Разделение труда в обществе (французское : De la Division du travail social) - докторская диссертация французского социолога Эмиля Дюркгейма, опубликованная в 1893 году. продвижение социологических теорий и идей, на которые, в свою очередь, оказал влияние Огюст Конт. Дюркгейм описал, как социальный порядок поддерживался в обществах, основанных на двух очень разных формах солидарности - механической и органической - и переходе от более «примитивных» обществ к передовые индустриальные общества.
Дюркгейм предположил, что в «примитивном» обществе механическая солидарность, при которой люди действуют и думают одинаково и с общей коллективной совестью, - это то, что позволяет поддерживать социальный порядок. В таком обществе Дюркгейм рассматривал преступление как действие, которое «оскорбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания», хотя он рассматривал преступление как нормальный социальный факт. Поскольку социальные связи относительно однородны и слабы в механическом обществе, закон должен быть репрессивным и уголовным, чтобы отвечать на оскорбления общей совести.
В развитом, индустриальном, капиталистическом обществе сложная система разделения труда означает, что люди распределяются в обществе в соответствии с их заслугами и соответственно получают вознаграждение: социальное неравенство отражает естественное неравенство, по крайней мере, в случае полного равенства в обществе. Дюркгейм утверждал, что нравственное регулирование, а также экономическое регулирование необходимо для поддержания порядка (или органической солидарности) в обществе. Фактически, это регулирование формируется естественным образом в ответ на разделение труда, позволяя людям «мирно улаживать свои разногласия». В обществе такого типа закон был бы скорее реституционным, чем уголовным, стремясь восстановить, а не чрезмерно наказывать.
Он думал, что переход общества от «примитивного» к развитому может вызвать серьезное расстройство, кризис и аномию. Однако когда общество достигает «продвинутой» стадии, оно становится намного сильнее и перестает развиваться. В отличие от Карла Маркса, Дюркгейм не предвидел какого-либо иного общества, возникшего из индустриального капиталистического разделения труда. Он рассматривал конфликт, хаос и беспорядок как патологические явления для современного общества, тогда как Маркс выделяет классовый конфликт.