Ngāti Maniapoto

редактировать
Маори иви (племя) в Аотеароа, Новая Зеландия
Нгати Маниапото
Иви (племя) в Маоридом
NgatiManiapoto.png
Рохе (регион)Вайкато-Вайтомо
Вака (каноэ)Тайнуи
Население33,627

Нгати Маниапото - иви (племя) базируется в регионе Вайкато-Вайтомо Новозеландского Северного острова. Он является частью конфедерации тайнуи, члены которой ведут свою вакапапа (генеалогию) с людей, прибывших в Новую Зеландию на вака (каноэ) Тайнуи. Перепись 2006 года в Новой Зеландии показывает, что численность иви составляет 33 627 человек, что делает его седьмым по величине иви в Новой Зеландии.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Хапу и мараэ
    • 2.1 Нгати Те Канава
  • 3 Известные люди
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История

Предки Нгати Маниапото победили Нгати Раукава и изгнали их из района Отавхао (Те Авамуту). Вайкато, Маниапото и Раукава вскоре после этого скрепили мирный договор между собой и определили Аукати между собой в Пауаити. Некоторые участки земли были предоставлены Нгати Махуте и другим хапу и Иви для проживания в округе, которые расчистили земли и начали возделывать землю под руководством Общества церковной миссии. Около 1830-35 гг. Около 800-900 акров земель района Отавхао были приобретены Церковным миссионерским обществом у жителей этих земель, включая покупку примерно 5 акров у жителей земель, которые не имели обычных или имущественных прав или интересов на землю.. Житель Нгати Маниапото хапу заявил о своих претензиях на землю, вернув себе часть выручки от продажи. Вожди Маниапото, заявлявшие о своей доле владения землями, никогда не поддерживали продажу земли европейцам. Однако, когда Общество церковной миссии отчаянно нуждалось в таких вещах, как телеги, семена, деревья, плуги и мельницы, они искали земли в округе. Правительство выделило грант на участок площадью около 800 акров в соседнем Моеауха и еще 100 акров в Авамуту Обществу церковной миссии для поддержки промышленной школы, управляемой Джоном Горстом и финансируемой губернатором Джорджем Греем для обучения маори. в пошиве одежды, сельском хозяйстве и ремонте промышленных товаров. Земля была землей, выделенной вождями местного Маниапото «мана когдауа» хапу (как люди, имеющие надлежащие интересы в этих землях) в качестве земли для школы для своего народа маори. Похоже, что плата за эти земли не производилась.

Поставки европейских товаров и поддержка европейцев дали маори Вайкато гораздо больше свободного времени. Во время первой войны Таранаки Нгати Маниапото играл активную роль и получил материальную выгоду, разграбив фермы поселенцев, выращивающие скот и оборудование. Перемирие положило конец этой войне, но Вирму Кинги из Таранаки и Реви Маниапото оба стремились возобновить войну. Кинги стремилась привлечь Маниапото, поскольку они жили в плодородном регионе и получали значительную помощь от миссионеров в развитии коммерческого сельского хозяйства с 1830-х годов. К началу 1853 года субплемена Вайкато и Маниапото (хапу) стали очень успешной коммерческой сельскохозяйственной отраслью, продавая продукты питания в Окленд и экспортируя сельскохозяйственную продукцию в Австралию. Между 1853 и 1857 годами у племен Вайкато-Маниапото этого района была процветающая экономика, позволяющая им регулярно ездить в Окленд, чтобы продавать пшеницу, муку, персики и картофель и привозить одеяла, рубашки, сахар, орудия для выращивания табака и рабочих животных. Высокие цены, которые они получали, были вызваны золотой лихорадкой в ​​Австралии, которая привела к нехватке муки из Австралии. Когда в 1857 году закончилась золотая лихорадка, цены на продукцию Маниапото упали, что привело к депрессии в экономике. Затем европейские авторы, выступающие против маори, придумали истории о том, что Маниапото воспринимал низкие цены как некую уловку пакеха, и что именно в это депрессивное время Маниапото развил значительные антипакехи настроения, и что это одно из причины, по которым Маниапото якобы стремился атаковать Окленд - в 1863 году - чтобы получить уту за низкие цены и боль, которую эти низкие цены причинили Маниапото. Конечно, убедительные доказательства и свидетельства определили, что эти истории были не более чем выдумкой. Маниапото были хорошо знакомы со всеми тропами, ведущими в Окленд и где жили все изолированные фермеры. В 1863 году, после того, как правительство с полностью вооруженными войсками начало строительство дороги на Рангирири, чтобы начать вторжение на земли племен Вайкато-Маниапото в районе Вайкато, этот район был объявлен районом только для королев. Воины-воины Вайкато и Маниапото совершали вылазки в заросшие кустарником холмы и спускались на изолированные фермы, чтобы нанести партизанские удары по войскам Пакеха, фермерам и семьям, особенно в районе Друри и Рансиман.

После войны Вайкато три ведущих вождя Нгати Маниапото того времени, Реви Манга Маниапото, Вахануи и Таонуи Хикака, вели переговоры с колониальным правительством о разрешении основной железнодорожной магистрали через Нгати Территории Маниапото. Это было сделано из-за того, что король маори Тавиао и Те Кути также пытались вести переговоры с британским колониальным правительством о доступе к железной дороге и о создании судов коренных жителей по всему региону. Это могло означать, что Нгати Маниапото станет безземельным. Говорят, что когда Тавиао узнал, что они сделали, он в гневе бросил свою шляпу на обзорную карту территории Нгати Маниапото и назвал область, где упала шляпа, Те Рохе Пōтае, район шляпы. Сегодня эта территория называется страной королей в связи с этим событием. Маниапото сказал, что они не признали ни одного царя, кроме своего предка Маниапото, «они бы попирали слова Таухайо своими ногами».

Однако напряженность между вождями Нгати Маниапото и королем Тавиао росла из-за того, что можно было воспринять как проступок власти. Было широко распространено мнение, что вожди в Нгати Маниапото несут ответственность только перед составляющими их хапу, хотя они поддерживали понятие и принципы Кингитанги, это не означало, что они могли или даже хотели отказаться от своей рангатиратанги (вождя). В конце концов, король был королем в силу одобрения вождей. В то время как король проживал на территории Нгати Маниапото в качестве гостя, мана Нгати Маниапото безраздельно властвовал в их рохе, и Король не имел власти над их землей.

Хапу и мараэ

В районе Нгати Маниапото много мараэ (область перед wharenui), одна из самых известных - Те Токанга Нуи А Нохо в Те Куити (сужение) в Королевская страна. Этот кит был подарен Нгати Маниапото Те Кути, членом племени ронговакаата, который искал убежища от британской имперской и колониальной армий во время новозеландских войн. Не менее важно, но менее широко известно, Па, где последний Ио (традиционный учебный центр) содержался в специально созданном помещении. Другой whare wānanga находился недалеко от современного Пиопио и назывался Kahuwera. Он стоял на холме с одноименным названием, откуда открывался панорамный вид на долину реки Мокау через квартал Мараэтау.

  • Нгати Рора
  • Нгати Хиневаи
  • Нгати Тайава или Таева
  • Нгати Капутухи
  • Нгати Нгуту
  • Нгати Мокау
  • Нгати Хикаиро
  • Нгати Апакура
  • Нгати Матакоре
  • Нгати Раукава
  • Нгати Уту
  • Нгати Урунумиа
  • Нгати Паретекава
  • Нгати Паревэоно
  • Нгати Вайора
  • Нгати Хари
  • Нгати У
  • Нгати Рангатахи
  • Нгати Пихи

Нгати Те Канава

Нгати Те Канава - иви, живущий в Таумарунуи и один из сорока основных хапу конфедерации Нгати Маниапото, которая возникла примерно в 1860 году. Они прослеживают свою вакапапа с тупуна (предком) Те Канава, который был великим и великим - великий внук тупуны Маниапото и происходит от Урухины (дочери Рунгатеранги и Парераукавы). Семьи, носящие сегодня имя Те Канава, имеют прямую мужскую родословную whakapapa с тупуна Те Канава, также известным как Те Канава Панго.

Известные люди
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:02:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте