Орлеанская дева | |
---|---|
Опера от Чайковский | |
Родной титул | Русский: Орлеанская дева |
Либреттист | Чайковский |
Язык | Русский |
На основе | Несколько произведений о Жанне д'Арк |
Премьера | 25 февраля 1881 (1881-02-25). Мариинский Театр, Санкт-Петербург |
Орлеанская дева (русский: Орлеанская дева, латинизированный: Орлеанская дева) - опера 3>в 4 действиях, 6 картинах Петра Ильича Чайковского. Она была написана в 1878–1879 годах на русское либретто композитора на основе нескольких источников: «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера в переводе Василий Жуковский ; Жюль Барбье Жанна д'Арк; Либретто Огюста Мерме для его собственной оперы 1876 года; и биография Анри Валлона о Жанне д'Арк. Посвященное дирижеру Эдуарду Направнику, это произведение представляет собой наиболее близкий подход композитора к французской большой опере, хотя и на русском языке, особенно с включением балета в действие 2
Мировая премьера состоялась 25 февраля 1881 г. (13 февраля OS ) в Мариинском театре. в Санкт-Петербурге, ведёт Эдуард Направник. Заметные последующие выступления были даны 28 июля 1882 года в Праге под Адольфом Чехом, первой постановкой любой оперы Чайковского за пределами России; в 1899 г. в Москве Частным оперным обществом под управлением Михаила Ипполитова-Иванова ; а в 1907 г. в Москве Оперы Зимина под управлением Палицина.
Роль | Тип голоса | Премьерный состав. 25 февраля 1881 г. (13 февраля OS ). Дирижер: Эдуард Направник |
---|---|---|
Король Карл VII | тенор | |
Архиепископ | бас | |
Папа | тенор | |
Дюнуа, французский рыцарь | баритон | Федор Стравинский |
Лайонел, бургундский рыцарь | баритон | |
Тибо д'Арк, отец Жанны | бас | |
Раймонд, Жанна обрученный | тенор | Соколов |
Бертран, крестьянин | бас | |
Солдат | бас | |
Жанна д'Арк | сопрано или меццо-сопрано | |
Аньес Сорель | сопрано | |
Ангел, сольный голос в хоре ангелов | сопрано | |
Хор, немые роли: придворные и дамы, Французские и английские солдаты, рыцари, монахи,. цыгане, пажи, скоморохи, гномы, менестрели, палачи, люди |
Опера оценивается для следующих сил:
На площади перед церковью деревенские девушки украшают дуб и поют песни. Крестьянин Тибо д'Арк раздражен их легкомыслием в такое ужасное для отечества время. Он обеспокоен судьбой своей дочери, семнадцатилетней Жанны, и хочет, чтобы она вышла замуж за Раймонда, чтобы защитить ее от опасности. Но Джоан чувствует другое призвание. Звучит сигнал тревоги, возвещая о падении Парижа и осаде Орлеана. В панике горожане молятся о спасении; Вдохновленная, Жанна предсказывает скорую победу. Девушка прощается с местом своего рождения, слыша голоса ангелов, благословляющих ее героический подвиг.
В Шато де Шинон король развлекается, забыв о долге перед своей возлюбленной Аньес Сорель. Менестрели, пажи, цыгане, клоуны сменяют друг друга. Король парализован бездействием. Ни появление смертельно раненого в бою рыцаря Лауре, ни отставки храброго рыцаря Дюнуа, уходящего в бой с честью («Прости! Монарха у нас нет, я тебе больше не слуга... ") может поколебать решение короля бежать. Внезапно появляется архиепископ; придворные и народ рассказывают королю о разгроме англичан, победе французов и «славной деве», вдохновившей солдат. Джоан рассказывает изумленной аудитории о видении, в котором она говорила ей вести бой. Обет девственности был условием этой победы. По приказу короля Жанна ставится во главе армии.
Таблица 1 и Таблица 2
Сцена 1
Глубоко в лесу Жанна сражается с рыцарем Лайонелом Бургундским. Ударен, падает шлем с забралом. Покоренная его прекрасным молодым лицом, она не может убить его. Лайонел тронут великодушием Жанны: «Ходят слухи, что ты не щадишь врагов, зачем жалеть меня, одного?» Она потрясена своими пробудившимися чувствами, вспоминая обет. Лайонел решает встать на сторону французов и предлагает свой меч Дюнуа. В сердце недавнего врага растет любовь к Жанне.
Сцена 2
Народ празднует царя и Жанну - победительницу. Однако ее отец считает, что все поступки его дочери - дело рук дьявола, и решает спасти ее душу, даже ценой ее жизни. Когда царь объявляет ее спасителем отечества, приказывая воздвигнуть жертвенник, отец обвиняет дочь в том, что она имеет дело с сатаной, и призывает ее публично доказать свою невиновность: «Вы верите, что являетесь святым и чистым?» Джоанна не отвечает, терзаемая любовью к Лайонелу. Дюнуа пытается защитить героиню; напуганные раскатом грома, горожане, считая это судом с небес, отрекаются от нее. Лайонел пытается защитить ее, но Джоан отгоняет его.
Сцена 1
Жанна одна, брошенная в глухом лесу. «Как я смею отдать смертному душу обещанную создателю?» Но когда Лайонел находит ее, она охотно ему отвечает. Счастливый момент обрывается, когда прибывают английские солдаты, убивают Лайонела и захватывают Жанну.
Сцена 2
На площади Руана устроен костер. Жанна должна быть казнена. Горожане, заполняющие площадь, сочувствуют героине, и растут сомнения в справедливости предстоящей казни. Но Джоанна привязана к столбу, загорелся огонь. Держа крест, Жанна взывает к Богу, смиренно готовая умереть. Она слышит голоса ангелов, несущих прощение.
Примечания
Источники