Оберлендские евреи

редактировать

Оберлендские евреи (идиш : אויבערלאנד, транслит. Ойберленд, «Хайленд»; Иврит : גליל עליון, транслит. Галил Элион, «Верхняя провинция») - евреи, населявшие северо-западные районы исторического Венгерского королевства, которые являются современными западными Словакия и Бургенланд.

«Оберланд» в этом контексте - венгерско-еврейский историографический термин, не имеющий отношения к территории Верхней Венгрии (Оберунгарн, иногда Оберланд). Его происхождение лежит в структуре иммиграции евреев в страну в 18 веке. Прибывшие из Австрии и Моравии поселились в соседних графствах на северо-западе, в основном от Тренчена до Шопрона, и постепенно распространились дальше; однако большая часть территории в центре северной Венгрии, между Сепеш и Хайду, оставалась закрытой для еврейских поселений до тех пор, пока в 1840 году не были сняты все границы проживания. Таким образом, демаркационная линия разделяла Австрийские и моравские евреи из галицких евреев, эмигрировавшие на северо-восточные территории. Те, кто к западу от него, были известны как «оберландцы» (горцы), а галичане были «евреями унтерландцев » (жители низин). В раввинских источниках, написанных на иврите, он переводился как Верхняя и Нижняя провинции (Галил Элион, Галил Тахтон). Название было придумано первым. После 1840 года географическая граница, разделяющая Оберланд и Унтерланд, была лингвистической границей между западным идишем и средним («польским») идиш : она простиралась от Татр, между Попрадом (ныне - день Попрад ) и Липтосентмиклос (ныне Липтовски Микулаш ), Надьсабос (ныне Славошовце ) и Рознё (ныне Рожнява ), продолжаясь к северу от Дебрецен и к югу от Мишкольца, до достижения венгерской границы в Коложваре (современный Клуж-Напока ). Хотя иногда его применяли ко всем западным евреям, например, в Будапеште и за его пределами, он стал обозначать православных, которые проживали в современной Словакии, к западу от границы, описанной выше, и в современной Бургенланд. Их предки прибыли двумя волнами: первая, состоящая из австрийцев, пришла после изгнания евреев из Вены в 1670 году. Их приветствовал Павел I, принц Эстерхази, который позволил им поселиться в Бургенланде и образуют семь общин на его землях. Другая, гораздо более крупная волна проникла в Венгрию после имперского указа 1727 года, ограничившего число евреев, которым разрешено вступать в брак в Моравии, до 5106. Он оставался в силе до 1848 года.

Оберланд также придерживался собственной схемы аккультурации, так как его евреи были склонны принимать немецкий язык и культуру. Несмотря на тщательную модернизацию, они оставались в основном православными и находились под главным влиянием Хатама Софера и его учеников в ешиве Прессбурга, крупнейшего города провинции. Однако в большинстве своем они были более умеренными и образованными, чем унтерландцы, и различия между неоортодоксом и ультраортодоксом в стране совпадали с географическими. Хотя хасидизм процветал в Унтерланде, он так и не достиг северо-запада. В 19 веке венгерские евреи были примерно разделены на три культурные группы: мадьяризованные, венгерские говорящие и в значительной степени неологические в центре королевства; современный православный, нехасидский, немецкоязычный оберландец; и унтерландцы, находившиеся под сильным влиянием хасидизма.

У оберландцев был общий диалект западного идиша, смешанный с венгерской и словацкой лексикой. Их обычаи напоминали обычаи до эмансипации немецких евреев, например, они надевали молитвенные шали перед браком и клали филактерии в будние дни. Паломнических праздников. После Второй мировой войны некоторые присоединились к восточноевропейским ультраортодоксальным группам, в то время как другие присоединились к венгерским хасидским сектам, таким как Сатмар, Нитра, Виен, Пуппа и Касё. Несколько общин, которые идентифицируют себя как оберлендеры и придерживаются таких обычаев, присутствуют в Израиле, Нью-Йорке, в Стэмфорд-Хилл в Лондоне и в Антверпене.

См. Также
Примечания
  1. ^ Менахем Керен-Кратц. Культурная жизнь в округе Марамарош (Венгрия, Румыния, Чехословакия): литература, пресса и еврейская мысль, 1874-1944. Защита докторской диссертации представлена ​​в Сенат Университета Бар-Илан, 2008 г. OCLC 352874902. С. 23-24.
  2. ^М. Э. Гонда, Ицхаг Йосеф Коэн, И. Мартон. Йехуде Венгрия: meḥḳarim hisṭoriyim. ha-Agudah le-ḳeer saidot Yehude Hungaryah (1980). OCLC 16130215. стр. 128.
  3. ^ Джекиэль Бин-Нун. Jiddisch und die Deutschen Mundarten: Unter Besonderer Berücksichtigung des Ostgalizischen Jiddisch. Вальтер де Грюйтер (1973). п. 93.
  4. ^Йешаягу А. Елинек, Пол Р. Магоци. Карпатская диаспора: евреи Подкарпатской Руси и Мукачево, 1848-1948 гг. Восточноевропейские монографии (2007). п. 5-6.
  5. ^Питер Ф. Н. Хёрц. Jüdische Kultur im Burgenland: Historische Fragmente, volkskundliche Analysen. Institut für Europäische Ethnologie (2005). п. 187.
  6. ^Вильма Иггерс. Евреи Богемии и Моравии: исторический читатель. Издательство государственного университета Уэйна (1992). п. 57.
  7. ^Майкл Бреннер. Kleine jüdische Geschichte. Ч. Бек (2012). С. 214-215.
  8. ^Майкл К. Зильбер. Возникновение ультраортодоксии: изобретение традиции. В: Джек Вертхаймер, изд. Использование традиций: преемственность евреев после эмансипации (Нью-Йорк-Иерусалим: JTS, распространяемая Гарвардским университетом прессы, 1992 г.). С. 41-42.
  9. ^Роберт Перлман. Соединяя три мира: венгерско-еврейские американцы, 1848-1914 гг. Пресса Массачусетского университета (2009 г.). п. 65.
  10. ^Бернард Спольски. Языки евреев: социолингвистическая история. Издательство Кембриджского университета (2014). п. 212.
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:15:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте