Раковский катехизис (Pol. : Katechizm Rakowski) - это нетринитарное вероисповедание XVI века. Название раковец происходит от издателей, польских братьев, которые основали большой город в Ракове, Кельцкий повят, где Раковская академия и печатный станок были основан Якубом Сененским в 1602 году.
Польские братья или Малая Экклесия были антитринитариями меньшинство реформатской церкви в Польше, отделившееся от кальвинистского большинства, или Ecclesia Major, в 1565 году.
К составлению катехизиса приложили руку несколько авторов: Валентин Смальций, Иероним Москожовский, Йоханнес Фёлькель и другие. Вероятно, что часть текста была подготовлена итальянским изгнанником Фаусто Соццини, который поселился среди польских братьев в 1579 году, так и не присоединившись официально, и умер за год до того, как был составлен катехизис.. Несмотря на отсутствие какого-либо официального статуса в церкви, Соццини оказал влияние на приведение польской церкви к христологии, которая очень напоминала то, чему он научился у своего дяди Лелио Соццини в изгнании в Швейцария в молодости.
Раковский катехизис был опубликован в 1605 году и впоследствии переведен на другие языки. Смальций создал немецкую версию.
Малая Экклесия просуществовала в Польше до 1656 года, когда была объявлена вне закона польским сеймом в римско-католической Контрреформации. Эти нетринитаристы и их катехизис позже станут известны как социнианцы из-за того, что Фаусто Соццини получил известность после его смерти в сериале Bibliotheca Fratrum Polonorum опубликована в Амстердаме 1665 г. и широко распространена в Англии и других странах.
2 апреля 1652 г. английский парламент проголосовал за изъятие и сожжение всех распространенных экземпляров.
Переработанное латинское издание Раковского катехизиса появилось в 1680 году в Амстердаме, отредактированное внуком Соццини Анджеем Вишовати-старшим и правнуком Бенедиком Вишовати. Это было основой английского перевода Томаса Риза '1818 года.
Предисловие
Самым отличительным элементом социнианского, в отличие от арианского, христологии является отказ от личного до- существование Христа. Тема предсуществования Христа неоднократно встречается в Раковском катехизисе с подробным обсуждением спорных стихов, таких как:
Большинство ранних социнианцев признали непогрешимость Нового Завета и, таким образом, приняли отчет о буквальном непорочном рождении Иисуса, бу Многие более поздние социнисты (т. е. унитарии ) этого не сделали.
Раковский катехизис приглушенно упоминает дьявола в семи местах, что побуждает переводчика 1818 года Томаса Риза сделать сноски на работы Хью Фармер (1761) и Джон Симпсон (1804). Тем не менее, эти ссылки согласуются с несколько сдержанным обращением с дьяволом в Biblioteca Fratrum Polonorum. Collegia Vicentina в Виченце (1546 г.) поставила под сомнение не только существование дьявола, но даже ангелов.