Орлеанская дева (опера)

редактировать
Орлеанская дева
Опера от Чайковский
Чайковский от Reutlinger.jpg
Родной титулРусский: Орлеанская дева
ЛибреттистЧайковский
ЯзыкРусский
На основеНесколько произведений о Жанне д'Арк
Премьера25 февраля 1881 (1881-02-25). Мариинский Театр, Санкт-Петербург

Орлеанская дева (русский: Орлеанская дева, латинизированный: Орлеанская дева) - опера 3>в 4 действиях, 6 картинах Петра Ильича Чайковского. Она была написана в 1878–1879 годах на русское либретто композитора на основе нескольких источников: «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера в переводе Василий Жуковский ; Жюль Барбье Жанна д'Арк; Либретто Огюста Мерме для его собственной оперы 1876 года; и биография Анри Валлона о Жанне д'Арк. Посвященное дирижеру Эдуарду Направнику, это произведение представляет собой наиболее близкий подход композитора к французской большой опере, хотя и на русском языке, особенно с включением балета в действие 2

Содержание
  • 1 История производительности
  • 2 Роли
  • 3 Инструментарий
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Акт 1
    • 4.2 Акт 2
    • 4.3 Акт 3
    • 4.4 Акт 4
  • 5 Записи
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
История спектаклей

Мировая премьера состоялась 25 февраля 1881 г. (13 февраля OS ) в Мариинском театре. в Санкт-Петербурге, ведёт Эдуард Направник. Заметные последующие выступления были даны 28 июля 1882 года в Праге под Адольфом Чехом, первой постановкой любой оперы Чайковского за пределами России; в 1899 г. в Москве Частным оперным обществом под управлением Михаила Ипполитова-Иванова ; а в 1907 г. в Москве Оперы Зимина под управлением Палицина.

Роли
Роли, типы голоса, премьерный состав
РольТип голоса Премьерный состав. 25 февраля 1881 г. (13 февраля OS ). Дирижер: Эдуард Направник
Король Карл VII тенор
Архиепископ бас
Папа тенор
Дюнуа, французский рыцарьбаритон Федор Стравинский
Лайонел, бургундский рыцарьбаритон
Тибо д'Арк, отец Жанныбас
Раймонд, Жанна обрученныйтенорСоколов
Бертран, крестьянинбас
Солдатбас
Жанна д'Арк сопрано или меццо-сопрано
Аньес Сорель сопрано
Ангел, сольный голос в хоре ангеловсопрано
Хор, немые роли: придворные и дамы, Французские и английские солдаты, рыцари, монахи,. цыгане, пажи, скоморохи, гномы, менестрели, палачи, люди
Инструменты

Опера оценивается для следующих сил:

  • Струны: скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы, арфа
  • Духовые: пикколо, 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета (си-бемоль, A, C), 2 фагота
  • Медь: 4 рожка (F, D, Ми-бемоль, ми), 2 корнета (си-бемоль, ля), 2 трубы (ми-бемоль, фа, ми, ре, мажор, ля), 3 тромбона, туба
  • Перкуссия: литавры, треугольник, бубен, боковой барабан, большой барабан, там-там, колокол
  • Другое: орган
Сводка
Время: Начало 15 века, в разгар Столетней войны с Англией
Место: Франция

Акт 1

Введение
Хор девушек (No. 1)
Scena terzetto (No. 2)
Scena (No. 3)
Хор крестьян и Scena (No. 4)
Сцена (№ 5)
Гимн «Царь воинства небесного» (№ 6)
Ария Жанны «Прощай, холмы и поля родные» (№ 7)
Финал (№ 8)
Ария Жанны и хор ангелов (№ 8а)

На площади перед церковью деревенские девушки украшают дуб и поют песни. Крестьянин Тибо д'Арк раздражен их легкомыслием в такое ужасное для отечества время. Он обеспокоен судьбой своей дочери, семнадцатилетней Жанны, и хочет, чтобы она вышла замуж за Раймонда, чтобы защитить ее от опасности. Но Джоан чувствует другое призвание. Звучит сигнал тревоги, возвещая о падении Парижа и осаде Орлеана. В панике горожане молятся о спасении; Вдохновленная, Жанна предсказывает скорую победу. Девушка прощается с местом своего рождения, слыша голоса ангелов, благословляющих ее героический подвиг.

Акт 2

Антракт (№ 9)
Хор менестрелей (№ 10)
Цыганский танец (№ 11а)
Танец пажей и гномов (№ 11b)
Танец клоунов и тумблеров (№ 11c)
Сцена и дуэт (№ 12)
Ариозо и дуэттино Агнес (№ 13)
Сцена и повествование архиепископа (№ 14)
Повествование Жанны (№ 15)
Финал (№ 16)

В Шато де Шинон король развлекается, забыв о долге перед своей возлюбленной Аньес Сорель. Менестрели, пажи, цыгане, клоуны сменяют друг друга. Король парализован бездействием. Ни появление смертельно раненого в бою рыцаря Лауре, ни отставки храброго рыцаря Дюнуа, уходящего в бой с честью («Прости! Монарха у нас нет, я тебе больше не слуга... ") может поколебать решение короля бежать. Внезапно появляется архиепископ; придворные и народ рассказывают королю о разгроме англичан, победе французов и «славной деве», вдохновившей солдат. Джоан рассказывает изумленной аудитории о видении, в котором она говорила ей вести бой. Обет девственности был условием этой победы. По приказу короля Жанна ставится во главе армии.

Акт 3

Таблица 1 и Таблица 2

Сцена и дуэт (№ 17)
Март (№ 18)
Сцена и дуэттино (№ 19)
Финал (№ 20)

Сцена 1

Глубоко в лесу Жанна сражается с рыцарем Лайонелом Бургундским. Ударен, падает шлем с забралом. Покоренная его прекрасным молодым лицом, она не может убить его. Лайонел тронут великодушием Жанны: «Ходят слухи, что ты не щадишь врагов, зачем жалеть меня, одного?» Она потрясена своими пробудившимися чувствами, вспоминая обет. Лайонел решает встать на сторону французов и предлагает свой меч Дюнуа. В сердце недавнего врага растет любовь к Жанне.

Сцена 2

Народ празднует царя и Жанну - победительницу. Однако ее отец считает, что все поступки его дочери - дело рук дьявола, и решает спасти ее душу, даже ценой ее жизни. Когда царь объявляет ее спасителем отечества, приказывая воздвигнуть жертвенник, отец обвиняет дочь в том, что она имеет дело с сатаной, и призывает ее публично доказать свою невиновность: «Вы верите, что являетесь святым и чистым?» Джоанна не отвечает, терзаемая любовью к Лайонелу. Дюнуа пытается защитить героиню; напуганные раскатом грома, горожане, считая это судом с небес, отрекаются от нее. Лайонел пытается защитить ее, но Джоан отгоняет его.

Акт 4

Интродукция и сцена (№ 21)
Дуэт и сцена (№ 22)
Заключительная сцена (№ 23)

Сцена 1

Жанна одна, брошенная в глухом лесу. «Как я смею отдать смертному душу обещанную создателю?» Но когда Лайонел находит ее, она охотно ему отвечает. Счастливый момент обрывается, когда прибывают английские солдаты, убивают Лайонела и захватывают Жанну.

Сцена 2

На площади Руана устроен костер. Жанна должна быть казнена. Горожане, заполняющие площадь, сочувствуют героине, и растут сомнения в справедливости предстоящей казни. Но Джоанна привязана к столбу, загорелся огонь. Держа крест, Жанна взывает к Богу, смиренно готовая умереть. Она слышит голоса ангелов, несущих прощение.

Записи
  • 1946, Борис Хайкин (дирижер), Оркестр и хор Кировского театра, Софья Преображенская (Жанна), В. Кильчевский (Король Карл), Н. Константинов (архиепископ), О. Кашеварова (Агнес Сорель), В. Руновский (Дюнуа), Л. Соломяк (Лионель), В. Ульянов (Раймонд), И. Яшугин (Тибо), И. Шашков (Бертран), С. Водинский (Солдат), А. Марин (Легенда), М. Мержевская (Ангел), Н. Гришанов (Менестрель)
  • 1971, Геннадий Рождественский (дирижер), Симфонический оркестр и хор Московского радио, Ирина Архипова (Жанна), Владимир Махов (Король Чарльз), Клавдия Радченко (Агнес Сорель), Владимир Валайтис (Дюнуа), Сергей Явковченко (Лионель), Лев Вернигора (архиепископ), Андрей Соколов (Раймонд), Виктор Селиванов (Бертран), Вартан Макелиан (Солдат), Евгений Владимиров (Тибо) [HMV ASD 2879-82]
  • 1993, Александр Лазарев (дирижер), Оркестр и хор Большого театра, Нина Раутио (Жанна), Олег Кулько (Кинг Чарльз), Мария Гаврилова (Агнес Сорель), Михаил Крутиков (Дюнуа), Владимир Редькин (Лионель), Глеб Никольский (Архиепископ), Аркадий Мишенкин (Раймонд), Максим Михайлов II (Бертран), Анатолий Бабикин (Солдат), Зоя Смоляникова (Ангел), Вячеслав Почапский (Тибо)
Ссылки

Примечания

Источники

  • Бернандт, Григорий Борисович. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736–1959 [Словарь опер, впервые исполненных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736–1959] (Москва: Советский композитор, 1962), с. 215.
  • 100 опер: история создания, сюжет, музыка. [100 опер: история создания, сюжеты, музыка.] Ленинград: Издательство "Музыка", 1968, стр. 390–396.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 10:53:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте