Оберлендские евреи (идиш : אויבערלאנד, транслит. Ойберленд, «Хайленд»; Иврит : גליל עליון, транслит. Галил Элион, «Верхняя провинция») - евреи, населявшие северо-западные районы исторического Венгерского королевства, которые являются современными западными Словакия и Бургенланд.
«Оберланд» в этом контексте - венгерско-еврейский историографический термин, не имеющий отношения к территории Верхней Венгрии (Оберунгарн, иногда Оберланд). Его происхождение лежит в структуре иммиграции евреев в страну в 18 веке. Прибывшие из Австрии и Моравии поселились в соседних графствах на северо-западе, в основном от Тренчена до Шопрона, и постепенно распространились дальше; однако большая часть территории в центре северной Венгрии, между Сепеш и Хайду, оставалась закрытой для еврейских поселений до тех пор, пока в 1840 году не были сняты все границы проживания. Таким образом, демаркационная линия разделяла Австрийские и моравские евреи из галицких евреев, эмигрировавшие на северо-восточные территории. Те, кто к западу от него, были известны как «оберландцы» (горцы), а галичане были «евреями унтерландцев » (жители низин). В раввинских источниках, написанных на иврите, он переводился как Верхняя и Нижняя провинции (Галил Элион, Галил Тахтон). Название было придумано первым. После 1840 года географическая граница, разделяющая Оберланд и Унтерланд, была лингвистической границей между западным идишем и средним («польским») идиш : она простиралась от Татр, между Попрадом (ныне - день Попрад ) и Липтосентмиклос (ныне Липтовски Микулаш ), Надьсабос (ныне Славошовце ) и Рознё (ныне Рожнява ), продолжаясь к северу от Дебрецен и к югу от Мишкольца, до достижения венгерской границы в Коложваре (современный Клуж-Напока ). Хотя иногда его применяли ко всем западным евреям, например, в Будапеште и за его пределами, он стал обозначать православных, которые проживали в современной Словакии, к западу от границы, описанной выше, и в современной Бургенланд. Их предки прибыли двумя волнами: первая, состоящая из австрийцев, пришла после изгнания евреев из Вены в 1670 году. Их приветствовал Павел I, принц Эстерхази, который позволил им поселиться в Бургенланде и образуют семь общин на его землях. Другая, гораздо более крупная волна проникла в Венгрию после имперского указа 1727 года, ограничившего число евреев, которым разрешено вступать в брак в Моравии, до 5106. Он оставался в силе до 1848 года.
Оберланд также придерживался собственной схемы аккультурации, так как его евреи были склонны принимать немецкий язык и культуру. Несмотря на тщательную модернизацию, они оставались в основном православными и находились под главным влиянием Хатама Софера и его учеников в ешиве Прессбурга, крупнейшего города провинции. Однако в большинстве своем они были более умеренными и образованными, чем унтерландцы, и различия между неоортодоксом и ультраортодоксом в стране совпадали с географическими. Хотя хасидизм процветал в Унтерланде, он так и не достиг северо-запада. В 19 веке венгерские евреи были примерно разделены на три культурные группы: мадьяризованные, венгерские говорящие и в значительной степени неологические в центре королевства; современный православный, нехасидский, немецкоязычный оберландец; и унтерландцы, находившиеся под сильным влиянием хасидизма.
У оберландцев был общий диалект западного идиша, смешанный с венгерской и словацкой лексикой. Их обычаи напоминали обычаи до эмансипации немецких евреев, например, они надевали молитвенные шали перед браком и клали филактерии в будние дни. Паломнических праздников. После Второй мировой войны некоторые присоединились к восточноевропейским ультраортодоксальным группам, в то время как другие присоединились к венгерским хасидским сектам, таким как Сатмар, Нитра, Виен, Пуппа и Касё. Несколько общин, которые идентифицируют себя как оберлендеры и придерживаются таких обычаев, присутствуют в Израиле, Нью-Йорке, в Стэмфорд-Хилл в Лондоне и в Антверпене.