Фаусто Соццини

редактировать
Фаусто П. Соццини
Портрет ван де теолоога Фаусто Паоло Соццини, RP-P-1908-3942.jpg
Родился5 декабря 1539 г.. Сиена, Республика Сиена в Священной Римской Империи
Умер4 марта 1604 (1604-03-04) (64 года). Луславице, Корона Королевства Польского в Речи Посполитой
Известная работаDe auctoritate scripturae sacre, De Jesu Christo servatore
Богословская работа
ЯзыкИтальянский
Традиции или движениеСоцинианизм
Известные идеиОтрицание божественного предвидения действий свободных агентов, Отрицание предсуществования Христа

Фаусто Паоло Соццини, также известный как Фауст Социнус (польский : Faust Socyn; 5 декабря 1539 - 4 марта 1604), был итальянским теологом и основателем школы Христианская мысль, известная как социнианизм, и главный теолог Малой реформатской церкви Польши.

Его трактат 1570 года De auctoritate sc ripturae sacrae (опубликовано на английском языке в 1732 году как «Демонстрация истинности христианской религии» с латинского «Socinius») оказало большое влияние на ремонстрантских мыслителей, таких как Симон Епископий, который опирался на аргументы Соццини в пользу рассмотрения Священных Писаний как исторических текстов.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1,1 Лион и Женева
    • 1,2 Флоренция
    • 1,3 Базель
    • 1,4 Трансильвания
    • 1,5 Польша
  • 2 Работы
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

Соццини родился в Сиене, единственный сын Алессандро Соццини и Аньезе Петруччи, дочь Боргезе Петруччи 1490 г.р. и внучка Пандольфо Петруччи.

Его отец Алессандро Соццини, старший из одиннадцати братьев родился в 1509 году, но умер в 1541 году, на тридцать втором году жизни. У Фаусто не было обычного образования, он воспитывался дома со своей сестрой Филлиде, а юность провел в бессвязном чтении в Borgo Scopeto, семейной усадьбе. Способным женщинам своей семьи он был обязан сильным моральным впечатлением, которое оставило на нем всю жизнь; его ранний интеллектуальный стимул исходил от его дяди Селсо Соццини, номинального католика, но сильного духа, основателя недолговечной Accademia del Sizienti (1554 г.), из которой молодой Фаусто был членом.

В 1556 году его дед Мариано Соццини младший по завещанию оставил Фаусто, как единственного сына старшего сына, четверть семейных владений, что сделало его независимым. В следующем году он поступил в Accademia degli Intronati, центр интеллектуальной жизни Сиены. Он присоединился к имени Frastagliato, в то время как Celso имел имя Sonnacchioso. Примерно в это же время юрист Гвидо Панцироло описывает его как молодого человека с прекрасным талантом и обещанием сделать карьеру юриста; но он не проявлял особого интереса к праву, предпочитая писать сонеты.

. В 1558–1559 гг. подозрение в лютеранстве пало на него вместе с его дядями Селсо и Камилло.

Лион и Женева

Достигнув совершеннолетия (1561), он отправился в Лион, вероятно, занимаясь торговлей; он повторно посетил Италию после смерти своего дяди Лелио Соццини ; мы находим его в 1562 году в списке итальянской церкви в Женеве ; нет никаких следов каких-либо отношений с Кальвином. В следующем году он вернулся в Лион. Евангелическая позиция была для него недостаточно радикальной. В его Brevis explicatio (Lyons, 1562) пролога к Евангелию от Иоанна он уже приписывает Христу официальное, а не существенное божество - уже антитринитарное. позиция; и в письме 1563 г. отвергает бессмертие души в пользу христианского смертности ; позиция впоследствии сложилась в его диспуте с гуманистом Франческо Пуччи.

Флоренция

К ​​концу 1563 года он вернулся в Италию, подчиняясь Римско-католической церкви, и для двенадцать лет, как показывают его неопубликованные письма, он находился на службе Изабеллы Медичи, дочери внучатого князя Тосканы Козимо (не, как Самуил Пшипковски говорит, на службе у самого внука). Между 1565 и 1568 годами он написал эссе Il Frastagliato Intronato. Эту часть своей жизни он считал потраченной впустую; до 1567 г. он уделял некоторое внимание юридическим обязанностям и написал (1570 г.) свой трактат De auctoritate s. scripturae.

В 1571 году он был в Риме, вероятно, со своей покровительницей. Он покинул Италию в конце 1575 года, а после смерти Изабеллы (задушенной своим мужем в 1576 году) и отклонил предложения ее брата Франческо, ныне великого князя, который настаивал на его возвращении. Франческо, несомненно, знал мотив, побудивший Соццини покинуть Италию; есть все основания верить утверждению Самуила Пшипковского о том, что великий князь согласился обеспечить ему доход от его собственности, если он ничего не публиковал от своего имени.

Базель

Соццини теперь остановился в Базеле, посвятил себя внимательному изучению Библии, начал перевод Псалмов в итальянские стихи и, несмотря на растущую глухоту, стал центром богословских споров. Его дискуссия с Жаком Куэ о доктрине спасения, изложенная в трактате De Jesu Christo servatore (закончена 12 июля 1578 г.), распространение которого в рукописи привлекло его внимание Джорджио Бьяндрата, придворный врач в Польше и Трансильвании и церковный проводник в интересах иноверцев.

Трансильвании

Трансильвании на короткое время (1559 г.) –1571) пользовался полной религиозной свободой при первом принце-унитарии Иоанне Сигизмунде. Нынешний правитель, Кристофер Батори, отдавал предпочтение иезуитам ; теперь целью Биандрата было ограничить иудейские наклонности красноречивого антитринитарного епископа Ференца Давида (1510–1579), с которым он ранее сотрудничал. Жесточайшее обвинение в морали Бидрата разрушило его влияние на Давида. Поэтому он призвал Соццини вразумить Давида, отказавшегося от поклонения Христу. В схеме доктрины Соццини термины ортодоксальные сами по себе употреблялись в еретическом смысле.

В отношении поклонения Соццини проводил различие между adoratio Christi, почитанием сердца, обязательным для всех христиан, и invocatio Christi, прямым обращением к молитве, которое было просто разрешительным (Биандрата сделал бы это императивом); хотя, по мнению Созини, молитва, к кому бы ни обращалась, была принята Христом как посредник для передачи отцу.

В ноябре 1578 года Соццини прибыл в Коложвар из Польши и во время четырех с половиной месяцев визита под крышей Давида приложил все усилия, чтобы убедить его в этой модифицированной доктрине инвокации. В результате Давид приложил все свои силы, чтобы с кафедры осудить весь культ Христа. Затем последовал гражданский процесс над Давидом по обвинению в инновациях. Соццини поспешил обратно в Польшу, прежде чем это началось. Его нельзя обвинить в соучастии в действиях Биандрата; он не участвовал в заточении Давида в крепости Дева, где старик с ужасом погиб менее чем за три месяца. Он хотел, чтобы Давиду запретили проповедовать до решения общего синода ; и его ссылки на это дело показывают, что (как в более поздних случаях Якоб Палеолог, Кристиан Франкен и Мартин Зайдель ) богословские отвращения, хотя они никогда не вызывали у него нецивилизованный, заморозил его природную доброту и ослепил его восприятие характера.

Бьяндрата в конечном итоге присоединился к католической церкви; отсюда хвалебное посвящение Соццини ему (1584 г.) его De Jesu Christi natura в ответ кальвинисту Эндрю Волану, хотя и напечатанное в его произведениях, не было использовано.

Польша

Остаток (1579–1604) жизни Соццини прошел в Польше. Поначалу исключенный своими взглядами на крещение (которое он считал применимым только к обращенным язычникам) из Малой Экклесии или антитринитарной церкви (в основном анабаптистов ), он постепенно приобрел преобладающее влияние в его синодах.

Мавзолей Фауста Социна в Луславицах

Польские братья попросили его занять позицию защитника сознательного отказа против белоруса Симона Будного и греческий унитарий Якоб Палеолог после Григория Паули из Бжезин заболели и тем самым завоевали некоторое уважение среди поляков.

Фаусто Соццини обратил ариан в Малую Экклесию из веры в предсуществование Христа в раннюю унитарианскую позицию и из их отказа от invocatio Кристи. Он подавлял полу-иудаизаторов, которых ему не удалось убедить. Через переписку с друзьями он влиял также на политику антитринитарной церкви Трансильвании.

Вынужденный покинуть Краков в 1583 году, он нашел дом с польским дворянином Кристофером Морштыном, на дочери Елизаветы он женился (1586). Она умерла в следующем году, через несколько месяцев после рождения дочери, Агнесе (1587–1654), впоследствии жены Станислава Вишоватого, отца Андреаса Вишоватого, и прародительницы многочисленных потомков. В 1587 году умер великий князь Франческо; этому событию биографы Соццини приписывают потерю его итальянской собственности, но его неопубликованные письма показывают, что он был в хороших отношениях с новым великим князем Фердинандо. Возникли семейные споры относительно толкования воли его деда; в октябре 1590 г. святая должность в Сиене лишила его наследства, разрешив пенсию, которая, по-видимому, так и не выплачивалась.

Прекращение денежных переводов из его собственности в Италии расторгло соглашение, согласно которому его сочинения должны были оставаться анонимными, и Соццини начал публиковать от своего имени. В результате в 1598 году толпа изгнала его из Кракова, разрушив его дом и избив. Друзья встретили его радушно в Луславице, в 30 милях к востоку от Кракова; и здесь, долгое время «мучившийся коликами и камнем», он умер 4 марта 1604 года. Его могилу отмечен блок из известняка с неразборчивыми надписями. Его гравированный портрет стоит перед его работами (оригинал не сохранился); Картина маслом, ранее находившаяся в Сиене, не может считаться подлинной.

Работы

Работы Соццини, отредактированные его внуком Анджеем Вишовати и ученым печатником Франсом Кайпером, содержатся в двух тесно отпечатанных фолиантах (Амстердам, 1668). Они считаются первыми двумя томами Bibliotheca fratrum polonorum, хотя работы Иоганна Крелля и Йонаса Шлихтинга были первыми из этой серии, которые были напечатаны. Они включают в себя все дошедшие до нас богословские труды Соццини, за исключением его эссе о предопределении (в котором он отрицает, что Бог предвидит действия свободных агентов), приставленного к Диалогам IV Кастеллио (1575 г., переиздано 1613 г.) и его редакции школьное руководство Instrumentum doctrinarum aristotelium (1586).

Его псевдонимы, легко интерпретируемые, были Феликс Турпио Урхеветанус, Проспер Дизидеус, Грацианус Проспер и Грацианус Турпио Гераполенсис (Сененсис). Некоторые из его ранних стихов находятся в «Ferentillis Scielta di stanze di diversi autori toscani» (1579, 1594); другие образцы приведены в Канте и в Атенеуме (II августа 1877 г.); больше сохранилось в Сиене.

Самым талантливым своим произведением Соццини считал «Contra atheos», погибшую во время краковских волнений (1598 г.). Позже он начал, но оставил незавершенным, более одной работы, предназначенной для демонстрации его системы в целом.

Его репутация мыслителя должна основываться на De auctoritate scripturae sacrae (1570) и De Jesu Christo servatore (1578). Первый был впервые опубликован (Севилья [Лондон, Джон Вулф], 1588) иезуитом Лопесом, который объявил его своим собственным, но с префиксом, утверждающим (вопреки фундаментальной позиции Соццини), что человек по природе обладает знанием Бога. Французский вариант (1592 г.) был одобрен министрами Базеля; английский перевод преподобного Эдварда Кумба (Сомерсет, 1731 г.) был предпринят в результате одобрения обвинения (1728 г.) епископом Ричардом Смолброком, который отмечает, что Гроций позаимствовал из него в его De veritate Christ. rel.. В маленьком компасе он предвосхищает исторический аргумент авторитетных авторов; Испытывая его современными испытаниями, следует помнить, что Соццини, считая его (1581 г.) недостаточно отвечающим основным трудностям, связанным с доказательством христианской религии, начал реконструировать его позиции в своем «Lectiones sacrae» (незаконченный). Его трактат о Спасителе оказывает реальную услугу богословию, помещая ортодоксию и ересь в новые отношения фундаментального антагонизма и сужая конфликт до главной личной выгоды религии.

О личности Христа в этом трактате он ничего не говорит; его единственная тема - дело Христа, которое, по его мнению, действует только на человека; богословская проницательность Соццини может быть измерена постоянством, с которым эта идея имеет тенденцию повторяться. Хотя его имя было связано со школой мнений, он отказался от роли ересиарха и отказался безоговорочно присоединиться к какой-либо одной секте. Его уверенность в выводах собственного разума принесла ему репутацию догматика ; но его постоянной целью было уменьшить и упростить основы христианства. Не без основания мемориальная доска в Сиене (надпись проф. Джованни Бриджиди 1879 г.) характеризует его как защитника человеческого разума против сверхъестественного.

Из его нетеологических доктрин наиболее важным является его утверждение о незаконности не только войны, но и убийства людей при любых обстоятельствах. Отсюда относительная мягкость его предложений по обращению с религиозными и антирелигиозными преступниками, хотя нельзя сказать, что он полностью усвоил теорию терпимости. Отсюда и его утверждение о том, что судебная власть является незаконной для христианина.

См. Также
  • icon Портал христианства
Примечания
Ссылки
  • Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Социнус ». Encyclopædia Britannica (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Socinus, Faustus (1732). Демонстрация истинности христианской религии, от латинского Socinius: After the Steinfurt copy. К которому добавлен краткий отчет о его жизни. Лондон: Отпечатано для У. Медоуза в Angel в Корнхилле. п. xxvii, 165. OCLC 723045701.
  • Кори, Дэвид Манро (1932). Фауст Социнус. Бостон: The Beacon Press. п. ix, 155 стр. OCLC 1134858.
Дополнительная литература
  • Мариан Хиллар, Лелий и Фауст Социнус: основатели Socinianim, их жизни и теология, в «Журнале радикальной Реформации. Свидетельство библейского унитаризма». " (Часть I, том 10, № 2, 2002 г.; часть II, том 10, № 3, 2002 г.)
  • Дуччо Фаббри, Фаусто Социни, nemo propheta in patria sua, GoWare Firenze 2018, ISBN 8833630307, 9788833630304..
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 11:54:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте