Симфония № 21 в А мажор, Хобокен I / 21, была написана Гайдн около года 1764. движения симфонии имеют необычные структуры, которые делают их форму трудно определить. Части, относящиеся к сонатной форме, часто трудно распознать сразу, и они часто идентифицируются «только ретроспективно».
Симфония состоит из четырех частей и написана для двух гобоев, двух валторн в ля, скрипок I и II, альта, виолончели и бассо континуо.
Вся первая часть медленная, с темпом, обозначающим адажио. Для Гайдна необычно иметь начальную часть, установленную в медленном темпе полностью; обычно он начинает первое движение в медленном темпе для вступления, но основная часть будет в более быстром темпе. Медленная часть также заканчивается тоником - необычный финал для вступления.
Первая часть имеет структуру, которая не соответствует формальному типу и резко контрастирует с обычным стилем построения движений Гайдна. Ближе всего к сонатной форме, но лишь смутно. Пьеса быстро достигает доминанты (m. 13), в которой вводная ритурнель повторяется, но вскоре возвращается к тонизирующей (m. 16). Доминанта снова предлагается в m. 26, но затем переходит в развернутый проход около мм. 29–41. Однако это не заканчивается каденцией. Вместо полутона на доминанте развитие заканчивается буквой V 4 2 –I 6 прогрессия, не возвращающаяся к дебютной теме. Тонизирующая клавиша сразу же возвращается с аутентичной каденцией вскоре после этого (m. 48).
Вторая часть имеет зеркальное повторение, то есть «вступительный материал не возвращается в начале повторения, а вместо этого переносится в конец в виде кода». Это необычно как для произведения Гайдна, так и для симфонии. Гайдн делает это, потому что вступительная фраза (мм. 1–9) играет только октавами, а не трезвучиями, в отличие от остальной части пьесы. Следующая тема, начиная с м. 10, вносит в картину трезвучия. Звучность октавы не возвращается до тех пор, пока вступительная тема не возвращается в качестве кода. Поскольку материал не возвращается ни в какой форме во время основной части пьесы, тема в октавах служит вступлением, контрастирующим с остальной частью движения.
Что касается корпуса механизма, то экспозиция состоит из двух частей, а не трех: тонической части (мм. 1–16) и доминирующей части (m. 17–42). Тем не менее, половинная каденция, разделяющая две части экспозиции, не проявляется в перепросмотре; м. 15–21 не имеют соответствующих мер в перепросмотре. Это потому, что m. 17 соответствует m. 10 но в доминанте. Если М. 17 появляется в перепросмотре, он будет перенесен в тональную тональность и, следовательно, будет повторением, нарушающим правила сонаты.
Первые восемь тактов Meneutt можно легко разделить на антецедент и последствие соответственно, заканчиваясь на полутени и подлинной каденции в тонике. Эти две фразы резко контрастируют «в динамике, в оркестровке, в ритме аккомпанемента и в регистре самого верхнего голоса». Эти восемь тактов, секция A Menuett, кажутся слегка измененными в самом конце menuett как секция A '; партии альта и виолончели и бассо спускаются в первых двух тактах вместо того, чтобы входить во второй такт и восходящий.
В трио сразу же повторяются первые два такта части ля, как и во второй фразе. Марк Феррагуто обсуждал намеренное использование Гайдном лишней инструментальной партитуры и минимального мелодического материала в трио этой симфонии.
Первые восемь нот менюета использовались дословно, чтобы начать менуэт из оперы Моцарта Eine Kleine Nachtmusik (K. 525).
Четвертая часть представляет собой «бинарный вариант сонатной формы», в котором начальные восемь тактов экспозиции не возвращаются в перепросмотр. Начальная тема действительно возвращается (т. 41) перед перепросмотром, но поскольку тема сейчас является доминирующей, ее нельзя рассматривать как часть перепросмотра. Фигура переходит на доминирующую в m. 9 и остается таковой через м. 58. Перепросмотр начинается на м. 59, когда тоник возвращается, и мм. 9–40 повторяются ля мажор, чтобы закрыть симфонию.