Солидарность - это осознание общих интересов, целей, стандартов и симпатий, создающее психологическое чувство единства групп или классов. Это относится к связям в обществе, которые объединяют людей в одно целое. Этот термин обычно используется в социологии и других социальных науках, а также в философии и биоэтике. Это также важное понятие в католическом социальном учении ; следовательно, это основная концепция христианской демократической политической идеологии.
Что составляет основу солидарности и как она реализуется, варьируется в зависимости от общества. В развивающихся обществах это может быть в основном основано на родстве и общих ценностях, в то время как в более развитых обществах накапливаются различные теории относительно того, что способствует чувству солидарности или, скорее, социальной сплоченности.
Солидарность есть также одним из шести принципов Хартии основных прав Европейского Союза, и 20 декабря каждого года Международный день солидарности людей признан международным праздником. Концепции солидарности упоминаются в Всеобщей декларации биоэтики и прав человека, но четко не определены. Поскольку исследования и производство биотехнологий и биомедицинских улучшений растут, потребность в четком определении солидарности в рамках системы здравоохранения становится важной.
Согласно Эмилю Дюркгейму, типы социальная солидарность соотносится с типами общества. Дюркгейм ввел термины механическая и органическая солидарность как часть своей теории развития обществ в статье Разделение труда в обществе (1893). В обществе, демонстрирующем механическую солидарность, его сплоченность и интеграция проистекают из однородности людей - люди чувствуют себя связанными через одинаковую работу, образовательную и религиозную подготовку и образ жизни. Механическая солидарность обычно действует в «традиционных» и малых обществах. В более простых обществах (например, племенной ) солидарность обычно основана на родственных связях семейных сетей. Органическая солидарность проистекает из взаимозависимости, которая возникает из специализации работы и взаимодополняемости между людьми - развития, которое происходит в «современных» и «индустриальных» обществах.
Хотя люди выполняют разные задачи и часто имеют разные ценности и интересы, порядок и солидарность общества зависят от их зависимости друг от друга при выполнении поставленных задач. «Органический» здесь относится к взаимозависимости составных частей, и, таким образом, социальная солидарность поддерживается в более сложных обществах за счет взаимозависимости составных частей (например, фермеры производят продукты питания, чтобы прокормить фабричных рабочих, производящих тракторы, которые позволяют фермер для производства еды).
Связь между биологическим и социальным была принципиально важна для идеи солидарности, выраженной идеологом анархизма и бывшим князем Петром Кропоткиным (1842 г.) –1921). В своей самой известной книге Взаимопомощь: фактор эволюции (1902), написанной частично в ответ на гекслианский социальный дарвинизм, Кропоткин изучал использование сотрудничества как механизма выживания в человеческих обществах на различных этапах их развития. а также с животными. По его словам, взаимопомощь или сотрудничество внутри вида стало важным фактором в эволюции социальных институтов. Солидарность необходима для взаимопомощи; Поддерживающая активность по отношению к другим людям является результатом не ожидания вознаграждения, а, скорее, инстинктивного чувства солидарности.
В предисловии к книге Кропоткин писал:
«Количество и значение институтов взаимопомощи, которые были созданы творческим гением дикарей и полудиких масс в период древнейших родовспоможений. период человечества, а тем более в течение следующего периода деревенской общины, и огромное влияние, которое эти ранние институты оказали на последующее развитие человечества вплоть до настоящего времени, побудили меня распространить мои исследования на более поздние исторические периоды, как ну; особенно, чтобы изучить этот самый интересный период - свободные средневековые городские республики, универсальность и влияние которых на нашу современную цивилизацию еще не получили должной оценки. И, наконец, я попытался вкратце указать на огромное значение, которое взаимная поддержка инстинкты, унаследованные человечеством от его чрезвычайно долгой эволюции, действуют даже сейчас в нашем современном обществе, которое, как предполагается, базируется на принципе «каждый за себя, а государство за всех», но чего ему никогда не удавалось и не удастся реализовать ».
Кропоткин выступал за альтернативную экономическую и социальную систему, которая будет координироваться через горизонтальную сеть добровольных ассоциаций с товарами, распределяемыми в соответствии с физическими потребностями человека, а скорее чем по труду.
Солидарность - это новое понятие в современной философии в различных подотраслях права, этики и политическая философия. Ранние античные философы, такие как Сократ и Аристотель, обсуждают солидарность как этику добродетели, потому что для того, чтобы жить хорошей жизнью, человек должен совершать действия и вести себя определенным образом. это солидарность с сообществом.
Один из примечательных подходов в биоэтике состоит в том, чтобы идентифицировать солидарность в первую очередь как трехуровневую практику, действующую на межличностном, общинном, договорном и юридическом уровнях. Этот подход основан на стремлении провести различие между различными применениями концепции и прояснить ее значение, как в историческом плане, так и с точки зрения ее потенциала в качестве плодотворной концепции для решения современных моральных, социальных и политических проблем. Современная практика биоэтики находится под значительным влиянием концепции Иммануила Канта о категорическом императиве. Статья пастора и философа Фрица Яра «Биоэтика: обзор этических отношений человека с животными и растениями» уточняет исходный дискурс Канта о категориальном императиве, включая понятие биоэтического императива.
Биомедицинские технологии также получили дальнейшее развитие. представила солидарность как стержневую концепцию биоэтики. Ученые, такие как Ори Леви, обращают внимание на негативные последствия биомедицинских усовершенствований. Другой ученый, д-р Мейлен тер Рууд, обсуждает применение солидарности в системах здравоохранения.
Фриц Яр описывает, что биоэтика в конечном итоге состоит из «академической дисциплины, принципов и добродетель ". Это перекликается с глубоким влиянием Сократа на нормализацию биоэтики и ее практик. Яр использует категорический императив Канта, чтобы продемонстрировать обязательную, но врожденную человеческую практику Биоэтического императива:
«Это приводит к тому, что руководящим принципом наших действий является Биоэтический императив: уважать каждое живое существо в целом как самоцель, и относитесь к нему, если возможно, как к такому "
, поскольку он возникает во взаимоотношениях не только между сознательным человеческим существом, но также с растениями и другими видами животных. Яр полностью убежден, что для того, чтобы действительно практиковать биоэтику, нужно быть солидарным со всеми формами жизни . Если кто-то решает быть солидарным только с людьми, то он не должен вести себя добродетельно ни в какой форме.
Солидарность является неотъемлемым элементом католического социального учения. По словам Папы Франциска :
Никто не может оставаться равнодушным к неравенству, сохраняющемуся в мире... Бразильский народ, особенно самые скромные из вас, могут преподать миру ценный урок солидарности, слово, которое слишком часто забывают или заставляют замолчать, потому что это неудобно... Я хотел бы обратиться с призывом к тем, у кого больше ресурсов, к государственным властям и ко всем людям доброй воли, которые работают во имя социальной справедливости: никогда не уставать работать на более справедливый мир, отмеченный большей солидарностью
Церковное учение о солидарности объясняется в Сборнике социальной доктрины Церкви и кратко резюмируется в Катехизисе Католической церкви :
.