В христианской истории Коллегианты (латинское : Collegiani; голландцы : Collegianten), также называемые Collegians, были ассоциацией, основанной в 1619 году среди арминиан и анабаптистов в Голландии. Они были названы так потому, что их коллегии (собрания) проводились в первое воскресенье каждого месяца, когда каждый имел одинаковую свободу толковать Священное Писание, молиться и т. Д.
Эта практика зародилась в 1619 году, когда после Дортского Синода Государства Голландии уволили священнослужителей за Ободряя убежища для людей, преследуемых за религиозные убеждения, три брата Вармонда по имени ван дер Кодде (или Кодде) - Гийсберт, Ян Якобс и Адриан - решили проводить религиозные службы самостоятельно. Секта возникла как убежище от ожесточенных кальвинистских и арминианских споров того времени. Их название происходит от обычая называть свои общины «Колледжами», как это делали Спенер и пиетисты в Германии.
Первое место Коллегиантов в встреча проходила в деревне Вармонд, в резиденции одного из братьев, но вскоре они основали свою штаб-квартиру в Рейнсбург, деревне в 2,5 милях (4,0 км) к северо-западу от Лейден, и поэтому были названы Rijnsburgers (голландский: Rijnsburger Collegianten). В Рейнсбурге Коллегианты имели гостевой квартал в современном переулке, называемом Grote Huis (Большой Дом).
Были также большие общины Коллегиантов в других местах, например в Амстердам и Хорн. Амстердамский колледж был основан в 1646 году Адамом Борилом как спиритуалистическая ячейка, как и Себастьян Франк и Каспар Швенкфельд, но Даниэль Де Брин, выходец из Лейдена. образованный богослов-ремонстрант, привел колледж в соответствие с принципами Риджинсбургера. Разочарованный меннонит Гален Абрахамс (или Абрахамсон) привел многих других меннонитов в колледж Амстердама. В Амстердаме у Коллегиантов был приют De Oranjeappel, где вырос голландский писатель Агье Декен.
Их принципы с самого начала были состояло в том, чтобы принять в свое общество всех людей, которые были готовы признать свою веру в Библию как боговдохновенное писание, и принять его как руководство для христианской жизни; но исповедание веры не использовалось, и допускалось самое широкое разнообразие мнений. Их форма поклонения состояла из молитвенных собраний, проводимых по воскресеньям и средам, на которых любой мужчина из общины мог молиться и толковать Священное Писание, но среди них не было регулярной организации служения. Они признали необходимость крещения, которое они совершали путем погружения в воду, и дважды в год у них проводились причастные собрания, продолжавшиеся несколько дней, аналогичные собраниям шотландских пресвитериан.
Бенедикт Спиноза присоединился к учебным группам коллегиантов, живя недалеко от Лейдена с 1660 по 1663 год. Именно в этот период он начал работать над своей главной книгой «Этика». В конце XVII века мнения Спинозы прочно обосновались в коллегах и привели к временному разделению их членов на две партии с отдельными местами собраний. Лидером партии спинозистов был купец из Роттердама, и ему противостоял книготорговец из Амстердама, получивший известность благодаря своей работе, написанной против Бреденбурга под названием Arcana Atheismi detecta ( «Тайны атеизма раскрыты»); он также был издателем Bibliotheca Fratrum Polonorum seu Unitariorum. Две партии воссоединились после смерти этих двух спорщиков, и в течение 18 века привлекли в свое общество многих из других сект.
Последние (открытые) собрания Коллегиантов состоялись в Рейнсбурге 27 мая 1787 года, в Роттердаме 9 сентября 1788 года и в Амстердаме в 1791. Последнее крещение в Рейнсбурге было в 1801 году. Центр в Рейнсбурге был продан в 1828 году, после того как умер последний коллегиант. Детский дом колледжей под названием «De Oranjeappel» сохранился и по сей день как фонд содействия молодежной работе («Stichting Weeshuis der Doopsgezinde Collegianten« De Oranjeappel »).