Поверхностное обаяние (или неискреннее обаяние или бойкое обаяние) - это стремление быть гладким, привлекательным, очаровательным, гладким и словесно поверхностным.
Фраза часто появляется в списках атрибутов психопатических личностей, таких как Херви М. Клекли «S Маска здравомыслия, и Роберт Д. Hare » s Hare Психопатии Контрольный список.
Связанные с ними выражения - « обаяние оскорбительного », «включающее обаяние» и « поверхностная улыбка ».
Классическая риторика рано выделила критическую категорию поверхностного чародея, достоинства которого были чисто словесными, без основного содержания.
Современный интерес к поверхностному обаянию восходит к классическому исследованию социопата Херви М. Клекли (1941): после его работы стало общепризнанным, что социопат / психопат характеризовался поверхностным обаянием и пренебрежением к чувствам других людей. По словам Хейра, «Психопатическое обаяние ни в коей мере не означает застенчивости, застенчивости или боязни что-либо сказать».
Последующие исследования уточнили, но, возможно, принципиально не изменили первоначальную оценку Клекли. В последнем диагностическом обзоре сочетание интеллекта и внешнего обаяния Клекли было пересмотрено, чтобы отразить более девиантное поведение - разговорчивый, хитрый и неискренний. Также можно провести различие между тонким, скромным видом социопатического обаяния и более обширной, волнующей спонтанностью, которая придает социопату своего рода животный магнетизм.
Авторы книги « Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу» описывают пятиэтапную модель того, как типичный рабочий психопат поднимается к власти и сохраняет власть. На первом этапе (вступление) психопат будет использовать высокоразвитые социальные навыки и обаяние, чтобы получить работу в организации. Корпоративных психопатов в организациях можно выделить для быстрого продвижения по службе из-за их лоска, обаяния и хладнокровной решительности. Их внешнее обаяние можно ошибочно принять за харизму.
Этот термин также встречается в дискуссии Гочкиса о нарциссах: «Их внешнее обаяние может быть очаровательным». Однако для таких фигур за романтическими жестами, которые служат только подпитке собственного эго нарцисса, нет никакой субстанции.
Нарциссы известны как очаровательные манипуляторы, заманивающие своих жертв в ловушку через фасад понимания, чтобы они приостанавливали свое самозащитное поведение и снижали свои личные границы. Тесно связано то, как самозванцы могут заставить людей полюбить себя, чтобы удовлетворить их нарциссические потребности, не отвечая им взаимностью в реальном смысле и не отвечая на их чувства.
Социальные хамелеоны были описаны как адепты социального интеллекта, способные произвести очаровательное хорошее впечатление, но ценой своих истинных побуждений. Их способность хорошо управлять впечатлениями часто приводит к успеху в таких областях, как театр, торговля, политика и дипломатия. Но при отсутствии чувства собственных внутренних потребностей такие поверхностные экстраверты могут в конечном итоге (несмотря на свое обаяние) стать хамелеонами без корней, бесконечно перенимая свои социальные сигналы от других людей.
Точно так же, для театральной личности, то внимание искание через поверхностный шарм может усилить только расщепление в реальном себя от публичного представления в порочном круге.
«Атака очарования» - это связанное понятие, означающее рекламную кампанию, обычно проводимую политиками, которая пытается привлечь сторонников, подчеркивая их харизму или надежность. Первое зарегистрированное использование этого выражения было в нью-йоркской газете Elmira Advertiser 1 июля 1955 года.
Ф. Скотт Фицджеральд исследовал деструктивные последствия чрезмерного обаяния в таких историях, как «Магнетизм», поддерживая это очарование для тех, кто им обладал, и требовал постоянного использования для поддержания его в идеальном состоянии.
Критики возражают, что существует несколько объективных критериев, по которым можно отличить внешнее обаяние от подлинного, и что как часть обычных тонкостей вежливости мы все регулярно используем поверхностное обаяние в повседневной жизни, выражая поверхностную солидарность и фиктивную доброжелательность ко всем социальным взаимодействиям.