Социально-экологические модели были разработаны для дальнейшего понимания динамических взаимосвязей между различными личными факторами и факторами окружающей среды. Социоэкологические модели были введены в урбанистические исследования социологами, связанными с чикагской школой после Первой мировой войны, как реакция на узкий круг исследований, проводимых психологами развития. Эти модели устраняют разрыв между теориями поведения, которые фокусируются на небольших условиях, и антропологическими теориями.
Представленная в качестве концептуальной модели в 1970-х годах, формализованная как теория в 1980-х и постоянно пересматриваемая Бронфенбреннером до его смерти в 2005 году, Экологическая основа человеческого развития Ури Бронфенбреннера применяется социоэкологические модели человеческого развития. В своей первоначальной теории Бронфенбреннер постулировал, что для понимания человеческого развития необходимо принять во внимание всю экологическую систему, в которой происходит рост. В последующих пересмотрах Бронфенбреннер признал важность биологических и генетических аспектов человека в человеческом развитии.
В основе экологической модели Бронфенбреннера лежит биологический и психологический состав ребенка, основанный на индивидуальной и генетической истории развития. На этот состав продолжает влиять и изменять непосредственное физическое и социальное окружение ребенка (микросистема), а также взаимодействия между системами в окружающей среде (мезосистемы). Другие более широкие социальные, политические и экономические условия (экзосистема) влияют на структуру и доступность микросистем, а также на то, как они влияют на ребенка. Наконец, социальные, политические и экономические условия сами по себе находятся под влиянием общих убеждений и взглядов (макросистем), разделяемых членами общества. (Bukatko Daehler, 1998)
Проще говоря, теория систем - это идея о том, что одно влияет на другое. Основная идея теории систем состоит в том, что одна вещь влияет на другое событие, и существование происходит не в вакууме, а в связи с изменяющимися обстоятельствами, системы динамичны и, как это ни парадоксально, сохраняют свою целостность, приспосабливаясь к неизбежным изменениям, происходящим вокруг них. На наше индивидуальное и коллективное поведение влияет все, от наших генов до политической среды. Невозможно полностью понять наше развитие и поведение, не принимая во внимание все эти элементы. И действительно, это то, на чем настаивают некоторые теории социальной работы, если мы хотим эффективно вмешиваться. За этими моделями скрывается идея, что все взаимосвязано, все может влиять на все остальное. Сложные системы состоят из множества частей. Невозможно понять целое, не осознавая, как составляющие части взаимодействуют, влияют и изменяют друг друга. Когда части взаимодействуют, они создают характер и функцию целого.
Систему можно определить как сравнительно ограниченную структуру, состоящую из взаимодействующих, взаимосвязанных или взаимозависимых элементов, составляющих единое целое. Системное мышление утверждает, что единственный способ полностью понять что-то или событие - это понять части по отношению к целому. Таким образом, системное мышление, то есть процесс понимания того, как вещи влияют друг на друга в рамках целого, занимает центральное место в экологических моделях. Как правило, система - это сообщество, расположенное в среде. Примерами систем являются системы здравоохранения, системы образования, системы питания и экономические системы.
Опираясь на естественные экосистемы, которые определяются как сеть взаимодействий между организмами и между организмами и окружающей их средой, социальная экология представляет собой основу или набор теоретических принципов для понимания динамических взаимосвязей между различными личными факторами и факторами окружающей среды. Социальная экология уделяет особое внимание социальным, институциональным и культурным контекстам отношений между людьми и окружающей средой. Эта перспектива подчеркивает множественные измерения (пример: физическая среда, социальная и культурная среда, личные атрибуты), множественные уровни (пример: отдельные лица, группы, организации) и сложность человеческих ситуаций (пример: совокупное влияние событий с течением времени). Социальная экология также включает такие концепции, как взаимозависимость и гомеостаз из теории систем, чтобы характеризовать взаимные и динамические взаимодействия человека и окружающей среды.
Индивиды являются ключевыми агентами в экологических системах. С экологической точки зрения индивид является одновременно постулатом (основная сущность, существование которой считается само собой разумеющимся) и единицей измерения. Как постулат, у человека есть несколько характеристик. Сначала ему требуется доступ к среде, от которой он / она зависят в своих знаниях. Во-вторых, он взаимозависим с другими людьми; то есть всегда является частью населения и иначе существовать не может. В-третьих, он ограничен временем или имеет конечный жизненный цикл. В-четвертых, у него врожденная склонность сохранять и расширять жизнь. В-пятых, у него есть способность к изменчивости поведения. Таким образом, социальные экологические модели применимы к процессам и условиям, которые управляют жизненным процессом человеческого развития в реальной среде, в которой живут люди. Экологическая основа человеческого развития Ури Бронфенбреннера считается наиболее признанной и используемой социальной экологической моделью (применительно к человеческому развитию). Теория экологических систем рассматривает развитие ребенка в контексте систем отношений, которые формируют его или ее окружающую среду.
Экологическая основа человеческого развития Бронфенбреннера была впервые представлена в 1970-х годах как концептуальная модель и стала теоретической моделью в 1980-х годах. Можно выделить две отдельные фазы теории. Бронфенбреннер заявил, что «полезно различать два периода: первый завершился публикацией« Экологии человеческого развития »(1979), а второй характеризовался серией статей, в которых исходная модель подвергалась сомнению». Первоначальная теория Бронфенбреннера проиллюстрировала важность места для аспектов контекста, и в пересмотре он занялся самокритикой, не принимая во внимание роль человека в своем собственном развитии, уделяя слишком много внимания контексту. Несмотря на то, что теория Бронфенбреннера была пересмотрена, изменена и расширена, ее суть по-прежнему вызывает экологический стресс во взаимосвязи между человеком и контекстом.
Экологическая модель Бронфенбреннера исследует человеческое развитие, изучая, как люди создают особую среду, в которой они живут. Другими словами, люди развиваются в соответствии с окружающей средой; это может включать общество в целом и период, в котором они живут, что будет влиять на поведение и развитие. Это рассматривает поведение и развитие как симбиотические отношения, поэтому это также известно как «биоэкологическая» модель.
Бронфенбреннер создал свою теорию экологических систем, чтобы объяснить, как все в ребенке и окружающей его среде влияет на то, как ребенок растет и развивается. В своей первоначальной теории Бронфенбреннер постулировал, что для понимания человеческого развития необходимо учитывать всю экологическую систему, в которой происходит рост. Эта система состоит из пяти социально организованных подсистем, которые поддерживают и направляют человеческое развитие. Каждая система зависит от контекстуального характера жизни человека и предлагает постоянно растущее разнообразие вариантов и источников роста. Более того, внутри и между каждой системой существуют двунаправленные влияния. Эти двунаправленные влияния подразумевают, что отношения оказывают влияние в двух направлениях, как от человека, так и к человеку.
Поскольку у нас потенциально есть доступ к этим подсистемам, мы можем получить больше социальных знаний, расширенный набор возможностей для обучения решению проблем и доступ к новым измерениям самоисследования.
Микросистема является ближайшим к дочернему слою и содержит структуры, с которыми ребенок имеет непосредственный контакт. Микросистема охватывает отношения и взаимодействия ребенка с его или ее непосредственным окружением, таким как семья, школа, район или среда ухода за детьми. На уровне микросистемы двунаправленные влияния наиболее сильны и оказывают наибольшее влияние на ребенка. Однако взаимодействия на внешних уровнях все еще могут влиять на внутренние структуры. Эта основная среда является местом, где ребенок впервые познает мир. Это самая интимная среда обучения ребенка, она предлагает ему или ей ориентир для мира. Микросистема может стать источником заботы о ребенке или стать навязчивым набором воспоминаний. Реальная сила в этом начальном наборе взаимоотношений с семьей для ребенка - это то, что он испытывает с точки зрения развития доверия и взаимности со своими значимыми людьми. Семья - это ранняя микросистема ребенка для обучения жизни. Заботливые отношения между ребенком и родителями (или другими опекунами) могут помочь в формировании здоровой личности. Например, поведение родителей дает детям первый опыт построения доверия.
Мезосистема выводит нас за пределы диадных или двухсторонних отношений. Мезосистемы соединяют две или более системы, в которых живут ребенок, родитель и семья. Мезосистемы обеспечивают связь между структурами микросистемы ребенка. Например, связь между учителем ребенка и его родителями, между его церковью и его соседством - каждая представляет собой мезосистему. ***
Экзосистема определяет большую социальную систему, в которой ребенок не функционирует напрямую. Структуры этого слоя влияют на развитие ребенка, взаимодействуя с некоторой структурой в его / ее микросистеме. Примерами являются графики рабочего места родителей или семейные ресурсы на уровне сообщества. Ребенок может не быть напрямую вовлечен на этом уровне, но он чувствует положительную или отрицательную силу, связанную с взаимодействием с их собственной системой. Основные экзосистемы, которые косвенно влияют на молодежь через их семью, включают: школу и сверстников, рабочее место родителей, семейные социальные сети и контексты местных сообществ, местную политику и промышленность. Экзосистемы могут расширять возможности (пример: высококачественная программа по уходу за детьми, которая приносит пользу всей семье) или могут приводить к деградации (пример: чрезмерный стресс на работе влияет на всю семью). Более того, отсутствие в системе делает ее не менее сильной в жизни. Например, многие дети осознают стресс на рабочем месте своих родителей, даже не будучи физически в этих местах.
Макросистема - это более широкий культурный контекст, такой как отношения и социальные условия в рамках культуры где находится ребенок. Макросистемы могут использоваться для описания культурного или социального контекста различных социальных групп, таких как социальные классы, этнические группы или религиозные организации. Этот слой является самым внешним слоем в окружающей среде ребенка. Эффекты более широких принципов, определяемых макросистемой, имеют каскадное влияние во взаимодействии всех других уровней. Макросистема влияет на то, что, как, когда и где мы осуществляем наши отношения. Например, такая программа, как «Женщины, младенцы и дети» (WIC), может положительно повлиять на молодую мать с помощью здравоохранения, витаминов и других образовательных ресурсов. Это может расширить ее возможности, чтобы она, в свою очередь, была более эффективной и заботилась о своем новорожденном. В этом примере, без веры, услуг и поддержки для семей дети и их родители подвержены большому вреду и ухудшению. В некотором смысле окружающая нас макросистема помогает нам удерживать вместе многие нити нашей жизни.
Хроносистема охватывает измерение времени в том смысле, в каком оно связано с окружающей средой ребенка. Элементы в этой системе могут быть как внешними, например, время смерти родителей, так и внутренними, например, физиологические изменения, происходящие с возрастом ребенка. Семейную динамику необходимо рассматривать в историческом контексте, поскольку она происходит в каждой системе. В частности, сильное влияние, которое исторические влияния на макросистему оказывают на то, как семьи могут реагировать на различные стрессоры. Бронфенбреннер предполагает, что во многих случаях семьи реагируют на различные факторы стресса в рамках социальных параметров, существующих в их жизни.
Наиболее значительным отклонением Бронфенбреннера от его первоначальной теории является включение процессов человеческого развития. Процессы, согласно Бронфенбреннеру, объясняют связь между некоторым аспектом контекста или некоторым аспектом личности и интересующим результатом. Полная, пересмотренная теория имеет дело с взаимодействием между процессами, человеком, контекстом и временем и называется моделью процесс-человек-контекст-время (PPCT). Два взаимозависимых предложения определяют свойства модели. Более того, в отличие от исходной модели, модель «процесс – человек – контекст – время» больше подходит для научных исследований. Пер Бронфенбреннер:
Процессы играют решающую роль в развитии. Проксимальные процессы имеют фундаментальное значение для теории. Они представляют собой двигатели развития, потому что, участвуя в деятельности и взаимодействиях, люди приходят к осмыслению своего мира, понимают свое место в нем и оба играют свою роль в изменении преобладающего порядка, вписываясь в существующий. Природа ближайших процессов варьируется в зависимости от аспектов человека и контекста - как пространственно, так и временно. Как объясняется во втором из двух центральных положений, социальные преемственности и изменения происходят с течением времени на протяжении жизненного пути и исторического периода, в течение которого живет человек. Таким образом, влияние ближайших процессов сильнее, чем влияние окружающих условий, в которых они происходят.
Человек. Бронфенбреннер признает здесь важность биологических и генетических аспектов человека. Однако он уделял больше внимания личностным характеристикам, которые люди привносят с собой в любую социальную ситуацию. Он разделил эти характеристики на три типа: характеристики спроса, ресурса и силы. Характеристики спроса - это те характеристики, которые действуют как непосредственный стимул для другого человека, например возраст, пол, цвет кожи и внешний вид. Эти типы характеристик могут повлиять на начальные взаимодействия из-за немедленно сформированных ожиданий. К ресурсным характеристикам относятся те, которые частично относятся к умственным и эмоциональным ресурсам, таким как прошлый опыт, навыки и интеллект, а также к социальным и материальным ресурсам (доступ к хорошей пище, жилью, заботливым родителям и возможностям образования, соответствующим потребностям конкретного человека). общество). Наконец, силовые характеристики связаны с различиями в темпераменте, мотивации и настойчивости. Согласно Бронфенбреннеру, у двух детей могут быть равные ресурсные характеристики, но их траектории развития будут совершенно разными, если один мотивирован на успех и настойчиво выполняет задачи, а другой не мотивирован и не упорствует. Таким образом, Бронфенбреннер дал более четкое представление о роли людей в изменении их контекста. Изменение может быть относительно пассивным (человек меняет среду, просто находясь в ней), или более активным (способы, которыми человек меняет среду, связаны с его или ее характеристиками ресурсов, будь то физические, умственные или эмоциональные), до наиболее активных (степень, в которой человек меняет среду, частично связана с желанием и побуждением сделать это, или с характеристиками силы).
Контекст или среда включает четыре из пяти взаимосвязанные системы исходной теории: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.
Последний элемент модели PPCT - время. Время играет решающую роль в развитии человека. Точно так же, как контекст и индивидуальные факторы делятся на субфакторы или подсистемы, Бронфенбреннер и Моррис писали о времени как о составляющем микровремени (то, что происходит в ходе некоторой конкретной деятельности или взаимодействия), мезовремени. (степень, в которой действия и взаимодействия происходят с определенной последовательностью в среде развивающегося человека) и макровремя (хроносистема). Время и время одинаково важны, потому что все аспекты модели PPCT можно рассматривать с точки зрения относительного постоянства и изменения.
Применение социальных экологических теорий и моделей сосредоточено на нескольких целях : объяснять взаимодействие человека и окружающей среды, улучшать взаимодействие людей и окружающей среды, способствовать росту и развитию человека в определенных средах, а также улучшать среду, чтобы они поддерживали выражение системных диспозиций человека. Вот некоторые примеры:
Хотя в целом модели Ури Бронфенбреннера хорошо воспринимаются, на протяжении многих лет они сталкивались с некоторой критикой. Большая часть критики связана с трудностями эмпирической проверки теории и модели, а также с широтой теории, из-за которой сложно вмешиваться на любом заданном уровне. Вот некоторые примеры критики теории:
Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32, 513-531.
Бронфенбреннер, У. (1979). Экология человеческого развития: эксперименты по природе и дизайну. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-22457-4
Бронфенбреннер, У. (1986). Экология семьи как контекст человеческого развития: перспективы исследования. Психология развития, 22 (6), 723-742.
Бронфенбреннер, У. (1988). Взаимодействующие системы в человеческом развитии. Парадигмы исследования: настоящее и будущее. В Н. Болджере, А. Каспи, Дж. Дауни и М. Мурхаус (ред.), «Лица в контексте: процессы развития» (стр. 25–49). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Бронфенбреннер, У. (1989). Теория экологических систем. В R. Vasta (Ed.), Annals of child development, Vol. 6 (стр. 187–249). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
Бронфенбреннер, У. (1993). Экология когнитивного развития: исследовательские модели и беглые выводы. В Р. Вонзяк и К. Фишер (ред.), «Развитие в контексте: действие и мышление в определенных условиях» (стр. 3–44). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Бронфенбреннер, У. (1994). Экологические модели человеческого развития. В T. Husen T. N. Postlethwaite (Eds.), International Encyclopedia of Education (2-е изд., Том 3, стр. 1643–1647). Оксфорд, Англия: Pergamon Press.
Бронфенбреннер, У. (1995). Экология развития через пространство и время: перспектива будущего. В: П. Моэн, Г. Х. Элдер-младший, К. Люшер (ред.), Изучение жизней в контексте: Перспективы экологии человеческого развития (стр. 619–647). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Бронфенбреннер, У. (1999). Среды в перспективе развития: теоретические и операционные модели. В С. Л. Фридмане и Т. Д. Ваксе (редакторы), Измерение окружающей среды на протяжении всей жизни: Новые методы и концепции (стр. 3–28). Вашингтон, округ Колумбия: Пресса Американской психологической ассоциации.
Бронфенбреннер, У. (2005). Создание человека людьми: биоэкологические перспективы человеческого развития. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Бронфенбреннер, У. и Сеси, С. Дж. (1994). Переосмысление природы и воспитания в перспективе развития: биологическая модель. Психологическое обозрение, 101, 568-586.
Bronfenbrenner, U., Crouter, A.C. (1983). Эволюция моделей окружающей среды в исследованиях развития. В P. H. Mussen (Series Ed.) И W. Kessen (Vol. Ed.), Handbook of Children's Psyology, Vol. 1. История, теория, методы (4-е изд., С. 357–414). Нью-Йорк: Вили.
Бронфенбреннер, У., и Эванс, Г. У. (2000). Наука о развитии в 21 веке: новые вопросы, теоретические модели, исследования и эмпирические данные. Социальное развитие, 9 (1), 115-125.
Бронфенбреннер, У. и Моррис, П. А. (1998). Экология процессов развития. В W. Damon R. M. Lerner (Eds.), Handbook of Children's Psyology, Vol. 1: Теоретические модели человеческого развития (5-е изд., Стр. 993–1023). Нью-Йорк: John Wiley and Sons, Inc.
Бронфенбреннер, У., и Моррис, П. А. (2006). Биоэкологическая модель развития человека. В W. Damon R. M. Lerner (Eds.), Handbook of Children's Psyology, Vol. 1: Теоретические модели человеческого развития (6-е изд., Стр. 793–828). Нью-Йорк: Джон Вили.
Деде Пакетт и Джон Райан. (2001). Теория экологических систем Бронфенбреннера
Арч Г. Вудсайд, Мэрилуиз Колдуэлл, Рэй Сперр. (2006). Развитие теории экологических систем в исследованиях образа жизни, отдыха и путешествий, в: Journal of Travel Research, Vol. 44, № 3, 259–272.
Кейл, Р. В., и Кавано, Дж. К. (2010). Исследование человеческого развития. Человеческое развитие: взгляд на продолжительность жизни (5-е изд.). Белмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Сенсага.
Грегсон, Дж. (2001). Системные, экологические и политические изменения: использование социально-экологической модели в качестве основы для оценки программ просвещения в области питания и социального маркетинга с аудиторией с низкими доходами. Журнал по вопросам питания, 33 (1), 4-15.
Герреро, Л. К., и Ла Вэлли, А. Г. (2006). Конфликт, эмоции и общение. В книге J. G. Oetzel, S. Ting-Toomey (Eds.), The SAGE, руководство по конфликтной коммуникации. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж, 69–96.
Хоули, А. Х. (1950). Экология человека: теория структуры сообщества. Нью-Йорк: Рональд Пресс.
Левин, К. (1935). Динамическая теория личности. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Маклерой, К. Р., Бибо, Д., Стеклер, А., и Гланц, К. (1988). Экологический взгляд на программы укрепления здоровья. Health Education Quarterly, 15, 351-377.
Эцель, Дж. Г., Тинг-Туми, С., Риндерл, С. (2006). Конфликтное общение в контекстах: социальная экологическая перспектива. В книге J. G. Oetzel S. Ting- * Toomey (Eds.), SAGE, руководство по конфликтной коммуникации. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
Стокс, Д. (1996). Перевод социальной экологической теории в руководящие принципы по укреплению здоровья населения. Американский журнал укрепления здоровья, 10, 282-298.