть на писателя, чьи произведения не имеют ничего общего с маленькими зелеными человечками..

Награды

Награды

Признание

Политические взгляды

Ранние работы Лема были социалистическими реалистами, возможно, чтобы удовлетворить государственную цензуру, и в последние годы своей жизни он критиковал их этот аспект. Однако он никогда не проявлял желания навсегда переехать на Запад. По стандартам советского блока Лем большую часть своей жизни был финансово обеспечен. Он переехал со своей семьей в Вену на несколько лет, во время репрессий против польского профсоюза Solidarność.

Лем был критиком капитализма, тоталитаризма, а также коммунистической и западной идеологий.

Лем считал, что не существует абсолютов; "Я хотел бы, как и большинство людей, чтобы существовали неизменные истины, чтобы не все было размыто под воздействием исторического времени, чтобы были некоторые существенные положения, будь то только в области человеческих ценностей, основных ценностей и т. Д. Короче говоря, я тоскую по абсолюту. Но в то же время я твердо убежден, что нет никаких абсолютов, что все исторически, и что от истории нельзя уйти ».

Лема беспокоило то, что если человечество достигнет процветания и комфорта, это приведет его к пассивности и вырождению.

Личная жизнь

Могила Станислава Лема на кладбище Сальватор, Краков

Лем был полиглотом : знал польский, латынь (с медицинской школы), немецкий, французский, английский, русский и украинский языки. Лем заявил, что его IQ был измерен в средней школе и составил 180 баллов.

Лем был женат на Барбаре Лем, урожденной Лесняк, до самой смерти. Она умерла 27 апреля 2016 года. Их единственный сын, Томаш, родился в 1968 году. Он изучал физику и математику в Венском университете и получил степень по физике в Принстонском университете <79.>. Томаш написал мемуары о своем отце «Awantury na tle powszechnego ciążenia» («Истерики на фоне всемирного тяготения»), которые содержат многочисленные личные подробности о Станиславе Леме. В аннотации к книге говорится, что Томаш работает переводчиком и имеет дочь Анну.

С 1984 года Лем писал, что вставать незадолго до пяти утра и сразу же начинать писать, потому что За 5 или 6 часов до перерыва.

Лем был агрессивным водителем. Он любил сладкое (особенно халву и марципан в шоколаде) и не отказывался от них даже тогда, когда под конец жизни заболел диабетом. В середине 80-х из-за проблем со здоровьем он бросил курить.

Станислав Лем умер от сердечного приступа в Кракове 27 марта 2006 года в возрасте 84 лет.

См. также

Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Станиславу Лему.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Станислав Лем

Заметки

Ссылки

Дополнительная литература

  • Джеймсон, Фредрик. «Тезис о непознаваемости». В «Археологиях будущего: это желание под названием утопия и другие научные фантастики». Лондон и Нью-Йорк: Verso, 2005.
  • Сувин, Дарко. «Три мировые парадигмы для НФ: Азимов, Ефремов, Лем». Pacific Quarterly (Moana): Международный обзор искусств и идей 4. (1979): 271–283.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 07:53:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте