Показан в Кыргызстане Показать карту Кыргызстана Суяб (Западная и Средняя Азия) Показать карту Западной и Центральной Азии | |
альтернативное имя | Ордукент |
---|---|
Место нахождения | Чуйская область, Кыргызстан |
Координаты | 42 ° 48'18,8 ″ с.ш. 75 ° 11'59,6 ″ в.д. / 42.805222 ° с.ш. 75.199889 ° в. / 42.805222; 75.199889 Координаты : 42 ° 48'18,8 ″ с.ш. 75 ° 11'59,6 ″ в.д. / 42.805222 ° с.ш. 75.199889 ° в. / 42.805222; 75.199889 |
Тип | Поселок |
История | |
Основан | 5-6 века |
Заброшенный | 11 век |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |
Suyab ( персидский : سوی آب ; традиционный китайский :碎 葉; упрощенный китайский :碎 叶; пиньинь : Suìyè ; Уэйд-Джайлс : Sui 4 -yeh 4 Среднекитайский : / suʌiH jiᴇp̚ /), также известный как Ordukent (современный Ак-Бешим), древний город Шелкового пути, расположенный примерно в 50 км к востоку от Бишкека и в 8 км к западу к юго-западу от Токмока, в долине реки Чуй, современный Кыргызстан. Руины этого города, наряду с другими археологическими объектами, связанными с Великим шелковым путем, были внесены в 2014 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как « Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тянь-Шань».
Поселение согдийских купцов возникло на Великом шелковом пути в V или VI веках. Название города происходит от того из реки Суяб, чье происхождение Ирана (в персидском : суй означает « в направлении» + аб для «воды», «река»). Впервые это было записано китайским паломником Сюаньцзаном, который путешествовал по этой местности в 629 году:
Пройдя 500 ли к северо-западу от Великого озера Цин, мы прибываем в город на реке Суйе. Город в округе 6 или 7 ли ; Здесь собираются и живут различные торговцы ху («варвары») из окрестных народов. Почва благоприятна для выращивания красного проса и винограда; лес не густой, климат ветреный и холодный; люди носят одежду из саржевой шерсти. Путешествуя от Суе на запад, есть большое количество изолированных городов; в каждом есть вождь; они не зависят друг от друга, но все подчиняются Tujue.
Во время правления Тонг Ябгу Кагана Суяб был главной столицей Западно-Тюркского каганата. У хагана также была летняя столица в Навекате недалеко от источников к северу от Ташкента в Таласской долине, столицы отмечены как самая западная столица Западно-Тюркского каганата. Возник своего рода симбиоз : согдийцы отвечали за экономическое процветание, а гоктурки отвечали за военную безопасность города.
После падения каганата Суяб был поглощен империей Тан, западным военным форпостом которой был между 648 и 719 годами. В 679 году здесь была построена китайская крепость, и процветал буддизм. По некоторым данным, великий поэт Ли Бай (Ли По) родился в Суябе. Китайский путешественник Ду Хуан, посетивший Суяб в 751 году, нашел среди руин все еще действующий буддийский монастырь, где когда-то жила принцесса Цзяохэ, дочь Асина Хуайдао.
Суяб был одним из четырех гарнизонов протектората Анси до 719 года, когда он был передан Сулу-кагану из тюргешей, назначенному китайским двором как «Верный и послушный каган». После убийства Сулу в 738 году город был быстро взят китайскими войсками вместе с Таласом. Форт был стратегически важным во время войн между Китаем и Тибетом. В 766 году город пал под властью карлуковского правителя, связанного с нарождающимся Уйгурским каганатом.
О дальнейшей истории Суяба мало что известно, особенно после того, как китайцы эвакуировали четыре гарнизона в 787 году. Дэвид Николле утверждает, что Суяб предоставил 80 000 воинов для армии карлуков и что ею правил человек, известный как «король героев». Худуд аль-Алам, завершенный в 983 году, перечисляет Суяб как город с 20 000 жителей. Считается, что он был вытеснен Баласагуном в начале 11 века и вскоре после этого был заброшен.
Область вокруг Суяб кратко вернулся в Китай под династии Цин в 18 веке, но был передан в Российской империи в Договоре Тарбагатаем в 1864 году, наряду с озера Балхаш. Он вошел в состав Семиреченской области Российской империи ; после завершения национального размежевания в советской Средней Азии в 1936 году Суяб был отнесен к Киргизской Советской Социалистической Республике.
В 19 веке руины Ак-Бешима ошибочно отождествлялись со столицей кара-китанцев Баласагуном. Вильгельм Бартольд, посетивший это место в 1893-94 годах, также поддержал эту идентификацию. Хотя раскопки начались в 1938 году, только в 1950-х годах было установлено, что это место было заброшено еще в 11 веке и поэтому не будет идентично Баласагуну, который процветал до 14 века.
Археологические раскопки Суяба занимают около 30 гектаров. Как свидетельство разнообразной и яркой культуры Суяба, это место включает остатки китайских укреплений, несторианских христианских церквей, зороастрийских оссуариев и тюркских балбалов. Это место особенно богато находками статуй и стел Будды. Помимо нескольких буддийских храмов, здесь были несторианская церковь и кладбище 7-го века, а также, вероятно, монастырь 10-го века с фресками и надписями на согдийском и уйгурском языках.