Нгати Тоа | |
---|---|
Иви (племя) в Маоридом | |
домен Нгати Тоа | |
Рохе (регион) | Нижний Северный остров. Верхний Южный остров |
Вака (каноэ) | Тайнуи |
Население | 4779 (примерно 2013 г.) |
Веб-сайт | www.ngatitoa.iwi.nz |
Нгати Тоа, Нгати Тоарангатира или Нгати Тоа Рангатира, является маори иви (племя), базирующееся на южном Северном острове и на северном Южном острове в Новой Зеландии. Его роэ (ареал племен) простирается от Уонгануи на севере, Пальмерстон-Норт на востоке и Кайкоура и Хокитика. на юге. Нгати Тоа остается небольшим иви с населением всего около 4500 человек (NZ Census 2001 ). В нем четыре мараэ: Такапувахия и Хонгоэка в Порируа городе, и Вакату и Вайрау на севере Южный остров. Правление Нгати Тоа носит название Те Рунанга о Тоа Рангатира.
Иви ведет свое происхождение от одноименного предка Тоарангатира. До 1820-х годов Нгати Тоа жили в прибрежном западном регионе Вайкато, пока не были вытеснены конфликтом с другим тайнуи иви во главе с Пататау Те Вероверо (c.1785 - 1860), который позже стал первым Королем маори (r. 1858–1860). Нгати Тоа, Нгати Раруа и Нгати Коата во главе с Те Раупараха (c.1765-1849), бежали на юг и вторглись в Таранаки и Веллингтон вместе с тремя Северными Таранаки Иви, Те Шти Ава, Нгати Тама и Нгати Мутунга. Вместе они сражались с турангаваеваэ Веллингтона, Нгати Ира, и победили их, уничтожив их существование как независимого иви. После 1820-х годов регион, завоеванный Нгати Тоа, простирался от Мириа-те-какара в Рангитикеи до Веллингтона и через пролив Кука до Вайрау и Нельсон.
Поговорка очерчивает традиционные границы племени:
Май и Мириа-те-какара ки Витирейя,. Вакавхити те моана Раукава ки Вайрау, ки Вакату,. Те Вака Тайнуи.
Однако племя в основном живет вокруг Порируа и Нельсона. Афоризм связывает племенную идентичность с предками и достопримечательностями:
Ко Витирейа те маунга. Ко Раукава те моана. Ко Тайнуи те вака. Ко Нгати Тоарангатира те иви. Ко Те Раупараха те тангата.. Витирейя - гора. Раукава (пролив Кука) - море. Тайнуи - это вака. Нгати Тоарангатира - племя. Те Раупараха - человек
Тупахау, потомок Хотуроа, капитана каноэ тайнуи, получил предупреждение о неминуемой атаке Тамуре, жрецом тайнуя, и сразу организовал план обороны и нападения. У Тамуре была армия из 2000 воинов, тогда как у Тупахау было только 300. Тупахау и его последователи выиграли битву, однако Тупахау сохранил Тамуре жизнь. Тамуре ответил на это, сказав: Тена коэ Тупахау, теа рангатира! что означает "Слава Тупахау, рыцарскому воину!" (Тоа означает «храбрый человек» или «чемпион» и рангатира означает «галантный», «великий», «достойный восхищения» или «главный»).
Позже невестка Тупахау родила сына, получившего имя «Тоарангатира» в память об этом событии и последующем мире, заключенном между Тамуре и Тупахау. Нгати Тоа ведут свое происхождение от Тоарангатира.
Парековхату из Нгати Раукава, жена Веравера из Нгати Тоа, родила Те Раупараха примерно в 1760-х годах. Согласно племенной традиции, рождение произошло в Патангате около Кавии. Те Раупараха стал передовым вождем Нгати Тоа, которому приписывают руководство силами Нгати Тоа против Вайкато и Нгати Маниапото иви, а затем, после его поражения, пилотированием миграции в, и завоевание и заселение района пролива Кука в 1820-х гг. Позже он пересек пролив Кука, чтобы напасть на людей Рангитана в долине Вайрау. Его попытке завоевать южный Южный остров иви помешала вспышка кори, убившая многих его воинов.
Те Раупараха подписал Договор Вайтанги дважды в мае и июне 1840 года: сначала на острове Капити, а затем еще раз на Вайрау. Те Раупараха сопротивлялся европейскому поселению в тех районах, которые, как он утверждал, он не продал. Позже возникли споры по поводу Порируа и долины хаттов. Но главное столкновение произошло в 1843 году, когда Те Раупараха и его племянник Те Рангихеата пытались помешать обследованию земель на равнинах Вайрау. На эти земли претендовала Новозеландская компания "по двум причинам - предполагаемая покупка капитаном Бленкинсопом, капитаном сиднейского китобойного судна в 1831-1818 гг.; и переговоры между их главным агентом (полковник Уэйкфилд) и Раупарахой., глава этого племени, в 1839 году ». Те Раупараха сжег кит, в котором находилось исследовательское оборудование. Судья Нельсона приказал арестовать его и назначил ряд граждан полицией. Те Раупараха сопротивлялся аресту, и началась драка, в результате которой погибла Те Ронго, жена Те Рангихаэта. Те Рангихаэата, который был известен как свирепый воин, затем убил сдавшуюся группу исследователей, чтобы отомстить за смерть своей жены в акте уту. Это стало известно как Wairau Affray или до наших дней резня Wairau, поскольку большинство европейцев были убиты после того, как боевые действия прекратились.
После боев в долине Хатт в 1846 году губернатор Джордж Грей арестовал Те Раупараха после того, как британские войска обнаружили, что он получал и отправлял секретные инструкции местным маори, атакующим поселенцев. В результате внезапного нападения на своего отца Те Раупараха, который был уже довольно пожилым человеком, был схвачен и взят в плен. Власти держали его в заключении в течение 10 месяцев, а затем держали под домашним арестом в Окленде на борту тюремного корабля «Водитель». После его захвата боевые действия прекратились в районе Веллингтона. Те Раупараха был освобожден для участия в мирной конференции маори в Кохимарамаре в Окленде, а затем освобожден после того, как отказался от любых претензий на долину Вайрау. Последним выдающимся достижением Те Раупараха стало строительство церкви Рангиатеа (1846 г.) в Отаки. Он не принял христианства, хотя посещал церковные службы.
Те Раупараха умер 27 ноября 1849 года в возрасте около 85 лет и был похоронен недалеко от Рангиатеа в Отаки. Многие помнят его как автора haka «Ka mate, ka mate », которую он написал после того, как был спрятан в руа (картофельной яме) женщиной в регионе Таупо после поражение в битве.
Нгати Тоа жил вокруг региона Кауи в течение многих поколений, пока не усилились конфликты с соседним Вайкато - Маниапото иви вынудил отступить из их родина. С конца восемнадцатого века нгати-тоа и родственные им племена постоянно воевали с племенами Вайкато-Маниапото за контроль над богатой плодородной землей к северу от Кауи. Войны усиливались с каждым убийством крупного вождя, с каждым оскорблением и незначительным страданием, достигая пика в огромной битве при Хингакаке в конце 18-го или начале 19-го века. Нгати Тоа мигрировали из Кауи в регион пролива Кука под руководством своего вождя Те Раупараха в 1820-х годах.
Вместе две миграции Хеке Тахутахуахи и Хеке Татарамоа носят имя Хеке маи раро, что означает «миграция с севера». Резной молитвенный дом с названием Те Хеке Май Раро, который стоит на Хонгока Мараэ, увековечивает миграцию.
Хеке Тахутахуахи (переводится как «экспедиция по зажиганию огня») вывела нгати Тоа иви из Кауи в Таранаки в 1820 году. Таранаки иви Нгати Мутунга подарил Нгати Тоа с Пукевхакамару Па, а также с культивациями поблизости. Пукевхакамару лежал внутри острова Акоки, вверх по реке Уренуи. Нгати Тоа пробыл в Пукевхакамару 12 месяцев. Альянс Вайкато-Маниапото последовал за Нгати Тоа на Таранаки, и там последовали битвы, в первую очередь битва Мотунуи между Вайкато-Маниапото и Нгати Тама, Те Шти Ава и альянс Нгати Мутунга.
Имя Хеке Татарамоа (переводимое как «миграция зарослей ежевики») напоминает о трудностях, испытанных во время второго переселения Нгати Тоа. Нгати Тоа покинул Акоки примерно в феврале – марте 1822 года после сбора урожая, посаженного для путешествия. В эту хеку также входили люди из Нгати Тама, Нгати Мутунга и Те Шти Ава. Гек прибыл в регион Хоровенуа - Капити в начале 1820-х годов и поселился сначала в Те Авамате, затем в Те Варанги, а затем в конечном итоге на острове Капити.
Обеспокоенность по поводу ненадлежащего коммерческого использования Ka Mate Те Раупараха вынудила iwi попытаться использовать товарный знак, но в 2006 году Ведомство интеллектуальной собственности Новой Зеландии отклонило их иск на том основании, что Ka Mate добилась широкого признания в Новой Зеландии и за рубежом как представитель Новой Зеландии в целом, а не отдельного трейдера.
В 2009 г. В рамках более широкого урегулирования жалоб правительство Новой Зеландии согласилось:
Есть четыре мараэ (общественные места) и wharenui (молитвенные дома), связанные с Ngāti Toa:
Признание Te Runanga o Toa Rangatira Inc Правительством Новой Зеландии в качестве управляющей организации Нгати Тоа после его Соглашения Вайтанги с короной в соответствии с Законом об урегулировании претензий Нгати Тоа Рангатира 2014 года. Это уполномоченная организация иви в соответствии с Закон 2004 года о рыболовстве маори, организация аквакультуры иви в соответствии с Законом об урегулировании претензий в области коммерческой аквакультуры маори 2004 года, "орган иви" в соответствии с Законом об управлении ресурсами и тухоно организация.
Те Рунанга о Тоа Рангатира - инкорпорированное общество, управляемое советом из 15 представителей, в том числе трое, избранных от iwi whānui, некоторые назначены от Гамильтона, Нельсона и Вайрау, а некоторые назначены marae и другие организации нгати-тоа. По состоянию на 2016 год председателем iwi является Таку Параи, исполнительным директором является Матиу Рей, а общество базируется в Порируа.
Веллингтоне панплеменной радиостанции маори Те Упоко О Те Ика была связана с Ngāti Toa с 2014 года. Она начала вести частичное вещание в 1983 году, а постоянное вещание - в 1987 году, и это старейшая радиостанция маори в Новой Зеландии. Atiawa Toa FM является официальная радиостанция Нгати Тоа и Те Атиава. Он начинался как Atiawa FM в 1993 году и транслировался на Te Atiawa в долине Хатт и Веллингтоне. Он изменил свое название на Атиава Тоа FM в середине 1997 года, расширив свое присутствие на Нгати Тоа в Порируа и побережье Капити.
Нгати Тоа имеют интересы на территориях Большого Веллингтона. Региональный совет, Окружной совет Тасмана, Городской совет Нельсона и Окружной совет Мальборо. Он также имеет интересы на территориях Окружного совета побережья Капити, Городского совета Порируа и Городского совета Веллингтона.