Протохронизм

редактировать

Фреска на тему даков на многоквартирном доме коммунистической эпохи в Орэштие, демонстрирующем идиосинкразические националистические черты румынского коммунизма.

протохронизм (англ. с румынского : Протокронизм, от древнегреческих терминов для «впервые в истории») - это румынский термин, описывающий тенденцию приписывать, в основном полагаясь на сомнительные данные и субъективную интерпретацию, идеализированное прошлое. стране в целом. Хотя он был особенно распространен в период режима Николае Чаушеску, его происхождение было связано с румынской наукой более века назад.

Этот термин относится к воспринимаемому возвеличиванию даков и более ранних корней сегодняшних румын. Это явление также уничижительно обозначается «Дакомания » или иногда «Фракомания », в то время как его сторонники предпочитают «Дакология ».

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 Дакийское письмо
  • 4 Протохронизм в других странах
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Обзор

В этом контексте термин указывает на тенденцию (отмеченную в нескольких версиях румынского национализма ) приписывать уникальные качества дакам и их цивилизации. Протохронисты пытаются доказать либо то, что даки играли важную роль в древней истории, либо даже что они преобладали над всеми культурами (с особым акцентом на Древний Рим, который, в полной противоположности мифа об основании, были бы созданы дакийскими мигрантами). Также отмечается использование табличек Тэртэрии в качестве верного доказательства того, что письменность возникла на протодакийской территории, и вера в то, что дакийский язык сохранился вплоть до Среднего века. Возраст.

Дополнительной, но не универсальной особенностью является попытка установления связи между предполагаемым монотеизмом культа Залмоксиса и христианством, согласно убеждению, что даки легко восприняли и впоследствии повлияли на религию. Кроме того, утверждается, что христианство было проповедано дако-римлянам святым Андреем, который, как сомнительно, считается источником современного румынского православия. Несмотря на отсутствие доказательств, подтверждающих это, это официальная позиция церкви, которую можно найти в учебниках истории, используемых в румынских православных семинариях и теологических институтах.

История

Идеи были объяснены как часть комплекса неполноценности, присутствующего в румынском национализме, который также проявлялся в работах, не связанных с протохронизмом, главным образом как отказ от идей о том, что румынские территории только служили колонией Рима, лишенной инициативы, и в результате притока латинян, который полностью уничтожил бы присутствие даков.

Протохронизм, скорее всего, возник благодаря взглядам, исповедуемым в 1870-х годах Богданом Петрисейку Хасдеу, одним из основных пунктов о споре между ним и консерватором Джунимей. Например, в Etymologicum magnum Romaniae Хасдеу утверждалось не только, что даки подарили Риму многих из ее императоров (идея, недавно поддержанная Иосифом Константином Драганом ), но и что правящие династии раннесредневекового Валахии и Молдавия были потомками касты даков, основанной «Королем» (вождем ) Буребистой. Среди других сторонников этой идеи до Первой мировой войны были: археолог Цезарь Боллиак, а также Николае Денсусиану. Последний составил сложную и ничем не подкрепленную теорию о Дакии как центре европейской предыстории, создав полную параллель с румынской официальной историей, которая включала среди даков такие разные фигуры, как представители династии Асен и >Хорея. Основной том его сочинений - («Доисторическая Дакия»).

После Первой мировой войны и на протяжении всего существования Великой Румынии идеология становилась все более привлекательной. Железная Стража заигрывала с этой концепцией, проводя значительные параллели между своими проектами и интерпретациями того, что могло бы быть посланием Залмоксиса. Мирча Элиаде был особенно озабочен культом Залмоксиса, выступая за о его структурных связях с христианством; его теория истории даков, рассматривающая романизацию как ограниченное явление, приветствуется современными сторонниками протохронизма.

В нейтральном контексте румынская археологическая школа под руководством Василе Парвана исследовал множество ранее игнорировавшихся дакийских сайтов, которые косвенно способствовали привлекательности этой идеи в то время.

В 1974 Эдгар Папу опубликовал в популярном культурном ежемесячнике Secolul XX эссе под названием «The Румынский протохронизм », утверждая, что румынский хронологический приоритет некоторых европейских достижений. Идея была быстро принята националистическим режимом Чаушеску, который впоследствии поощрял и усиливал культурный и исторический дискурс, утверждающий преобладание автохтонии над любым иностранным влиянием. Идеологи Чаушеску разработали уникальную концепцию после 11-го Конгресса Коммунистической партии Румынии 1974 года, когда они присоединили протохронизм к официальному марксизму, утверждая, что даки создали постоянное и «неорганизованное государство». ". Несколько поколений коммунистов одобрили даков в качестве автохтонных повстанцев против "империалистического " Рима (с сталинистским руководством 1950-х годов, провозглашающим их тесную связь со славянскими народы ); однако, Чаушеску был интерпретацией с отчетливой мотивацией, связанной с мнениями предыдущих протохронистов.

Режим начал сотрудничество с жителем Италии, бывшим Железным стражником и миллионером Иосиф Константин Дрэган, который продолжал отстаивать дело даков даже после падения Чаушеску. Критики рассматривают эти эксцессы как выражение экономического националистического курса, объединяющего провинциальные разочарования и настойчивую националистическую риторику, поскольку автаркии и культурная изоляция режима покойного Чаушеску сопровождались усилением протохронизма. сообщения.

Владимир Тисмэняну писал:

«Протохронизм» был партийной идеологией, которая претендовала на первенство Румынии в крупных научных и культурных открытиях. На самом деле это было основой националистической тирании Чаушеску.

Эта интерпретация, которая больше не поддерживается тоталитарной государственной структурой после революции 1989 года, по-прежнему пользуется популярностью в некоторых кругах. Основным представителем современного протохронизма все еще был Дрэган (ныне покойный), но после смерти Дрэгана его заменил врач из Нью-Йорка Наполеон Сэвеску. Вместе они выпустили журнал Noi, Dacii («Мы, даки») и организовали ежегодный «Международный конгресс дакологов». Сэвеску до сих пор этим занимается.

Самая известная теория Сэвеску гласит, что румыны не являются потомками римских колонистов и ассимилированных даков, как говорят основные историки, а являются потомками только даков, которые говорили на языке, близком к Латинский.

Среди других его спорных теорий даки (или их предки) разработали первый в мире алфавит (см. таблички Тэртэрии ), первый свод законов или завоевание даков <98 г.>Западная Европа, Индия, Ирак, Япония и Америка.

«Если культура Хараппа не исчезла после Карпато - Дунайское вторжение, как же сами захватчики исчезли, не оставив после себя никаких следов или не оставив, как выразился сэр Уиллер, «ничего, кроме имени?» Как могли кочевые карпато-дунайцы, в основном племенники, рожать не только к новой религии, но нашел великолепные города, которые пережили их по сей день? Как могла величайшая и самая сложная литература в мире произошли от этих карпато-дунайских людей? Фактически, вся ведическая литература основана на четырех текстах (старейшие из них - Риг-Веда, Яджур-Веда и Сама-Веда, более поздняя Атара-Веда и два стихотворения, напоминающих Илиаду и Одиссею, только на две тысячи лет старше; Рамнаяна и Махабхарата. сохранили топонимию, перекликающуюся с топонимом родины арийских карпато-дунайцев, и разделяют одну и ту же главную тему - вражду и злобу между двумя семьями, сражающимися за трон Бахатарала (по некоторым данным, нынешний Банат-Румыния).

— Завоевание Индии карпато-дунайским народом

Его теории, однако, игнорируются историческими журналами и большинством историков, например Мирча Бабеш, Люциан Бойя и Александра Томица, которые называют эти теории лженаукой и протохронизм, и считают, что для их подтверждения недостаточно научных данных. Dacia, журнал Института археологии Василе Парвана и исторический журнал Saeculum тоже не очень отзывался о нем.

Дакийское письмо
Дакийское письмо или работа неграмотного гончара?

Дакийский алфавит - термин, используемый в румынском протохронизме для псевдоисторических заявлений о предполагаемом алфавите даков до завоевания Дакии и ее поглощения Римской империей. Его существование было впервые предложено в конце 19 века румынскими националистами, но было полностью отвергнуто господствующей современной наукой.

По мнению современного эксперта из Института археологии Василия Пырвана, Бухарест, «[дакийское письмо] является чистым вымыслом [...] чисто и просто дакийское письмо не существуют », добавляя, что многие ученые считают, что использование письма могло быть предметом религиозного табу среди даков. Известно, что древние даки использовали греческий и латинский алфавиты, хотя, возможно, не так рано, как в соседней Фракии, где Езеровское кольцо греческой графикой датировано V веком до нашей эры. Фрагмент вазы из периода Ла-Тена (см. Иллюстрацию выше), вероятная неграмотная имитация греческих букв, указывает на визуальное знание греческого алфавита в период Ла-Тена до римского вторжение. Некоторые румынские писатели, писавшие в конце 19 века и позже идентифицированные как протохронисты, в частности румынский поэт и журналист Сезар Боллиак, энтузиаст-археолог-любитель, утверждали, что открыли дакский алфавит. Их немедленно раскритиковали по археологическим и лингвистическим причинам. Александру Одобеску подверг критике некоторые выводы Боллиака. В 1871 году Одобеску вместе с Хенриком Тренком провел инвентаризацию пещеры Fundul Peşterii, одной из пещер Яломицей (см. статью в румынской Википедии ) около Бузэу. Одобеску был первым, кто был очарован его сочинениями, которые позже были датированы III или IV веком. В 2002 году скандальный румынский историк Виорика Энэчук заявила, что Кодекс Рохонци написан дакийским алфавитом. Столь же неоднозначный лингвист Аврора Петан (2005) утверждает, что некоторые свинцовые пластины Синая могут содержать уникальные дакийские письменности.

Лингвист Джордж Прутяну назвал протохронизм «бесплодным и бесплодным». параноидальный национализм », потому что протохронизм утверждает, что дакийский язык был источником латыни и всех других языков, включая хинди и вавилонский.

протохронизм в других странах

В 1940-х годах Протохронизм в Советском Союзе утверждал, что русские первыми изобрели лампочку и телефон. Подражая сталинским тенденциям в коммунистическом блоке, Албания разработала свою собственную версию протохронистской идеологии, которая подчеркивала преемственность албанцев с древними народами, такими как иллирийцы. Македонцы из Республики Македония также участвовали в протохронизме, заявляя о славяно-фракийском этногенезе.

Примечания
Ссылки
  • Люциан Бойя, Istorie şi mit în conştiinţa românească, Бухарест, Humanitas, 1997
  • B. P. Hasdeu, Ethymologicum Magnum Romaniae. Dicţionarul limbei istorice şi poporane a românilor (Pagini alese), Бухарест, Минерва, 1970
  • (на румынском языке) Мирча Мартин, «Cultura română între comunism şi национализм» (II), в Revista 22, 44 (660) / XIII, октябрь – ноябрь 2002 г.
  • (на румынском языке) Овидиу Шимонка, "Мирча Элиаде şi 'căderea în lume'", обзор Флорина Цуркану, Мирча Элиаде. Le Prisonnier de l'histoire, в Observatorul Cultural
  • Кэтрин Вердери, Национальная идеология при социализме. Идентичность и культурная политика в Румынии Чаушеску, University of California Press, 1991. ISBN 0-520-20358-5
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:42:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте