Инициатива по защите от распространения (PSI) - это глобальные усилия, направленные на прекращение незаконного оборота оружия массового уничтожения (ОМУ), их системы доставки и соответствующие материалы в и из государств и негосударственных субъектов, вызывающих озабоченность с точки зрения распространения. Запущен президентом США Джорджем Бушем в мае 2003 года на встрече в Кракове, Польше, PSI теперь поддерживает 105 стран по всему миру, включая Россию, Канаду, Соединенное Королевство, Австралию, Франция, Германия, Италия, Аргентина, Япония, Нидерланды, Польша, Сингапур, Новая Зеландия, Республика Корея и Норвегия. Несмотря на поддержку более половины членов Организации Объединенных Наций, ряд стран выразили несогласие с этой инициативой, в том числе Индия, Китай и Индонезия.
Идея PSI обычно приписывается Джону Р. Болтону, бывшему заместителю государственного секретаря США по вопросам Контроль над вооружениями и международная безопасность и бывший посол США в ООН после того, как 15 Скад ракет были обнаружены на борту незарегистрированного северокорейского грузовое судно So Sen, направляющееся в Йемен, должно было быть отпущен, когда выяснилось, что международное право не допускает их конфискации. Учитывая этот очевидный пробел в международном праве, несколько месяцев спустя президент США Буш объявил об инициативе со своим коллегой президентом Польши Александром Квасьневским в замке Вавель в Кракове 31 мая 2003 года.
Первоначально в ИБП входили 11 «основных» государств (Австралия, Франция, Германия, Япония, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания, США и Польша.). 4 сентября 2003 г. в Париже эти страны подробно изложили принципы, регулирующие ИБОР, в документе под названием «Заявление о принципах запрета». В документе определены действия, которые должны быть предприняты в рамках инициативы, в частности, «для создания более скоординированной и эффективной основы, с помощью которой можно будет препятствовать и останавливать поставки ОМУ, систем доставки и связанных материалов, идущих в государства и негосударственных субъектов и из них. проблемы распространения в соответствии с национальными правовыми органами и соответствующими международными законами и структурами, включая обстоятельства Совета Безопасности ООН, при которых такие операции могут проводиться (на море, на суше или в воздухе), включая, что наиболее важно, требование о том, чтобы любые предпринимаемые действия должны соответствовать международному праву ". С момента создания основной основной группы в 2003 году PSI расширилась и теперь включает «Оперативную группу экспертов» (OEG) из 21 страны, а также еще 84 поддерживающих ее государств. Ключевые государства, которые поддержали инициативу с момента ее основания, включают основных участников международной торговли, таких как Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты, а также такие страны, как Турция и Республика Корея, которые географически близки к государствам, обозначенным резолюциями Совета Безопасности ООН как угроза распространения.
Одиннадцать стран подписали двусторонние соглашения с Соединенными Штатами, разрешая взаимную экспедицию запросов на посадку на суда судов под флагами этих стран. Одиннадцать - это Антигуа и Барбуда, Багамы, Белиз, Хорватия, Кипр, Либерия., Мальта, Маршалловы острова, Монголия, Панама и Св. Винсент и Гренадины. Каждая из этих стран имеет большое количество коммерческих судов в своих реестрах и часто считается государством удобного флага.
В апреле 2009 г., в речи в Праге, Чешская Республика, недавно вступивший в должность президент Барак Обама объявил, что он планирует преобразовать ИОО в «прочный международный институт», указав, что продвижение инициативы США останется беспристрастным. и переход от предыдущей администрации. Действительно, Обама сделал укрепление ИБОР одним из своих предвыборных обещаний на президентских выборах 2008 года и продолжал продвигать ИОО через Стратегию ядерной безопасности Белого дома 2010 года.
Политическая встреча PSI на высоком уровне 2013 г. способствовала принятию набора из четырех совместных заявлений, способствующих сотрудничеству между поддерживающими PSI государствами в следующих направлениях: - Обеспечение надежной инициативы - Повышение критических возможностей и методов воспрещения - Усиление полномочий для действий - Расширение стратегических коммуникаций
Прогресс в реализации был рассмотрен на политическом совещании среднего уровня PSI в январе 2016 г., проведенном в Вашингтоне, округ Колумбия. Еще одно политическое совещание PSI на высоком уровне состоится во Франции в 2018 году.
PSI претерпела значительные изменения с 2003 года, охватывая гораздо более широкий спектр вопросов защиты от распространения, таких как таможенное правоприменение, экспортный контроль, финансирование распространения и нематериальные передачи технологий. Учитывая свой широкий и гибкий мандат, ИОО в настоящее время играет жизненно важную роль в продвижении норм и стандартов практики защиты от распространения.
Основная роль участников PSI заключается в соблюдении Заявления о принципах запрета с основной целью пресечения субъекта оружие и материалы. Кроме того, участникам рекомендуется принять законодательные акты для облегчения эффективного перехвата и изъятия таких предметов. Наконец, участники должны принять меры для обеспечения того, чтобы их национальные объекты не использовались для переброски незаконных грузов с оружием.
ИОО также поддерживает поддержание неформальной сети межправительственных связей, которые поддерживают сотрудничество вне формальной структуры ИОО.
В Соединенных Штатах программа управляется службой национальной безопасности, работающей в Белом доме, с Государственным департаментом США и Министерство обороны США играют главные роли; с другими отделами и агентствами в вспомогательных ролях.
Участие в мероприятиях PSI обычно включает собрания OEG, живые учения, командно-штабные учения, настольные учения, семинары, практикумы и другие тренинги по запрещению оружия массового уничтожения. В настоящее время членами являются:
Поддерживающие государства разрабатывают формальный набор инструментов, называемых критическими возможностями и Практики (CCP) для использования всеми партнерами PSI, чтобы помочь им в борьбе с ОМУ. Постоянная работа, CCP состоит из четырех элементов:
Элемент 1. Запрещение поведения, связанного с распространением - наличие соответствующих юридических органов для запрещения и предотвращения деятельности по распространению внутри и за пределами своей границы
Элемент 2. Инспекция и идентификация - Способность эффективно проверять воздушные, наземные и морские грузы и выявлять материалы, связанные с распространением
Элемент 3. Изъятие и утилизация - Способность предпринимать соответствующие действия по изъятию и утилизации материалы, связанные с запретом
Элемент 4. Быстрое принятие решений - разработка методов принятия решений, которые способствуют своевременному реагированию правительства на сценарии запрета
Примеры этих инструментов наращивания потенциала включают:
• Типовое законодательство
• Руководства по идентификации товаров и соответствующее обучение
• Правовой анализ резолюций Совета Безопасности ООН
• Брифинги экспертов по методологиям инспекций
• Быть Практика, связанная с обменом информацией и процедурами принятия решений
Работа CCP продвигается Группой проверки CCP, созданной в 2015 году. Группа проверки стремится расширить ресурсы, доступные странам, поддерживающим PSI, путем составления библиотеки инструменты и ресурсы, а также путем оказания помощи в координации мероприятий и упражнений по наращиванию потенциала. В состав группы проверки входят: Австралия, Канада, Франция, Германия, Норвегия, Польша, Россия и США.
ИОО не имеет центрального органа или секретариата и не является координатором реальных запретов. Это политическое обязательство, гибкий механизм международного сотрудничества, согласованный с национальными и международными правовыми органами. Поддерживающие государства стремятся иметь надежные возможности для проведения запретов, в которых обычно участвуют только два или три правительства.
Действия PSI включают регулярное проведение мероприятий, известных как «учения», целью которых является проверка полномочий и возможностей одобряющих стран запрещать использование материалов, связанных с ОМУ. Упражнения могут включать в себя «живые действия», такие как посадка на судно или обыск контейнеров, или ограничиваться «настольными» действиями, когда предметные эксперты исследуют юридические и оперативные вопросы запрета, связанные с вымышленным сценарием. Последние учения PSI включали:
• PHOENIX EXPRESS 2012 (май), морские учения под руководством США с инъекцией PSI, проведенные в Средиземном море
• PACIFIC SHIELD 2012 (июль), специальные учения PSI, организованные в Японии, с воздушным сценарием
• PANAMAX 2012 (август), совместные морские учения США и Панамы с вводом PSI
• EASTERN ENDEAVOR 2012 (сентябрь), специальные учения PSI, организованные в Южной Корее, с использованием морского сценария
• Семинар PSI для Восточной Европы (ноябрь 2012 г.), организованный в Молдове, с наземным сценарием
• LEADING EDGE 2013 (Фев), совместные специальные учения PSI ОАЭ / США, включающие действия по перехвату в воздухе, на море и на суше
• SAHARAN EXPRESS 2013 (март), морские учения под руководством США с введением PSI, проведенные у западного побережья Африки
Критики PSI, такие как Китай, Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) утверждают, что заявленное намерение членов ИОО для остановки судов в открытом море является нарушением международного права, гарантирующего свободу мореплавания. В частности, утверждается, что статья 23 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) разрешает судам "перевозить ядерные или другие опасные или ядовитые вещества" право мирного прохода через территориальные моря. Противники утверждали, что PSI дает государствам лицензию на совершение актов «пиратства» в открытом море. Также утверждалось, что намерение ИОО «пресекать ядерные материалы и контрабанду» является достаточно широкой хартией, чтобы включать любую военно-морскую операцию в любом месте и для любой реальной цели. Есть опасения, что такие действия могут привести к войне. Министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираджуда утверждал, что инициатива PSI «была инициирована не в рамках многостороннего процесса, а всего лишь группой стран, которые имеют общую цель по реализации определенных инициатив». Он также считал, что PSI нарушает UNCLOS. (Информационное агентство Синьхуа, 17 марта 2006 г.). Другие критики утверждали, что деятельность ИОО нарушает международные законы о самообороне, статьи 19 и 88 ЮНКЛОС. Большая часть критики законности PSI исходит из индийских источников новостей. Критика законности PSI также сосредоточена вокруг того факта, что эта инициатива не подпадает под действие какого-либо комитета или органа Организации Объединенных Наций и что это может узаконить ее.
Многие из В академических и новостных статьях об инициативе говорится, что ИОО ориентирована именно на такие государства, как Иран и КНДР. Северная Корея заявила, что считает, что ИБОР является инструментом агрессивной войны, планируемой Соединенными Штатами против КНДР под предлогом блокирования кораблей и самолетов. Индийские публикации, противодействующие участию в ИОО, определили ИОО как ориентированную конкретно на Иран и заявили, что «Индия ни в коем случае не должна быть частью любой антииранской стратегической инициативы, возглавляемой США». Среди других возможных предполагаемых целей PSI были Сирия, Мьянма и Пакистан.
Несмотря на эти обвинения и предположения, во всей официальной документации и пресс-релизах PSI указано, что PSI не нацелен на какое-либо конкретное государство, и что отдельные страны в рамках инициативы могут самостоятельно определять, какие поставки являются нацеленными. Несколько государств-сторонников ИОО поддерживают дипломатические и торговые отношения с Ираном, КНДР и другими государствами, которые были предложены в качестве вероятных целей.
Преобладание новостных источников и академический анализ инициативы часто описывают PSI как инициативу «под руководством США». Как и вопрос о том, нацелена ли ИОО на конкретные государства, участники самой инициативы прямо отрицают, что это усилие, «возглавляемое» Соединенными Штатами, и что ИОО действительно определяется нераспространенческой деятельностью одобряющих стран.
Многочисленная ранняя критика этой инициативы также явно связала PSI с другой международной деятельностью вызывающей споры во всем мире администрации Джорджа Буша, включая, в частности, Войну с терроризмом, вторжение в Афганистан с целью свержения Талибана, вторжение в Ирак в 2003 году и общее международное восприятие США односторонних действий вне рамок Организации Объединенных Наций. Внутри Соединенных Штатов либеральные критики ссылались на PSI и ее связи с заместителем госсекретаря Болтоном как на продолжение «Коалиции добровольных администрации Буша. Однако со временем большая часть этой критики утихла по мере того, как деятельность PSI получила широкую двухпартийную поддержку в Конгрессе США, а PSI продолжала продвигаться под председательством Барак Обама.
С продолжающимся продвижением инициативы президентом Обамой и его приверженностью к ее расширению и институционализации, многие первоначальные противники инициативы сократили свои негативные комментарии и начали попытки изучить возможность присоединения к инициативе, чтобы быть признанным игроком в глобальном масштабе. усилия по нераспространению.
Некоторые критические замечания в адрес PSI были направлены на "секретный" характер инициативы. Утверждалось, что «скрытность, окружающая запреты PSI и используемые методы, затрудняют оценку ее эффективности или законности», и что отсутствие формальности и структуры в инициативе вызывают озабоченность.
В в своем выступлении в июне 2006 года тогдашний заместитель государственного секретаря Роберт Джозеф заявил, что в период с апреля 2005 года по апрель 2006 года Соединенные Штаты сотрудничали с другими участниками PSI «примерно в двух десятках» случаев, чтобы предотвратить передачу проблем; а в мае 2005 года Ульрик Федершпиль, посол Дании в США, утверждал, что «поставки ракет значительно сократились за время существования PSI». Однако такие ссылки не предоставляют никакой фактической информации или доказательств имевших место запретов, в результате чего критики скептически относятся к таким цифрам или любым «показателям», доказывающим эффективность инициативы.
Несмотря на то, что эта критика сохраняется, многие мероприятия PSI, такие как ежегодные собрания оперативной группы экспертов, предполагают очень высокую степень участия гражданского общества. Например, аналитические центры и представители отрасли приняли участие в заседании Группы операционных экспертов в 2016 году, и им было разрешено твитнуть на протяжении всего заседания.
Большая часть критики PSI была встречена с контраргументами, учитывая неточный или устаревший характер большей части информации об инициативе. Наиболее распространенное негативное изображение PSI представляет собой незаконную инициативу США по перехвату судов третьих сторон в открытом море. Сторонники ИОО возражают, что:
Ресурсы по временной шкале и общий обзор PSI на, A Wiki Database