Таблетки Тэртэрия

редактировать
Неолитический глиняный амулет (ретушированный), часть набора тартарианских табличек, предположительно датируемый 5500–2750 гг. До н.э. и связанный с культурой Турдаш-Винча.

Татарии таблетки ( румынский произношение:  [tərtəri.a] ) три таблетки, как сообщается, обнаруженные в 1961 году на неолитической участке в деревне Татария (около 30 км (19 миль) от Алба - Юлия ), в Румынии.

Датировка табличек затруднена, поскольку они не могут быть датированы углеродом, а стратиграфия сомнительна. Некоторые ученые предполагают, что они могут датироваться примерно 5300 годом до нашей эры.

Таблички имеют вырезанные символы и были предметом значительных споров среди археологов, некоторые из которых в прошлом утверждали, что символы представляют собой самую раннюю из известных форм письма в мире. Считается, что эти символы являются символами Винчи, хотя некоторые ученые считают их шумерскими. Знаки похожи на шумерские протоклиннописи, то есть квази-шумерские.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Описание
  • 2 Открытие
  • 3 Заявления о подделке документов
  • 4 Предыдущие открытия символов Винчи
  • 5 Знакомства
  • 6 Контекст
    • 6.1 Социальное развитие и потребность в системе письма
    • 6.2 Гипотеза дунайской культуры
    • 6.3 Возможные родственные находки в регионе
    • 6.4 Связи с шумерской культурой
  • 7 Система письма - за и против
    • 7.1 Pro аргументы
    • 7.2 Контраргументы
  • 8 Цель и значение
    • 8.1 Знаки собственности или религиозное значение
    • 8.2 Бессмысленные имитации
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Описание

Две таблетки прямоугольные, а третья - круглая. Все они маленькие, круглая всего 6 см ( 2+1 / 2  дюйма)диаметре, и два раунда один и один прямоугольные таблетки имеют отверстияпросверленные через них.

Знак "V" в форме буквы "V" отсутствует на рисунке 1 (верхний левый квадрант). (А. Захоний, 2019)

У всех троих символы нанесены только на одной грани. На прямоугольной табличке без перфорации изображены рогатое животное, нечеткая фигура и растительный мотив, ветка или дерево. Остальные имеют множество преимущественно абстрактных символов.

Открытие

Сообщается, что в 1961 году члены группы под руководством Николае Власса, археолога из Национального музея истории Трансильвании, Клуж-Напока, ответственного за раскопки этого места, обнаружили три глиняных таблички с надписями, но не обожженные, а также 26 глиняных и каменных статуэток. и браслет из ракушек с обожженными, сломанными и разъединенными костями взрослой женщины, которую иногда называют «Миледи Тэртэрия».

Нет единого мнения о толковании захоронения, но было высказано предположение, что это было тело, если не шамана или духа-медиума, то тело самого уважаемого местного мудрого человека.

Были споры относительно того, действительно ли были найдены таблички на этом месте, и Власса никогда не хотел обсуждать обстоятельства находки или стратиграфию.

Претензии о подделке документов

Подлинность гравюр с самого начала оспаривалась. Недавнее заявление о подделке основано на сходстве между некоторыми символами и репродукциями шумерских символов в популярной румынской литературе, доступной на момент открытия.

Предыдущие открытия символов Винчи

Смотрите также: символы Винчи § Открытия

Символы барвинка известны с раскопок конца 19 века по Zsófia Тормаского (1832-1899) на месте неолитической Turdaş (венгерский: Tordos) в Трансильвании, в то время часть Австро-Венгрии, с типом сайта в культуре Tordos, часть того, что больше известно как культура Винча.

Знакомства

Работники отдела консервации музея Клуж обожгли изначально необожженные глиняные таблички, чтобы сохранить их. Это сделало невозможным прямое датирование самих табличек методом углерода-14.

Считается, что таблички принадлежали к культуре Винча-Турдаг, которая, как первоначально предполагалось, возникла около 2700 г. до н.э. сербскими и румынскими археологами. Это открытие вызвало большой интерес в археологическом мире, поскольку оно предшествовало появлению первой минойской письменности, старейшей из известных письменностей в Европе.

Последующее радиоуглеродное датирование других находок Тэртэрии, связанное также с таблицами, отодвинуло дату этого места (и, следовательно, всей культуры Винча) намного дальше, до 5500 г. до н.э., времени раннего Эриду. фаза шумерской цивилизации в Месопотамии. Тем не менее, это оспаривается в свете явно противоречивых стратиграфических данных.

Если символы действительно являются формой письма, то письменность в дунайской культуре намного предшествует самому раннему шумерскому письму клинописи или египетским иероглифам. Таким образом, они будут самой ранней известной формой письма в мире. Это утверждение остается спорным.

Контекст

Социальное развитие и потребность в системе письма

Проблема в том, что в этот период на Балканах нет независимых свидетельств грамотности. Шарунас Милисаускас комментирует, что «чрезвычайно сложно археологически продемонстрировать, составляет ли совокупность символов систему письма», и отмечает, что все первые известные системы письма были разработаны ранними государствами для облегчения ведения учета в сложных организованных обществах на Ближнем Востоке и в других странах. Средиземноморье. Нет никаких свидетельств существования организованных государств в европейском неолите, поэтому маловероятно, что им потребовались бы административные системы, поддерживаемые письмом. Дэвид Энтони отмечает, что китайские иероглифы сначала использовались в ритуальных и памятных целях, связанных со «священной силой» королей; возможно, что подобное использование объясняет символы Тэртэрии.

Гипотеза дунайской культуры

Термин « дунайская культура» был предложен В. Гордоном Чайлдом для описания первого аграрного общества в Центральной и Восточной Европе. Эту гипотезу и появление письменности в этом пространстве поддерживают Марко Мерлини, Харальд Хаарманн, Джоан Марлер, Георге Лазаровичи и многие другие.

Возможно связанные находки в регионе

Эта группа артефактов, в том числе таблетки, имеет некоторое отношение с культурой, разработанной в Черном море - Эгейская области. Подобные артефакты найдены в Болгарии (например, таблички Градешница ) и северной Греции ( Табличка Диспилио ). Материал и стиль, использованные для артефактов Тартарии, показывают некоторое сходство с теми, что использовались в районе Киклад, поскольку две статуэтки сделаны из алебастра.

Ссылки на шумерскую культуру

Колин Ренфрю утверждает, что очевидное сходство с шумерскими символами обманчиво: «Для меня сравнение знаков на табличках Тэртэрии и знаков прото-грамотной Шумеры не имеет большого значения. Все они являются простыми пиктограммами и знаком для Козел в одной культуре обязательно будет очень похож на знак козла в другой. Назвать эти балканские знаки «письмом», возможно, означает подразумевать, что они имели самостоятельное значение, передаваемое другому человеку без устного контакта. В этом я сомневаюсь.. "

Система письма - за и против

Значение (если таковое имеется) символов неизвестно, а их природа была предметом многочисленных споров.

Если они действительно составляют сценарий, неизвестно, какую систему письма они представляют.

Аргументы за

Ученые, которые приходят к выводу, что начертанные символы пишутся, основывают свою оценку на нескольких предположениях, которые не получили всеобщего одобрения.

  • Существование подобных знаков на других артефактах дунайской цивилизации предполагает, что существовал перечень стандартных форм, используемых писцами.
  • Символы очень стандартизированы и имеют прямолинейную форму, сопоставимую с архаичными системами письма.
  • Информация, передаваемая каждым персонажем, была конкретной, с недвусмысленным смыслом.
  • Надписи располагаются рядами по горизонтали, вертикали или кругу.

Некоторые археологи, которые поддерживают идею, что они представляют письма, в частности Марии Гимбутас, предположили, что они являются фрагментами системы дублировала Старый европейский Script.

Контраргументы

Другие считают, что пиктограммы сопровождаются случайными каракулями.

Цель и смысл

Власса интерпретировал одну из табличек Тэртэрии как сцену охоты, а две другие со знаками как своего рода примитивное письмо, подобное ранним пиктограммам шумеров.

Знаки собственности или религиозное значение

Некоторые предполагают, что символы могли использоваться в качестве знаков собственности или в качестве основы религиозных ритуалов.

Бессмысленные имитации

Альтернативное предположение состоит в том, что они могли быть просто непонятными имитациями более продвинутых культур, хотя это объяснение является довольно маловероятным из-за большой древности табличек - в то время не было известных грамотных культур, из которых можно было бы заимствовать символы.

Смотрите также

использованная литература

  1. ^ a b Merlini amp; Lazarovici 2008, стр. 111.
  2. ^ Merlini amp; Lazarovici 2008, стр. 127-129.
  3. ^ A.Falkenstein, AAVaiman и Рау Eugen.sfn error: нет цели: CITEREFA.FalkensteinA.A.VaimanRau_Eugen ( помощь )
  4. ^ a b Merlini amp; Lazarovici 2008, стр. 116.
  5. ^ a b Аласдер В. Р. Уиттл, Европа в неолите: создание новых миров, стр. 101. Cambridge University Press, 1996.
  6. ^ a b Merlini amp; Lazarovici 2008, стр. 111–117.
  7. ^ Касим, Эрика: Die Tărtăria-Täfelchen - eine Neubewertung. В: Das Altertum, ISSN   0002-6646, т. 58, 4 (2013), с. 307–318
  8. Перейти ↑ Gimbutas amp; Dexter 2001, p. 50.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFGimbutasDexter2001 ( справка )
  9. ^ Merlini amp; Lazarovici 2008, стр. 118-119.
  10. ^ a b c d Карл Дж. Беккер, Современная теория эволюции языка, стр. 346 (iUniverse, 2004).
  11. ^ HWF Saggs, Цивилизация до Греции и Рима, стр. 75 (Издательство Йельского университета, 1998).
  12. ^ Сарунас Milisauskas, Европейская Предыстория: Обзор., Стр 236-37 (Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2002)
  13. ^ Marco Merlini «La Scrittura è Натта в Europa», Avverbi, Roma, 2004
  14. ↑ Харальд Хаарманн, Джоан Марлер, Введение в изучение Дунайского письма, Журнал археомифологии, том 4, 2008 г.
  15. ↑ Георге Лазаровичи, Корнелия-Магда Лазаровичи, Марко Мерлини. TĂRTRIA и священные скрижали, Editura Mega, Клуж-Напока, 2011 ISBN   978-606-543-160-7
  16. ^ Колин Ренфрю, До цивилизации: радиоуглеродная революция и доисторическая Европа, стр. 186 (Джонатан Кейп, 1973)
  • Хаарманн, H (1990), «Письмо из Старой Европы», Журнал индоевропейских исследований
  • Jongbloed, Dominique (2011), Antédiluviennes Civilizations (на французском языке), Alphée ed.
  • Маккай, Дж. (1969), «Группа знаков позднего неолита Тордо», Alba Regia, стр. 9–50..
  • Маккай, Дж. (1984), Ранние штемпельные печати в Юго-Восточной Европе, Будапешт.
  • Мерлини, Марко; Лазаровичи, Георге (2008). «Обстоятельства открытия, датировка и использование табличек Тэртэрии» (PDF). Acta Terrae Septemcastrensis. Сибиу, Румыния: Университет Лучиана Блага в Сибиу. VII. ISSN   1583-1817.
  • Палига С. Скрижали Тортерии. Загадка? Переосмысление и дальнейшие перспективы, Dialogues d'histoire ancienne, vol. 19, n ° 1, 1993. pp. 9-43; DOI: 10.3406 / dha.1993.2073
  • Винн, Шам ММ (1973), Признаки культуры барвинка.
  • Winn, Sham MM (1981), Предварительное письмо в Юго-Восточной Европе: Знаковая система культуры барвинка, BAR.
  • Эванс, A (1895 г.), критские пиктограммы и префиникийский шрифт. С учетом могильного месторождения в Хагиос Онуфриос близ Фестоса в его связи с примитивной критской и эгейской культурами, GPPutnams sons, p. 166.
  • Mandics, Gy., Záhonyi, A.: Послание о Тартарии и Тордосе. Фриг (Пилисвёрёшвар, Венгрия), 2018.
  • Г. Папакитсос, И. Кенанидис: сравнительное лингвистическое исследование влияния шумеров на создание эгейских письменностей. Статья (Доступен в формате PDF) Февраль 2015 г.
  • Минойский шумерский | Джаннс Кенанидс - Academia.edu
  • А.А. Вайман. О квази-шумерских табличках из Тартарии. Археологические вести. Спб, 1994. Вып. 3. Аннотации. - ИИМК РАН
  • А. Фалькенштейн 1965: Zu den Tontafeln aus Târtària, Germania 43: 269-273.
  • Дениз Шмандт-Бессера до написания, Техасский университет Press, Остин, 1992. Том I: От подсчета к клинописи.

Фридрих Клара: Тайна Татарлаки (Добого-исторический журнал, 2004 / 9.-2005/6.) Фридрих Клара - Сакач Габор: Высечено в камне, вырезано из дерева... (2005)

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-08-11 05:00:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте