Существа Прометея (нем. Die Geschöpfe des Prometheus), Op. 43, это балет, составленный в 1801 году Людвигом ван Бетховеном по либретто из Сальваторе Вигано. Премьера балета состоялась 28 марта 1801 года в Бургтеатре в Вене и было дано 28 спектаклей. Премьера его состоялась 14 июня 1808 года в Нью-Йорке в Park Theatre, став одним из первых полнометражных произведений Бетховена, исполненных в США. Это единственный полнометражный балет Бетховена.
Вигано было поручено с представлением работы императрице Марии Терезии в Венском придворном театре (Бургтеатр) и выбрал тему Прометея в аллегорическом смысле. Хотя Вигано обычно сочинял музыку для своих выступлений, он считал это выступление слишком важным и попросил Бетховена сочинить вместо этого. Балет был написан в двух действиях: Бетховен создал увертюру, вступление, пятнадцать номеров и финал.
Балет представляет собой аллегорию, основанную на мифической истории Прометея, похитившего огонь у Зевса, чтобы сотворить человечество из глины. В балете Прометей находит человечество в состоянии невежества и решает познакомить его с идеями науки и искусства, в значительной степени опираясь на поддержку Бетховеном движения Просвещения. Прометей знакомит людей с Аполлоном, богом искусств, который приказывает Амфиону, Ариону и Орфею преподавать музыку, и Мельпомена и Талия, чтобы преподавать трагедию и комедию. Люди также встречаются с Терпсихорой, которая вместе с Паном знакомит их с Пасторальным танцем, за которым следует Дионис, представляющий свой Героический танец.
Акт 1 включает увертюру и вступление, за которыми следуют эти три числа:
Акт 2 включает еще 13 чисел:
По мнению музыковеда Льюиса Локвуда, музыка Бетховена для этого балета «легче и легче, чем музыка для c. концертный зал... [I] t показывает, как Бетховен использует инструменты и колористические оркестровые эффекты, которые никогда не появятся в его симфониях или серьезных драматических увертюрах ». Позже Бетховен основал четвертое движение своей симфонии« Героическая » и его Героические вариации (фортепиано) на главную тему последней части (Финала) этого балета.
В балете требуется использование арфы и бассет-рожок среди оркестровых инструментов, инструменты, на которые Бетховен редко играл.