Синаксаре или Synexarion (множественное Synaxaria, Synexaria ; греческое : Συναξάριον, из συνάγειν, synagein, "сблизить"; ср этимология из Собора и синагог, Latin : Synaxarium, Synexarium ; коптский : ⲥⲩⲛⲁⲝⲁⲣⲓⲟⲛ ) это имя, данное в Восточном православных, Восточная Православная и Восточные католические Церкви в составлении жития, соответствующих примерно в мартиролог в римской церкви.
Есть два вида синаксариев:
Точное значение имени менялось в разное время. Его первое использование было для указателя к библейским и другим урокам, которые нужно было читать в церкви. В этом смысле он соответствует латинским Capitulare и Comes. Затем Синаксарион наполнился всем текстом перикопов для чтения. Что касается Святой литургии, то это означало, что она была существенно преобразована в книги «Евангелие» и «Апостол». Synaxarion оставался названием для указателя к другим урокам. Не меняя названия, он пополнился полными текстами этих уроков. Простой указатель таких уроков обычно называется menologion heortastikon, книга, которая сейчас вряд ли нужна или используется, поскольку Typikon предоставляет ту же самую, а также другую информацию.
Некоторые календари, сохранившиеся в средние века, также назывались синаксариями. Крумбахер описывает сочинения Христофора Митиленского и Теодора Продромуса (XII век).
Самые старые исторические синаксарии, по всей видимости, относятся к X веку. В рукописи сохранилось большое количество средневековых синаксариев. Они важны для византийской гортологии и церковной истории. Короткие жизни, из которых состоят уроки, были составлены или собраны разными писателями. Самым важным из них является Симеон Метафраст. Счета имеют очень разную историческую ценность. Император Василий II (976–1025) приказал пересмотреть синаксарий, который составляет важный элемент настоящего официального издания. Синаксарион сейчас не используется как отдельная книга; он включен в Минеи. Повествование о святом или празднике читается в Ортросе после шестой песни Канона. Он напечатан на своем месте здесь и каждый раз носит название синаксарион в качестве названия. Тогда синаксарион в современном использовании означает не весь сборник, а каждый отдельный урок в Минеях и других книгах. Пример такого синаксариона (для Св. Мартина I, 13 апреля) можно найти в Nilles, op. соч., ниже, I, xlix.
Публикация арабского текста синаксариона ( араб. السِّنْكِسارُ ) Коптской православной церкви была начата одновременно Дж. Форгетом в шрифте Corp. Ориентир. и Р. Бассет в Patrologia Orientalis, он был написан коптским языком ( Coptic : ⲥ ϫ ⲛⲁⲝⲁⲣⲓⲟⲛ ) до принятия арабского языка в качестве официального языка Египта, а язык эфиопского синаксариона был начат И. Гуиди в Patrologia orientalis. Армянский Синаксарь, называется Синаксарь Тер Израиль, был опубликован в Константинополе в 1834 году, и снова в Patrologia Ориенталисе. Также существуют различные грузинские синаксарии.
Во время восточно-православных богослужений чтение синаксариона (в смысле кратких жизней святых дня) будет происходить после шестой оды Канона на утрени или за Божественной литургией. Синаксарии могут быть напечатаны в отдельном томе или могут быть включены в другие литургические тексты, такие как Menaion или Horologion.