Комплекс неполноценности - это термин, используемый для описания людей, которые компенсируют чувство неполноценности (чувство, что они меньше других людей, не так хороши, как другие, никчемные и т. Д.), Действуя таким образом, чтобы они казались превосходными. Они делают это, потому что контроль над другими помогает им чувствовать себя менее неполноценными.
Согласно Альфреду Адлеру, чувство неполноценности может быть вызвано воспитанием в детстве (например, сравнение с братом или сестрой), физическими и умственными ограничениями или опытом социальной жизни. дискриминация (например, наличие ограниченных возможностей из-за расы, экономического положения или пола).
С другой стороны, некоторые люди с этим расстройством просто робки и часто чувствуют себя хуже.
Комплекс неполноценности может заставить человека чрезмерно компенсировать свои предполагаемые слабости. Например, человек, который чувствует себя неполноценным из-за своего роста ниже среднего, может чрезмерно беспокоиться о своей внешности - он может сесть на строгую диету или выполнять серьезные упражнения, надеясь, что более стройное тело заставит его казаться выше. Если довести это до крайности, это превратится в невроз.
Согласно Кембриджскому словарю психологии, «[в] адлерианской психологии - сочетание ошибочного убеждения человека в том, что он / она неспособен справиться с каким-либо аспектом жизни из-за реального или воображаемого физического или психологического недостатка, чувства депрессии и прекращения усилий в этой области ". В другом смысле «общий термин для личного чувства неполноценности».
Понятие комплекса неполноценности было введено в психоаналитическую ветвь психологии Альфредом. Адлер, основатель классической адлеровской психологии, аналогично тому, что Пьер Жане назвал чувством незавершенности (сантимент несоответствия). Эта идея появляется во многих работах Зигмунда Фрейда, но обычно ее следует отвергать как упрощенную. Он также иногда использовался бывшим коллегой Фрейда Карлом Юнгом (который впервые использовал термин сложный в целом как обозначение группы эмоционально окрашенных идей)
Адлер считал, что многие невротические симптомы могут быть связаны с чрезмерной компенсацией этого чувства неполноценности, а также с такими компенсирующими чрезмерными достижениями, как ораторское искусство заикания Демосфен.
В современной литературе предпочтительной терминологией является «недостаток» скрытой самооценки ".
Комплекс неполноценности возникает, когда чувство неполноценности усиливается у человека из-за уныния или неудач. К группе риска развития комплекса относятся люди, которые: проявляют признаки низкой самооценки или самооценки, имеют низкий социально-экономический статус или в анамнезе симптомы депрессии. Дети, воспитываемые в семьях, где их постоянно критиковали или не жили оправдание ожиданий родителей может также развить комплекс неполноценности. Иногда есть предупреждающие знаки для тех, кто более склонен к развитию комплекса неполноценности. Например, человек, склонный к вниманию и поиску одобрения, может быть более восприимчивым.
Согласно классической адлерианской психологии второе чувство неполноценности возникает, когда взрослые чувствуют себя неадекватными из-за желания достичь недостижимого или нереалистичного результата, «потребности в совершенстве». Стрессы, связанные с чувством неудачи и неполноценности, вызывают пессимистическое отношение и неспособность преодолевать трудности в жизни.
По словам Адлера, «каждый (...) испытывает чувство неполноценности. Но чувство неполноценности - это не болезнь; это скорее стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим. состояние только тогда, когда чувство неполноценности подавляет человека и, не только не стимулируя его к полезной деятельности, но и делает его подавленным и неспособным к развитию ».
Классическая адлеровская психология проводит различие между первичным и вторичным чувством неполноценности.
Когда комплекс неполноценности действует в полной мере, он может повлиять на работоспособность человека, а также повлиять на его чувство собственного достоинства. Бессознательные психологические и эмоциональные процессы могут нарушить когнитивное обучение учащихся, а отрицательно «заряженные» эмоциональные ассоциации памяти могут сорвать процесс обучения.
Хатт обнаружил, что математика может ассоциироваться с комплексом психологической неполноценности, низкой мотивацией и самоэффективностью, плохими стратегиями самостоятельного обучения и чувством опасности или беспокойства.
При лечении психического здоровья. В популяции эта характеристика проявляется у пациентов со многими расстройствами, такими как определенные типы шизофрении, расстройства настроения и расстройства личности. Мориц обнаружил, что люди, страдающие параноидной шизофренией, использовали свои заблуждения как защитный механизм против низкой скрытой самооценки. Альфред Адлер определил комплекс неполноценности как один из факторов, способствующих проблемному поведению детей..
Лица с повышенным чувством неполноценности имеют более высокую тенденцию к самокрытию, что, в свою очередь, приводит к усилению одиночества и снижению счастья..
Аналог комплекса неполноценности, «комплекс превосходства », представляет собой психологический защитный механизм, в котором чувство превосходства человека противоречит или скрывают свое чувство неполноценности. Отмеченный Адлером от стремления нормального человека к успеху, комплекс превосходства - это ложное предположение о ценности, реагирующее на лежащее в основе чувство неполноценности - форма самозванца.