Татарии таблетки ( румынский произношение: [tərtəri.a] ) три таблетки, как сообщается, обнаруженные в 1961 году на неолитической участке в деревне Татария (около 30 км (19 миль) от Алба - Юлия ), в Румынии.
Датировка табличек затруднена, поскольку они не могут быть датированы углеродом, а стратиграфия сомнительна. Некоторые ученые предполагают, что они могут датироваться примерно 5300 годом до нашей эры.
Таблички имеют вырезанные символы и были предметом значительных споров среди археологов, некоторые из которых в прошлом утверждали, что символы представляют собой самую раннюю из известных форм письма в мире. Считается, что эти символы являются символами Винчи, хотя некоторые ученые считают их шумерскими. Знаки похожи на шумерские протоклиннописи, то есть квази-шумерские.
Две таблетки прямоугольные, а третья - круглая. Все они маленькие, круглая всего 6 см ( 2+1 / 2 дюйма)диаметре, и два раунда один и один прямоугольные таблетки имеют отверстияпросверленные через них.
Знак "V" в форме буквы "V" отсутствует на рисунке 1 (верхний левый квадрант). (А. Захоний, 2019)
У всех троих символы нанесены только на одной грани. На прямоугольной табличке без перфорации изображены рогатое животное, нечеткая фигура и растительный мотив, ветка или дерево. Остальные имеют множество преимущественно абстрактных символов.
Сообщается, что в 1961 году члены группы под руководством Николае Власса, археолога из Национального музея истории Трансильвании, Клуж-Напока, ответственного за раскопки этого места, обнаружили три глиняных таблички с надписями, но не обожженные, а также 26 глиняных и каменных статуэток. и браслет из ракушек с обожженными, сломанными и разъединенными костями взрослой женщины, которую иногда называют «Миледи Тэртэрия».
Нет единого мнения о толковании захоронения, но было высказано предположение, что это было тело, если не шамана или духа-медиума, то тело самого уважаемого местного мудрого человека.
Были споры относительно того, действительно ли были найдены таблички на этом месте, и Власса никогда не хотел обсуждать обстоятельства находки или стратиграфию.
Подлинность гравюр с самого начала оспаривалась. Недавнее заявление о подделке основано на сходстве между некоторыми символами и репродукциями шумерских символов в популярной румынской литературе, доступной на момент открытия.
Символы барвинка известны с раскопок конца 19 века по Zsófia Тормаского (1832-1899) на месте неолитической Turdaş (венгерский: Tordos) в Трансильвании, в то время часть Австро-Венгрии, с типом сайта в культуре Tordos, часть того, что больше известно как культура Винча.
Работники отдела консервации музея Клуж обожгли изначально необожженные глиняные таблички, чтобы сохранить их. Это сделало невозможным прямое датирование самих табличек методом углерода-14.
Считается, что таблички принадлежали к культуре Винча-Турдаг, которая, как первоначально предполагалось, возникла около 2700 г. до н.э. сербскими и румынскими археологами. Это открытие вызвало большой интерес в археологическом мире, поскольку оно предшествовало появлению первой минойской письменности, старейшей из известных письменностей в Европе.
Последующее радиоуглеродное датирование других находок Тэртэрии, связанное также с таблицами, отодвинуло дату этого места (и, следовательно, всей культуры Винча) намного дальше, до 5500 г. до н.э., времени раннего Эриду. фаза шумерской цивилизации в Месопотамии. Тем не менее, это оспаривается в свете явно противоречивых стратиграфических данных.
Если символы действительно являются формой письма, то письменность в дунайской культуре намного предшествует самому раннему шумерскому письму клинописи или египетским иероглифам. Таким образом, они будут самой ранней известной формой письма в мире. Это утверждение остается спорным.
Проблема в том, что в этот период на Балканах нет независимых свидетельств грамотности. Шарунас Милисаускас комментирует, что «чрезвычайно сложно археологически продемонстрировать, составляет ли совокупность символов систему письма», и отмечает, что все первые известные системы письма были разработаны ранними государствами для облегчения ведения учета в сложных организованных обществах на Ближнем Востоке и в других странах. Средиземноморье. Нет никаких свидетельств существования организованных государств в европейском неолите, поэтому маловероятно, что им потребовались бы административные системы, поддерживаемые письмом. Дэвид Энтони отмечает, что китайские иероглифы сначала использовались в ритуальных и памятных целях, связанных со «священной силой» королей; возможно, что подобное использование объясняет символы Тэртэрии.
Термин « дунайская культура» был предложен В. Гордоном Чайлдом для описания первого аграрного общества в Центральной и Восточной Европе. Эту гипотезу и появление письменности в этом пространстве поддерживают Марко Мерлини, Харальд Хаарманн, Джоан Марлер, Георге Лазаровичи и многие другие.
Эта группа артефактов, в том числе таблетки, имеет некоторое отношение с культурой, разработанной в Черном море - Эгейская области. Подобные артефакты найдены в Болгарии (например, таблички Градешница ) и северной Греции ( Табличка Диспилио ). Материал и стиль, использованные для артефактов Тартарии, показывают некоторое сходство с теми, что использовались в районе Киклад, поскольку две статуэтки сделаны из алебастра.
Колин Ренфрю утверждает, что очевидное сходство с шумерскими символами обманчиво: «Для меня сравнение знаков на табличках Тэртэрии и знаков прото-грамотной Шумеры не имеет большого значения. Все они являются простыми пиктограммами и знаком для Козел в одной культуре обязательно будет очень похож на знак козла в другой. Назвать эти балканские знаки «письмом», возможно, означает подразумевать, что они имели самостоятельное значение, передаваемое другому человеку без устного контакта. В этом я сомневаюсь.. "
Значение (если таковое имеется) символов неизвестно, а их природа была предметом многочисленных споров.
Если они действительно составляют сценарий, неизвестно, какую систему письма они представляют.
Ученые, которые приходят к выводу, что начертанные символы пишутся, основывают свою оценку на нескольких предположениях, которые не получили всеобщего одобрения.
Некоторые археологи, которые поддерживают идею, что они представляют письма, в частности Марии Гимбутас, предположили, что они являются фрагментами системы дублировала Старый европейский Script.
Другие считают, что пиктограммы сопровождаются случайными каракулями.
Власса интерпретировал одну из табличек Тэртэрии как сцену охоты, а две другие со знаками как своего рода примитивное письмо, подобное ранним пиктограммам шумеров.
Некоторые предполагают, что символы могли использоваться в качестве знаков собственности или в качестве основы религиозных ритуалов.
Альтернативное предположение состоит в том, что они могли быть просто непонятными имитациями более продвинутых культур, хотя это объяснение является довольно маловероятным из-за большой древности табличек - в то время не было известных грамотных культур, из которых можно было бы заимствовать символы.
Фридрих Клара: Тайна Татарлаки (Добого-исторический журнал, 2004 / 9.-2005/6.) Фридрих Клара - Сакач Габор: Высечено в камне, вырезано из дерева... (2005)