Нгати Тоа

редактировать
Маори иви (племя) в Новой Зеландии

Нгати Тоа
Иви (племя) в Маоридом
SunsetNgatiToaDomainPICT9070.jpg домен Нгати Тоа
NgatiToa.png
Рохе (регион)Нижний Северный остров. Верхний Южный остров
Вака (каноэ)Тайнуи
Население4779 (примерно 2013 г.)
Веб-сайтwww.ngatitoa.iwi.nz

Нгати Тоа, Нгати Тоарангатира или Нгати Тоа Рангатира, является маори иви (племя), базирующееся на южном Северном острове и на северном Южном острове в Новой Зеландии. Его роэ (ареал племен) простирается от Уонгануи на севере, Пальмерстон-Норт на востоке и Кайкоура и Хокитика. на юге. Нгати Тоа остается небольшим иви с населением всего около 4500 человек (NZ Census 2001 ). В нем четыре мараэ: Такапувахия и Хонгоэка в Порируа городе, и Вакату и Вайрау на севере Южный остров. Правление Нгати Тоа носит название Те Рунанга о Тоа Рангатира.

Иви ведет свое происхождение от одноименного предка Тоарангатира. До 1820-х годов Нгати Тоа жили в прибрежном западном регионе Вайкато, пока не были вытеснены конфликтом с другим тайнуи иви во главе с Пататау Те Вероверо (c.1785 - 1860), который позже стал первым Королем маори (r. 1858–1860). Нгати Тоа, Нгати Раруа и Нгати Коата во главе с Те Раупараха (c.1765-1849), бежали на юг и вторглись в Таранаки и Веллингтон вместе с тремя Северными Таранаки Иви, Те Шти Ава, Нгати Тама и Нгати Мутунга. Вместе они сражались с турангаваеваэ Веллингтона, Нгати Ира, и победили их, уничтожив их существование как независимого иви. После 1820-х годов регион, завоеванный Нгати Тоа, простирался от Мириа-те-какара в Рангитикеи до Веллингтона и через пролив Кука до Вайрау и Нельсон.

Содержание
  • 1 Традиционные высказывания
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение иви
    • 2.2 Те Раупараха
    • 2.3 Вторжение с севера
      • 2.3.1 Первая миграция, Хеке Тахутахуахи, 1820 г.
      • 2.3.2 Вторая миграция, Хеке Татарамоа, 1822–
      • 2.3.3 «Ка Матэ» хака
  • 3 Мараэ и варенуи
  • 4 Управление
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Традиционные высказывания

Поговорка очерчивает традиционные границы племени:

Май и Мириа-те-какара ки Витирейя,. Вакавхити те моана Раукава ки Вайрау, ки Вакату,. Те Вака Тайнуи.

Однако племя в основном живет вокруг Порируа и Нельсона. Афоризм связывает племенную идентичность с предками и достопримечательностями:

Ко Витирейа те маунга. Ко Раукава те моана. Ко Тайнуи те вака. Ко Нгати Тоарангатира те иви. Ко Те Раупараха те тангата.. Витирейя - гора. Раукава (пролив Кука) - море. Тайнуи - это вака. Нгати Тоарангатира - племя. Те Раупараха - человек

История

Происхождение иви

Тупахау, потомок Хотуроа, капитана каноэ тайнуи, получил предупреждение о неминуемой атаке Тамуре, жрецом тайнуя, и сразу организовал план обороны и нападения. У Тамуре была армия из 2000 воинов, тогда как у Тупахау было только 300. Тупахау и его последователи выиграли битву, однако Тупахау сохранил Тамуре жизнь. Тамуре ответил на это, сказав: Тена коэ Тупахау, теа рангатира! что означает "Слава Тупахау, рыцарскому воину!" (Тоа означает «храбрый человек» или «чемпион» и рангатира означает «галантный», «великий», «достойный восхищения» или «главный»).

Позже невестка Тупахау родила сына, получившего имя «Тоарангатира» в память об этом событии и последующем мире, заключенном между Тамуре и Тупахау. Нгати Тоа ведут свое происхождение от Тоарангатира.

Те Раупараха

Парековхату из Нгати Раукава, жена Веравера из Нгати Тоа, родила Те Раупараха примерно в 1760-х годах. Согласно племенной традиции, рождение произошло в Патангате около Кавии. Те Раупараха стал передовым вождем Нгати Тоа, которому приписывают руководство силами Нгати Тоа против Вайкато и Нгати Маниапото иви, а затем, после его поражения, пилотированием миграции в, и завоевание и заселение района пролива Кука в 1820-х гг. Позже он пересек пролив Кука, чтобы напасть на людей Рангитана в долине Вайрау. Его попытке завоевать южный Южный остров иви помешала вспышка кори, убившая многих его воинов.

Те Раупараха подписал Договор Вайтанги дважды в мае и июне 1840 года: сначала на острове Капити, а затем еще раз на Вайрау. Те Раупараха сопротивлялся европейскому поселению в тех районах, которые, как он утверждал, он не продал. Позже возникли споры по поводу Порируа и долины хаттов. Но главное столкновение произошло в 1843 году, когда Те Раупараха и его племянник Те Рангихеата пытались помешать обследованию земель на равнинах Вайрау. На эти земли претендовала Новозеландская компания "по двум причинам - предполагаемая покупка капитаном Бленкинсопом, капитаном сиднейского китобойного судна в 1831-1818 гг.; и переговоры между их главным агентом (полковник Уэйкфилд) и Раупарахой., глава этого племени, в 1839 году ». Те Раупараха сжег кит, в котором находилось исследовательское оборудование. Судья Нельсона приказал арестовать его и назначил ряд граждан полицией. Те Раупараха сопротивлялся аресту, и началась драка, в результате которой погибла Те Ронго, жена Те Рангихаэта. Те Рангихаэата, который был известен как свирепый воин, затем убил сдавшуюся группу исследователей, чтобы отомстить за смерть своей жены в акте уту. Это стало известно как Wairau Affray или до наших дней резня Wairau, поскольку большинство европейцев были убиты после того, как боевые действия прекратились.

После боев в долине Хатт в 1846 году губернатор Джордж Грей арестовал Те Раупараха после того, как британские войска обнаружили, что он получал и отправлял секретные инструкции местным маори, атакующим поселенцев. В результате внезапного нападения на своего отца Те Раупараха, который был уже довольно пожилым человеком, был схвачен и взят в плен. Власти держали его в заключении в течение 10 месяцев, а затем держали под домашним арестом в Окленде на борту тюремного корабля «Водитель». После его захвата боевые действия прекратились в районе Веллингтона. Те Раупараха был освобожден для участия в мирной конференции маори в Кохимарамаре в Окленде, а затем освобожден после того, как отказался от любых претензий на долину Вайрау. Последним выдающимся достижением Те Раупараха стало строительство церкви Рангиатеа (1846 г.) в Отаки. Он не принял христианства, хотя посещал церковные службы.

Те Раупараха умер 27 ноября 1849 года в возрасте около 85 лет и был похоронен недалеко от Рангиатеа в Отаки. Многие помнят его как автора haka «Ka mate, ka mate », которую он написал после того, как был спрятан в руа (картофельной яме) женщиной в регионе Таупо после поражение в битве.

Вторжение с севера

Нгати Тоа жил вокруг региона Кауи в течение многих поколений, пока не усилились конфликты с соседним Вайкато - Маниапото иви вынудил отступить из их родина. С конца восемнадцатого века нгати-тоа и родственные им племена постоянно воевали с племенами Вайкато-Маниапото за контроль над богатой плодородной землей к северу от Кауи. Войны усиливались с каждым убийством крупного вождя, с каждым оскорблением и незначительным страданием, достигая пика в огромной битве при Хингакаке в конце 18-го или начале 19-го века. Нгати Тоа мигрировали из Кауи в регион пролива Кука под руководством своего вождя Те Раупараха в 1820-х годах.

Вместе две миграции Хеке Тахутахуахи и Хеке Татарамоа носят имя Хеке маи раро, что означает «миграция с севера». Резной молитвенный дом с названием Те Хеке Май Раро, который стоит на Хонгока Мараэ, увековечивает миграцию.

Первое переселение, Хеке Тахутахуахи, 1820

Хеке Тахутахуахи (переводится как «экспедиция по зажиганию огня») вывела нгати Тоа иви из Кауи в Таранаки в 1820 году. Таранаки иви Нгати Мутунга подарил Нгати Тоа с Пукевхакамару Па, а также с культивациями поблизости. Пукевхакамару лежал внутри острова Акоки, вверх по реке Уренуи. Нгати Тоа пробыл в Пукевхакамару 12 месяцев. Альянс Вайкато-Маниапото последовал за Нгати Тоа на Таранаки, и там последовали битвы, в первую очередь битва Мотунуи между Вайкато-Маниапото и Нгати Тама, Те Шти Ава и альянс Нгати Мутунга.

Вторая миграция, Хеке Татарамоа, 1822–

Имя Хеке Татарамоа (переводимое как «миграция зарослей ежевики») напоминает о трудностях, испытанных во время второго переселения Нгати Тоа. Нгати Тоа покинул Акоки примерно в феврале – марте 1822 года после сбора урожая, посаженного для путешествия. В эту хеку также входили люди из Нгати Тама, Нгати Мутунга и Те Шти Ава. Гек прибыл в регион Хоровенуа - Капити в начале 1820-х годов и поселился сначала в Те Авамате, затем в Те Варанги, а затем в конечном итоге на острове Капити.

" Ka Mate "haka

Обеспокоенность по поводу ненадлежащего коммерческого использования Ka Mate Те Раупараха вынудила iwi попытаться использовать товарный знак, но в 2006 году Ведомство интеллектуальной собственности Новой Зеландии отклонило их иск на том основании, что Ka Mate добилась широкого признания в Новой Зеландии и за рубежом как представитель Новой Зеландии в целом, а не отдельного трейдера.

В 2009 г. В рамках более широкого урегулирования жалоб правительство Новой Зеландии согласилось:

... зафиксировать авторство и значение хака Ка Матэ для Нгати Тоа и... работать с Нгати Тоа чтобы решить их проблемы с хака... [но] не ожидает, что возмещение приведет к выплате гонорара за использование Ка Мате или предоставит Нгати Тоа право вето на выполнение Ка Мате....
Мара e и wharenui
Если смотреть на юг в сторону пролива Кука и Южного острова с острова Капити.

Есть четыре мараэ (общественные места) и wharenui (молитвенные дома), связанные с Ngāti Toa:

  • Hongoeka Marae (включая Te Heke Mai Raro wharenui), Plimmerton
  • Takapuwahia Marae (включая Toa Rangatira wharenui), Порируа
  • Вайрау Мараэ (включая Вайрау варенуи), Спринг Крик
  • Вакату Мараэ (включая Какати варенуи), Нельсон
Управление

Признание Te Runanga o Toa Rangatira Inc Правительством Новой Зеландии в качестве управляющей организации Нгати Тоа после его Соглашения Вайтанги с короной в соответствии с Законом об урегулировании претензий Нгати Тоа Рангатира 2014 года. Это уполномоченная организация иви в соответствии с Закон 2004 года о рыболовстве маори, организация аквакультуры иви в соответствии с Законом об урегулировании претензий в области коммерческой аквакультуры маори 2004 года, "орган иви" в соответствии с Законом об управлении ресурсами и тухоно организация.

Те Рунанга о Тоа Рангатира - инкорпорированное общество, управляемое советом из 15 представителей, в том числе трое, избранных от iwi whānui, некоторые назначены от Гамильтона, Нельсона и Вайрау, а некоторые назначены marae и другие организации нгати-тоа. По состоянию на 2016 год председателем iwi является Таку Параи, исполнительным директором является Матиу Рей, а общество базируется в Порируа.

Веллингтоне панплеменной радиостанции маори Те Упоко О Те Ика была связана с Ngāti Toa с 2014 года. Она начала вести частичное вещание в 1983 году, а постоянное вещание - в 1987 году, и это старейшая радиостанция маори в Новой Зеландии. Atiawa Toa FM является официальная радиостанция Нгати Тоа и Те Атиава. Он начинался как Atiawa FM в 1993 году и транслировался на Te Atiawa в долине Хатт и Веллингтоне. Он изменил свое название на Атиава Тоа FM в середине 1997 года, расширив свое присутствие на Нгати Тоа в Порируа и побережье Капити.

Нгати Тоа имеют интересы на территориях Большого Веллингтона. Региональный совет, Окружной совет Тасмана, Городской совет Нельсона и Окружной совет Мальборо. Он также имеет интересы на территориях Окружного совета побережья Капити, Городского совета Порируа и Городского совета Веллингтона.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:03:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте