Есть только два портрета, которые окончательно изображают Уильяма Шекспира, оба из которых посмертны. Одна - это гравюра на титульном листе Первого листа, опубликованного в 1623 году, а другая - скульптура, украшающая его мемориал в Стратфорде-апон-Эйвоне, датируемая до 1623 года. Эксперты и критики утверждали, что несколько других картин того периода могут изображать его, и более 60 портретов, якобы принадлежащих Шекспиру, были выставлены на продажу Национальной портретной галерее в течение четырех десятилетий после ее основания в 1856 году, но ни в одном из них личность Шекспира не была доказана.
Нет никаких конкретных доказательств того, что Шекспир когда-либо заказывал портрет, и нет письменного описания его внешнего вида. Однако считается, что его портреты распространялись в течение всей его жизни из-за упоминания одного из них в анонимной пьесе Возвращение из Парнаса (ок. 1601), в которой персонаж говорит: «О милый мистер Шекспир! У меня будет его картина в моем кабинете при дворе ".
После его смерти, по мере того как репутация Шекспира росла, художники создавали портреты и повествовательные картины с его изображением, большинство из которых были основаны на более ранних изображениях, но некоторые из них которые были чисто образными. Он также все чаще отмечался в мемориальных скульптурах Шекспира, сначала в Великобритании, а затем и в других местах по всему миру. В то же время потребность в аутентичных портретах подпитывала рынок подделок и ошибочных идентификаций.
Существуют два изображения Шекспира, которые однозначно идентифицируются как его, хотя оба могут быть посмертными.
Есть несколько портретов XVII века, которые, как утверждается, представляют Шекспира, хотя в каждом из них изображен натурщик. либо неопознано, либо отождествление с Шекспиром является спорным.
Портрет Чандоса
Портрет Янссена
Портрет Янссена до реставрации 1988 года
Николас Хиллиард : Человек, держащий руку в облаке
Портрет Графтона
Портрет Соста (написан не менее чем через 20 лет после Шекспира)
Цветочный портрет (известно, что это подделка XIX века)
Шахматисты
Гравюра с портрета Зуккари
Стратфордский портрет
Гравюра портрета Фелтона
В течение десятилетий после смерти Шекспира было создано несколько портретов на основе на существующих образах или живой памяти. Наиболее важные из них:
Ряд других копий или приспособлений изображений Чандос и Дрэшаута были сделаны в конце 17 века и в начале XVIII века, например, фронтиспис Уильяма Фэйторна издания Похищение Лукреции 1655 года и копия Чандо Луи Франсуа Рубильяка, сделанная как подготовка к его скульптуре Шекспира. Их число увеличилось к концу XVIII - началу XIX века, включая адаптацию Дрёшаута Уильяма Блейка (c1800) и гравюры Джона Голдара, Ричарда Остина Артлетта и другие.
Портрет Стратфорда, вероятно, также был сделан в это время. Картина так называется, потому что в Стратфорде-на-Эйвоне. Картина принадлежала некоему мистеру Ханту, который был городским служащим Стратфорда. Когда-то он считался моделью мемориальной скульптуры Стратфорда, на которую он очень похож, но теперь считается, что он был создан в 18 веке на основе скульптуры.
Первым известным коммерческим использованием портрета Шекспира в публичном контексте была вывеска магазина английского книготорговца 18-го века Джейкоба Тонсона, на которой он был изображен. Неизвестно, на каком изображении он был основан, но, возможно, это была одна из сохранившихся картин, основанных на Чандо.
Портрет Эшборна был воспроизведен в 19 веке как Шекспир, но с тех пор идентифицирован как Хью ХэмерслиК середине 18 века спрос на портреты Шекспира привел к нескольким заявлениям относительно сохранившихся картин 17 века, некоторые из которых были изменены, чтобы они больше соответствовали чертам Шекспира. Портрет Янссена был перекрашен, с заниженной линией роста волос и добавлением надписи с указанием возраста и даты, соответствующих жизни Шекспира. Это было сделано до 1770 года, что сделало его «самым ранним проверенным примером подлинного портрета, измененного, чтобы выглядеть как Шекспир». В 1792 году на аукционе появилась картина, которая стала известна как портрет Фелтона, с именем Шекспира на обороте и инициалами Р. Б., которые были приняты за инициалы Ричарда Бербеджа. Шекспировед 18-го века Джордж Стивенс подтвердил подлинность работы, которая похожа на гравюру Дрёшаута.
Картина, которая теперь называется портрет Эшборна, была идентифицирована как изображение Шекспира в 1847 году, и в настоящее время висит в Библиотеке Фолджера Шекспира. Картина была воспроизведена в стиле Шекспира в середине XIX века как меццо-тинт Г.Ф. Гроза. В 1940 году Чарльз Виснер Баррелл исследовал портрет с помощью рентгеновской и инфракрасной фотографии, а также натирки скрытой краски на кольце большого пальца натурщика и пришел к выводу, что картина представляет собой ретушированный портрет Эдварда де Вер, 17-го века. Граф Оксфорд, рисунок Корнелиус Кетель. В 1979 году картина была отреставрирована, и на ней был обнаружен герб, на котором было указано, что натурщик - Хью Хэмерсли. Реставрация показала, что портрет был отретуширован так, чтобы отступила линия роста волос, в то время как указанный возраст был изменен на один год, а герб Хамерсли был закрашен. Тем не менее, некоторые оксфордцы продолжают поддерживать идентификацию де Вера, утверждая, что мода, которую носил натурщик, датирует картину примерно 1580 годом, когда Хэмерсли было всего 15 лет.
Другим примером является Цветочный портрет, названный в честь его владельца, сэра Десмонда Флауэра, который подарил его Шекспировскому музею в 1911 году. Когда-то это считалось самой ранней картиной, изображающей Шекспира, и моделью для гравюры Друшаута. В ходе расследования Национальной портретной галереи в 2005 году было показано, что это подделка XIX века, адаптированная с гравюры. Изображение Шекспира было нарисовано на подлинной картине XVI века с изображением Мадонны с младенцем.
Фрагмент картины Генри Уоллиса 1857 года, на которой Джерард Джонсон вырезал Стратфордский памятник, а Бен Джонсон показывает ему посмертную маску КессельштадтаВ 1849 году посмертная маска была обнародована немецким художником Людвигом Беккером, который связал ее с картиной, которая он утверждал, изображал Шекспира и напоминал маску. Маска, известная как «посмертная маска Кессельштадта», получила широкую огласку, когда она была признана подлинной ученым Ричардом Оуэном, который также утверждал, что на ней был основан мемориал в Стратфорде. Художник Генри Уоллис написал картину, на которой скульптор работает над памятником, глядя на маску. Скульптор лорд Рональд Гауэр также верил в подлинность маски. Создавая большую публичную статую Шекспира в Стратфорде в 1888 году, он основывал на ней черты лица. Он также пытался купить его для нации. Сейчас принято считать, что маска - подделка, хотя в 1998 году ее заявление о подлинности было возрождено.
Идеальный портрет Шекспира КауфманнаДругие художники создали новые портреты, призванные изобразить Шекспира как интеллектуального героя. Идеальный портрет Шекспира Анжелики Кауфман был основан на фронтисписе Верту к изданию Шекспира Александра Поупа, которое, в свою очередь, основано на так называемой миниатюре аббатства Уэлбека. неизвестный автор. Под портретом - символическая фигура Славы, украшающая гробницу Шекспира. В 1849 году Форд Мэдокс Браун адаптировал различные изображения, в том числе Эшборна Хэмерсли, для создания синтетического изображения, которое, по его мнению, было максимально достоверным. На нем Шекспир был влиятельной фигурой в богато украшенном зале. На его столе книги, представляющие источники Шекспира, в том числе произведения Боккаччо и Чосера. В том же духе Джон Фэд изобразил Шекспира в центре собрания ученых и писателей в своей картине «Шекспир и его друзья в таверне русалок» (1850).
С середины 18 века был создан ряд картин и скульптур, на которых Шекспир изображался как часть повествовательного или аллегорического сценария, символизирующего его гений.
В дополнение к своему Идеальному портрету Анжелика Кауфман создала аллегорический роман «Рождение Шекспира» (ок. 1770 г.), в котором изображен младенец Шекспир с олицетворением Фантазии и муз трагедий и Комедия. Внизу композиции скипетр, корона и маска трагедии, предвещающие блестящее будущее ребенка. Джордж Ромни нарисовал похожую картину младенца Шекспира в окружении символических фигур под названием Младенец Шекспир в сопровождении Природы и страстей. Согласно описанию, «Природа представлена лицом, открытым ее любимому Ребенку, который находится между Радостью и Печалью. Справа от Природы - Любовь, Ненависть и Ревность, а на левой - Гнев, Зависть и Страх. " Ромни также нарисовал более простую версию сцены под названием «Шекспир, воспитанный трагедией и комедией».
Другая аллегория присутствует в Томасе Бэнксе «Шекспир с участием живописи и поэзии», в которой поэт прославляется символическими фигурами, восхваляющими его творческий гений.
В тот же период художники начали изображать реальные или вымышленные сцены из жизни Шекспира, которые иногда популяризировались как гравюры. Популярность таких сцен была особенно высока в викторианскую эпоху. Самым популярным был апокрифический рассказ о юном Шекспире, который предстал перед сэром Томасом Люси по обвинению в браконьерстве, который был изображен несколькими художниками. Более респектабельная и патриотическая сцена, когда Шекспир читает свои произведения королеве Елизавете I, также была нарисована несколькими художниками, такими как Джон Джеймс Чэлон.
К концу 19-го века портреты и статуи Шекспира появлялись во многих контекстах, а его стереотипные черты лица использовались в рекламе, мультфильмах, магазинах, вывесках пабов и зданиях. Такие изображения получили распространение в 20 веке. В Британии популярными названиями для пабов стали «Голова Шекспира» и «Герб Шекспира». Между 1970 и 1993 годами изображение статуи Шекспира в Вестминстерском аббатстве появлялось на реверсе британских банкнот номиналом 20 фунтов стерлингов.
Повсеместное распространение этих стереотипных черт привело к адаптации портретов Шекспира несколькими современными художниками. В 1964 году к 400-летию со дня рождения Шекспира Пабло Пикассо создал множество вариаций на тему лица Шекспира, сведенных к минимальной форме в несколько простых строк. Луи Арагон написал эссе к рисункам.
В последнее время графические дизайнеры поиграли с традиционными мотивами в чертах Шекспира. К ним относятся «Шекспир в Центральном парке» Рафала Ольбинского, плакат фестиваля (1994), выставочный плакат, использованный Музеем Виктории и Альберта и Мирко Илич. Иллюстрация Шекспира в New York Times (1996). Милтон Глейзер также создал театральный плакат «25 лиц Шекспира» в 2003 году.
В 2000 Иштван Орос создал двойной анаморфный портрет для Swan Theater.
В 2013 году Lego представила минифигурку Шекспира, основанную в основном на портрете Дроешаута.