Залмоксис

редактировать

Залмоксис (Греческий : Ζάλμοξις) - это божество гетов и Даки (народ нижнего Дуная ), упомянутый Геродотом в его Книге истории IV, 93–96, написанной до 425 г. До н.э.

Согласно Иордании Гетика, он был ученым философом, до которого существовали два других ученых человека по имени и Деценей.

В наше время теории и дискуссии о религии Залмоксиса, проводимые такими учеными, как Мирча Элиаде, находятся под влиянием соображений румынского национализма, а также чисто исторического интереса.

Содержание
  • 1 Геродот
  • 2 Религия гетов
  • 3 Залмоксианская религия
  • 4 Этимология
  • 5 В массовой культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Первичные источники
    • 8.2 Вторичные источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Геродот

Геродот пишет о Залмоксисе в книге 4 своих историй:

93.... геты - самые храбрые из фракийцев и самые справедливые. 94. Они верят, что они бессмертны, вечно живущие в следующем смысле: они думают, что не умирают и что тот, кто умирает, присоединяется к Залмоксису, божественному существу; некоторые называют это же божественное существо Gebeleizis. Каждые четыре года они отправляют к Залмоксису гонца, которого выбирают случайно. Они просят его сказать Залмоксису, чего они хотят по этому поводу. Миссия выполняется следующим образом: стоящие для этого люди держат три копья; другие люди берут посланного в Залмоксис за руки и ноги и бросают его в воздух на копьях. Если он умрет пронзенным, они думают, что божество поможет им; если он не умирает, обвиняют его и объявляют плохим человеком. А после предъявления ему обвинения присылают еще одно. Посланнику рассказывают о просьбах, пока он еще жив. Те же фракийцы в других случаях, когда он гремит и освещает свет, стреляют стрелами в воздух против неба и угрожают божеству, потому что они думают, что нет другого бога, кроме своего собственного.

Геродот утверждает, что Залмоксис изначально был богом. человек, раб, обративший фракийцев в свою веру. Греки Геллеспонта и Черного моря говорят, что Залмоксис был рабом Пифагора, сына Мнесарха, на острове Самос. После освобождения он собрал огромное состояние и, когда-то разбогатев, вернулся на родину. Фракийцы жили простой тяжелой жизнью. Залмоксис жил среди мудрейших греков, таких как Пифагор, и был посвящен в Ионическую жизнь и Элевсинские мистерии. Он построил банкетный зал и принял на банкете вождей и своих соотечественников. Он учил, что ни его гости, ни их потомки никогда не умрут, а отправятся в место, где будут жить вечно в полном счастье. Затем он вырыл подземную резиденцию. Когда он был закончен, он исчез из Фракии, прожив три года в своей подземной резиденции. Фракийцы скучали по нему и плакали, боясь его смерти. На четвертый год он вернулся к ним, и, таким образом, они поверили тому, что сказал им Залмоксис.

Залмоксис, возможно, жил намного раньше Пифагора и, по слухам, был либо божественным существом, либо из страны гетов. ИРОДОТ IV 96: «Теперь я не верю и не верю полностью сказке о Салмоксисе и его подземной камере; но я думаю, что он жил за много лет до Пифагора; [2] и относительно того, был ли человек по имени Салмоксис или это какое-то божество уроженец гетов, пусть этот вопрос будет оставлен без ответа ". Перевод А. Д. Годли. Кембридж. Издательство Гарвардского университета. 1920.

У ученых есть несколько различных теорий относительно рассказа Геродота об исчезновении и возвращении Залмоксиса:

  • Геродот высмеивает варварские верования гетов.
  • Залмоксис создал ритуал перехода.. Эту теорию в основном поддерживает Мирча Элиаде, который написал первую последовательную интерпретацию мифа о Залмоксисе.
  • Залмоксис связан с Пифагором, заявив, что он основал мистический культ. Эту теорию можно найти в работе Элиаде.
  • Залмоксис - фигура, подобная Христу, которая умирает и воскресает. Эту позицию отстаивал Жан (Иоан) Коман, профессор патристики и православный священник, который был другом Мирчи Элиаде и опубликовал в журнале Элиаде Zalmoxis, выходившем в 1930-х годах.

Эта последняя теория точно соответствует легенде о вселенском короле Фроде, приведенной как в Инглингсаге, так и в Гесте Данорум из Саксон Грамматик, особенно Инглингсага 12 и Саксон 5.16.3, в которой Фроде исчезает в земле на три года после его смерти.

Трудно определить время, когда мог существовать культ Залмоксиса. Несомненно только то, что он предшествует Геродоту. Некоторые ученые предположили, что архаическая доктрина Залмоксиса указывает на наследие до времен индоевропейцев, но это трудно, если не невозможно, продемонстрировать.

Платон говорит в диалоге Хармид (строки 156 D - 157 B), что Залмоксис был также великим врачом, который придерживался холистического подхода к исцелению тела и души (психики), который, таким образом, использовал Платон для своих собственных философских концепций.

Религия гетов

Страбон в своей Географии упоминает некоего Деценея (Декайнея), которого он называет γόητα «волшебником». Согласно Страбону, царь Буребиста (82–44 до н.э.) нанял Деценея, который был в Египте, чтобы «приручить» свой народ. В знак послушания народа они согласились уничтожить все свои вина по приказу Деценея. «Реформа Деценея» - это интерпретация епископа и историка 6-го века Иордан, который включает гетов в свою историю готов (как предполагаемых предков готов). Иордан описывает, как Деценей преподавал философию и физику гетов. Даже если более вероятно, что Иордан вставил в текст свои собственные философские знания, многие современные румынские авторы считают, что Деценей был священником, который реформировал религию гетов, превратив поклонение Залмоксису в популярную религию и установив строгие религиозные правила. например, ограничение потребления вина. Жан Коман считает, что этот запрет является источником диетических ограничений, которым придерживается современная православная церковь во время Великого поста.

Согласно Ямвлиху (280-333 г. н.э.), «за наставление гетов в этих вещах и за то, что он написал для них законы, Залмоксис считался ими величайшим из богов.. "

Аристотель, как говорится, в кратком изложении своего Magicus, данном Диогеном Лаэртом, сравнивал Залмоксис с финикийским Охоном и ливийским Атласом. Некоторые авторы предполагают, что Залмоксис был другим именем Сабазия, фракийца Диониса или Зевса. Сабазиус появляется в Иордании как Гебелезис. Оставляя в стороне суффиксы -zius / -zis, корень Saba- = Gebele-, предполагающий связь имени богини Кибелы с «Зевсом Кибелы». Мнасей из Патр отождествил Залмоксиса с Кроносом, как и Исихий, у которого есть «Σάλμοξις ὁ ρόνος».

В Платон Залмоксис упоминается как искусный в искусстве колдовства. Залмоксис дал свое имя определенному виду пения и танцев (Hesych). Его царство как бога не очень ясно, так как некоторые считали его богом неба, богом мертвых или богом мистерий.

Лактанций (ранний христианский автор, ок. 240 –320 г. н.э.), относящийся к религии гетов, дает приблизительный перевод предполагаемой цитаты Юлиана Отступника о Траяне :

«Мы победили даже этих гетов (даков), самый воинственный из всех людей, которые когда-либо существовали, не только из-за силы в их телах, но и из-за учений Залмоксиса, который является одним из их самых почитаемых. Он сказал им, что в их сердцах они не умирают, но меняют свое местоположение, и из-за этого они идут на смерть счастливее, чем в любом другом путешествии. "

Залмоксианская религия
Роспись на гробнице в Александровской Гробнице (Болгария ), которая, возможно, изображает Залмоксиса.

«Залмоксианская религия» является предметом научных дебатов, которые продолжаются с начала 20 века. По мнению некоторых ученых, таких как Василе Парван, Жан Коман, Р. Петтацсон, Э. Роде и Сорин Палига, поскольку древние источники не упоминают ни одного бога гетов, кроме Залмоксиса, геты были монотеистами. Однако Геродот - единственный древний автор, который прямо заявляет, что у гетов было только одно божество. Отправка посланника в Залмоксис и тот факт, что геты стреляли стрелами в небо, побудили некоторых авторов поверить в то, что Залмоксис был богом неба, но его путешествие в пещеру заставило других предположить, что он был хтоническое божество.

Третья группа ученых считает, что геты, как и другие индоевропейские народы, были политеистами. Они опираются на древних авторов, таких как Диодор Сицилийский, который утверждает, что геты поклонялись Гестии так же, как Залмоксису.

Этимология

. этимологии были даны названия. В своей «Житии Пифагора» Порфирий (3 век) говорит, что он был назван так потому, что при рождении был завернут в медвежью шкуру, а залмон - фракийское слово, означающее «шкура» (τὴν γὰρ δορὰν οἱ Θρᾷκες ζαλμὸν καλοῦσιν). Исихий (ок. V век) использовал слово «земелен» (ζέμελεν) как фригийское слово, означающее «иностранный раб».

Правильное написание имени также сомнительно. Рукописи «Historiae» Геродота имеют все четыре написания, а именно. Залмоксис, Салмоксис, Замолксис, Самолксис, с большинством рукописей, посвященных Салмоксису. Более поздние авторы отдают предпочтение Замолксису. Исихий цитирует Геродота, используя Залмоксиса.

Вариант -m-l- предпочитают те, кто хочет получить это название от предполагаемого фракийского слова, обозначающего «земля», * zamol. Были также проведены сравнения с именем Земело и Жемеле, фригийской и литовской богиней земли, а также с литовским хтоническим бог Кемелюкштис. Литовское слово Žalmuo означает «ростки кукурузы» или «свежая трава». Жалмокшнис - еще одна возможная его форма.

Вариант -l-m- признан большинством фракологов более старой и правильной формой, так как это форма, найденная в более ранних рукописях Геродота и других древних источниках. Форма -l-m- далее засвидетельствована в дако-фракийском в Залмодегикосе, имени гетского короля; а во фракийском zalmon - «скрывать», а zelmis - «скрывать» (PIE * kel-, «покрывать»; ср. английский шлем).

Другое название Залмоксиса, Гебелейзис, также пишется в рукописях Геродота как Белаизис и Белайксис.

Согласно Мирче Элиаде:

Тот факт, что румынская народная мифология вокруг их пророка Илии содержит много элементов бога бури, по крайней мере, доказывает, что Гебелейзис все еще был активен в тот момент, когда Дакия была крещена. его имя было в эту эпоху. Он также может признать, что впоследствии религиозный синкретизм, поощряемый первосвященником и классом священников, закончился тем, что спутал Гебелейзиса с Залмоксисом.

В массовой культуре

Румынская рок-группа Sfinx работал примерно с 1975 по 1978 год над Zalmoxe, прогрессивным роком LP, на слова поэта Александру Басараба (на самом деле псевдоним Адриана Ходжа), который пересказывал историю Залмоксиса.

Динозавр Залмокс назван в честь божества.

См. Также
Примечания
Ссылки

Первоисточники

Вторичные источники

  • Дана, Дан. Залмоксис де ла Геродот ла Мирча Элиаде. Istorii despre un zeu al pretextului, Полиром, Яссы, 2008
  • Элиаде, Мирча. Залмоксис, Исчезающий Бог, Университет Чикаго Пресс, 1972, 1986
  • Хансен, Кристофер М., «Фракийское воскресение: является ли Залмоксис умирающим и восходящим богом, который похож на Иисуса?» Journal of Higher Criticism 14.4 (2019), стр. 70-98.
  • Кернбах, Виктор. Miturile Esenţiale, Editura Ştiinţifică şi Enciclopedică, Бухарест, 1978
  • Попов, Димитар. Богат с множеством имен, София, 1995
  • Венедиков Иван. Mitove na bulgarskata zemya: Mednoto Gumno (Мифы болгарской земли: медный гумно), София, 1982
Дополнительная литература
  • Другаш, Шербан Георгий Пол. «Имя Залмоксиса и его значение в дакийском языке и религии». Hiperboreea 3, вып. 2 (2016): 5-66. www.jstor.org/stable/10.5325/hiperboreea.3.2.0005.
  • Элиаде, Мирча и Уиллард Р. Траск. «Залмоксис». История религий 11, вып. 3 (1972): 257-302. www.jstor.org/stable/1061899.
  • Палига, Сорин. "La Divinité suprême des Thraco-Daces". В: Dialogues d'histoire ancienne, т. 20, № 2, 1994. С. 137–150. DOI: https://doi.org/10.3406/dha.1994.2182 ; www.persee.fr/doc/dha_0755-7256_1994_num_20_2_2182
Внешние ссылки
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Zalmoxis.
Последняя правка сделана 2021-06-23 06:26:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте