Истоки Шестидневной войны

редактировать

Истоки Шестидневной войны, которая велась с 5 июня по 10 июня 1967 г., Израиль и соседние государства Египет (известная тогда как Объединенная Арабская Республика, ОАР), Иордания, и Сирия, включают как давние, так и неотложные проблемы. Во время Шестидневной войны, более раннего основания Израиля, возникшего в результате вопроса палестинских беженцев и участия Израиля во вторжении в Египет во время Суэцкого кризиса 1956 г. продолжали вызывать серьезные недовольства арабского мира. Арабские националисты, возглавляемые президентом Египта Гамалем Абдель Насером, продолжали враждебно относиться к существованию Израиля и серьезно угрожали его еврейскому населению. К середине 1960-х годов отношения между Израилем и его арабскими соседями ухудшились до такой степени, что произошел ряд пограничных столкновений.

В апреле 1967 года Сирия обстреляла израильский трактор, пахавший в демилитаризованной зоне, что переросло в довоенное воздушное столкновение. В мае 1967 года, после дезинформации о намерениях Израиля, предоставленной Советским Союзом, Египет выслал миротворцев ООН, дислоцированных на Синайском полуострове с Суэцкий конфликт и объявил о блокаде доступа Израиля к Красному морю (международным водам) через Тиранский пролив, что Израиль считал актом войны. Напряженность нарастала, армии с обеих сторон мобилизовались. Менее чем через месяц Израиль нанес внезапный удар, который положил начало Шестидневной войне.

Традиционное мнение и воспоминания ключевых израильтян показывают, что действия Израиля, приведшие к войне, были разумными и вина за войну лежала на Египте. Согласно политологу Зееву Маозу, в большинстве научных исследований кризис объясняется сложным процессом нежелательной эскалации, которую все стороны хотели предотвратить, но в конечном итоге ответственность за нее несут все. Насер знал, что его блокада Тиранского пролива от прохода израильских судов 23 мая 1967 года может дать Израилю повод для начала войны. Его решения просить об удалении миротворцев ООН с Синая и особенно заблокировать залив Акаба для израильских судов через Тиранский пролив, обычно воспринимаются как момент, когда война стала неизбежной. Некоторые комментаторы рассматривают войну как классический случай упреждающего нападения в целях самообороны, в то время как в 21 веке точка зрения о том, что Израиль действовал в порядке самообороны, становится все более оспариваемой.

Содержание
  • 1 Краткое изложение событий, приведших к войне.
  • 2 Территориальные споры, водные пути и водные ресурсы
    • 2.1 Территориальные споры
    • 2.2 Тиранский пролив
    • 2.3 Водный спор
  • 3 События в предвоенные годы
    • 3.1 Израиль и араб государства
    • 3.2 Израиль и Египет: Последствия Суэцкого кризиса
    • 3.3 Израиль и Египет: Ротемский кризис
  • 4 События в течение месяцев перед войной
    • 4.1 Израиль и Иордания: инцидент Саму
      • 4.1.1 Саму Последствия инцидента
    • 4.2 Израиль и Сирия
      • 4.2.1 Приграничное сражение 7 апреля 1967 г.
      • 4.2.2 Дальнейшие события
    • 4.3 Израиль и Египет
  • 5 События за несколько недель до войны
    • 5.1 Дезинформация от Советского Союза
    • 5.2 Наращивание египетских войск на Синае
    • 5.3 Вывоз миротворцев ООН из Египта
      • 5.3.1 Египет n право убрать миротворцев ООН
      • 5.3.2 Международная реакция
    • 5.4 Закрытие Тиранского пролива
      • 5.4.1 За право Египта закрыть пролив
      • 5.4.2 Против египетского права на закрытие проливы
    • 5.5 План Египта по нападению на Израиль 27 мая
    • 5.6 Кризис и дипломатия
    • 5.7 Иордания присоединяется к Египту
    • 5.8 Подготовка арабских государств
    • 5.9 События в Израиле
  • 6 Кто выиграет война
  • 7 Ретроспектива
    • 7.1 Израиль: была ли война неминуема?
    • 7.2 Планировал ли Израиль войну?
      • 7.2.1 За
      • 7.2.2 Против
    • 7.3 Планировал ли Египет война?
      • 7.3.1 Для
      • 7.3.2 Против
  • 8 Последствия войны
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Сноски
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки
Краткое изложение событий, приведших к войне

После Суэцкого кризиса 1956 года Египет согласился разместить Чрезвычайные силы ООН (UNEF) на Синае, чтобы гарантировать соблюдение всеми сторонами Соглашений о перемирии 1949 года. Несмотря на подавляющую поддержку резолюции 1000 в Генеральной Ассамблее ООН, Израиль отказался допустить силы ЧВС ООН на свою территорию. В последующие годы произошло множество мелких пограничных столкновений между Израилем и его арабскими соседями, особенно Сирией. В начале ноября 1966 года Сирия подписала соглашение о взаимной обороне с Египтом. 13 ноября 1966 года в ответ на партизанские действия ООП (Организации освобождения Палестины), в том числе на минный удар, в результате которого погибли трое, Израильские силы обороны (ЦАХАЛ) атаковали деревню из ас-Саму. на оккупированном Иорданией Западном берегу. Иорданские подразделения, вступившие в бой с израильтянами, были быстро отброшены. Король Иордании Хусейн раскритиковал президента Египта Гамаля Абдель Насера ​​ за то, что он не пришел на помощь Иордании и «прятался за юбками UNEF». Израиль был осужден за это вторжение в Резолюции 228 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, а США, Великобритания, Франция и СССР упрекали его. 7 апреля 1967 года Израиль вторгся в Сирию. СССР настаивал на заключении договора о коллективной обороне с Египтом. В мае 1967 года Насер получил ложные сообщения из Советского Союза о том, что Израиль сосредоточился на сирийской границе.

Насер начал сосредоточение своих войск на Синайском полуострове у границы с Израилем (16 мая), изгнал силы UNEF из Газы и Синая (19 мая) и занял позиции UNEF в Шарм-эль-Шейхе с видом на Тиранский пролив. Израиль повторил сделанные в 1957 году заявления о том, что любое закрытие проливов будет рассматриваться как акт войны или оправдание войны. Насер объявил проливы закрытыми для израильских судов 22–23 мая. 30 мая Иордания и Египет подписали пакт об обороне. На следующий день по приглашению Иордании иракская армия начала развертывание войск и бронетанковых частей в Иордании. Позже они были усилены египетским контингентом. 1 июня Израиль сформировал правительство национального единства, расширив свой кабинет, а 4 июня было принято решение начать войну. На следующее утро Израиль начал операцию «Фокус», крупномасштабный внезапный воздушный удар, положивший начало Шестидневной войне.

Территориальные споры, водные пути и водные ресурсы

Территориальные споры

Мирное соглашение в конце войны 1948 года установило демилитаризованные зоны (ДМЗ) между Израилем и Сирией. Однако, как вспоминают офицеры вооруженных сил ООН, такие как Одд Булл и Карл фон Хорн, израильтяне постепенно захватили часть зоны, выселяя арабских сельских жителей и разрушая их дома; эти действия вызвали протесты Совета Безопасности ООН. Моше Даян, министр обороны Израиля во время Шестидневной войны, в интервью 1976 года рассказал, что политика Израиля в Демилитаризованной зоне в период с 1949 по 1967 год была " захватить некоторую территорию и удерживать ее до тех пор, пока враг не отчаивается и не отдаст ее нам », тем самым изменяя« линии соглашения о прекращении огня на военные действия, которые были меньше войны ». Далее Даян рассказал, что в процессе Израиль спровоцировал более 80% пограничных столкновений с Сирией в преддверии вторжения в Сирию 7 апреля 1967 года. В защиту действий Израиля историк Майкл Орен сказал, что «[t] здесь есть элемент правды в заявлении Даяна», но что действия Израиля были оправданы, поскольку «Израиль считал демилитаризованные зоны в север как часть их суверенной территории ". Глуска уточнил эту точку зрения, указав, что такой суверенитет Израиля над всей демилитаризованной зоной «не санкционирован ООН». Фактически, позиция Израиля была отвергнута в 1951 году как Великобританией, так и Советом Безопасности ООН (в Резолюции 93). В январе 1967 года Израиль вернулся к заявлению о суверенитете над демилитаризованной зоной.

Публично Сирия заявила, что эскалация конфликта является результатом попытки Израиля усилить напряженность, чтобы оправдать крупномасштабную военную операцию против Сирии и расширить свою оккупацию демилитаризованной зоны, лишив владения оставшихся арабских фермеров.

По словам Моше Шемеша, историка и бывшего старшего офицера разведки ЦАХАЛа, военные и гражданские руководители Иордании оценили, что главной целью Израиля было завоевание Западного берега. Они чувствовали, что Израиль стремится втянуть все арабские страны в войну. После набега на Саму эти опасения стали решающим фактором в решении Иордании участвовать в войне. Король Хусейн был убежден, что Израиль попытается оккупировать Западный берег независимо от того, пойдет ли Иордания на войну или нет.

Тиранский пролив

После войны 1956 года Египет согласился вновь открыть проливы. Тирана израильскому судоходству, закрытие которого явилось важным катализатором в ускорении Суэцкого кризиса.

Водный спор

План Джонстона был планом объединенного водного ресурса развития Иорданской долины, спонсируемого БАПОР и принято главным арабским лидером Насером, а также Иорданией и Израилем. В 1964 году Израиль начал забирать воду из реки Иордан для своего национального водовоза в соответствии с планом Джонстона, сократив поток, достигавший территории Хашимита до распределение плана Джонстона. В январе 1964 года на саммите Лиги арабских государств, созванном в Каире, было заявлено, что отвод воды Иордании Израилем увеличивает опасность для существования арабов, и было решено лишить Израиль 35% пропускной способности национального водного перевозчика путем отвода <334 единиц.>Река Иордан истоки (притоки Хасбани и Баниас) до реки Ярмук, хотя эта схема была лишь частично осуществимой, но технически сложной и дорогой. В следующем году арабские государства начали строительство Плана отвода истоков, который, после завершения, отведет воды ручья Баниас до того, как вода войдет в Израиль и Галилейское море, чтобы вместо этого впасть в плотину в Мухайбе для использования Иорданией и Сирией, и отвести воды Хасбани в реку Литани в Ливане.. Отводные работы снизили бы установленную мощность авианосца Израиля примерно на 35%, а общее водоснабжение Израиля примерно на 11%.

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) атаковала водозаборные сооружения в Сирии в марте, мае и августе 1965 года, что увековечивает продолжительную цепь пограничного насилия, которая напрямую связана с событиями, приведшими к войне.

События в течение лет до войны

Израиль и Арабские государства

В то время ни одно арабское государство не признало Израиль. Сирия, присоединившаяся к советскому блоку, начала спонсировать партизанские налеты на Израиль в начале 1960-х годов в рамках своей «народно-освободительной войны», направленной на отражение внутренней оппозиции к партии Баас.

Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 1960 года, Насер заявил, что «единственное решение для Палестины - это вернуть дела к состоянию, существовавшему до совершения ошибки, то есть к прекращению существования Израиля». В 1964 году он сказал: «Мы клянемся Богом, что не успокоимся, пока не вернем арабскую нацию в Палестину, а Палестину - в арабскую нацию. Нет места для империализма, и нет места для Британии в нашей стране, как и там. нет места Израилю в арабской нации ". В 1965 году он утверждал: «Мы не войдем в Палестину с ее почвой, покрытой песком, мы войдем в нее с почвой, пропитанной кровью».

Даже после почти двух десятилетий ее существования ни одна соседняя арабская страна Израиль был готов заключить мирное соглашение с Израилем или принять его существование. Тунис Президент Хабиб Бургиба в своей речи в Иерихоне в 1965 году предложил арабскому миру взглянуть в лицо реальности и начать переговоры с Израилем, но это было отвергнуто другими арабами.

Израиль и Египет: последствия Суэцкого кризиса

Суэцкий кризис 1956 года представлял собой военное поражение, но политическую победу Египта, и подготовил почву для Шестидневная война. В речи, произнесенной в Кнессете, Давид Бен-Гурион сказал, что соглашение 1949 года о перемирии с Египтом было мертво и похоронено, и что линии перемирия более недействительны и не могут быть восстановлен. Ни при каких обстоятельствах Израиль не согласится на размещение сил ООН на своей территории или в любом оккупированном им районе. Сильное дипломатическое давление со стороны Соединенных Штатов и Советского Союза вынудило Израиль условно вывести свои вооруженные силы с Синайского полуострова только после того, как были достигнуты удовлетворительные меры. с участием международных сил, которые собирались войти в зону канала.

После войны 1956 года Египет согласился разместить миротворческие силы ООН на Синае, Чрезвычайные силы ООН, чтобы сохранить этот пограничный регион демилитаризованным и не дать палестинским федаинам партизанам пересечь границу с Израилем.

В результате граница между Египтом и Израилем оставалась спокойной для подавляющего большинства период до 1967 года.

После войны 1956 года в регионе восстановилось непростое равновесие, без решения каких-либо основных проблем.

Израиль и Египет: кризис Ротема

В феврале 1960 года напряженность вдоль израильско-сирийской границы побудила Насера ​​развернуть египетские вооруженные силы на северном Синае. Всего через шесть дней после начала передвижения войск Израиль узнал о присутствии египетских сил, насчитывающих около 500 танков, на своей незащищенной южной границе. Застигнутый врасплох, Израиль попытался развернуть свои собственные силы, в то время как Бен-Гурион принял политику умиротворения, чтобы ослабить напряженность и предотвратить начало военных действий.

Обе стороны в конечном итоге отказались, но каждая из них сделала разные выводы из дело. В политике национальной обороны Израиля любое массовое развертывание египетских войск на его границе было признано неприемлемым, и были установлены новые правила. Египет, однако, расценил кризис как большой успех. Египет считал, что развертывание предотвратило нападение Израиля на Сирию, и, таким образом, можно было сдержать Израиль простым развертыванием сил без опасности начала войны. Кризис должен был оказать прямое влияние на обе стороны во время событий мая 1967 года, которые в конечном итоге привели к Шестидневной войне. И Израиль, и Египет применили уроки, которые они извлекли из предыдущего дела. В самом деле, это сначала было воспринято как повторение дела Ротема, и ожидалось, что они будут следовать тем же курсом. Однако серьезные различия дали новый импульс новому кризису и в конечном итоге привели к войне.

События в течение нескольких месяцев до войны

Израиль и Иордания: инцидент на Саму

Долгое перемирие линия между Иорданией и Израилем была напряженной с начала партизанских операций ФАТХ в январе 1965 года. Хотя Сирия поддерживала такие операции, Египет и Иордания отказались позволить партизанам ООП действовать со своей территории. После 1965 года большинство рейдов на Израиль происходило с сирийской границы. Израиль считал виновным государство, из которого были совершены рейды. Король Хусейн, правитель Хашимита, был в затруднительном положении: он не хотел показаться сотрудником Израиля в свете деликатных отношений его правительства с большинством палестинского населения в его королевство, и его успех в предотвращении таких набегов был лишь частичным. Летом и осенью 1966 года ООП провела несколько партизанских атак, в результате которых погибло и ранено израильское гражданское население и военный персонал. Кульминацией этого события стало 11 ноября 1966 года, когда израильский пограничный патруль подорвался на фугасной мине, убив трех солдат и ранив еще шестерых. Израиль полагал, что мина была заложена боевиками из Эс-Саму, деревни на юге Западного берега, недалеко от того места, где произошел инцидент, который был оплотом Фатха. Это побудило израильский кабинет одобрить крупномасштабную операцию под названием «Шреддер». В пятницу, 12 ноября, король Иордании Хусейн написал письмо с личными соболезнованиями Израилю, которое он телеграфировал послу США в Израиле Уолворту Барбору через посольство США в Аммане, которое передало его Барбуру в Тель-Авиве.. Барбур, полагая, что срочно доставить письмо не было необходимости, оставил его на своем столе на выходных, не доставив, таким образом, вовремя.

На следующий день, утром 13 ноября, Армия обороны Израиля вторглась в Иорданию, пересекла границу с Западным берегом и напала на Эс-Саму. Атакующая сила состояла из 3–4 тыс. Солдат при поддержке танков и авиации. Они были разделены на резервные силы, которые оставались на израильской стороне границы, и две совершившие набеги группы, которые перешли на Западный берег.

Большая часть из восьми танков Центурион, за которыми следуют 400 десантников на 40 открытых полугусеницах и 60 инженеров на 10 полугусеницах, возглавляемых для Саму; в то время как меньшие силы из трех танков и 100 десантников и инженеров на 10 полугусеницах направились к двум меньшим деревням: Кирбет Эль-Маркас и Кирбет Джимба. По словам Терренса Притти «Эшколь: человек и нация», 50 домов были разрушены, но жители были эвакуированы за несколько часов до этого.

К удивлению Израиля, вмешались иорданские военные. 48-й пехотный батальон иорданской армии натолкнулся на израильские войска к северо-западу от Саму; и две роты, приближавшиеся с северо-востока, были перехвачены израильтянами, а взвод иорданцев, вооруженных двумя 106-мм безоткатными орудиями, вошел в Саму. Иорданские ВВС также вмешались, и иорданский истребитель Hunter был сбит в бою. В ходе последовавших боев было убито трое иорданских мирных жителей и 16 солдат; Были ранены 54 солдата и 96 мирных жителей. Командир израильского парашютно-десантного батальона полковник Йоав Шахам был убит и еще 10 израильских солдат были ранены.

По данным израильского правительства, 50 иорданцев были убиты, но истинное число иорданцев так и не разглашалось. чтобы поддерживать боевой дух и доверие к режиму короля Хусейна. Вся битва была недолгой: израильские войска пересекли линию прекращения огня в 6:00 утра. и вернулся к 10:00 утра.

Последствия инцидента на Саму

Хусейн почувствовал себя преданным операцией, разрушившей хрупкое доверие между Израилем и Иорданией. В течение трех лет он проводил секретные встречи с министрами иностранных дел Израиля Аббой Эбан и Голдой Меир. По его словам, он делал все возможное, чтобы остановить партизанские атаки с Западного берега и Иордании. «Я сказал им, что не смогу выдержать серьезный ответный налет, и они приняли логику этого и пообещали, что такого никогда не будет».

Два дня спустя, в служебной записке для США. Президент Линдон Б. Джонсон, его специальный помощник Уолт Ростоу писал: «В данном случае суть не в возмездии. Этот рейд с участием 3000 человек с танками и самолетами был исключен. все было соразмерно провокации и было нацелено не на ту цель ", и продолжил описывать ущерб, нанесенный интересам США и Израиля:

Они разрушили хорошую систему негласного сотрудничества между Хусейном и израильтянами... Они Подрезал Хусейна. Мы потратили 500 миллионов долларов на то, чтобы поддержать его в качестве стабилизирующего фактора на самой длинной границе Израиля и в отношениях с Сирией и Ираком. Нападение Израиля усиливает давление на него, заставляя его контратаковать не только со стороны более радикальных арабских правительств и палестинцев в Иордании, но и со стороны армии, которая является его основным источником поддержки и может теперь дать шанс возместить свои воскресные потери. Они замедлили продвижение к долгосрочному соглашению с арабами... Они, возможно, убедили сирийцев, что Израиль не осмелился атаковать Сирию, защищаемую Советским Союзом, но мог безнаказанно атаковать поддерживаемую США Иорданию.

117>Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял Резолюцию 228, единогласно выразив сожаление по поводу «гибели людей и серьезного материального ущерба в результате действий правительства Израиля 13 ноября 1966 года», осудив «Израиль за проведение «крупномасштабная и тщательно спланированная военная акция против иорданской территории» в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и Общего соглашения о перемирии между Израилем и Иорданией »и подчеркивание« Израилю, что действия военного возмездия не могут допускаются, и что в случае их повторения Совету Безопасности придется рассмотреть дальнейшие и более эффективные шаги, предусмотренные в Уставе, для предотвращения повторения таких действий ".

Столкнувшись с шквалом критики со стороны иорданцев, Палестинцев и его арабских соседей за то, что они не смогли защитить Саму, Хусейн приказал 20 ноября провести общенациональную мобилизацию. Хусейн жаловался, что Египет и Сирия не смогли защитить Западный берег, «прятавшись за юбками ЧВС ООН»; это обвинение могло быть фактором в решении Насера ​​избавить его страну от сил ЧВС накануне Шестидневной войны.

Это была крупнейшая операция, в которой Израиль участвовал со времен Суэцкого кризиса.. Хотя дипломатические и политические события не были Израиль и следовало ожидать, после операции Хусейн работал трудно избежать дальнейших столкновений пути предотвращения партизанских операций от запуска с в Иордании.

Некоторые Открыть Сами атаки в начале эскалация напряженности, которая привела к войне, и другие продолжают описывать ее как первый шаг в прелюдии к войне.

Израиль и Сирия

В целом, отчет Орена о том периоде описывает Израиль как невинная жертва сирийской провокации и агрессии. С Голанских высот сирийцы обстреливали израильские поселения и другие цели, например, рыбаков в Галилейском море, нанося ответные карательные удары со стороны Израиля. Кроме того, после сирийского государственного переворота 1966 года количество нападений и диверсий со стороны базирующихся в Сирии палестинских партизан (ФАТХ) увеличилось, хотя Иордания по-прежнему оставалась основным источником. В течение двух с половиной лет с начала атак и до израильского вторжения в Сирию 7 апреля 1967 года в результате вторжений ФАТХ с сирийской территории погибли трое израильтян, все - солдаты. В сентябре 1966 года начальник штаба Израиля Ицхак Рабин дал интервью, в котором заявил, что действия Израиля «должны быть нацелены на тех, кто совершает нападения, и на режим, который их поддерживает». Эти «неудачные» слова были истолкованы как «заговор» с целью свержения сирийского правительства.

Сирия также утверждала, что сирийские обстрелы всегда происходили в ответ на израильские обстрелы мирных арабских фермеров или сирийские посты. Этот момент, также поднятый Даяном в его интервью, дополнительно подтверждается свидетельствами очевидцев полковника голландских наблюдателей ООН Яна Мюрена, который засвидетельствовал израильскую практику использования бронированных тракторов для ведения сельского хозяйства в демилитаризованной зоне в районах, запрещенных соглашением о перемирии 1949 года. Эти действия вызовут сирийский огонь, на который Израиль ответит своими силами. Однако расплывчатое соглашение о перемирии 1949 года не запрещало гражданскую деятельность в демилитаризованной зоне.

В ноябре 1966 года Египет и Сирия подписали пакт об обороне, согласно которому каждая страна будет поддерживать другую в случае нападения. Согласно Индар Джит Рикхе, министр иностранных дел Египта Махмуд Риад сказал ему, что Советский Союз убедил Египет заключить пакт, имея в виду две идеи: сократить шансы карательного нападения Израиля на Сирию и подчинить сирийцев сдерживающему влиянию президента Египта Гамаля Абдель Насера ​​. В январе 1967 года министр здравоохранения Израиля Исраэль Барзилай предупредил, что обязательства Египта перед Сирией в рамках их пакта о взаимной защите «могут обострить ситуацию, и никто не предвидит, чем она закончится».

Во время визита в Лондон в феврале 1967 г., министр иностранных дел Израиля Абба Эбан проинформировал журналистов о «надеждах и тревогах» Израиля, объяснив присутствующим, что, хотя правительства Ливана, Иордании и Объединенной Арабской Республики (официальное название Египта до 1971 года), казалось, отказался от активной конфронтации с Израилем, оставалось неизвестным, сможет ли Сирия сохранить минимальный уровень сдержанности, при котором враждебность ограничивалась риторикой. В то же время Израиль планировал, одобрял и осуществлял провокации Сирии вдоль демилитаризованной зоны, о которой говорил Даян. Провокации заключались в отправке трактора на пашню в демилитаризованных районах. Сирийцы стреляли по этим тракторам и часто обстреливали израильские поселения. Это достигло критической точки, когда были запланированы работы по бронетранспорту на суше в южной демилитаризованной зоне недалеко от кибуца Ха-Он. Ожидалось, что сирийцы отреагируют. ВВС Израиля были приведены в состояние боевой готовности. Премьер-министр Эшколь одобрил план.

7 апреля 1967 года трансграничное сражение

Ранее на этой неделе Сирия дважды атаковала израильский трактор, работавший в зоне демилитаризованной зоны. Когда трактор вернулся утром 7 апреля 1967 года, как и предполагалось в плане, сирийцы снова открыли огонь из легкого оружия. В ответ израильтяне прислали бронированные тракторы для продолжения пахоты, что привело к новым перестрелкам. В результате возникла эскалация "око за око", в результате чего танки, тяжелые минометы, пулеметы и артиллерия использовались на различных участках вдоль 47-мильной (76 км) границы в том, что было описано как "спор о правах на культивирование в демилитаризованной зоне. к юго-востоку от Тивериадского озера. " Здесь произошло критическое отклонение от предыдущих инцидентов. Без предварительного планирования и представления на предварительное одобрение Министерскому комитету по безопасности израильские самолеты нанесли с пикирования сирийские позиции с использованием 250 и 500 кг бомб. Впервые ВВС были задействованы до того, как израильское поселение фактически подверглось обстрелу (за исключением случайных снарядов, упавших в Тель-Кацире), и израильские самолеты проникли в Дамаск. Затем сирийцы ответили обстрелом израильских пограничных поселений, а израильские самолеты в ответ бомбили деревню Скуфие, разрушив при этом около 40 домов. В 15:19 сирийские снаряды начали падать на кибуц Гадот ; более 300 человек приземлились на территории кибуца за 40 минут. «Инцидент» перерос в полномасштабный воздушный бой над Голанскими высотами после того, как Израиль взорвал самолеты, в результате чего было потеряно шесть сирийских ВВС МиГ-21 - ВВС Израиля Dassault Mirage IIIs, и полет последнего над Дамаском. Организация Объединенных Наций по надзору за перемирием (UNTSO) попыталась договориться о прекращении огня, но Сирия отказалась сотрудничать, если израильские сельскохозяйственные работы не были остановлены. Израильская газета «Маарив» писала: «Это был не« инцидент », а настоящая война». В этих обстоятельствах Советский Союз вмешался, чтобы остановить развитие событий и сдержать Израиль, активировав египетско-сирийский оборонный пакт, подписанный в ноябре 1966 года под советским давлением именно с этой целью.

Хотя крест от 7 апреля -Пограничный бой часто называют «инцидентом», различные реакции на событие опровергают это описание. Израильская пресса назвала это войной. Эзер Вейсманн сообщил, что Моше Даян ответил: «Вы сошли с ума? Вы ведете страну к войне!». Бригадный генерал Исраэль Лиор согласился: «С моей точки зрения, Шестидневная война началась». 21 апреля 1967 г., как и в мае 1966 г., заместитель министра иностранных дел СССР Яков Малик передал устное послание израильскому послу в Москве: «Правительство Советского Союза видит необходимость снова предупредить правительство Израиля об опасной опасности. политика, которую он проводил в течение нескольких лет, чревата опасностями, и [Израиль] будет нести единоличную ответственность.

Дальнейшие события

Выступление перед партийным собранием Мапай в Иерусалим 11 мая Премьер-министр Израиля Леви Эшколь предупредил, что Израиль без колебаний применит авиацию в масштабе 7 апреля в ответ на продолжающийся пограничный терроризм, и в тот же день посланник Израиля Гидеон Рафаэль представил президенту Совета Безопасности письмо с предупреждением, что Израиль «будет действовать в порядке самообороны, как того требуют обстоятельства». Письмо из Тель-Авива 12 мая Джеймс Ферон сообщил, что некоторые израильские лидеры решили применить силу против Сирии, «значительную силу, но непродолжительную. и ограничены по территории "и процитировали" одного квалифицированного наблюдателя ", который" сказал, что очень маловероятно, что Египет (тогда официально называвшийся Объединенная Арабская Республика ), ближайший союзник Сирии в арабском мире, вступит в боевые действия, если только Израильское нападение было обширным ». В начале мая израильский кабинет санкционировал нанесение ограниченного удара по Сирии, но возобновившееся требование Рабина о широкомасштабном ударе с целью дискредитации или свержения режима Баас было противостоять Эшколь. Журналист BBC Джереми Боуэн сообщает:

Самая серьезная угроза была сообщена информационным агентством United Press International (UPI) 12 мая: «Высокопоставленный израильский источник заявил сегодня, что Израиль предпримет ограниченные военные действия, направленные на свержение армейского режима Дамаска, если Сирийские террористы продолжают диверсионные рейды внутри Израиля. Военные наблюдатели заявили, что такое наступление не будет соответствовать тотальной войне, но будет проведено, чтобы нанести серьезный удар по сирийскому правительству ». На Западе, а также в арабском мире сразу же предположили, что неназванным источником был Рабин и что он был серьезен. На самом деле это был бригадный генерал Аарон Ярив, глава военной разведки, и история была перезаписана. Ярив упомянул «полномасштабное вторжение в Сирию и завоевание Дамаска», но только как крайнюю из возможных. Но ущерб был нанесен. Напряжение было настолько высоким, что большинство людей, и не только арабы, предполагали, что против Сирии планировалось нечто гораздо большее, чем обычно.

Приграничные инциденты участились, и многочисленные арабские лидеры, как политические, так и военные, призывали к прекращению израильских атак. Египет, который тогда уже пытался захватить центральное положение в арабском мире при Насере, сопровождал эти заявления планами ремилитаризации Синая. Сирия разделяла эти взгляды, хотя не готовилась к немедленному вторжению. Советский Союз активно поддерживал военные нужды арабских государств.

Израиль и Египет

В апреле 1967 года, после встречи с Насером, Люциус Д. Баттл, посол США в Египте сообщил Вашингтону, что Насер планирует отразить растущее внутреннее давление на его режим, создав внешнеполитический кризис, который может накалить израильскую ситуацию.

События в течение нескольких недель до начала войны. война

Дезинформация из Советского Союза

В 1967 году израильские лидеры неоднократно угрожали вторгнуться в Сирию и свергнуть сирийское правительство, если палестинские партизанские действия через границу не прекратятся. В этом контексте Советский Союз передал сирийскому правительству ложную информацию весной 1967 года о том, что Израиль планирует вторжение в Сирию.

13 мая советский разведывательный отчет представил советским президентом. Николай Подгорный вице-президенту Египта Анвару Садату также ложно утверждал, что израильские войска сосредоточиваются вдоль сирийской границы. 14 мая Насер отправил своего начальника штаба генерала Фавзи в Сирию, чтобы проверить советское предупреждение.

Наращивание египетских войск на Синае

Египет Президент Насер оказался в трудном положении. Он получил унизительные упреки за бездействие Египта после недавних нападений Израиля на Иорданию и Сирию в апреле 1967 года. Это, в сочетании с угрозами Израиля свергнуть сирийский режим и призывом Советского Союза к тому, чтобы тем самым было инициировано сирийско-египетское соглашение об обороне, оставил Насеру ощущение, что у него нет другого выбора, кроме как проявить солидарность с Сирией. 14 мая Насер начал ремилитаризацию Синая и сосредоточил там танки и войска. Этот ход напоминал то, что он сделал во время Rotem Crisis, хотя на этот раз он был сделан открыто. Фаузи доложил Насеру, что опасения Советского Союза по поводу израильского заговора с целью нападения на Сирию безосновательны, но Насер продолжал перебрасывать свои дивизии на Синай.

Египетский фельдмаршал Абдель Хаким Амер объяснил (Советскому Союзу Посол) Пожидаев, что приток войск на Синай был для сдерживания: «Израиль не будет рисковать начать крупные военные действия против Сирии, потому что, если он это сделает, египетские воинские части, заняв передовые исходные позиции на этой границе, немедленно выдвинутся на основе соглашение о взаимной обороне с Сирией ". 16 мая Ахмед эль-Феки, заместитель госсекретаря Египта, заверил Дэвида Неса, поверенного в делах США в Каире, что Египет не «возьмет на себя инициативу в нападении на Израиль». Но в случае крупномасштабного нападения Израиля на своих соседей, сказал эль-Феки, Египет придет им на помощь. Нес ушёл от разговора, «будучи уверенным», что у Египта «не было агрессивных намерений».

О причинах решения Насера ​​изгнать миротворцев ООН (UNEF) и действий по усилению египетских сил на Синае стало известно правительство Израиля премьер-министром Эшколем 16 мая 1967 г. следующим образом:

«По оценкам, в свете сирийских сообщений и обращений к Египту относительно намерения Израиля предпринять серьезные действия против Сирии; в свете сделанных заявлений и предупреждений Израилем в последние несколько дней и затруднительное положение Египта с апреля. Египет пришел к решению, что в нынешних обстоятельствах он не может сидеть сложа руки. Поэтому он решил перед лицом израильской угрозы продемонстрировать готовность прийти к Помощь Сирии в рамках пакта о взаимной обороне. В то же время можно предположить, что египтяне надеются, что их действия и демонстрации приведут к практическому эффекту сдерживания Израиля от реализации его угрозы ».

Re отъезд миротворцев ООН из Египта

В 22:00 16 мая командующему Чрезвычайными силами Организации Объединенных Наций генералу Индару Джит Рикхе было вручено письмо от генерала Мохаммеда Фаузи, начальника штаба Объединенной Арабской Республики, где говорится: «К вашему сведению, я дал указание всем вооруженным силам ОАР быть готовыми к действиям против Израиля, как только он может предпринять любые агрессивные действия против любой арабской страны. По этим инструкциям наши войска уже сосредоточены на Синае, на нашей восточной границе. Ради полной безопасности всех войск ООН, которые устанавливают ОП вдоль наших границ, я прошу вас отдать приказ о немедленном выводе всех этих войск ». Эмиссар, доставивший письмо, потребовал немедленного вывода войск Организации Объединенных Наций. войска из Шарм-эль-Шейха. Рикхе сказал, что будет сообщать Генеральному секретарю за инструкциями.

ЧВС ООН был создан после Суэцкого кризиса в 1956 году на основании различных резолюций Совета Безопасности достигнув высшей точки в резолюции 1001. Египет согласился на присутствие подразделения на своей территории. Израиль отказался.

Первоначально в письме Насера ​​не требовалось полного вывода ЧС ООН, а требовалось, чтобы они покинули Синай и сосредоточились в Газе. Подробные архивные исследования показали, что в первоначальном письме не было просьбы о выводе войск из Шарм-эль-Шейха с видом на Тиранский пролив. Генеральный секретарь ООН, U Тан, потребовал разъяснений по принципу "все или ничего". от Насера, не оставив египтянам иного выбора, кроме как потребовать их полного ухода. Затем У Тан попытался провести переговоры с египетским правительством, но 18 мая министр иностранных дел Египта сообщил странам, имеющим войска в составе ЧВС ООН, что миссия ЧВС ООН в Египте и секторе Газа прекращена и что они должны немедленно покинуть страну. Затем египетские силы не позволили войскам ЧСООН войти на свои посты. Правительства Индии и Югославии решили вывести свои войска из ЧВС ООН, несмотря на решение У Тана. В то время как это происходило, У Тан предлагал перебазировать ЧВС ООН на израильскую сторону границы, но Израиль отказался, аргументируя это тем, что контингенты ЧВС ООН из стран, враждебных Израилю, с большей вероятностью воспрепятствуют израильскому ответу на агрессию Египта, чем остановят ее. агрессия в первую очередь. Постоянный представитель Египта затем проинформировал У Тана, что египетское правительство решило прекратить присутствие ЧС ООН на Синае и в секторе Газа, и потребовал принять меры, которые позволили бы вывести силы как можно скорее. Командующий UNEF получил приказ начать вывод войск 19 мая.

Вывод UNEF должен был быть отложен на период в несколько недель. Войска должны были быть выведены из Порт-Саида по воздуху и по морю. План вывода предусматривал, что последний персонал ЧВС покинет этот район 30 июня 1967 года. Утром 27 мая Египет потребовал, чтобы канадский контингент был эвакуирован в течение 48 часов "на основании позиции, занятой правительством Канады. в связи с запросом ЧВС ООН и правительства Объединенной Арабской Республики о его выводе, а также «для предотвращения любой вероятной реакции народа Объединенной Арабской Республики против канадских войск в ЧВС ООН». Вывод канадского контингента был ускорен и завершен 31 мая, в результате чего UNEF остался без компонентов материально-технического обеспечения и авиационной поддержки. В ходе самой войны 15 оставшихся военнослужащих были убиты, а остальные эвакуированы через Израиль.

Право Египта убрать миротворцев ООН

Перед развертыванием ЧС ООН в 1956 г. потребовались переговоры с в послушной стране пребывания, Египте, Израиль отказался принять миротворцев.

Ключевым принципом, регулирующим размещение и функционирование ЧС ООН, а затем и всех других миротворческих сил, было согласие правительства принимающей страны. Поскольку это не было принудительной мерой в соответствии с главой VII Устава, ЧВС ООН могли въезжать и действовать в Египте только с согласия египетского правительства. Этот принцип был четко заявлен Генеральной Ассамблеей при принятии резолюции 1001 (ES-I) от 7 ноября 1956 года о создании ЧВС ООН.... Генеральный секретарь внушил этим властям, что Силы обеспечивают гарантию вывода иностранных войск из Египта и что, поскольку это будет происходить только с согласия Египта, они не могут оставаться или действовать в Египте, если это согласие будет отозвано..... Более того, поскольку Израиль отказался принять ЧСООН на своей территории, Силы пришлось развернуть только на египетской стороне границы, и, таким образом, их функционирование полностью зависело от согласия Египта как страны пребывания. После того, как это согласие было отозвано, его деятельность больше не могла поддерживаться.

Ростоу придерживается противоположного мнения, что «египетские обязательства того периода были нарушены одно за другим, последним из которых был запрос об удалении ООН». В другой публикации Ростоу добавляет подробности: «Одно из наиболее важных условий соглашения было изложено в памятной записке Генерального секретаря Дага Хаммаршельда : если Египет когда-либо попытается в одностороннем порядке вывести миротворческие силы Организации Объединенных Наций из Синая или закрыть Тиранский пролив, Генеральный секретарь немедленно созывает Совет Безопасности и блокирует такие инициативы до тех пор, пока не будет достигнуто мирное разрешение конфликта ». Орен, однако, подтверждает право Египта следующим образом: «Однако присутствие (ЧВС ООН) зависело от юридической фикции.« Добросовестное соглашение », заключенное Дагом Хаммаршельдом в 1957 году, согласно которому Египет будет консультироваться с Генеральной Ассамблеей и Консультативный совет ЧВС ООН до изменения мандата сил никоим образом не имел обязательной силы. Фактически, египтяне могли уволить ЧСООН, когда захотят. Банч (эксперт ООН по ближневосточной дипломатии) полностью придерживался позиции генерального секретаря о том, что Египет имел суверенное право распустить UNEF, каким бы неосмотрительным ни было такое решение ". Кроме того, вопреки позиции Ростова, Генеральный секретарь в 1967 году У Тан специально обратился к меморандуму Хаммаршельда во время нарастания напряженности, заявив, что меморандум 1957 года покойного Генерального секретаря, который интерпретировал соглашение по ЧВС ООН между Организация Объединенных Наций и Египет, означающие, что египетский запрос о выводе ЧСООН должен быть передан в Генеральную Ассамблею, был «чисто частным» пониманием г-на Хаммаршельда и не имел обязательной силы ни для нынешнего Генерального секретаря, ни для Египта.

Международная реакция

Соединенные Штаты не сочли вывод ЧСООН слишком тревожным. Уолворт Барбур, посол США в Тель-Авиве, сказал израильским официальным лицам, что вывод войск не повлиял на «фундаментальную военную ситуацию» и что у Насера ​​«есть все основания» не нападать на Израиль. Египет добровольно заявил, что, если Израиль будет обеспокоен египетским вторжением, он может принять ЧСООН на своей стороне линии перемирия. «Если Израиль хочет, чтобы они остались, - сказал фельдмаршал Амер советскому послу Пожидаеву, - он может предоставить свою территорию». У Тан думал в том же духе. 18 мая он представил этот вариант послу Израиля в ООН Гидеону Рафаэлю в качестве защиты от возможного вторжения. Рафаэль ответил, что этот вариант «совершенно неприемлем для его правительства».

Жак Ру, посол Франции в Каире, дал Морису Куву де Мюрвилю, министру иностранных дел Франции, оценку того, что Египет делает свои шаги в ответ на обвинения Египта в невыполнении своих обязательств перед другими арабскими государствами. Запрос о выводе ЧС ООН, по мнению Ру, не означал, что египетское руководство начало «авантюру».

Сам по себе эвакуация ЧС ООН особо не беспокоила Израиль. Некоторые даже думали, что это пойдет на пользу Израилю.

Закрытие Тиранского пролива

Strait tiran 83.jpg

Премьер-министр Израиля Эшколь повторил заявления, сделанные Израилем в 1957 году, о том, что закрытие Тиранского пролива принесет пользу. быть актом войны. Затем, 22 мая, Египет в ответ объявил, помимо вывода войск ООН, что Тиранский пролив будет закрыт для «всех судов, плавающих под израильским флагом или перевозящих стратегические материалы » вступает в силу с 23 мая. В целях усиления блокады Египет ложно объявил, что Тиранский пролив заминирован. 90% израильской нефти прошло через Тиранский пролив. Нефтяные танкеры, которые должны были пройти через проливы, были задержаны.

По словам Сами Шарафа, государственного министра по делам президента, Насер знал, что решение заблокировать Тиранский пролив сделало войну «неизбежной». Насер заявил: «Ни при каких обстоятельствах мы не можем позволить израильскому флагу проходить через залив Акаба». Закрытие Тиранского пролива было тесно связано с предыдущим выводом миротворцев ООН, потому что присутствие миротворцев (а не египетских вооруженных сил) в Шарм-эль-Шейх было важно для поддержания этого водного пути открытым.

В своей речи перед арабскими профсоюзными деятелями 26 мая Насер объявил: «Если Израиль предпримет агрессию против Сирии или Египта, битва против Израиля будет общей, а не ограничиваться одним местом. на сирийской или египетской границах. Битва будет общей, и нашей основной целью будет уничтожение Израиля ».

Насер публично отрицал, что Египет нанесет удар первым, и говорил о мире путем переговоров, если Израиль позволит все Палестинские беженцы право на возвращение и возможный компромисс по Тиранскому проливу.

За право Египта закрыть пролив

Египет заявил, что залив Акаба всегда был национальным внутренним водным путем, находящимся под суверенитетом только трех ветвей itimate прибрежные государства - Иордания, Саудовская Аравия и Египет - которые имели право блокировать вражеские суда. Представитель Объединенной Арабской Республики далее заявил, что "требование Израиля иметь порт в Персидском заливе было признано недействительным, поскольку Израиль якобы оккупировал несколько миль береговой линии на линии Персидского залива, включая Умм-Рашраш, в нарушение резолюций Совета Безопасности от 1948 г. и Генеральное соглашение между Египтом и Израилем о перемирии ".

Арабские государства оспаривали право Израиля на проход через проливы, отмечая, что они не подписывали Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне конкретно из-за статьи 16 (4), которая предоставила Израилю это право.

В дебатах Генеральной Ассамблеи ООН после войны арабские государства и их сторонники утверждали, что даже если международное право Израиль имел право прохода, Израиль не имел права нападать на Египет, чтобы подтвердить это право, потому что закрытие территории не было «вооруженным нападением», как это определено в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций. В поддержку этой точки зрения в письме, написанном в New York Times в июне 1967 года, адвокат Роджер Фишер утверждал, что

Объединенная Арабская Республика имеет веские юридические основания для ограничения движения через Тиранский пролив. Во-первых, спорный вопрос, дает ли международное право какое-либо право мирного прохода через такой водный путь... [Во-вторых]... право мирного прохода не является правом свободного прохода для любого груза в любое время. По словам Конвенции по территориальному морю: «Проход невиновен, пока он не наносит ущерба миру, порядку или безопасности прибрежного государства... принимая факты такими, какими они были я, как международный юрист, предпочел бы защищать в Международном Суде законность действий ОАР по закрытию Тиранского пролива, чем доказывать обратную сторону дела...

Против права Египта закрыть проливы

После кампании 1956 года, в ходе которой Израиль захватил Шарм-эль-Шейх и открыл заблокированные проливы, он был вынужден отступить и вернуть территорию Египту. Тогда члены международного сообщества пообещали, что Израилю никогда больше не будет отказано в использовании Тиранского пролива. Представитель Франции в ООН, например, объявил, что попытка воспрепятствовать свободному судоходству в проливах будет противоречить международному праву, а американский президент Дуайт Эйзенхауэр зашел так далеко, что публично признал, что возобновление блокады в Тиранском проливе будет рассматриваться как агрессивный акт, который обяжет Израиль защищать свои морские права в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Права Египта в отношении Тиранский пролив обсуждался на Генеральной Ассамблее в связи с уходом Израиля с Синая после Суэцкого кризиса. Ряд штатов, в том числе Австралия, Канада, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты утверждали, что Проливы были международными водами, и, как таковые, все суда имели право «свободного и мирного прохода» через них.. Индия, однако, утверждала, что Египет имел право требовать от иностранных судов получения его согласия, прежде чем пытаться получить доступ к заливу, поскольку его территориальное море покрывает Тиранский пролив. Он также признал право мирного прохода через такие воды, но утверждал, что прибрежное государство должно решать, какой проход является «невинным».

Политический «якорь» Израиля в его усилиях о предотвращении любого нарушения свободы судоходства через проливы было заявлением тогдашнего министра иностранных дел Голды Меир на Ассамблее ООН 1 марта 1957 года, в котором было объявлено о решении ее правительства отреагировать на требование о выводе войск из Синая и сектора Газа на Таким образом, Израиль будет рассматривать нарушение свободного судоходства через Тиранский пролив как акт агрессии и оставляет за собой право реагировать в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Профессор международного права Джон Куигли утверждает, что согласно доктрине соразмерности, Израиль будет иметь право использовать только такую ​​силу, которая необходима для обеспечения своего права прохода.

Государственная практика и обычное международное право таковы, что суда всех государств имеют право на проход. право невиновного p проезд через территориальные моря. Тот факт, что до тех пор Египет постоянно разрешал проход в рамках государственной практики, предполагает, что его opinio juris в этом отношении соответствовало практике. Кроме того, во время египетской оккупации саудовских островов Санафир и Тиран в 1950 году он дал гарантии США, что военная оккупация не будет использоваться для предотвращения свободного прохода, и что Египет признает, что такой свободный проход «соответствует международной практике и признанным принципам международного права». В 1949 году Международный суд постановил в деле о проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании), что пролив перекрывался иностранными судами территориального моря., включая военные корабли, имели неотъемлемое право мирного прохода через такие проливы, используемые для международного судоходства между частями открытого моря, но прямое положение о мирном проходе через проливы в территориальном море иностранного государства не было кодифицировано до Конвенции 1958 года о территориальном праве. Море и прилегающая зона.

План Египта по нападению на Израиль 27 мая

Охваченный энтузиазмом арабов в отношении военных действий и воодушевленный отсутствием реакции на закрытие проливов, Египетское поле Маршал Амер планировал начать нападение на Израиль в конце мая. Он сказал одному из своих генералов, что «на этот раз войну начнем мы». Это противоречило стратегии Насера, подталкивавшей Израиль к развязыванию войны. Историк Майкл Орен утверждает, что египетские источники расходятся во мнениях относительно того, почему Насер не наложил вето на план Амера. Орен предполагает, что «Насер был проинформирован о [плане], но у него не было политической силы, чтобы отвергнуть приказ Амера. Кроме того, подготовка египетского вторжения в Израиль имела определенные преимущества для Насера ​​...» План нападения Египта имел кодовое название Операция «Рассвет», планировалась генералом Абдель Хакимом Амером. Он призвал к стратегическим бомбардировкам израильских аэродромов, портов, городов и Центра ядерных исследований в Негеве. Затем арабские армии вторгнутся в Израиль и рассекут его пополам бронированным ударом через Негев.

25 мая 1967 года министр иностранных дел Израиля Абба Эбан приземлился в Вашингтоне "с инструкциями для обсуждения Американцы планируют вновь открыть Тиранский пролив ». Как только он прибыл, он получил новые инструкции в телеграмме от правительства Израиля. В телеграмме говорилось, что Израиль узнал о неминуемом нападении Египта, которое омрачило блокаду. Он больше не хотел акцентировать внимание на проблеме Проливов; ему было поручено «проинформировать высшие органы власти об этой новой угрозе и запросить у Соединенных Штатов официальное заявление о том, что нападение на Израиль будет рассматриваться как нападение на Соединенные Штаты». Историк Майкл Орен объясняет Реакция Эбана на новые инструкции: «Эбан был в ярости. Не будучи убежденным в том, что Насер был либо полон решимости, либо даже способен атаковать, он теперь видел, как израильтяне раздувают египетскую угрозу - и выставляют напоказ свою слабость - чтобы добиться обещания, которое президент, связанный Конгрессом, никогда не сможет сделать ». Он описал телеграмму как «... акт серьезной безответственности... эксцентричный...», которому «не хватало мудрости, правдивости и тактического понимания», и позже пришел к выводу, что происхождение кабеля было нерешительным состоянием ума Рабина. По словам историка Том Сегев, инструкции, отправленные Эбану в Вашингтон, были попыткой ввести его в заблуждение и через него президента Джонсона, чтобы поддержать Израиль.

Несмотря на свой скептицизм, Эбан следовал его инструкциям во время своего первая встреча с госсекретарем Раском, заместителем госсекретаря Ростоу и помощником госсекретаря Люциусом Бэттлом. Эксперты американской разведки провели ночь, анализируя каждое из заявлений Израиля. 26 мая Эбан встретился с госсекретарем США Дин Р. usk, министр обороны Роберт Макнамара и, наконец, президент Линдон Б. Джонсон. В служебной записке президенту Раск отверг утверждение о неизбежности нападения Египта и Сирии, прямо заявив, что «наша разведка не подтверждает [] израильскую оценку». Согласно рассекреченным документам из Президентской библиотеки Джонсона, президент Джонсон и другие высшие должностные лица администрации не считали войну между Израилем и его соседями необходимой или неизбежной. «Все сотрудники нашей разведки единодушны в том, что если UAR нападет, вы выберете из них ад», - сказал Джонсон Эбану во время визита в Белый дом 26 мая. Следовательно, Джонсон отказался доставить специальный самолет. военных поставок в Израиль или даже для его публичной поддержки. Эбан покинул Белый дом обезумевшим.

В лекции, прочитанной в 2002 году, Орен сказал: «Джонсон сидел со своими советниками и сказал:« Что, если их источники разведки лучше наших? »Джонсон решил запустить горячую линию послание своему коллеге в Кремле Алексею Косыгину, в котором он сказал: «Мы слышали от израильтян, но не можем подтвердить это, что ваши посредники на Ближнем Востоке, египтяне, планируйте начать атаку на Израиль в ближайшие 48 часов. Если вы не хотите разжигать глобальный кризис, помешайте им этого ». В 2:30 ночи 27 мая посол СССР в Египте Дмитрий Поджидаев постучал в дверь Насера ​​и прочитал ему личное письмо Косыгина, в котором он сказал: «Мы не хотим, чтобы Египет обвиняли в развязывании войны на Ближнем Востоке. Если вы начнете эту атаку, мы не сможем вас поддержать.. '

По словам Орена, Насер знал, что операция «Рассвет» уже должна была начаться всего через несколько часов, на восходе солнца. Его настроение испортилось, так как он понял, что у Израиля есть d получил доступ к египетским секретам и скомпрометировал их. Насер поспешил на экстренное совещание в штаб-квартиру, рассказал Амеру об обнаружении Доуна и попросил его отменить запланированную атаку. Амер проконсультировался со своими источниками в Кремле, и они подтвердили суть сообщения Косыгина. В отчаянии Амер сказал командующему ВВС Египта генерал-майору Махмуду Сидки, что операция была отменена. «Приказ об отмене прибыл к пилотам, когда они уже были в своих самолетах в ожидании окончательного одобрения.

По словам тогдашнего вице-президента Египта Хусейна эль-Шафея, как только Насер узнал, что планировал Амер, он отменил операцию. Согласно Джону Куигли, там является слабым доказательством того, что египетский план нападения на Израиль действительно был бы осуществлен.

Абдель Магид Фарид предполагает, что Насер действительно рассматривал вариант первого удара до начала 27 мая, когда его вытащили встал с постели посреди ночи послом Советского Союза (его единственным источником оружия и запасных частей) и предупредил, чтобы не провоцировал конфронтацию. Однако другие свидетельства позволяют предположить, что он никогда не намеревался нанести удар первым. Насер отверг вариант первого удара как политический невозможно, поскольку он чувствовал, что это послужит предлогом для r Израиль и США, и оттолкнуть Советы. Все планы Насера ​​основывались на предположении, что израильтяне нанесут удар первыми.

Кризис и дипломатия

Израильское правительство попросило США и Великобританию вновь открыть Тиранский пролив, как они и гарантировали они сделают это в 1957 году. Предложение Гарольда Вильсона о создании международных морских сил для подавления кризиса было принято президентом Джонсоном, но не получило большой поддержки, и только Великобритания и Нидерланды предложили предоставить свои корабли. Позже британский кабинет заявил, что на Ближнем Востоке установился новый баланс сил во главе с Объединенной Арабской Республикой, а именно: А) в ущерб Израилю и западным державам и Б) что Израилю придется научиться жить с.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций У Тан также отправился в Каир, чтобы помочь заключить соглашение, чтобы избежать конфликта. Генеральный секретарь ООН У Тан посетил Каир для посредничества и возобновления дипломатических усилий по разрешению кризиса. Переговоры не увенчались успехом, поскольку президент Насер держал проливы закрытыми, а Израиль отказался принять войска ООН на своей стороне границы.

Большинство американских дипломатов, работавших на Ближнем Востоке, сочувствовали взглядам Насера ​​на проливы, причем несколько из них утверждают, что США должны игнорировать как свои официальные обещания Израилю относительно открытости проливов, так и нормы международного права; несколько дипломатов, на которых угрозы со стороны арабских стран не так впечатлили, посоветовали администрации Джонсона поддержать вариант с флотилией как «демонстрацию силы», которая предотвратит начало войны.

США также пытались выступить посредником, и Насер согласился отправить своего вице-президента в Вашингтон для изучения дипломатического урегулирования. Встреча не состоялась, потому что Израиль начал наступление.

30 мая Насер ответил на запрос Джонсона 11 дней назад и согласился отправить своего вице-президента, Заккарию Мухиеддина, в Вашингтон 7 июня для изучения дипломатического урегулирования "именно в открытие в Белый дом стремилось»

Иордания присоединяется Египет

в мае и июне израильское правительство упорно трудились, чтобы сохранить Иорданию из любой войны. он был обеспокоен нападением на нескольких фронтах и ​​не хотел иметь дело с иорданским Западным берегом. Израиль неоднократно призывал Иорданию воздерживаться от боевых действий. Собственное чувство озабоченности Израиля относительно будущей роли Иордании проистекает из иорданского контроля над Западным берегом. Таким образом, арабские силы оказались всего в 17 км от побережья Израиля, и это стало отправной точкой, с которой хорошо скоординированный танковый штурм, вероятно, разрубит Израиль надвое в течение получаса. Хусейн удвоил размер армии Иордании за последнее десятилетие, а обучение и поставка оружия США были осуществлены совсем недавно, в начале 1967 года, и возникли опасения, что она может быть использована другими арабскими государствами в качестве плацдарма для операций против Израиль; таким образом, нападение с Западного берега всегда рассматривалось израильским руководством как угроза существованию Израиля.

Однако король Иордании Хусейн был захвачен волной панарабского национализма, предшествовавшей войне; По словам Мутави, Хусейн столкнулся с неприятной дилеммой: позволить Иордании втянуть в войну и столкнуться с основной тяжестью израильского ответа или оставаться нейтральным и рисковать полномасштабным восстанием среди своего собственного народа. Главнокомандующий армией генерал Шариф Зайд Бен Шейкер предупредил на пресс-конференции, что «если Иордания не присоединится к войне, в Иордании разразится гражданская война». Однако, согласно Ави Шлайму, действия Хусейна были вызваны его чувством арабского национализма.

Чрезвычайно важное изменение произошло 30 мая, когда Иордания подписала договор о взаимной обороне с Египтом. тем самым присоединившись к уже существующему военному альянсу между Египтом и Сирией. Этот шаг удивил как египтян, так и иностранных наблюдателей, потому что президент Насер, как правило, не ладил с Хусейном, называя его «империалистическим лакеем» всего несколькими днями ранее. Насер сказал, что любые разногласия между ним и Хусейном были стерты «в один момент», и заявил: «Наша основная цель - уничтожение Израиля. Арабский народ хочет сражаться».

В конце мая 1967 года, Иорданские войска были переданы под командование египетского генерала Абдула Мунима Риада. В тот же день Насер провозгласил: «Армии Египта, Иордании и Сирии стоят на границах Израиля... чтобы встретить вызов, в то время как позади нас стоят армии Ирака, Алжир, Кувейт, Судан и весь арабский народ. Этот акт изумит мир. Сегодня они узнают, что арабы готовы к битве, наступил критический час. Мы подошли к стадии серьезных действий, а не новых заявлений ».

30 мая посланник президента США сообщил из Каира, что Насер« не может и не будет отступать »и« он, вероятно, приветствовал бы, но не искать, военное столкновение с Израилем ".

3 июня, за несколько дней до войны, Египет вылетел в Амман два батальона коммандос, которым было поручено проникнуть на границы Израиля и участвовать в атаках и бомбардировках, чтобы втянуть ИДФ в Иорданский фронт ослабит давление на египтян. Советская артиллерия и египетские военные грузы и экипажи также были доставлены в Иорданию.

Подготовка арабских государств

В то же время несколько других арабских государств, не граничащих с Израилем, включая Ирак, Судан, Кувейт и Алжир начал мобилизацию своих вооруженных сил.

В письме из Египта 4 июня 1967 года New York Times журналист Джеймс Рестон заметил: «Каир не хочет войны, и он определенно не готов к войне. Но он уже принял возможность, даже вероятность войны, как если бы он потерял контроль над ситуацией ».

Президент Абдул Рахман Ариф из Ирака сказал, что «существование Израиля - это ошибка, которую необходимо исправить. Это возможность искоренить позор, который был с нами с 1948 года». Премьер-министр Ирака предсказал, что «евреев в живых практически не останется».

В мае 1967 года Хафез аль-Асад, тогдашний министр обороны Сирии, заявил: «Наши силы теперь полностью готовы не только дать отпор агрессии, но и инициировать сам акт освобождения, и взорвать сионистское присутствие на арабской родине. Сирийская армия, держащая палец на спусковом крючке, едина... Я, как военный, считаю, что пришло время вступить в битва на уничтожение ».

События в Израиле

Подстегнутые яростной арабской риторикой, растущим беспокойством и давлением со стороны средств массовой информации, публичными воинственными заявлениями их военных, неожиданной крупной битвой за Сирию в апреле, о последствиях этого для египетско-сирийского соглашения об обороне, изгнании ЧС ООН и мобилизации египетских войск на Синай, израильское общественное мнение выражало повышенный страх и приближающийся холокост.

Ицхак Рабин сообщил, что кабинет зашел в тупик по вопросу о блокаде. Министр внутренних дел Хаим-Моше Шапира, в частности, указал на то, что проливы были закрыты с 1951 по 1956 год, и ситуация не угрожала безопасности Израиля.

Тем не менее, 22 мая генерал Рабин сообщил израильскому правительству кабинета министров, что египетские войска занимали оборонительную позицию, что они не были развернуты для нападения. Армия обороны Израиля пришла к выводу, что Насер намеревался вмешаться в случае нападения Израиля на Сирию. 23 мая Рабин осознал, что, блокируя Тиранский пролив, Насер, вероятно, понимал, что собирается начать войну.

Израильский кабинет 23 мая собрался и решил начать атаку, если Тиранский пролив не будет восстановлен. - откроется до 25 мая. После обращения заместителя государственного секретаря по политическим вопросам Юджина Ростоу с просьбой дать время для переговоров по ненасильственному решению, Израиль согласился отложить от десяти дней до двух недель.

24 мая премьер-министр Эшколь сказал своим генералам: «Никто никогда не говорил, что мы армия для превентивной войны... Я не согласен с тем фактом, что египетская армия развернута в Синай делает войну неизбежной... Вы получили все это оружие не для того, чтобы сказать, что теперь мы готовы и хорошо экипированы, чтобы уничтожить египетскую армию, поэтому мы должны это сделать ».

U. Южная разведка также не ожидала нападения Египта в отсутствие израильского вторжения в Сирию. 26 мая Соединенные Штаты сообщили об этой оценке Израилю.

30 мая Иордания присоединилась к Египту, и Израиль почувствовал угрозу также открытием Иордании для иракских и других арабских войск, и упреждающее нападение Израиля стало более вероятным.

В то время как генералов больше беспокоили танки и истребители, которые Насер продолжал сбрасывать на Синай, правительство Израиля было озабочено закрытием Тиранского пролива. В политическом руководстве Израиля было решено, что если США не будут действовать, и если ООН не сможет действовать, то Израилю придется действовать. 1 июня Моше Даян был назначен министром обороны Израиля, а 3 июня администрация Джонсона сделала двусмысленное заявление; Израиль продолжал готовиться к войне. Нападение Израиля на Египет 5 июня началось с того, что позже было названо Шестидневной войной.

ЦРУ Анализ арабо-израильской войны 1967 года. Первая страница проекта «специальной оценки», предсказывающей исход войны
Кто выиграет войну

ЦРУ оценило, что Израиль может «успешно защищаться от одновременных Арабские атаки на всех фронтах... или удерживать любые три фронта, успешно разворачивая крупное наступление на четвертом ".

За несколько дней до войны ЦРУ оценило, что Израиль не смог принять мгновенное военное противодействие на сторону Насера. шаги, которые могли быть наиболее эффективными. Атака все еще могла бы оттеснить египтян от входа в Тиранский пролив, но это, безусловно, стоило бы Израилю больших потерь в людях и материальных средствах, и он сомневался, что у Израиля будет достаточно военных запасов для войны в течение нескольких недель.

Советское руководство считало вооруженные силы Египта, Сирии, Алжира и Ирака превосходящими ЦАХАЛ по численности войск, танков, самолетов, кораблей и количеству вооружений. Они были оснащены самым современным оружием и прошли высшую подготовку в Советском Союзе. Они ошибочно подсчитали, что Израиль был слаб в военном отношении, и действовали с иллюзией, что арабские армии могут легко отразить любую израильскую атаку и победить ЦАХАЛ на поле боя.

Ретроспектива

Израиль: была война неизбежна?

Израиль рассматривал Тиранский пролив как жизненно важный интерес, через который Израиль получал жизненно важный импорт, в основном нефть из Ирана, и блокада угрожала способности Израиля развивать Негев.

Бывший вождь штаба вооруженных сил Хаим Бар-Лев (заместитель начальника во время войны) заявил: «Вход египтян на Синай не был casus belli », но утверждал вместо этого египетская блокада Тиранского пролива в конечном итоге привела к войне.

После закрытия Тиранского пролива министр иностранных дел Израиля Абба Эбан утверждал, что этого было достаточно, чтобы начать войну. Эбан сказал: «Начиная с 24 мая, вопрос о том, кто начал войну или кто сделал первый выстрел, стал на мгновение неуместным. В гражданском праве нет разницы между убийством человека путем медленного удушения или убийством его выстрелом в голову.... С момента установления блокады начались активные боевые действия, и Израиль ничем не был обязан Египту из своих уставных прав ".

Хотя израильские военные не рассматривали это как неминуемую угрозу, присутствие Долгосрочная прямая и «непосредственная» угроза на границе потребовала бы, чтобы ЦАХАЛ мобилизовал свои резервы и был наготове, тем самым серьезно нарушив нормальную жизнь в Израиле с невыносимой экономической ценой.

Запись 2002 г., американец Национальное общественное радио журналист Майк Шустер выразил мнение, которое было распространено в Израиле до войны, что страна «была окружена арабскими государствами, стремящимися к его искоренению. Египтом правили Гамаль Абдель Насер, ярый националист, чья армия была самый сильный на арабском Ближнем Востоке. Сирией управляла радикальная Баасистская партия, постоянно угрожавшая столкнуть Израиль в море ». С помощью того, что Израиль расценил как провокационные действия Насера, включая блокаду Проливов и мобилизацию сил на Синае, создавая военное и экономическое давление, а Соединенные Штаты выжидали из-за своей вовлеченности в войну во Вьетнаме, политическая и военная элита Израиля пришла к выводу, что упреждение было не только предпочтительнее в военном отношении, но и способствовало преобразованию.

Генерал-майор Маттитьяху Пелед, начальник тыла вооруженных сил во время войны, сказал, что аргумент выживания был «блефом, который родился и развился только после войны... Когда мы говорили о войны в Генеральном штабе, мы говорили о политических последствиях, если мы не пойдем на войну - что случится с Израилем в следующие 25 лет. Сегодня никогда не выжить ». Пелед также заявил, что« притвориться, будто египетские силы, сосредоточенные на наших границах, могут угрожать существованию Израиля, является оскорблением не только для разведки любого, кто способен анализировать ситуацию такого рода, но и прежде всего оскорбление Захала (израильские военные) ».

В интервью« Маарив »30 марта 1968 года министр обороны Моше Даян объяснил:« Что вы имеете в виду, [война была] неизбежной? Конечно, войны можно было избежать, если пролив [Тиран] оставался закрытым для израильского судоходства.

Менахем Бегин также заявил, что «концентрация египетской армии на подходах к Синаю не доказывает, что Насер действительно собирался напасть на нас. Мы должны быть честны с собой. Мы решили напасть на него. "

Согласно Мартин ван Кревель d, ЦАХАЛ настаивал на войне: «... концепция« защищаемых границ »даже не входила в собственный словарь ЦАХАЛа. Любой, кто будет искать ее в военной литературе того времени, будет делать это напрасно. Вместо этого командование Израиля основывало свои мысли на войне 1948 года и, особенно, на своей победе над египтянами в 1956 году, в которой после свержения начальника штаба Даяна они получили поддержку. Когда разразился кризис 1967 года, они почувствовали уверенность в своих силах. чтобы одержать «решительную, быструю и элегантную» победу, как выразился один из их числа, генерал Хаим Бар Лев, и потребовал от правительства начать войну как можно скорее ».

То, что объявление о блокаде Тиранского пролива подготовило почву для войны, оспаривается генерал-майором Индаром Джит Рикхе, военным советником Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который позвонил обвинение в блокаде "сомнительно" с указанием на то, что судно под израильским флагом не проходило через проливы в течение двух лет, и что "The U.A.R. [Египетский] флот обыскал пару кораблей после установления блокады и после этого ослабил ее выполнение ».

Планировал ли Израиль войну?

На

Согласно По оценке США, Египет не собирался нападать на Израиль, и американцы отчаянно пытались отговорить Израиль от вторжения в Египет. США также считают, что Иордания и Сирия вступили в войну только в ответ на вторжение Израиля в Египет.

СССР пришел к аналогичным выводам: «... очевидно, что советская оценка с середины мая 1967 года о том, что Израиль собирался нанести удар по Сирии, была правильной и хорошо обоснованной, а не просто основывалась на публичных угрозах, исходящих от Эшколь, Рабин и Ярив ».

Против

, однако, некоторые политические лидеры Израиля надеялись на дипломатическое решение. Тогдашний президент США, Линдон Джонсон, сказал, что действия Египта были основной причиной войны:

Если бы один безумный поступок был более ответственным за этот взрыв В отличие от любого другого, это было произвольное и опасное объявленное решение о закрытии Тиранского пролива. Право мирного морского прохода должно быть сохранено для всех народов.

Согласно Сабо, многие комментаторы рассматривают войну как классический случай упреждающего нападения в целях самообороны. По словам Ферриса, решения Насера ​​просить убрать ЧС ООН с Синая и заблокировать залив Акаба для израильских судов обычно принимаются как момент, когда война стала неизбежной.

Планировал ли Египет войну?

Для

Согласно Shlaim Louis, в конце мая 1967 года Насер заявил в публичном выступлении, что знал о последствиях закрытия Тиранского пролива: «Захват Шарм-эль-Шейха означал конфронтация с Израилем. Это также означает, что мы готовы вступить в общую войну с Израилем. Это не была отдельная операция ".

Генерал Абдал Мухсин Муртаджи, командующий Синайским фронтом в 1967 году, писал, что провал союз с Сирией и разгром в Йемене вынудили Насера ​​найти выход своим неудачам, которые он нашел во время войны 1967 года.

Против

Ицхака Рабина, который был главнокомандующим генерала. Штаб Израиля во время войны заявил: «Я не верю, что Насер хотел войны. Две дивизии, которые он послал на Синай 14 мая. было бы недостаточно, чтобы начать наступление на Израиль. Он знал это, и мы это знали ».

Израиль Министр иностранных дел Абба Эбан написал в своей автобиографии, что он нашел« заверение Насера ​​в том, что он не планировал вооруженное нападение. «убедительно, добавив, что« Насер не хотел войны »; он хотел победы без войны ».

Некоторые аналитики предполагают, что Насер предпринял действия, направленные на получение политической выгоды, которая, как он знал, сопряжена с высоким риском спровоцирования военных действий. На этой точке зрения была основана готовность Насера ​​пойти на такой риск. о его фундаментальной недооценке способности Израиля к независимым и эффективным военным действиям.

Последствия войны

1 июня Израиль сформировал Правительство национального единства, а 4 июня было принято решение уйти На следующее утро Израиль начал операцию «Фокус», крупномасштабный внезапный воздушный удар, который положил начало Шестидневной войне.

Споры остаются относительно того, было ли нападение Израиля упреждающий удар или неоправданная атака. Многие комментаторы рассматривают войну как классический случай упреждающего нападения в целях самообороны.

Историк Майкл Орен пишет, что Раск был «чертовски сумасшедшим» и что Джонсон позже написал: «Я никогда не скрывал своего сожаления, что Израиль решил двигаться, когда это произошло ».

См. также
Примечания
Сноски
Ссылки
Дополнительная литература
  • Barzilai, Gad (1996). Войны, внутренние конфликты и политический порядок: еврейская демократия на Ближнем Востоке. Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-7914-2943-1
  • Кристол, Эй Джей (2002). Инцидент со свободой: Атака Израиля 1967 года на шпионский корабль ВМС США. Брасси. ISBN 1-57488-536-7
  • Гат, Моше (2003). Великобритания и конфликт на Ближнем Востоке, 1964–1967: начало Шестидневной войны. Praeger / Greenwood. ISBN 0-275-97514-2
  • Хаммел, Эрик (октябрь 2002 г.). «Синайский авиаудар: 5 июня 1967 года». Военное наследие. 4 (2): 68–73.
  • Дерек Хопвуд (1991). Египет: политика и общество. Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-09432-1
  • Хусейн из Иордании (1969). Моя «Война» с Израилем. Лондон: Питер Оуэн. ISBN 0-7206-0310-2
  • Кац, Самуэль М. (1991) ВВС Израиля; Силовая серия. Международные издатели и оптовые торговцы Motorbooks, Оцеола, Висконсин.
  • Макия, Канан (1998). Республика страха: политика современного Ирака. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-21439-0
  • Моррис, Бенни (1997). Пограничные войны Израиля, 1949–1956 гг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-829262-7
  • Резун, Мирон (1990). Иран и Афганистан. В А. Капуре (Ред.). Дипломатические идеи и практика азиатских государств (стр. 9–25). Brill Academic Publishers. ISBN 90-04-09289-7
  • Смит, Грант (2006). Смертельная догма. Институт исследований: ближневосточная политика. ISBN 0-9764437-4-0
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с арабо-израильской войной 1967 года.
Последняя правка сделана 2021-06-01 14:48:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте