Евреи Унтерландца

редактировать

Евреи Унтерландца (Идиш : אונטערלאנד, транслит. Унтерленд, «низменность»; иврит : גליל תחתון, транслит. Галил Тахтон, «Нижняя провинция») были евреями, проживавшими в северо-восточных регионах исторического Венгерского королевства или современной восточной Словакии, Закарпатская область в Украине и северо-западная Трансильвания в Румынии. Как и их родственные евреи Оберландера, этот термин является исключительно еврейским и не имеет отношения к «Нижней Венгрии ». Унтерленд, или «Низина», был назван так оберлендером, несмотря на то, что топографически выше: по словам доктора Менахема Краца, он служил отражением презрения образованных жителей Запада к своим бедным и необразованным собратьям.

В то время как беженцы от 1648 года Хмельницкого восстания были первыми евреями, поселившимися в этих регионах, массовая эмиграция из соседнего Королевства Галиции и Лодомерии после его аннексии императрицей Мария Тереза ​​ в 1772 году сформировала характер Унтерландца, в дополнение к «отсталости» района. На протяжении всего XIX века северо-восток оставался недостаточно развитым по всем параметрам. В то время как сотни современных еврейских школ с преподаванием на немецком языке были открыты властями в 1850 году, их было всего 8 во всем школьном округе Кашау, который охватывал большую часть Унтерланда. Лингвистический сдвиг с идиша на разговорный язык, который закончился в остальной части Венгрии к середине 19 века, в провинции почти не ощущался. Другие венгерские евреи насмешливо называли их «Finaks» или «Fins», основываясь на произношении фразы «Von [фин с акцентом Unterland] Wo bist du?» ("Откуда ты?"); В Безвозвратность Имре Кертес вспоминает говорящих на идиш набожных «финнов» в Освенциме. Граница, отделявшая Унтерланд от остальной части венгерского еврейства, проходила между Татрами и Коложваром (современный Клуж-Напока ). Он проходил параллельно лингвистической демаркационной линии западного и среднего идиша. Хотя диалект местных жителей напоминал галисийский, он был пронизан венгерской лексикой и больше подвержен влиянию немецкой грамматики. Его sibboleth было произношением R как апикального согласного. Сегодня унтерлендский идиш сохраняется в основном благодаря образовательной сети сатмар хасидов.

Влияние хасидизма было сильным в регионе, хотя его сторонники никогда не составляли большинства. Они были известны как «сефарды» из-за их иного молитвенного обряда, в то время как нехасидов в Венгрии называли «ашкенази ». Многие из местных жителей принадлежали к хасидским сектам из-за пределов региона, например, Белз или Вижниц. Позже в Унтерленде возникли местные суды, в основном Калив, Сигет - Сатмар, Мункач и Спинка <9.>. Несмотря на то, что между хасидами и ашкеназами существовала напряженность, они так и не достигли уровня враждебности, характерного для литовского миснагдим, как из-за местного характера движения, так и из-за отсутствия сопротивления со стороны самого важного раввина Венгрии, Моисей Софер. Он не одобрял секты, но воздерживался от действий. В XIX веке любые разногласия между учениками Софера и хасидскими ребе были сведены на нет необходимостью противостоять прогрессивным и модернизированным неологам. Унтерландцы, которые были бедными и традиционалистами, не имели склонности к неологии: в регионе существовало только два таких сообщества, в Кассе (современный Кошице ) и Унгваре (современный Ужгород ), крупнейшие города.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 02:32:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте