Сеницид, или геронтицид, это убийство пожилых людей или их оставление до смерти.
Общественные взгляды и юридические последствия сильно различаются в отношении сеницида.
Пифагорейская доктрина утверждала, что все существа были наказаны богами, заключившими души этих существ в тело. Таким образом, любая попытка изменить это наказание будет рассматриваться как прямое нарушение воли богов. В четвертом веке до нашей эры была разработана Клятва Гиппократа, которая гласит: «Я никому не дам роковой выпивки, если меня попросят, и я не буду предлагать ничего подобного». Через призму клятвы Гиппократа эвтаназия с помощью смертельной тяги была запрещена. Однако один из самых известных примеров отклонения от этого кода произошел, когда врач Сенеки, философ и наставник Нерона, предоставил ученому, которому было 69 лет в школе. время, с ядом для одной из его многочисленных неудачных попыток самоубийства.
Древние общества рассматривали самоубийство и эвтаназию совершенно иначе, чем современная культура. Хотя такие факторы, как лучшее медицинское и психологическое понимание, повлияли на взгляды современного общества на самоубийства и эвтаназию, значительный сдвиг во взглядах на эти формы смерти произошел из-за смены религии, то есть греко-римской В обществе преобладали языческие религии, которые категорически не осуждали самоубийства и эвтаназию.
Многие современные христиане не приемлют практики самоубийства или сеницида, считая, что только Бог должен контролировать жизнь и смерть человека.
герулы были германским племенем во время периода миграции (примерно с 400 по 800 гг. Н. Э.). Прокопий утверждает в своей работе «Войны», что герулы поместили больных и пожилых людей на высокие дрова и закололи их, прежде чем поджечь костер.
В южном индийском штате Тамил Наду незаконная практика сеницида, известная в местном масштабе как талаикоотхал, как сообщается, происходит десятки или, возможно, сотни раз в год.
Распространено мнение, что инуиты оставляют своих стариков на льду умирать. Сеницид среди инуитов был редкостью, за исключением периода голода. Последний известный случай сеницида инуитов был в 1939 году.
Убасуте (姥 捨, «бросить старуху»), обычай, предположительно выполнявшийся в Японии в далеком прошлом, когда больного или пожилого родственника переносили на гору или в какое-нибудь другое отдаленное, безлюдное место и оставляли там умирать. Этот обычай ярко изображен в «Балладе о Нараяме» (роман Сичиро Фукадзавы 1956 года, фильм 1958 года и фильм 1983 года ).
Предполагаемый обычай состоял в том, чтобы сбрасывать недееспособных или больных стариков с определенных обрывов, подтвержденной практикой была эвтаназия больных, старческого возраста или страдающих стариков, проводимая избранными женщинами по имени аккаббадорас ( букв. «терминатор» или «эндер»), что после благословения скорого умершего продолжал убивать их удушением или тупым ударом по затылку деревянным молотком.
В нордическом фольклоре аттеступа - это скала, где пожилые люди прыгали или были брошены насмерть. Хотя у этой практики нет исторических свидетельств, этот троп сохранился как городская легенда и метафора недостаточного благосостояния пожилых людей.
Лапот - мифическая сербская практика избавления от родителей.
Паркин сообщает о восемнадцати случаях сеницида, которые, по мнению древних людей, имели место. Из этих случаев только два произошли в греческом обществе; другое имело место в римском обществе, а все остальное - в других культурах. Один из примеров, который приводит Паркин, - остров Кеос в Эгейском море. Хотя существует множество различных вариаций истории Кейана, легендарная практика, возможно, началась, когда афиняне осадили остров. В попытке сохранить запасы продовольствия кейаны проголосовали за всех людей старше 60 лет, которые покончили жизнь самоубийством, выпив болиголов. Другой случай римского сеницида произошел на острове Сардиния, где их сыновья принесли в жертву титану 70-летние отцы Кронос.
Случай институционального сеницида, произошедшего в Риме, исходит из пословицы, согласно которой 60-летних должны были сбрасывать с моста. Произошло ли это деяние на самом деле, в древности очень спорили и продолжают сомневаться сегодня. Наиболее исчерпывающее объяснение традиции исходит от Феста, написанного в четвертом веке нашей эры, который предлагает несколько различных верований о происхождении этого акта, включая человеческие жертвы древнеримскими туземцами, геркулесов ассоциацию и представление о том, что пожилые люди не должны голосовать, потому что они больше не давали долга перед государством. Эта идея бросить пожилых людей в реку, вероятно, совпадает с последним объяснением, данным Фестом. То есть молодые люди не хотели, чтобы старшее поколение затмевали их желания и амбиции, и поэтому предлагали сбросить стариков с моста, где проходило голосование, и не допустить их к голосованию.
Художественные произведения, посвященные сенициду, включают: