«Модель Пикмана» | |
---|---|
Титульный лист «Модель Пикмана», опубликованный в « Странных сказках», октябрь 1927 года. Иллюстрация Хью Рэнкина. | |
Автор | HP Лавкрафт |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Жанр (ы) | Ужасный рассказ |
Опубликовано в | Странные сказки |
Тип публикации | Периодический |
Тип СМИ | Печать (журнал) |
Дата публикации | Октябрь 1927 г. |
« Модель для Пикмана » является новелла по Лавкрафта, написанной в сентябре 1926 года и впервые опубликована в выпуске октября 1927 Weird Tales. Он был адаптирован для телевидения в эпизоде 1971 года из антологии Night Gallery с Брэдфордом Диллманом в главной роли.
История вращается вокруг бостонского художника по имени Ричард Аптон Пикман, который создает ужасающие образы. Его работы блестяще выполнены, но настолько наглядны, что приводят к отмене его членства в Бостонском художественном клубе, и его сторонятся его коллеги-художники.
Рассказчик - друг Пикмана, который после загадочного исчезновения художника рассказывает другому знакомому, как его взяли на экскурсию по личной галерее Пикмана, спрятанной в захудалых захолустных трущобах города. По мере того, как двое углублялись в разум и искусство Пикмана, комнаты, казалось, становились все более злыми, а картины - все более ужасающими, заканчивая последней огромной картиной неземного, красноглазого и смутно собачьего гуманоида, злобно жующего человеческую жертву.
Из-за шума Пикман выбежал из комнаты с пистолетом, в то время как рассказчик протянул руку, чтобы развернуть то, что выглядело как небольшой кусок свернутой бумаги, прикрепленный к чудовищной картине. Рассказчик услышал несколько выстрелов, и Пикман вернулся с дымящимся пистолетом, рассказав историю о стрельбе в крыс, и двое мужчин ушли.
Впоследствии рассказчик понял, что он нервно схватил и положил свернутую бумагу в карман, когда раздались выстрелы. Он развернул бумагу и обнаружил, что это фотография не фона картины, а самого объекта. Пикман черпал вдохновение не из больного воображения, а из очень реальных монстров.
Подобно району Бруклина, изображенному в романе Лавкрафта « Ужас на Красном крючке », Норт-Энд Бостона изображен как захудалый квартал, населенный иммигрантами и пронизанный подземными переходами. Пикман заявляет:
Что на самом деле карты, записи и путеводители говорят о Норт-Энде? Ба! Возможно, я гарантирую, что проведу вас к тридцати или сорока переулкам и сетям переулков к северу от Принс-стрит, о которых не подозревают десять живых существ, если не считать их кишащих иностранцами.
Принц-стрит, как и Хенчман-стрит, Чартер-стрит и Гриноу-лейн, - это настоящие улицы Норт-Энда. Хотя рассказ о точном местонахождении студии Пикмана неясен, очевидно, что оно было вдохновлено реальным зданием Норт-Энда. Лавкрафт писал, что, когда он посетил район с Дональдом Вандреем, он обнаружил, что «настоящая аллея и дом из сказки полностью разрушены, а целый ряд кривых построек был снесен».
Эстетические принципы ужаса Пикмана напоминают эссе Лавкрафта « Сверхъестественный ужас в литературе » (1925–1927), над которым он работал во время написания рассказа. Когда Тербер, рассказчик рассказа, отмечает, что «только настоящий художник знает реальную анатомию ужасного или физиологию страха - точный вид линий и пропорций, которые связаны со скрытыми инстинктами или наследственными воспоминаниями о страхе, и надлежащий цвет» контрасты и световые эффекты, пробуждающие дремлющее чувство странности », - повторяет он Лавкрафта, литературного критика По, который« так прекрасно понимал саму механику и физиологию страха и странности ».
Описание Тербером Пикмана как «основательного, кропотливого и почти научного реалиста » напоминает подход Лавкрафта к ужасу в его постдунсановскую фазу.
История сравнивает работы Пикмана с работами ряда реальных художников, в том числе Генри Фузели (1741–1825), Гюстава Доре (1832–1883), Сидни Симе (1867–1941), Энтони Ангарола (1893–1929), Франсиско Гойя ( 1746–1828) и Кларк Эштон Смит (1893–1961).
Техника необычная для Лавкрафта. Повествование от первого лица принимает форму монолога, направленного на читателя как на вымышленного слушателя, чьи предполагаемые междометия подразумеваются через ответы на них рассказчика. Косвенные комментарии показывают, что разговор происходит накануне в бостонской гостиной рассказчика, куда они только что прибыли на такси. Повествование Пикмана внутри повествования также является монологом, направленным, в свою очередь, на внешнего рассказчика как слушателя. Оба повествования разговорчивы, случайны и эмоционально выразительны, что нетипично для главных героев и стиля Лавкрафта.
Фриц Лейбер в своем эссе «Литературный Коперник» похвалил эту историю за «невероятную холодность» последней строки. Питер Кэннон называет рассказ «а почти идеальный пример Эдгара единства принцип эффекта», хотя он приводит в качестве его «одна слабость» «ухитрился окончание». Энциклопедия Лавкрафта отвергает эту историю как «относительно обычную».