Пьетро Сероне (1566–1625) был итальянским теоретиком музыки, певцом и священником поздних времен. Возрождение. Он наиболее известен благодаря огромному музыкальному трактату, написанному им в 1613 году, который полезен при изучении композиционных практик 16 века.
Сероне родился в Бергамо. В то время как итальянец, он провел большую часть своей жизни в Неаполе, Сардинии, а затем в Испании, где преобладают испанцы: большую часть своих работ он написал в Испанский. Он был необычным итальянским музыкантом в Испании; гораздо чаще в XVI веке испанские музыканты уезжали в Италию, как в случае с Викторией. В 1603 году он вернулся в Неаполь, где до самой смерти был священником и певцом. Именно в Неаполе он написал два своих самых известных трактата.
Первым из них, на итальянском языке, была Le regole più needarie per l'introduzione del canto fermo, которую он опубликовал в 1609 году. Это была дидактическая и практическая работа по пению обычная песня, которую он, вероятно, использовал в своей работе в неаполитанской церкви святой Аннунциаты. Однако четыре года спустя он опубликовал монументальный сборник теории музыки «Мелопео и маэстро: трактадо музыки теорика и практика»; en que se pone por extenso; Lo que uno para hazerse perfecto musico ha menester saber, который состоял из 22 томов, 849 глав и 1160 страниц на испанском языке.
Эль Мелопео приобрел значительную известность и был достаточно известен уже в 1803 году, чтобы его высмеял испанский писатель, который сравнил его с рыцарскими романами в Дон Кихоте : невозможно подробное и абсурдное сборник чуши. Другие писатели XVIII и XIX веков назвали это «чудовищным». Однако трактат содержит отрывки, которые дают представление о композиционных практиках того времени.
Кероне был консервативным в музыкальном плане, и его консерватизм в этом влиятельном трактате несомненно повлиял на отсрочку появления стиля барокко на Пиренейском полуострове. В своих произведениях он вообще презирал испанских композиторов и щедро восхвалял итальянцев (что может частично объяснить оскорбления, обрушившиеся на него со стороны испанских критиков). Он обсуждает предыдущие теоретические трактаты Зарлино, Вичентино, Хуан Бермудо и других; он подробно описывает, как композитор может достичь выразительной интенсивности при написании мессы, мотетов, мадригалов, фроттол, канцонетт, песнопения, гимны, псалмы, причитания, ricercares, tientos и другие формы время. Композиционным идеалом, который он придерживался, был стиль Палестрины, хотя любопытно, что он утверждал, что «правила» контрапункта были созданы для того, чтобы нарушаться, и от них следует отказаться, как только композитор научился своему ремеслу: как ни парадоксально, даже в 21 веке ни один стиль композиции не преподается более строго, основанный на правилах, чем полифоническая идиома Палестрины.
Хотя трактат показывает, что он обладал значительными композиционными навыками, ни одна музыка Сероне не сохранилась, и, как известно, он не опубликовал ее. Он умер в Неаполе.